Нас не догонят, или Прибытие поезда

Дмитрий Яшин
День российского кино, приходящийся на 27 августа, обычно как-то забывается в пылу завершения летних отпусков и каникул, тем паче в преддверии нового учебного года школьников и студенотов. Да и по части освещения в СМИ этот праздник сильно уступает отмечаемому в начале августа Дню десантника. Интересно, вот если бы в последних числах месяца Эльдар Рязанов и Карен Шахназаров начали вдруг прогуливаться, скажем, в тельняшках, а Никита Михалков вместе с Юлием Гусманом устраивали «торжественные купания» в фонтане, граждане России были бы лучше осведомлены о самом факте существования такого праздника, как День кино?



После демонстрации «Прибытие поезда» братьев Люмьер в 1895 году российский кинематограф начал свое заметное и относительно быстрое развитие, определяясь в жанрах, темах, приемах и видах. Так, уже на рубеже столетий обозначилось два вида кино, существующих и по сей день: игровое и научно-популярное (чуть позже появилось и документальное кино). Первые годы принесли на экраны десятки костюмных постановок, основанных на исторических и фольклорных сюжетах. Русская свадьба XVI столетия (1908), Ухарь-купец (1909), Эпизод из жизни Дмитрия Донского (1909), Княжна Тараканова (1910) – это были русские экранные лубки, мало чем отличавшиеся от современных им зарубежных примитивов, которые все же несли в себе яркий национальный колорит и знаки художественной традиции. С самого начала существования раннее русское кино обращалось к образцам высокого искусства – театру, живописи и еще более – к литературной классике.

Октябрьская революция в России явилась безусловным рубежом в развитии киноискусства. Председатель Совнаркома В.И.Ленин не случайно назвал кино важнейшим из искусств – на фоне повальной безграмотности населения оно было самым действенным средством для масштабной пропаганды политического курса советской власти. Большевики, нужно отдать им должное, очень глубоко понимали значение рекламы и того, что на современном английском русском языке называется «пиар».

Декрет о национализации кинопромышленности был подписан 27 августа 1919 г. С этой даты начала отсчет своих лет советская кинематография. Первые шаги она сделала на фронтах гражданской войны. Кинооператоры, снимавшие боевые события и тут же показывавшие эту правдивую кинохронику бойцам, работали в воинских частях, в агитационных поездах, на пароходах. С хроники, с выпуска документальных фильмов о гражданской войне началось это новое российское кинопроизводство.

Профессиональный праздник кинематографистов также появился в календарях в советские времена. В 1979 году, при подготовке указа президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных датах» вспомнили о ленинском декрете. Дата его подписания – 27 августа – и была провозглашена Днем отечественного кино. После распада СССР решили устоявшуюся традицию не менять. За более чем четверть века существования праздника сформировался чуть ли не ритуал отмечать его премьерами новых российских картин. Последние несколько лет в конце августа в Москве даже проходит специальный кинофестиваль – «Московская премьера», – приуроченный к 27 августа.

Искусство кино – великая ценность, которую получило человечество благодаря развитию научно-технического прогресса. В последнее время в России утвердился (вроде бы незаметно для всех) американский образ кинопотребления – с чавканьем попкорном и бульканьем кока-колой на сеансах, – когда фильм воспринимается как набор ярких картинок, умеющих увлечь зрителя в круговорот фантастических приключений и компьютерных трюков, то есть помочь ему приятно провести время. И многие так и думают: «мы просто смотрим то, что нам нравится», «мы приятно проводим время». Но каждый ли может точно утверждать, что он действительно смотрит то, ему нравится – на фоне массированной рекламной кампании, активной раскручивающей очередной «умопомрачительноый по бюджету и грандиозной по спецэффектам кино-шедевр»?..

Безусловно, кино относится к категории развлечений – как, кстати, любой другой вид искусства. Это и хорошо. Важно только не забывать ни зрителям, ни создателям, что силу воздействия кино на человека (ту саму, которую еще на заре Великой перестройки в России оценил Владимир Ленин) никто не отменял. Учитывая это, а также то, что кино – развлечение, умный режиссер всегда найдет способ донести до зрителя важную мысль, и донести ее так, чтобы действительно «дошло».

Мы живем в удивительное время: за рядового гражданина (если быть точным, за его лояльность), идет открытая борьба. С одной стороны его пытаются увлечь одаренные творцы, задача которых – увеличение числа стандартных потребителей. С другой стороны не менее одаренные творцы стараются открыть суть вещей, извлечь наружу истинное «Я» человека, чтобы он сам решал, что ему нужно, а что нет. И те и другие стараются воздействовать на сознание с помощью искусства, в том числе и искусства кино. Порой между этими двумя направлениями очень тонкая грань. Мы живем в мире масс-медиа. Включите телевизор, зайдите в Интернет – везде сплошное кино, даже газеты, стараясь не отстать, увлеченно печатают комиксы. Похоже, знаменитый «Поезд» братьев Люмьер прибыл на кольцевую ветку, где каждый день День кино.

Весь мир – кинотеатр, и люди в нем – кто?..