он врал, а я слушал

Черненко Андрей Григорьевич
         До слёз обидно, что не всё записал, - казалось, уж совсем завирается шофер  Витя Лёвочкин, с которым в чудовищную стужу  свела меня судьба -  больше тридцати лет назад, между Алонкой и Чегдомыном.
         Где он сейчас?
         Жив ли?
         Не знаю.
         Но вот что сохранилось в случайно найденном при    переезде блокноте.

                х х х

 
СПОР


               
                на небе звёзды, на траве - бутылки,
                на совести -
                свинцовость пустоты;
                храпят друг другу в ватные затылки
                два тела,
                перешедшие на "ты"

                АНДРЕЙ ЧЕРНЕНКО


1.

         Заспорил пo пьянке Дениска Прончик с Гришкой Агаевым: мол, жена у него такая порядочная и так любит его, что никогда и никому не даст: «Ящик  ставлю».
         Гришка в ответ  только плечами пожал.

         "Старку" пили. Водку пили. На спирте техническом, который Гришка принес, сломались. Когда пришли в себя, о споре никто и не помнил.
         А через неделю Гришка Агаев приносит бутылку: "У меня праздничек, - говорит он после первого стакана Прончику, - я твоей жене на зад клеймо второго мясокомбината поставил. Она и не заметила... "
Прончик побледнел. И - домой.
         - Ящик водки с тебя! - Крикнул ему  Гришка в след.
 А мы сидим. Еще выпили. Ждем, что Гришка расскажет о жене Прончика..
         Но Гришка молчит. И, по всему видно, что не по себе ему.

 2.

         Через час  Прончик возвращается и сразу же с молотком на Гришку.
         - Гад, - плачет, слезы с соляркой смешивает, - гад! Ты мне жизнь исковеркал... Гад.
         Всё же успокоили. Правда, связали – брючными ремнями.
         Уложили рядом. Дали выпить.
         Лежит  и плачет.

         Бригадир наш, из старых, по слухам, зэков, вроде как успокаивает Дениску: "Сам виноват. Нечего спорить на такое. Нет, Прончик, баб, которых, при желании, не обработаешь. Главное - терпение. Его нашему брату не хватает. А это первое дело. Говори женщине с неделю, что красивей ее нету, а, главное, -  что она сама себе цены не знает… Вторую неделю похнычь, но с достоинством, - мол, житья теперь тебе нет. Хоть в прорубь!"
         Короче,  весь гарнитур  нам обрисовал, а потом добавил:
         - Вот так, Дениска...
         Но это не для тебя. Таким, как ты, свое добро нужно тихо хранить.
         Не хвастаться.
         А как похвастался - знай,  упрут. Охотничков - вона, сколько. Север!

3.

         А  Прончик лежит  и плачет.
         - Я, - говорит мне жена, - тебе верна, - говорит. Иуда! - Снимаю ей трусы, а там, у самой этой… Клеймо. Всё верно! - и рвется, - убью гада!

         Тут наш бригадир и говорит:
         - Ты, оказывается, Прончик, дурак.
         Что бы на твоем месте сделал умный человек? Он бы вернулся из дома  и сказал Гришке, мол, « шутник ты, Агаев, мол, я ,чуть было, не поверил тебе...
         А ты?
         Теперь и тебе позор, и бабе твоей позор.
         Ты дурак, и  мне тебя не жалко.

4.

         Ты думаешь они развелись?
         Ничего подобного. Она ему доказала, что они с Гришкой решили над ним пошутить. Что клеймо она сама себе поставила.
         Ну, и что он?
         А что - поверил.
         ...Поумнел.


               


НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА


            Ты говоришь, так  не бывает!? Чудик, слушай сюда.
            Работал в нашем парке Серега Смык.
            Серьезный такой мужчина - мог взять на грудь с тысячу граммов, а по нему не заметишь. Ну... просто человек чуть выпимши... Да... Так вот: умер он под ноябрьские - праздник всем расстроил.

            Но не в том дело. Лежит себе Серега в морге 2-й горбольницы, а к нашему профбоссу Ерофееву приходит серегина жена.
            Видная такая бабенция, самоуверенная.Хотя, вроде бы, и придавило ее чуток.И, значит, просит она у Ерофеева: "Помогите с похоронами. Двое ребятишек. Одна, как перст." Ну и так далее.
            - Что за разговор, - отвечает Ерофеев, а сам уже прикидывает в уме, во сколько обойдется профкассе его доброта. Дело в том, что месяц у нас выпал какой-то гиблый. Что ни день - то разбился кто-то, то втихую, дома, помер. В профсоюзной кассе -шаром покати.
            - Вы тут посидите, - а сам, к нам, к шоферне.
            Ну, сбросились мы по пятерке, да и дело с концом.
            А тут - верь не верь... Заходит в ерофеевский закуток еще одна бабонька - и сразу отмечу, что женщина тоже видная. И тоже:
            - Траур у меня.
            Оказывается, женщина эта - тоже Сереге Смыку жена!
            Первая хвать свою сумочку и влицо:  "Авантюристка!" 
Мол, вот и свидетельство о браке, о рождении двух детишек от Сергея Михайловича Смыка.
            Вторая, нимало не смущаясь, вытаскивает из своей сумочки такие же свидетельства о браке и о рождении, представь себе, двух пацанят. И, соответственно, тоже помощи требует.

            Да...

            Обалдевший Ерофеев не знает, что и поделать. Документы-то в порядке!
            Но пока он раздумывает, - как быть, женщины эти тихонечко стервизмом остервенелым наливаются, как алкаши красненьким.
            Да...
            Так вот, говорит Ерофеев сидевшей тут же бухгалтерше нашего таксопарка: "Тонечка, Сергей Михалыч пил?" У той бровки - уголками: мол, кто ж из наших не пьет?
            - С кем якшался?
            Она перечисляет ему, с кем. Ерофеев вызывает их (и меня, между прочим).
          - Кто у Смыка дома бывал?
          - Я, - отвечает Агаев Гриша..
          - Кого из этих женщин признаешь?
          - Вот эту... Хорошая хозяйка...
          А Дениска Прончик вдруг говорит:
          - И я у него дома был. Жена у него мировая. Вот эта женщина.
          И - показывает на другую...
          Короче говоря, выясняется: одни гуляли в Пригородном у Клавы. Другие - на улице Розы Люксембург, у Ани.
          И та, и другая ходили у него в законных женах и о своем, так сказать, родстве не ведали. А мы и подавно не догадывались.
          Да...
          Спрашивает Ерофеев:
          - Деньги муж приносил?!
          Отвечают обе:
          - Приносил. Бывало, по три сотни в месяц...

          А ты говоришь, не бывает. ъ
          Вот тебе и не бывает.
          В нашем же автопарке. Серега Смык...
          Две семьи. И в каждой он хозяин, что надо. Работал сутками, а им что-то плел - не знаю что. Ну, работа такая - через день...
          К слову сказать, быстро они, его законные жены, сориентировались:
          - Будь он проклят, кобель, - это они хором. - Гад! Мерзавец...
          И начали его честить-костерить.
          Он уже мертвый, в морге, во 2-й горбольнице, а они злобой истекают. И обе:
          - Сами его и хороните. Оскорбил он меня (хором) на всю жизнь.
          И - за дверь
          - А первая-то хитрей оказалась. - хмыкнул Валерка Юдин.
          - Чем?
          - А деньги, что мы собрали, она унесла.
          Да...

          И, верь не верь, когда хоронили его, многие плакали.   
          Один как перст лежит мужик - ни детишек рядом, ни родни какой. Хоть и под сорок ему, а что ни на есть - сирота...
          Слышу, одна мойщица говорит другой.
          -Суки какие! Он их обувал, одевал. Детишек растил. А они его даже проводить не пришли.
          Вторая отвечает:
          - Я у моего одна - а толку? Пусть бы я и десятая была, лишь бы трезвым приходил да деньги приносил. Что с его, деревяшки, я имею? Синяки да стирку!"

          Я слушал их, парень,  и думал - а какой с меня моей Ленке прок? И не знал,  что себе ответить. А тут праздники на носу. Напился я до размягчения позвоночника. И все никак не могу Серегу из башки прогнать. Что-то он переиначил во мне. Что? Убей меня, не могу додуматься.
          Да...
          Вот и завербовался сюда, за деньгой, понятное дело.

          А ты говоришь, не бывает.

1976 г.