Сэт процесс

Клуб Труб -Мастерская
Прожитый день разбился о вечер
Сколько не сбывшихся надежд он унёс за собой
Наши мечты развеял злой ветер
Нам уже всё равно - ведь мы идём в мир иной…
гр. Урфин Джюс – «Отходная»


Смотри! Ядерный фантом!
Из глубин разумного рождён.
Адские лучи убивают жизнь…
гр. Ария – «Смотри»

ПИШЕТСЯ СОВМЕСТНО:
ЛОБЫНЦЕВ & ВИА


Стремясь найти жизнь, ты найдёшь смерть.
Хотя и то, и другое – не более чем иллюзия.
Брайан Олдисс («Лето Гелликонии»)

Текущий вариант

      Болели ноги, от долгой ходьбы разбухли пальцы. Башмаки сдавливали стопу и причиняли страдания. Пока что Путник терпел. Он был посреди пустыни. Оставаться на ночь без защиты стен опасно, а без хорошего оружия почти смертельно. В рюкзаке лежал старый боевой нож, но пригоден был только пищу готовить. Брони Путник не носил. Его тело от всех невзгод защищал истрёпанный временем балахон, одетый поверх простой рубахи и старых джинсов, чалма из тряпья спасала голову от лучей и могла немного смягчить удары. Походные ботинки знавали времена и получше.
      На отдых времени не было – яркое солнце весь день доставало жарой, но сейчас клонилось к закату слишком быстро. На ночь лучше бы в помещение. И тут кое-что радовало – развалины виднелись на горизонте часах в двух ходьбы.
      Стараясь не думать о занудной боли, человек медленно, но верно двигался к намеченной цели и с темнотой, наконец, достиг мёртвого поселения.
      Ближайшие дома были не пригодны – полуразрушенные стены, отсутствие крыши. Такие укрытия защищали не лучше, чем пустынные пески. Нужно было искать уцелевшие постройки. Продвигаясь к центру города, Путник обнаружил почти не тронутый разрушением квартал. Преодолевая уже почти нестерпимую боль в ногах, он дохромал до ближайшей постройки.
      . Одноэтажное здание с облупившейся штукатуркой, с заколоченными окнами, но, что не могло не радовать – с целой крышей и надёжными, на первый взгляд, стенами. Даже дверь имелась вполне приличной крепости! Путник дёрнул ручку двери – та оказалась закрытой. Сняв с плеча рюкзак и, немного порывшись в нём, Путник достал набор отмычек и приступил к взлому. Не прошло и пол минуты, как нужная отмычка была подобрана, и замок щелчком поприветствовал гостя. Путник повернул ручку и легонько толкнул дверь – та, сетуя на безжалостное время скрипучим стоном, отворилась.
      И тут идиллия разлетелась на сотни осколков. Сразу же с открытием двери из помещения волной вырвалась вонь гниющей плоти. Трупный смрад такой силы, что сразу стало понятно – тот, от кого он исходил, в мумию или кучку костей превратится не скоро.
      Путник почувствовал опасность. Тело здесь провалялось неделю или около того. Труп относительно свежий, не времён разрушения города. А что это могло означать? Да что угодно! Может быть финалом атаки насекомых-мутантов, а может и бандитов. Вдруг неподалёку база рейдеров? Разбойники захватили какого-нибудь беднягу, пытали его и под конец – прикончили.
      Правда, зачем тогда им было запирать потом дверь? Могло быть и следующее: одинокий странник зашёл в дом провести ночь, а спящему перегрызла горло крыса, пролезшая через щель в полу. Несчастный, впрочем, мог умереть и собственной смертью – вымотанный долгим переходом, измученный тяготами жизни перекати-поля. Всё могло быть.
      Зажав нос, Путник вошёл в помещение. Нет, он не был мародёром и не помышлял обыскивать воняющий труп в поисках чего-нибудь ценного. Ему просто захотелось взглянуть на несчастного. Что-то влекло.
      В комнате стоял мрак, и Путнику понадобилось какое-то время, чтобы глаза смогли адаптироваться. Постепенно стали различимы контуры помещения, мебель: стол посредине, стулья и диван, на котором валялось тело. Мертвец лежал согнув одну ногу в колене, вытянув другую и заложив руки за голову – будто бы просто прилёг вздремнуть. Не типичная поза для умершего. Впрочем, его вид свидетельствовал об отсутствие жизни в лежащем теле - гниющие куски мяса лохмотьями свисали с туловища, кое-где торчали кости, уцелевшие лоскуты кожи были покрыты язвами и нарывами, по всей поверхности тела виднелись участки с сочащейся густой коричневой жижей. А из одежды были только шорты. Изорванные, с кровавыми пятнами, но на удивление с ещё сохранившейся эмблемой СГА («спортивно-гимнастическая Америка»).
      Внезапно запрокинутая вверх голова упала набок, и мертвец уставился на Путника мутью глаз. Человек вскрикнул, дёрнулся назад к двери, но оступился и упал. Приподнявшись на корточки, Путник чертыхнулся про себя и вгляделся в сторону покойника. Мертвец тем временем вытянул руки, зевнул во весь рот, обнажая остатки пожелтевших полусгнивших зубов, и уверенным движением принял сидячее положение.

- Принёс же тебя чёрт, на ночь глядя. Что, другой дом не мог выбрать, а? - грубым, хрипящим голосом спросил труп.
      Такой расклад дела вконец вывел из колеи и вогнал беднягу в ступор. Преодолевая прострацию, человек дрожащим голосом спросил:
- Кто ты?
      Мертвец недовольно заворчал, а потом выдавил:
- Я Сэт!
      Собственно говоря, Путник рассчитывал на что-то более конкретное, хоть немного проясняющее странное полуживое - полумёртвое состояние собеседника. Человек пытался проанализировать нелепую ситуацию, но мысли его забились по разным углам сознания и никак не хотели собираться в кучу.
      Затянувшаяся пауза, казалось, немного вывела из себя мертвеца, и тот раздражённо прохрипел:
- Ну, я представился, теперь твоя очередь. Или в той дыре, от куда ты вылез, понятия не имеют о хороших манерах?
      Человек сдавленно, стараясь больше не сердить живой труп, произнёс:
- Меня зовут Путник…
- Путник? - переспросил Сэт. - Твои родители не очень-то любили тебя, раз дали такое идиотское имя! - мертвец издал булькающее–кашляющий звук, по-видимому, это был смех. - Родился и сразу Путник?
- Нет. - запротестовал человек. - У меня было когда-то и другое имя … человеческое, - смутившись, сказал он, - Но я утратил его, оно растворилось.
- В слезах?
- Нет... Да... В потоке непонимания и злобы.
-О! - удивился покойник. - Да ты философ! Или поэт?
      Путник потупил глаза.
- В какой-то мере… - чуть нехотя согласился он.
      Человек уже почти оправился от первого шока и начал воспринимать разговор с живым трупом как что-то почти нормальное. И даже казавшаяся невыносимой вонь мёртвого тела не беспокоила его так сильно, как в начале разговора. Он, всё ещё сидевший на полу, покряхтел и встал, подошёл к стулу и поинтересовался у «хозяина» дома:
- Ты не против, если я присяду?
      Мертвец небрежно мотнул недогнившей рукой.
- А, валяй.
      Путник кивнул и присел. Сэт запрокинул локоть на спинку дивана и вальяжно уместился на ложе, будто предвкушая долгую интересную беседу.
- Итак, - начал мертвец, - что привело тебя сюда? Откуда и куда держишь путь?
- Иду я из северо-западных земель. – с готовностью ответил человек.- Направляюсь в Нью-Рено… Вот, а тут остановился в поисках ночлега. Длительный путь совсем измотал меня и лишил сил. Мне необходимо где-то отдохнуть.
- Понятно… - медленно произнес Сэт и задумался о чём-то своём.
      Путник, так и не узнавший о собеседнике ничего хоть сколько-нибудь существенного, решил расспросить мертвеца.
- Прости мне моё невежество, - осторожно начал он, - но объясни: кто ты такой?.. Или что?.
      Мертвец хмыкнул.
- Скажи, Путник, а доводилось ли тебе бывать в Гекко? – ответил мертвец вопросом на вопрос. - Или слышать о его обитателях? И не слышал ли ты о… - Сэт запнулся и с какой-то горечью в голосе произнёс, - Некрополисе?
      Путник покачал головой.
- Гекко? Знаю ящериц таких, а город, если ты это имел в виду, такой не посещал. Название Некрополис мне тоже ни о чём не говорит...
      Мертвец поморщился, убрал локоть со спинки дивана, положил руки на колени и чуть подался вперёд. Его испещрённое язвами лицо, казалось, выражало смесь тоски и досады. Сэт что-то недовольно пробубнил в сторону, а потом, уставившись на человека, прохрипел:
- Эх, забыли нас. Нашу былую мощь и силу. А ведь когда-то… Чёртов Выходец!
- Кто? - поинтересовался Путник.
      Сэт раздражённо махнул рукой.
- Да, урод один. Не важно. Теперь нет и его, нет и нас… Мы мертвы не только телесно, но и упокоились в памяти людской. Славные жители Некрополиса... Остались только пустоголовые тупицы из Гекко. Позор всех мертвяков!
      Похоже, настроение общаться у Сэта пропало. Путнику было не удобно донимать мертвеца расспросами, но любопытство, в конце концов, взяло верх.
- Поведай мне о себе, о Некрополисе. - попросил человек. - Тебя гнетёт, что память о твоём народе исчезает, но если ты вложишь её в мои уста, я смогу рассказывать о вас людям…
      Сэт задумался, его мрачность сменилась печалью. Существо блуждало в лабиринтах собственной памяти. Ум его уже будоражили готические изваяния Мёртвого Города, битвы некро-воинов, когда тысячи мёртвых вздымали руки с ножами и копьями в едином порыве и с боевым кличем неслись на встречу своей судьбе…
      Мертвяк выпрямился, внимательно посмотрел в глаза Путнику и начал рассказ.

- Наш город до войны назывался... А, это не важно! Когда мы поняли, что прошлого не вернуть, старые названия не вызвали даже насмешек - другое время, другая жизнь, другой мир. Это был обычный город страны, владевшей миром. Вся планета уважала наши деньги, боялась наших бомб и ракет, слушала нашу музыку и смотрела наше кино. И ненавидела нас за силу! Когда ненависть вооружается, жди беды. И тогдашние правители объявили народу, что от беды можно спастись. В убежищах. Знаешь, что это?
- Да, приходилось бывать в заброшенных опустевших подземельях.
- А выяснять, почему там никто не живёт, не приходилось? - чуть хрипловато спросил Сэт и опять резко подался вперёд.
- Это и так было известно, - ответил Путник. - К какому-то определённому сроку готовился выход на поверхность и жители убежища выходили.
- И куда делись? - иронично уставился Сэт на собеседника.
- А где как! - пожал плечами Путник. - Где рассосались среди выживших на поверхности, где вымерли, так и не привыкнув к послеядерной Пустоши, где ... Почему ты так говоришь об убежищах? Их, по слухам было около тысячи на весь континент от океана до океана. Не все же вымерли!
- Не все, не все... - задумчиво пробормотал Сэт. Но некоторым проектом корпорации "Технология Убежищ" погибнуть было предопределено. Понимаешь? Люди сбегались спасаться, верили технарям и политикам, надеялись выжить, а их предали. Нас предали! - хрипло закончил Сэт и откинулся на спинку дивана.

      Повисла гнетущая тишина. Где-то скреблась крыса, ночной ветер посвистывал в щелях, чуть слышно дышало два существа. Путник пошевелился, стул скрипнул.
      Бродяга вздохнул и спросил:
- Зачем им это понадобилось?
- Что? - очнулся от задумчивости Сэт.
- Предавать вас? Глупая затея - губить людей просто так.
- Нас было много. До войны на громадной цветущей обустроенной территории жили миллионы. Им нас было не жалко.
- Но зачем собирать в место спасения тех, кого планировали погубить? Можно было просто оставить убежище закрытым и результат был бы тот же.
- Под ядерными ударами мгновенно исчезали тысячи тысяч. Вспышка, грохот, удар волны и... И всё! Только тени на устоявших стенах напоминали, что человек был! - с ударением на БЫЛ сказал Сэт. - А в убежище бронеплита - дверь в форме гигантской шестерни, не закрылась до конца. Осталась щель с метр шириной. И этого хватило. Специальные противорадиационные пилюли были только в походных аптечках, а в медблоке их почему-то не оказалось. И смерть забыла про косу! Невидимкой она пропитывала нас собой и убивала, убивала... Убежище было переполнено, ведь кроме списочного состава были и случайные люди. И их было больше, чем "планового контингента", а через щель лезли всё новые. И раненные, и обожжённые, почти убитые радацией и те, что успели залезть в канализацию под первый вой сирен...
- А отремонтировать механизм и закрыть вход? Неужели не нашлось умельцев? - потрясённо спросил Путник.
- Умельцев? - хмыкнул Сэт. - Нашлись мастера, а как же. Они срочно сбились в бригаду и попытались устранить "неисправность", но лучше бы их не было. Вспыхнула надежда, будто кто-то дразнил шансами. Они провозились несколько дней и вернулись на нижние жилые уровни с большими дозами. Умерли быстро и все. Но успели поведать о предательстве - механизм был сконструирован так, что дверь в убежище не закрылась бы плотно никогда. И никакой ремонт не мог поправить дело! Только полная замена всего механизма и самой бронеплиты. И тогда люди поняли, что обречены. На поверхности быстрая смерть, в подземельях тоже смерть, но с отсрочкой. А за острочку плата - муки!

      *********

      Стало тихо. Сэт молчал, глядя в сумрак куда-то, будто видел древние тени за спиной Путника, а тот некоторое время сидел, не шевелясь, забыв про боли в ногах, про голод и жажду. Перед его глазами вставали картины довоенного времени, какими они могли бы быть. Родившись почти через два века после Последней Войны, он представлял те времена по фото, картинкам из журналов и книг, находя вполне естественным смешение стилей середины двадцатого столетия и самых разных эпох. Он спокойно воспринимал новейшее электронное оружие в кобуре кольта времён освоения Дикого Запада, не видел ничего особенного в соседстве крепкой мебели ещё девятнадцатого века и останков робота-повара из двадцать первого или универсального робо-дворецкого, сложившего манипуляторы и не использованного за двести лет ни разу. Все эти следы погибшей цивилизации Путник находил в строениях, уцелевших чудом в местах поражения самым разным оружием предков или в относительно целых краях. Целых, но безлюдных.
      Достав из кармана самодельный блокнот и карандаш, стал что-то быстро записывать. Сэт очнулся от воспоминаний и бросил взгляд на гостя. Собственно, из задумчивости его вывело появление света - Путник сделал лучину из первой попавшейся щепки  и зажёг её, пару раз стукнув кремнем по кресалу. Клочок ветоши, пахнущий каким-то горьким маслом, быстро прогорел, теперь слабым огоньком горела только лучина. Немудрёная "лампа" дала возможность писать и тускло осветила небольшой круг около Путника.
   - Что пишешь? - нарушил тишину Сэт.
   - Заметки делаю, чтобы не забыть детали. Стенография - наше родовое мастерство. И меня научить успели... - и запнулся посреди фразы.
      Сэт смотрел на собеседника и молчал, думая о своём. Путник, перестав писать, присмотрелся к гулю внимательней. Лицо мертвяка уже не казалось таким ужасным, как в первые минуты. Печать жестокости была хорошо заметна даже у спавшего и сперва вызывала опаску. Сейчас преобладала печаль. Трудно разглядеть чувства в гниющем мясе - мимика беднее, мешает отвращение и от первой оторопи ещё след не пропал. Но понимание уже скрашивало картину. Путник знал, как больно бьёт в сердце предательство, особенно когда ты очень нуждаешься, знал и про рухнувшие последние надежды не понаслышке. Он поколебался, но решил спросить.
   - Ты был там один, когда сирены загнали всех в убежище? Всех, кто успел...
      Сэт медленно поднял глаза и посмотрел Путнику прямо в лицо. До этого он остановился взглядом на огоньке лучины и далеко убрёл мыслями, стараясь вытеснить из памяти самое болезненное. Он заставлял себя вспоминать, как силой сгонял других гулей в банду, а потом и в "армию зомби", как настойчиво вбивал в умы товарищей по несчастью идеи особого гульского пути, как агитировал и наказывал маловеров... Теперь перед внутренним взором всплыло лицо, даже два лица одного человека - лицо ДО и лицо ПОСЛЕ...
   - Нет. Я был с сыном...