Цари Шумера

Константин Рыжов
                1. Шумер и шумеры

Одновременно с Египтом, или немного позже, другой очаг древневосточной цивилизации возник в междуречье Тигра и Евфрата, на территории современного  Ирака. Также как египтяне, местные жители очень рано стали строить города, изобрели письменность, оросительную систему и создали замечательную мифологию. Происхождение шумеров по сей день остается  загадкой для ученых, поскольку их язык не имеет никаких родственных ветвей среди известных языков древнего и нового мира. Скорее всего, они не были коренными жителями Междуречья и переселились сюда в начале или середине IV тыс. до Р.Х. Одни историки считают их прародиной Индию, другие – Кавказ или Среднюю Азию.

    Переселившись в Междуречье, колонисты встретили здесь условия жизни, почти невыносимые для существования людей. Не было земель удобных для земледелия - только безжизненные пустыни и зловонные малярийные болота. Речные разливы нередко сопровождались разрушительными наводнениями. Потребовалось несколько столетий неустанного труда, чтобы превратить эти места в цветущий оазис. За эти годы была сооружена  гигантская сеть каналов и арыков, которые  собирали воду, осушая топи и орошая сухую степь. Разливы рек не раз сводили на нет усилия человека, но шумеры вновь и вновь восстанавливали размытые  берега каналов и расчищали от ила устья арыков.

    В отличие от Египта, у шумеров так и не сложилась централизованная деспотическая держава. Каждый город с окружающей его маленькой областью был фактически независим. Среди этих городов наибольшее значение имели Ниппур, Ур, Киш, Урук, Лагаш, Умма и Ларса. Общественный и социальный строй шумеров, по сравнению с современным им египетским, был более патриархальным и демократичным. Во многих городах существовали советы старейшин и даже собрание «граждан города», с которыми правитель должен был обсуждать все принимаемые решения. Правители эти были двух категорий. В больших городах, вроде Киша и Уммы, всеми делами распоряжались лугали – цари, а в других власть принадлежала энси – своеобразным первосвященникам, соединявшим в своих руках духовные и светские полномочия. Время от времени царь одного из шумерских городов добивался гегемонии над соседями, но, как правило, не мог долго ее сохранять. Впервые такую гегемонию удалось установить Кишу.

                2. Первая  династия  Киша
                http://www.proza.ru/2013/05/28/410

Вплоть  до начала XXVI  в.   до   Р.Х.   правители   Киша   были   самыми могущественными в Северном Двуречье. Последним в "Царском списке" этой династии значится Ага - современник правителя Урука  Гильгамеша, в войне с которым он потерпел поражение.  Вероятно, после этого произошло быстрое ослабление Киша.  Он  утратил  свою гегемонию, а затем был покорен Месалимом, царем города Авана (http://www.proza.ru/2013/12/02/1740).
               
                3. Первая династия Урука
                http://www.proza.ru/2013/05/28/410

Царская династия в Уруке была основана ок. XXVIII в. до Р.Х. мифическим царем  Мескианггашером. По свидетельству "Царского  списка",  Мескианггашер  был  сыном бога Уту и правил еще не в самом Уруке, а  в  храмовом  комплексе Э-Ане, то есть тогда, когда существовала уже священная  ограда  с храмом,  но   не   было   еще   самого   города   (археологически подтверждено, что такая ситуация действительно имела  место  в  IV т. до Р.Х.).

Приемником Мескианггашера был Эн-Меркар. По свидетельству "Царского  списка"  он  был  тем,  "кто построил Урук", то есть при нем вокруг  храмового  комплекса  Э-Ане возникло  постоянное  поселение. Может  быть,  в  связи с этим, Эн-Меркар сделался одним из любимейших героев шумерских мифов.  В одной из дошедших до нас поэм  Эн-Меркар  тягается  с  правителем города Аратты (далеко к востоку, где-то между Эламом  и  Индией), требуя от него поставки  материалов  для  храма  богини  Инаны  в Уруке, а тот, в свою очередь, требовал в обмен  хлеба.  Оба  царя через своих послов загадывали друг другу хитрые  загадки,  обещая исполнить требование, если загадка будет решена. Какая-то из  загадок Эн-Меркара оказалась столь трудной, что  его  посол  не  смог  ее припомнить, и пришлось изобрести письменность.

                4. Гильгамеш

Пятым в "Царском списке" первой династии Урука значится знаменитый Гильгамеш (правил в XXVII в. до Р.Х.)- самый любимый  герой  шумерских  мифов  (что  не мешает, однако, большинству  современных  исследователей  считать его  за  реально  существовавшую  личность).  Гильгамешу,  между  прочим, приписывается сооружение  грандиозных  оборонительных  укреплений вокруг Урука. Длина городской стены достигала 9 км, а  толщина  - 5 м.  За  этой  стеной  впервые  объединились  три  первоначально самостоятельных поселения - Уну,  или  собственно  Урук,  Э-Ану  и Кулаб.

  Из мифологических  поэм  известно,  что  Гильгамеш  боролся  за гегемонию над Шумером с царем Киша - Агой. По легенде,  Ага  через послов потребовал,  чтобы  Урук  принял  участие  в  предпринятых Кишем   ирригационных   работах.   Совет   старейшин    предлагал Гильгамешу примириться и исполнить требования Аги, но  Гильгамеш, поддержанный  народным  собранием,  отказался   покориться.   Ага прибыл с войском  на  ладьях,  спустившись  вниз  по  Евфрату, но, начатая им осада Урука, кончилась поражением кишцев.

В  XXVI  в.  до  Р.Х.,  начиная  с  Гильгамеша,   правители   Урука осуществляли  гегемонию  в  Южном  Двуречье.  В  XXV   в. до   Р.Х. гегемония перешла к Уру.

                5. Первая династия Ура
                http://www.proza.ru/2013/05/28/410
               
     Цари этой династии в XXV в. до Р.Х. осуществляли гегемонию в  Южном Двуречье. Около 2423 г. до  Р.Х. при царе Мескиангнуне (2483-2423 гг. до Р.Х.) Ур  был  захвачен  царем  Лагаша Эанатумом.

                6. Первая династия Лагаша
                http://www.proza.ru/2013/05/28/410

Династия была основана  ок.  2500 г. до Р.Х. легендарным царем Ур-Нанше. Ур-Нанше происходил из какого-то маленького  села,  предки  его не были правителями, а сам он  принял  титул  лугаля  в  связи  с какими-то   чрезвычайными происшествиями. Достигнув власти, Ур-Нанше развернул бурную деятельность. При нем восстанавливались старые и  строились  новые  плотины  и  каналы, были сооружены городские стены и храмы в  разных  частях  страны. Таким образом началось постепенное усиление Лагаша.

  В  правление  внука Ур-Нанше, Эанатума,  произошел  конфликт  между  Лагашем   и соседней Уммой из-за плодородной  полосы  Гудеа,  разграниченной когда-то  третейским  судом  еще  кишского   гегемона   Месилина. Правитель Уммы энси Уш прибег к помощи Киша. Битва с  Уммой  была столь кровопролитной, что погибли тысячи воинов. Жители Уммы  были покорены, а ее новый  правитель  Энакале  присягнул  Эанатуму  на верность и обещал уплатить большую дань. В результате дальнейших  походов были подчинены также Ур, Адаб, Акшак (его царь Зузу был  убит)  и эламский Адамдун.

Племянник Эанатума, Энметена (2360-2340 гг. до Р.Х.) опять вел войны с Уммой  из-за  плодородной  области  Гудеа. Надпись "Конуса  Энметены" сообщает, что уммийцы,  так  и  не  доплатив  обещанной  Эанатуму дани, уничтожили межевые камни и  заняли  спорную  территорию  на поле  Гудеа.  Началась  война  между  Энанатумом  I   (отцом Энметены) и Ур-Лумой, сыном  Энакале,  лугалем  Уммы.  Эту  войну после отца  продолжал  Энметена.  Расправившись  с  Ур-Лумой,  он поставил править в Умме жреца Иля.  Но  и  с  тем  у него были конфликты.

  Вторым по могуществу лицом в Лагаше при Энметене  и  фактически его соправителем был верховный жрец бога Нин-Нгирсу  Дуду.  После смерти   сына   Энметены   Энанатума II энси    Лагаша    стали последовательно сын и внук Дуду, Энентарзи  и  Лугальанда. О  правлении этой династии в  Лагаше  осталась  дурная  память.  И  Энентарзи  и  Лугальанда пеклись более всего о преумножении  своего  богатства.  Не  менее 2/3 храмовых хозяйств перешли во  владение  правителя  энсу,  его жены и детей. Тяжелые подати и  налоги  разоряли  население.  Около 2318  г. до  Р.Х.  Лугальанду  низложили   и   к   власти   пришел Уруинимгина (2318-2311 гг. до Р.Х.). на  второй  год  своего  правления  принявший  титул лагаля. 

                7. Уруинимгина  и Лугальзагеси

Новый правитель снизил  налоги  и  пресек  произвол чиновников, которые взятками и насилиями грабили народ и  младших жрецов. Все присвоенные частными  лицами  земли  были  возвращены богам (то есть храмам). В 2313-2312 гг. до  Р.Х.  Уруинимгине  пришлось  вести  тяжелую войну  с  правителем  Уммы  Лугальзагеси. 

  Отец Лугальзагеси был волхвом или шаманом в  Умме.  Это  звание он передал сыну. Лугальзагеси (2336-2312 гг. до Р.Х.), как можно думать,  уже  в  молодые годы сделался энси (правителем) Уммы, а  затем,  спустя  какое-то время, овладел Уруком и  Ниппуром.  Господство  над  этими  двумя важнейшими городами Южного Двуречья позволило ему  принять  титул "лугаля страны". Вслед затем Лугальзегиси покорились  Ур,  Ларса, Эреду, и Адаб,  но  для  того,  что  бы  действительно  сделаться "царем страны" ему предстояло  победить  Киш  и  Лагаш.  Войну  с Лагашем Лугальзагеси  начал  ок.  2313  г.  до  Р.Х.  В  следующем   были разрушены и разорены все общинные храмы между  Уммой  и  Лагашем. Однако Лугальзагеси так и не успел взять Нгирсу - столицу  Лагаша - ему пришлось отражать опасность с севера, со стороны аккадцев.  Огромная армия Саргона - царя Аккада - разгромила  его  войско и  сокрушила  его  царство.  Сам  Лугальзагеси  попал   в плен,   и Саргон отправил его в клетке для собак  в  Ниппур,  к  "вратам Энлиля", где он, по-видимому, и был казнен. Около  в  2311  г. до  Р.Х. аккадцы   взяли и разрушили Нгирсу. О судьбе последнего лагашского царя   Уруинимгины ничего не известно.

Оглавление раздела «Месопотамия» http://www.proza.ru/2013/06/18/404