Шампанское

Александр Воронин-Филолог
          

                По моим многолетним наблюдениям, шампанское в основном любят пить весёлые, красивые внешне и добрые в душе люди. Они сами искрятся и фонтанируют планами и замыслами, как это шипучее вино. Творческие и бесшабашные люди тоже не могут без шампанского. Пушкин обожал его, гусары саблями срубали горловины бутылок на своих пирушках, шампанским не стыдно было угостить любую даму  в  любой  компании. Вообще, женщины и шампанское это тема отдельного рассказа. А вот некоторые писатели не любили шипучку - Достоевский, Некрасов, Лев Толстой. Поэтому и творчество у них мрачноватое, по сравнению с теми, кто любил  шампанское.
                В детстве все вина я попробовал за столом вместе с родителями. Логика их была простая - пусть старший сын на наших глазах выпьет, чем где-то в подворотне с хулиганами. После каждой пробы родители и гости требовали от меня отчёт - понравилось или нет. От водки меня до сих пор тошнит, всю жизнь пью её   морщась и перебарывая рвотную реакцию организма. Красных вин в 60-е годы XX века было мало - одни портвейны, да вермуты, которыми можно было заборы красить. Вкус у них был препротивнейший, хотя вся страна пила и  крякала, занюхивая рукавом. А шампанское пили лишь на Новый год и юбилеи. Поэтому шампанское и осталось у меня в памяти, как редкое и праздничное вино, сладкое, шипучее, как лимонад, и от которого приятно щекотало в носу. Родителям тоже нравилось, что пролетарской водке я предпочитаю аристократическое  шампанское.
                Моё детство и юность прошли в бедности. Поэтому коньяк и шампанское я считал непозволительной роскошью для себя. Все мои братья, друзья, а потом и студенты-соседи по общежитию в то  время предпочитали брать вино подешевле ценой, зато побольше количеством. Вот так и травили мы себя в молодые годы всякой дрянью. В Конаково я даже дружил с деревенскими девчатами, которые всерьёз считали, что от настоящего мужика всегда должно пахнуть водкой, табаком и луком. Я под их представление об идеальном мужчине никак не подходил, так как был в очёчках, худенький, бледный и после двух стаканов водки  меня  всегда  тошнило. А лук, чеснок и хрен я и сейчас не люблю. С детства был сладкоежкой.
                Вкус и прелесть шампанского я полностью почувствовал, только когда развёлся с первой женой и разменял квартиру. Шампанское было тем универсальным вином, с которым можно было идти в гости в любую компанию и которое было незаменимо, когда приглашал женщину к себе в комнату. Шампанское, шоколад, пирожные, цветы, две горящие свечи на столе и, конечно, музыка. Вот и всё, что требовалось для соблюдения светских приличий при знакомстве с новой невестой. После шампанского, если было желание продолжить знакомство, можно было пить и сухое, и коньяк, и даже водку. Кстати, у меня всегда в шкафу стоял джентльменский набор из нескольких бутылок, на всякий пожарный случай. Друзья знали об этом и частенько  по ночам стучали в окно и просили выручить, так как им не хватило. О ночных магазинах  и палатках в те годы мы  и  не мечтали, даже представить   себе  такое не могли, ни в трезвых, ни в  пьяных  фантазиях. Как в поговорке – кто не успел, тот опоздал.
                Одно время наряду с шампанским выпускали похожую шипучку “Салют”. По вкусу они мало отличались, а по цене шипучка была вдвое дешевле – стоила 2 рубля 50 копеек, а шампанское около пяти рублей. Из-за нехватки денег в те годы приходилось хитрить – покупали одну бутылку шампанского и несколько шипучек. Шампанское ставили на стол, торжественно открывали и медленно разливали по фужерам, чтобы произвести впечатление на девушек.  А потом уже втихаря поили их шипучкой, когда никто не смотрел на бутылки. Если девушки были особо привередливые или с большими запросами, то мы заранее переклеивали этикетки, чтобы комар носа не подточил.  Приходилось соответствовать имиджу крутых и интеллигентных кавалеров. Мы их  слегка обманывали таким способом, а уж они издевались над нами  с присущей им фантазией и размахом. У меня есть рассказ  про одну из таких приверед –  называется  “Девять бутылок  “Салюта””.
                Несколько раз я слышал рассказы в компаниях, что кто-то на спор выпивал бутылку шампанского из горла не отрываясь за один раз. Но сам лично никогда не видел. Если я выпиваю фужер шампанского залпом и не начинаю чихать и кашлять, то это уже хорошо. Пить это вино надо маленькими глоточками, в перерывах любуясь красивой женщиной, а ещё лучше, после каждого глотка целовать её.  Вот настоящее  предназначение  шампанского.
                Шампанское и сейчас осталось главным вином за столом, где есть женщины. Конечно, на охоте или рыбалке не будешь разливать в хрустальные бокалы искрящийся напиток, но если и там появятся красивые женщины, то бутылочка шампанского не помешает. А ещё без шампанского теперь не обходятся всякие фуршеты, презентации, конкурсы и просто награждения кого-нибудь за что-нибудь.
                У  меня  в жизни  много  всяких  историй  связано  с  шампанским. Смешных  и  не  очень. Вот одна  из  них.  Случилось  она  в  1985  году в Чернигове в ресторане при гостинице, где мы жили, приехав на экскурсию на майские праздники. Вечером, устав от беготни по достопримечательностям, я с соседом по комнате пригласил двух наших девчонок посидеть в ресторане. Пришли, сделали заказ, и я стал открывать шампанское. То ли оно было тёплое, то ли я очень спешил, но пробка у меня выскользнула из рук и полбутылки фонтаном выплеснулось на соседний столик, стоящий близко к нашему.  А там сидели два здоровенных хохла со своими девушками,  одну из которых я окатил с  головы до ног. Попало и мужику на светлые брюки. Все вокруг сразу притихли и смотрят на меня вопрошающе, мол, не нарочно ли этот кацап наших облил? Я даже немножко испугался сначала, нас, русских, всего двое, а хохлов полный зал набился, все усатые, как песняры, не дай Бог, бить начнут - и убежать некуда, кругом Хохляндия, а милиция у них тут своих не забирает. Повезло, что девушка попалась хохотушка, разрядила обстановку, засмеявшись, мол, к счастью всё это, меня ещё никто не купал в шампанском, наконец-то хоть один догадался облить. Я, конечно, тут же встал, извинился, пошаркал ножками, делая реверансы, отдал ей свою   сухую  салфетку, только ручку побоялся поцеловать. Когда до хохлов дошло, что драки не будет, они тут же про меня забыли   и опять заговорили о своём - о сале, бабах и горилке. В зале было тепло и платье на соседке быстро высохло. Зато между нами неожиданно возникла  небольшая  симпатия - когда мы нечаянно встречались взглядами, она мне улыбалась застенчиво и очень по-доброму. Наверно, я ей  нравился больше, чем свой хохол, да  и за нашим столиком было намного веселее, потому что я на радостях, что всё обошлось, заказал ещё две бутылки шампанского за свой счёт, к тем,  что были. А радовался я ещё и потому, что подфартило мне облить соседку белым шампанским, а не красным украинским борщом  с чесночком и  даже не  красным вином – портвейном или вермутом. Вот тогда у этой истории был бы немного другой конец, грустный – с передачами, с гипсом и с больничным листом. Даже не хочется об этом думать. Так что из этого случая я сделал для себя определенные выводы: совершенно понятно, что, гуляя  в  чужом  ресторане, подвергаешься куда большему риску, чем когда приводишь девушку к себе домой.
                Моя любимая шоколадная топ-модель Наоми  Кэмпбелл  тоже обожает шампанское. Кутюрье, приглашая её для показа своих новых коллекций, уже знают – без пары бокалов хорошего шампанского для поднятия настроения и для куража, Наоми на подиум не выйдет. И спорить с ней тут бесполезно.
                И последнее:  всю жизнь я пил только наше шампанское. Настоящее, из провинции Шампань,  попробовал всего один раз в гостях у друзей. И то куплено оно было в наших магазинах, что увеличивало вероятность подделки на 50 процентов. Но вкус и букет, конечно, сильно отличались от привычных мне. Оно более нежное, тонкое и пилось, как родниковая вода. Кстати, эти нахалы французы сейчас требуют, чтобы мы перестали называть наше шипучее вино шампанским,  вроде  как  мы  украли  у  них  этот  брэнд.
                У  Даля в словаре есть поговорка: “Шампанское – панское, а красное - мещанское”.  (Том 2, стр. 188)