Инсан

Эй Би Караби
   У каждого – своя дорога, и каждому, она дорога по-своему. Даже тогда, когда она не ровная, кривая и порой почти не проходимая; грязь на ней пачкает - в своих и чужих глазах, ее извилистая поверхность изводит до состояния отчаянья, отнимая последнюю надежду на «чудеса» наступающего дня – она по-прежнему дорога и индивидуальна. И если в такие минуты не появится никто на горизонте – становится труднее ценить ее выше, определяя и называя Судьбой Человека...

«... Опять этот мерзкий, проникающий в меня холодом – ветер! Как я его ненавижу... Холодно. Вот позавтракала утром, не прошло и двух часов – как будто и не ела ничего. А тут еще и ветер вгоняет мелкие капли дождя за одежду, мурашки по всему телу от студеной влажности... Печенье и полусладкий чай – позавтракала называется! Нормальные люди на завтрак тратят больше средств, чем на обед или ужин. Я видела по телевизору - ...чего только нет на столе – хрустящие тосты, масло сливочное – настоящее, не то, что мы покупаем, оливки разные – зеленые и черные (говорят черные полезнее зеленых. Недавно один врач так сказал по радио, правда, ...не дал дослушать до конца, нажал на кнопку, сказал что это ему «мешает» сосредоточиться...»), мед, сыр – плавленный и какой-то итальянский (может турецкий – забыла уже) и многое другое. А еще, пьют исключительно апельсиновый сок – потому что полезнее с утра пораньше (а нам, почему-то мама молоко давала по утрам... царство ей небесное)...
...Уфф! Опять этот  психопат! Проезжай да, чё остановился?! Один раз «попалась» - больше не повторится! ...Я же сразу предупредила «я это не умею!» - а он нахально смеялся, тянул голову вниз обнимая за шею ... Дошло до драки, вся кабинка раскачивалась – постояла за себя как могла... он, потом деньги мне через окно, следом бросил... Тфу! И вспоминать не хочется.
Сигналит. Думает забыла какой он «мужчина»...
Слава Богу, уехал. Мне показалось, или на самом деле – смеялся, угрожая мне через боковое зеркало... а что он может мне сделать – все, что можно – я сама и ...
Проехал грузовик с прицепом. Остановился, издал два гудка.
- Не промокла, красавица? – смеется. Почему-то, все смеются или улыбаются, как будто в «этом» есть что-то смешное... А у самого зубы желтовато-коричневые, руки, что держат руль – смолистые, чернявые, грязные. «Наверное по дороге шины менял... теперь они на мне...»

Минуты ползут ... по мне, кромсая остатки «личности»... пугаюсь каждому звуку  с непроезжей части, кажется, вот-вот кто-то поднимется на подножку кабины и ... Уже сколько времени, а никак не могу привыкнуть к «такому»... А они – все одинаковые, и манеры, и ..., и даже слова...
«Наконец-то! ...две купюры по ... и одна по... – честным оказался, не обманул. И вел себя как-то «прилежно». Щетина поседела местами, глаза большие и какие-то заспанные. «Всю ночь водил. Интересно откуда едет? Лучше не спрашивать...»

- Можеш посидеть еще, пока я прицеп осмотрю... - протягивает сигарету - отказалась. (Теперь многие женщины курят - то ли подражают мужчинам, то ли видят в этом какую-то элитарность, а может даже нечто еще большее... А я нет.)
«Еще и вежливый, заботливый... Аа, это наверное его семья на фотографии – на самом видном месте приклеил... У нее нос чуть длинноватый... и одежда вовсе не «богатая»... а вот у девчонки глаза красивые...»
- Что, понравились? – опять смеется. – Домашние мои...
«Спросить бы – а с ней он так же, как «со мной»?»
- Ты что, совсем тупая?! Тебе же сказали – это жена моя, а не какая-та там ... Ну все, мне ехать пора!
«Он даже не ударил меня, а только прикоснулся к шеке – все равно больно, слезы – мои верные заступники – сразу выступили... Рука у него тяжелая. Тяжелая и грубая...»
...

«Уже темнеет... Так сильно хочется есть! Тут даже магазинов нет – сзади море, а на той стороне – степь, да гобустанские горы...
Снова этот автобус фарами «мигает». Час назад проезжал – то же самое. Водитель молодой парень – сбавляет скорость, смотрит на меня, улыбаясь во весь рот, что говорит рядом стоящему, тот тоже смотрит на меня и ... смеется... Сколько же «радости» я вам доставляю, мужчины...?
Иномарка. Такая еще не останавливалась. ...совсем молодой, опрятно одетый...
- Вам в город? – выходит из машины, поднимает воротник пиджака. «Вам?! Ни «ай гыз»*, ни «мене бах»**, ни «давай сюда», ни «аз, бура гяль»*** - а «Вам»! Первый раз ко мне так обращается кто-то, за то время что ...»
«Салон такой чистый и теплый. Откуда-то снизу дует горячая струя воздуха, тянет ко сну. Но сижу смирно, настороженно -наслышана про «таких»! ...как бы сиденье не испачкать...так невыносимо стыдно и неудобно, неуютно, не по себе...»
- Вот, возьмите! – протягивает снежно-белое полотенце. «Ммм, как пахнет – весенними травами... дорогим порошком стирали... а какя мягкая, «воздушная»...» - Вам в какую часть города? – опять этот убаюкивающий и приятный на слух – голос. «Уже подъезжаем... лучше скажу, что «можно» и здесь где-то, только не под дорожным фонарем... а то заведет в какое-то «безлюдное» место...»
- Я не для того... Вы не так поняли... – медленно остановил машину. Смотрит через зеркало – а глаза ясные, лицо открытое, доброе... «Молю тебя Господи, ниспошли мне смерть! Не все же на этой дороге ... Стыдно-то как, ай Аллах...» - Такая погода, а вы промокли... Извините, я не подумал... Отнял у вас время. Я возмещу... – голос дрожит, непривычно, неровно дышет. «...продолжает «мучать» меня, ставя на ровне с собой... Сколько денег протягивает... а все продолжает искать по карманам – думает, того, что у него в руках – не-дос-та-точ-но! ... А вид у него такой виноватый, растерянный...»

- Это вы извините меня, ради Бога... – слезы сочатся из глаз, не смею поднять на него глаза. «За что мне такие муки, Господи, что я такого плохого совершила в своей жизни, что так караешь меня?! Зачем мне такая жизнь – лучше смилуйся и ...отними ее!»
- Отвезти вас обратно? – спрашивает почти шепотом. Качаю головой отрицательно. «Туда я больше не вернусь!»
- Я сойду на Баилово... – отвечаю всхлипывая.
Едем. Только один раз передал салфетку, не оборачиваясь. Мне захотелось (инстинктивно) посмотреть в зеркало ... заметила его лицо и чуть сердце не вырвалось из груди... – две сверкающие от света фар встречных машин линии, тянулись от глаз до подбородка, губы его дрожали, а руки – белые и чистые – нервно сжимали обшитую черной кожей руль... Он тихо плакал, стиснув зубы... «Что же я за человек?! И что Он за человек?!...»

Доехали. Сам вышел и открыл мне дверь (я бы и не смогла – не догадалась бы за какую ручку нужно дергать). Я вышла. Мы стояли лицом к лицу, терпеливо, молча. Я – благодарила Его за все, за то что Он не Такой, за то что есть Такие как Он. А он - ... незнаю, о чем он думал в тот момент. Только протянул картонную бумажку – размером с мою ладонь, произнесь «Позвоните. Они помогут», сунул деньги в мою сумочку, сел в машину и ... уехал.

Захожу домой. Заждались. Чувствую радостные какие-то - ...муж и дочь.
- Слышала, нам инвалидам пенсию прибавили! – радостно сообщает муж и печально, как-то неуверенно добавляет – Тебе уже не надо будет работать до поздна...
Расплакалась. Муж думает от радости, потому что плачу, а сама улыбаюсь. Дочка подошла и обняла меня...
   Утром позвонила по номеру на карточке, пошла, устроили на работу с хорошей зарплатой – грех жаловаться, нам хватает. Только вот уже много лет прошло, дочку замуж выдала, а до сих пор, как услышу сигнальный гудок грузовых машин – аж коленки дрожат, сердце вскакивает...

   Послесловие

- А вам зачем все это? Печатать будете?
- Да, вот подумываю над этим...
- У нас или за границей?
- За границей своих писателей хватает. У нас.
- С именами?
- Нет, я постараюсь обойтись без них. Тем более, что хочу написать не о конкретном человеке, а как бы обобщенно – про всех и для всех...
- Объязательно упомяните Его имя... Знаете, мне иногда сны снятся... Все бы отдала... вот, показывают кто-то кому-то почку, кто-то кусочек печени - понимаете? Я бы с закрытыми глазами сердце свое отдала бы Ему – лишь бы жил такой Человек. Вы не думайте – я искала его потом, расспрашивала у тех, которые, меня на работу устроили, помогли подняться на ноги – безрезультатно, не смогла найти и поцеловать руку...
- Хорошо. Только вы не сказали как его звали...
- Инсан****. Просто Инсан. Имени, к сожалению я не знаю – но это неважно, главное что есть такой, и на этом спасибо!
- ...

«ай гыз»* - Эй, девушка!;
«мене бах»** - (буквально) посмотри на меня (разг. обращение);
 «аз, бура гяль»*** - «аз» - сокр. от «ай гыз»/ поди сюда;
Инсан**** - Человек.