Ласточка

Эра Сопина
Был ещё случай, связанный с уходом мамы, о котором я расскажу отдельно, поскольку это – длинная история. Связана она со встречей моих одноклассников тридцать лет спустя после выпускного вечера по случаю окончания школы.

За год до того решено было встречу провести десятого августа две тысячи второго года в нашей школе. Я думала, чем мне удивить моих одноклассников, как им рассказать о себе, что я делала эти тридцать лет. Не хотелось занимать много времени, наверняка всем есть, что о себе рассказать. И я подготовила крошечную – всего шестнадцать страничек – книжицу своих стихов, которую назвала «Полёт над гнездом», имея в виду свою родную школу. Поскольку средств на её издание было немного, то тираж был всего 50 экземпляров, с небогатым художественным оформлением. Оригинально были оформлены страницы, где в верхнем правом углу изображён силуэт ласточки. Как смогли мы с моей помощницей в компьютерной вёрстке, так и оформили. Я давала идею, она послушно претворяла её на бумаге.

Я уже готовилась к встрече, ломала голову, какой наряд приобрести, чтобы хорошо выглядеть даме моих лет. На майские праздники мы с дочерью решили съездить в Калач к маме, показать ей трёхлетнего её правнука Коленьку, которого она ещё не видела.

Мама уже чувствовала себя неважно. Её астматическая болезнь не давала ей ни спокойного сна, ни полного дыхания. Предчувствия того, что мы видимся с ней в последний раз, не было. Но она как-то очень уж настойчиво повторяла:

– Ты обязательно приезжай на встречу в школу.

Я это относила только лишь к тому, что за все тридцать лет со своими одноклассниками так ни разу и не встречалась, хотя у них было несколько застолий по поводу юбилейных дат окончания школы.

– Да, конечно же, приеду, если всё будет хорошо, – отвечала я маме. 

– А ты постарайся… – не унималась она.

Я опять относила это на счёт её вполне естественного желания гордиться мной. Родителям всегда приятно, если их дети «выбиваются в люди». По маминым понятиям – так и я тоже «выбилась в люди».

– Даст Бог, обязательно приеду, – пообещала я ей. 

К намеченному сроку встречи бывших учеников десятого «б» класса моей мамы уже с нами не было. Но ещё не прошли сороковины. Она умерла девятнадцатого июля. Я была в глубоком трауре, не могла даже и думать ни о какой встрече. Тем более что она должна была быть радостной и запоминающейся. И никаких нарядов, кроме траурных, в те дни я не носила. Но совесть меня мучила, потому что я дала маме обещание, что приеду на эту встречу. И я долго колебалась. Но надо было сдержать слово.

Жизнь с потерей наших близких и дорогих людей не кончается. И радостный кураж от встречи с одноклассниками на время сменил мои горестные раздумья. Новый директор школы, очень похожий на нашего незабвенного Георгия Петровича Сорокина, открыл нам школьные двери и предложил войти в класс. Это был его сын – Евгений Георгиевич Сорокин, который сменил отца, продолжив учительскую династию. 

Конечно, не все наши «мальчишки и девчонки» явились на встречу, но компания образовалась всё же вполне людная. Я нарушила свою школьную традицию сидеть на последней парте – на Камчатке, и заняла место сразу у входных дверей класса. Это можно расценивать так, что жизнь вносит существенные коррективы и в наши характеры, и в наши пристрастия...

Пока все рассаживались, пока пытались в пышнотелых «тётях и дядях» узнать прежних Тань, Зин и Юр, в классе появилась и наша учительница Людмила Трофимовна Котлярова. Решили предоставить каждому слово, чтобы рассказать о себе. А поскольку я сидела в самом начале ряда, то мне и пришлось начинать свой рассказ.

И тут случилось нечто такое, что для меня имело Знак. Только  проговорила Людмила Трофимовна, что «наша Катя» расскажет… В открытую дверь класса влетела ласточка. Все заволновались, стали удивляться, следить за её полётом.

Я же нашла, что сказать при этом:

– Думаю, что появление этой птички не случайно, она слетела со страниц моей книжечки, которую я для вас подготовила.

Почти все приняли эту ласточку за мой какой-то фокус: будто я её нарочно выпустила в классе. Хотя я в ней рассмотрела знак, поданный мне моей мамой: «Я тут. Хочу посмотреть на тебя и вашу встречу».

Пока я раздавала всем книжку со стихами и визиткой, отвечала на вопросы, ласточка была в классе. При этом она, словно отдыхая, уселась где-то под потолком на багет. Когда я закончила своё сообщение, и слово перешло к моей соседке, ласточка выпорхнула в распахнутую форточку.   

Прошло с той поры довольно много лет, но я до сих пор твёрдо уверенна, что это мама прилетала в класс, чтобы посмотреть, как я встретилась со своими одноклассниками.