Мой университет. Забери нас к себе

Валентина Майдурова 2
Забери нас к себе
          Шел 1958 год. За прошедшие два года я редко вспоминала свой дом, семью, соседей. Они остались в том мире. И я запретила себе (так я сегодня думаю) вспоминать о них.
          Я была сыта, обута, одета. Могла капризничать, быть неуправляемой, как после папиной смерти  (Байстрюки, ч. 1). Я упивалась свободой и заботой. Но все имеет конец.
           – Валентина, тебе письмо, –  позвала меня секретарь директора. – Из дома.
           Письмо было от брата. Брат писал, что с тех пор как я уехала учиться, дома вообще невозможно жить. Мама совсем спилась.  Они все время голодные. Не с кем сходить в лес за дровами или на станцию (вокзал) за углем. У Юли опухли ножки, и она не встает с кровати. Заканчивалось письмо словами:
          – Мы очень просим тебя, забери нас к себе. Мы будем полы мыть и посуду, и помогать тебе на работе. Нам хватит и по кусочку хлеба в день.
          – Как, как я могла забыть о братике и сестричке! – Жалость и стыд жгли огнем щеки, грудь, комок застрял в горле. Со мной началась истерика. Я кричала, плакала, порывалась куда-то бежать. Меня еле успокоили.
           На другой день с утра, забрав  письмо, директор училища уехал, как мне сказали,  в Кишинев. Приехал он поздно вечером и сразу пригласил меня к себе в кабинет.
         – Валентина, я был у министра,  брата и сестру заберут в детский дом. Все у них будет хорошо. Учись спокойно.
         Через неделю Вову и Юлю определили в детский дом, который находился в селе Кирютня Чадыр-Лунгского района. Директором детского дома был Табеас Лейбович Лейбу. Румынский еврей, переплывший Прут, чтобы вместе с молдавскими братьями коммунистами строить для людей счастливое будущее.  Сначала 10 лет счастливое будущее он строил в  лагерях  крайнего Севера, так как был признан братьями коммунистами не коммунистом, а шпионом. Был амнистирован и получил возможность  работать с детьми. При нем детский дом процветал. Как и я, Вова и Юля впервые в детском доме спали  на белых простынях и укрывались одеялом, имели  обувь и одежду, сытную еду. У детей было все. Все детдомовцы звали Табеаса Лейбовича  отцом. Он действительно был всем этим обездоленным детям отцом. Но, нашлась дрянь, которая обвинила Табеаса Лейбовича  в воровстве.  Его не судили (не за что было), а просто освободили от занимаемой должности в пользу другого. И этот другой действительно за год разворовал детский дом. Исчезли одежда, обувь, постельное белье. Неизвестно куда подевались крольчатник, птичник и пасека. Детский дом зачах и в 1961 году был закрыт, а всех детдомовцев раздали по родственникам.  Выполняли волю первого секретаря ЦК КПСС, провозгласившего «У нас нет в Государстве сирот», их и не стало.
          Будучи взрослым, брат рассказывал мне, как не хотел он уезжать в детский дом. Быть детдомовцем считалось в то время позором. Детдомовцев  не любили и били  при каждом удобном случае, обзывали, унижали. Почему? Откуда пришла эта жестокость? Не могу ответить до сих пор. Но так было. И вместе с тем, для Вовы и Юли самыми счастливыми  были годы в детском доме при директорстве Табеаса Лейбовича Лейбу.
          В восьмидесятые годы в Тирасполе мы встречались с Табеасом Лейбовичем. Какими теплыми были наши  встречи. Он и в эти смутные годы оставался оптимистом, поддерживал нас и всегда говорил:
          – Вот увидите, еще придет время, и Вы детям вашим будете, как сказку рассказывать об этом времени и вам верить не будут. Вы живете в очень интересное, хотя и сложное время.
          И действительно, когда я рассказываю моим внукам, как мы жили, они говорят – «Это когда было, в позапрошлом веке, мы  сейчас  совсем другие.

                (Продолжение следует)