Исаак Лазарь Исраэльс

Улексия Миссосупова
Isaac Lazarus Israels (3 февраля 1865, Амстердам - 7 октября 1934, Гаага) - Голландский живописец.
Будучи сыном известного живописца и акварелиста Йозефа (Юзефа) Исраэльса (1842-1911), Исаак проявил интерес к живописи с раннего детства. Также мальчик был увлечен литературой и путешествиями. В 1871 году семья переехала в Гаагу, где Юзеф Исраэльс заработал международное признание, как жанрист. Он получил бронзовую медаль на Парижской выставке в 1867 году, а также стал кавалером ордена Почетного легиона Французской Академии. Такое признание позволило вести семье комфортную обеспеченную жизнь и приносило постоянный неплохой доход от продажи картин. В доме Исраэльсов часто собирались писатели, музыканты, арт-дилеры и коллекционеры, а также художники Гаагской школы. У художника бывали в гостях Эдуар Мане и Макс Либерман.
Исаак бросил школу очень рано, поскольку часто отправлялся с родителями в длительные путешествия по Европе, чаще всего семья посещала Италию и Австрию. Каждый год Исраэльсы бывали в Париже.Художественного образования Исаака началось в 1878 году, когда он с семьей совершил свой первый визит в Париж и в этом же году поступил в Академию в Гааге. В Академии живописи в Гааге юноша учился с 1878 по 1880 год. Там он не только углубил свои навыки, но и встретился с Георгом Хендриком Брайтнером (George Hendrik Breitner), который стал его лучшим другом и коллегой.

В 1881 году, когда Исааку не исполнилось и 16 лет, он продал одну из своих картин, монументальное полотно «Транспортировка в колонии» (Het transport der kolonialen) еще до того, как она была закончена, художнику и коллекционеру Хендрику Виллему Месдагу (Hendrik Willem Mesdag).
Портреты, выполненные в том же 1881 году (его бабушки – г-жи Шаап и подруги семьи - г-жи Наннетт Энтховен), показывают психологическую глубину и технические способности, развитые у парня не по годам.
Заинтересовали Исаака и военные маневры, свидетелем которых он стал. Юноша написал два полотна, которые были продемонстрированы на ежегодной выставке в Академии. Эти картины и увидел художник Месдаг, что сразу привлекло его внимание к юному художнику.

Год спустя, в 1882 году, Исраэльс дебютировал в Парижском Салоне с картиной «Военные похороны» (Military Burial), на которой были изображены солдаты, собравшиеся в тусклый осенний день вокруг открытой могилы. Безусловно, критики сравнивали эту картину с полотном Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» (Burial at Ornans), поскольку картина Исраэльса была такой же преувеличенной прямоугольной формы и на переднем плане была изображена открытая могила. Но Исраэльс использовал гораздо более академическую форму композиции (например, тщательно спланированный круг солдат вокруг могилы), что больше напоминало картины итальянского Возрождения. И все же в некоторых фигурах солдат критики увидели «перепевы» с полотнами французских «натуралистов» Жюля Бастьена-Лепажа (Jules Bastien-Lepage, 1848-1884) и Леона Лермитта (Leon Lhermitte, 1844—1925). После этого удачного дебюта, Исаак получил на Салоне 1885 года поощрительную премию за картину «Отправление волонтеров в колонии» (Volunteers Departing for the Colonies), написанную с натуры на пристани Роттердама.
Влиятельный художественный критик Альберт Вольф был настолько впечатлен этой работой, что написал: " Этот молодой человек, сын знаменитого голландского художника, занял почетное место на выставке Салона 1885 года. Его картина является одним из тех редких полотен, которое заставит вас остановиться и подумать. И это высшая похвала, которую я могу предложить ".

Достижения в Парижском Салоне заставили Исраэльса более подробно исследовать экспериментальные формы современной живописи. В возрасте 20 лет он рвался к восприятию новых идей, связанных с импрессионизмом и натурализмом. Тем более, в 1885 году, как раз в тот момент, когда Исаак приехал в Париж на открытие Салона, была опубликована новелла Эмиля Золя «Жерминаль», которую многие люди искусства восприняли, как манифест о трудящихся. После своего очередного успеха в Салоне, художник последовал примеру своего земляка Ван Гога. Он провел целый год, путешествуя по бельгийским районах добычи угля и изучая жизнь простого народа.
С 1886 Исраэльс жил в Амстердаме, для завершения своего образования он поступил в амстердамскую Академию художеств, где встретился со своим старым другом Георгом Брайтнером. Тем не менее, в Академии юноши проучились только год.
В 1887 Исаак и Георг покинули Академию и примкнули к группе «Tachtigers». Эта авангардная группа состояла из писателей и художников, которые приняли концепцию, согласно которой содержание работ должно отражать эстетический стиль. В этом стиле эмоциональные темы могут быть выражены только столь же смелыми стилистическими методами.
Реализм "Гаагской школы", как и работы его отца, давно стали недостаточными для развития творчества самого Исаака. Как и его коллеги в Париже и Лондоне в конце 1880-х и начале 1890-х годов, Исаак и его друзья находили вдохновение в изображении городской жизни. И Исраэльса, и Брайтнера увлекали мимолетные сцены повседневной жизни голландской столицы.
Они посещали танцевальные залы и кабаре, толкались по улицам и вдоль каналов, впитывая в себя впечатления и запоминая фактуры и эмоции людей. Рассказывают, что Исаак со своим другом, писателем Францем Эренсом любил сидеть в кафе у гавани. Этот район был известен, как район китайских иммигрантов, к тому же здесь находился знаменитый квартал красных фонарей Амстердама.
В эти годы Исраэльс продолжал регулярно ездить в Париж, как когда-то в детстве с отцом.
В 1889 году он встретился там со своим кумиром Эмилем Золя, познакомился также со Стефаном Маларме и художниками - Бертой Моризо и Одилоном Редоном. Частыми гостями в Амстердаме у Исраэльса были и парижане, например, Поль Верлен.
1893 год отмечен появлением эстетической зрелости художника, хотя год начался с печального известия 16 января о смерти его матери.
Исраэльс изображал большой город, как метафору современной жизни с ее запутанным движением, работой, окраинами. К концу девятнадцатого века он получил немалый опыт импрессионистов, которые отображали « вкус к жизни», изображая кафе, улицы и театры.
Если Исааку удавалось поймать движение картины, он никогда не проявлял заинтересованности в ее завершении, не отражал тщательно каждую деталь. Чтобы создать непосредственность впечатления художник часто использовал резко усеченные фигуры.
Видимо поэтому, критики часто упрекали его в «поверхностных взглядах на жизнь», которыми он «заразился» во время своих пребываний в Париже. Но они же всегда отмечали блестящую технику в его композициях.
В 1880-е годы Исраэльс мало выставлялся, но зато подготовил значительный объем эскизов и рисунков акварелью и пастелью. В письме, датированном 1888 годом, он писал: "Каждое утро я встаю с решимостью победить, но каждую ночь я сдаюсь на милость побежденных".
Художник видел своеобразное очарование в изображении ежедневной жизни женщин. Он даже снял комнату напротив магазина шляп на улице Кальвера, чтобы писать вечерами женские фигуры на фоне ярко освещенного магазина, витрины которого украшали великолепные шляпы.
Дама в шляпе
Улекса фон Лу
Взгляд в полутьме кафешантана,
И симпатичен собеседник,
взгляд отвергает тень обмана,
жизнь украшая, как волшебник.

И в звуках скрипки и гитары -
оттенки чувства серебристы,
еще нет страсти пыла - жара,
лишь восхищенья свет неистов.

Лукавство с ноткою кокетства,
сквозит изящество и тонкость
в нюансах тона и приветствий,
и вспышки чувств внезапных ломкость.

Слегка задумчива, печальна?
Огорчена иль в дымке чувства
сомненья капелька упала,
и стало от чего-то грустно?

Картина - Исаак Лазарь Исраэльс (3 февраля 1865- 7 октября 1934) "Дама в шляпе".
В 1900 году Франс Эренс вспоминал: «Когда темнело, он ехал в город и прогуливался по Кальверштраат, гордый и уверенный в себе, словно наблюдая за собственными моделями и прогуливаясь вместе с ними».
Говорят, Исаак Исраэльс был большим поклонником женщин, поэтому он писал много их портретов, среди которых есть портрет Мата Хари.
Как и многих европейских художников, яркое солнце и поразительные цвета, текстура и модели в Северной Африке вдохновили Исаака на долгие годы. Отмечу, что еще раньше Исаак часто проводил лето со своим отцом в Схевенингене. Здесь он заинтересовался изменением цвета моря в связи изменением солнечного света и написал множество красочных морских зарисовок и пейзажей.
По возвращению в Амстердам, он начал в октябре 1893 года первую из своих пленэрных картин «Три служанки» (Three Servant Girls). Он снова пытался схватить сущность женщины, изображая ее работающей или отдыхающей. При этом палитра прежних заводских работниц заменяется яркой цветовой гаммой и акцентами на световые эффекты.

С началом двадцатого века для Исраэльса начался новый этап карьеры в живописи, который был связан с Домом моды Гирша в Амстердаме. Подруга детства Исаака, Тереза Шварц (Therese Schwartze), которая тоже была художницей, представила Исраэльса владельцу Гиршу, и вдохновила его на изображения процесса «создания моды».
Изображение мира высокой моды стало одной из основных тем в творчестве художника. Он писал и выставочные залы с богатыми покупателями, и девушек – продавщиц в магазине, и моделей, представляющих наряды, и трудолюбивых швей, творящих чудеса рукоделия в мастерских при тусклом свете.
Следующим шагом творческого роста был очередной визит в Париж в 1903 году, после которого Исаак в 1904 году переехал во Францию и прожил там фактически последующие двадцать лет.
Он поселился на бульваре Клиши, рядом с Монмартром, и с рекомендациями Гирша отправился в известные Дома моды на Вендомской площади и Елисейских полях. С этими Домами моды Исраэльс регулярно сотрудничал вплоть до начала Первой мировой войны.
Особенно он любил Дом Паскин, основанный в 1891 году Жанной Паскин, первой женщиной, владеющей своим Домом моды.
Несмотря на ассоциации с элегантным дизайном одежды и красотой манекенщиц, основной интерес у художника вызывали не гламурные образы высокой моды, а натуралистические изображения швей и мастериц, трудившихся в нелегких условиях, чтобы создавать эту иллюзию совершенства.
К сорока годам художник крепко обосновался в Париже, у него был стабильный круг заказчиков и друзей, среди которых были его соотечественник Kес ван Донген и художники-фовисты, а также сосед по Монмартру Теофиль Стайнлен. Состоялись выставки его работ в Париже, Бордо и в Венеции.
Картины трудившихся женщин по-прежнему вызывают интерес художника, но в конце 1900-х в его творчестве появляется множество сцен в кафе, барах и данс-холлах, например, Мулен де ла Галетт, расположенном на вершине холма Монмартра и особо любимым многими импрессионистами (вспомним хотя бы Тулуза-Лотрека!).
Влияние импрессионистов сказывалось, на картинах Исраэльса появляются все чаще танцы и флиртующие пары, женщины, сидящие в ресторанах, сцены ночной жизни Монмартра с каруселями, акробатами цирка Медрано и певцами кафе-шантанов, типа Ла Фериа.
Яркая жизнь художника в Париже оборвалась с началом Первой мировой войны.
1913-1914 годы художник провел в Лондоне, рисуя картины динамичной жизни английской столицы. К весне 1915 года он переехал в Берн, Швейцария, надеясь вернуться в Париж, но
вместо этого Исаак вернулся в нейтральную Голландию, стремясь уладить семейные дела в Гааге, а затем поселился до конца войны в Амстердаме.
По большей части, в этот период Исраэльс работал в качестве художника-портретиста.
После войны художник много путешествует, он посещает Париж, Копенгаген, Стокгольм и Лондон. В октябре 1921 года Исраэльс отправляется в голландскую Ост-Индию - нидерландскую колонию в Индии (сейчас Индонезия). Путешествуя по Индии, Бали и Яве, он рисует быт Южной Азии. Из поездки Исаак привез замечательный материал из множества акварелей, в которых сумел поймать колорит страны и народа. В 1922 году многие изображения он выполнил маслом.В 1923 году Исраэльс вернулся в дом своих родителей в Гааге, где студия отца стала его рабочей мастерской. Он отказался от своей квартиры в Париже, но продолжал совершать регулярные поездки в Лондон, Италию и французскую Ривьеру. Его работы этого периода представляют собой портреты, изображения ревю театра Ла Скала, кабаре в Гааге, Дома моды и данс-холлы в Париже.Но художник по-прежнему пишет много жизнь простых людей и даже маргиналов.
В 1928 году художник получил золотую медаль на национальном художественном конкурсе «Олимпийские игры творческих работ» (Olympic art competition) за картину «Красный всадник» (The Red Rider). История этой картины интересна, а судьба неизвестна. Сотрудник архивного Центра истории искусств в Гааге, эксперт по голландским художникам девятнадцатого века по фамилии Леувенбург (Leeuwenburgh) рассказал удивительную историю. Его дед был моделью для картины «Красный всадник». В 1928 году он попросил написать Исраэльса свой портрет верхом на любимом коне Тристане. По словам внука, дед Леувенбург остался недоволен результатом и отказался забирать картину и платить за нее. Исраэльс не расстроился и сразу же направил ее в Олимпийский конкурс искусств, где картина выиграла первый приз. В настоящий момент неизвестно, где находится картина, поскольку она не заявлена ни в одном каталоге, скорее всего, она в частной коллекции.

В 1930-е годы в Голландии случился экономический кризис, но Исраэльс умудрился «быть на плаву», подписав в 1931 году договор на изготовление литографий со своих картин. Кроме того, художник продолжал выставлять свои работы в местных галереях и принимал заказы на портреты.В 1934 году Исраэльс нелепо и трагически погиб. 4 октября 1934 года он принимал участие в показе своих рисунков в картинной галерее арт-дилера Аудретша , на обратном пути художник был сбит недалеко от своего дома автомобилем. Через три дня он умер в возрасте 69 лет.
В 1999 году крупнейшая голландская художественная галерея De Kunsthal в Роттердаме и музей Крёллера-Мюллера провели крупные ретроспективные выставки художника.
 ----------------
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post134432157/