Джунгли на улице Калинина. 18

Дина Гаврилова
Владимир Николаевич.


Владимира Николаевича, нашего физрука  и известного самбиста, уважали и любили все: и отличники, и двоечники. К его советам прислушивались, дружно смеялись над язвительными шутками,  стараясь изо всех сил заслужить его одобрение и похвалу. При нём наша школа числилась первой по баскетболу, волейболу, лыжам, лёгкой атлетике, по спортивному ориентированию. Его слово имело вес и в школе, и городе, и в районе. Спорт у нас был в большом почёте, а заодно и спортсмены.


Мечтой  каждого школьника  было попасть в туристическую команду. Для этого помимо хороших спортивных показателей нужно было обладать широкими познаниями из ботаники, гидрологии, даже геологии. Соревнования проводились по всем областям естественных наук. Нужно измерить среднюю скорость и глубину  реки без специальных измерительных приборов, определить вид, семейство любого растения под ногами. Но самым сложным испытанием считается всё-таки спортивное ориентирование. Наряду с длинными ногами и хорошей дыхалкой нужно было иметь ещё и голову на плечах. Отбор в команду был самый строгий и жёсткий.


Моя старшая сестра, бегающая, прыгающая, ходившая на лыжах за все сборные считалась одной из лучших спортсменок. Но её акции повысились вдвойне, когда обнаружились её необыкновенные способности в спортивном ориентировании. Именно поэтому Владимир Николаевич «пустил» по следу и среднюю сестру Лиду, которая носила очки и никогда не блистала на физкультуре. Каково же было его удивление, когда Лида проколов все контрольные точки на карте, выиграла первое же соревнование. Власов был страшно доволен собой и своим нюхом. Сестру немедленно зачислили в команду. И  не ошиблись, наша сборная, благодаря Лиде, взяла первое место во всех видах ориентирования.


Учитывая заслуги Зины и Лиды, Власов авансом зачислил и меня в туристическую команду. Я долго плутала по зимнему лесу, не найдя ни одной контрольной точки - для меня все деревья и кусты были  одинаковы. На финиш пришла, чуть ли не последней с нулевым результатом. Все с нетерпением ждали, что он с позором вышибет меня с команды. Но наш физрук  поступил неадекватно. Вместо  бесславного изгнания из команды наш удивительный Владимир Николаевич назначил меня капитаном сборной туристической команды. И наша команда опять заняла первое место. Команда оказалась очень дружной, её ядро составляли Рифкат С. и Риф З. - два отличника спортсмена из параллельного. За мной с лёгкой руки Владимира Николаевича в команде закрепилась кличка Внучка. Он очень тепло и бережно ко мне относился, я постоянно чувствовала его заботу.


Мы летом ходили в походы на неделю две по республике. Изучали лекарственные травы, леса, учились измерять скорость и глубину реки при помощи подручных средств, разводили костёр на скорость. Мы спали  в палатках, готовили картофельное пюре с тушёнкой, лакомились сгущённым молоком и кофе в банках.


По вечерам жгли костры и сидели допоздна за разговорами. Владимир Николаевич - талантливый лицедей, сыпал анекдоты, как из рога изобилия,  с ним всегда было весело. С ним мы говорили обо всём. Меня снедали мысли о моём маленьком росте и физической слабости. Я была самая маленькая в классе. Я мечтала однажды проснуться высокой, сильной, лихо  раздающей налево и направо затрещины и подзатыльники всем своим обидчикам...

- Владимир Николаевич, научите меня такому приёму самбо, чтобы я могла всех мальчишек одним ударом уложить, - канючила я, сидя как-то у костра.

- Чтобы победить мальчиков, физическая сила не нужна, – ответил он мне полусерьёзно полушутя.

Я обиделась на него, неужели трудно показать приём самбо, чтобы я могла укладывать своих обидчиков в штабеля.

- Ну а как же с ними справиться, Владимир Николаевич? – не отставала я.

– Внучка, ты это позже поймёшь, - многозначительно процедил он, без всяких дополнительных объяснений.

...  Вся  эта история закончилась очень печально. Его, как и многих талантливых людей, погубило пристрастие к зелёному змию. Все искали общества весёлого кампанейского, немного  язвительного Владимира Николаевича. Сидели с ним беседовали, выпивали, смеялись, шутили. Общительный заводной характер, большой круг друзей и приятелей предполагает тесное общение, сопровождающееся и заканчивающееся выпивкой. Его отстранили от работы за пьянство. Мы, бывшие спортсмены писали письма, петиции, прошения. Но ничто не могло ему помочь. Он катился всё ниже, а бывшие приятели и дружки уже не искали его общества.