Что такое жизнь?

Валентина Баскакова
Что такое жизнь?

Валентина Баскакова 25 сентября 2010 в 21:21
   У Пришвина есть фраза "Жизнь - это борьба за бессмертие". Казалось бы, эта фраза парадоксальна. Ведь между понятиями "жизнь" и "бессмертие" можно поставить знак равенства. Или, иначе говоря, слова эти скорее синонимичны. Ведь корень слова "бессмертие" - "смерт", то есть, слово "смерть" антонимично слову "жизнь". Парадокс в получившейся таким образом формуле: "Жизнь - это борьба за ...жизнь". Однако задумаемся.
   
   Ведь бессмертие - это не просто жизнь, это гораздо более высокое и ёмкое понятие. Всё смертно в окружающем нас мире: трава, лес, птицы, звери, человек, горы. И в то же время всё вечно, всё бессмертно. Проходят годы, десятилетия, века, а солнце так же всходит на востоке и заходит на западе. Времена года сменяют друг друга в той же последовательности, как и во времена наших предков. Так же, как в своё время Ромео и Джульетта спели песнь о страстной любви, эта песнь звучит в наших сердцах, и прозвучит ещё не раз, пока жив мир. Мы пришли в этот мир, сменив предыдущее поколение, так же сменят нас наши дети и внуки. Жизнь продолжается.
 
   Но человек, будучи частицей великой матушки-Природы, всё же не простая её составная, а обладающая разумом, поэтому ему свойственно стремление к преобразованию окружающего мира. В какой мере и степени ему это удается, получается у каждого по-разному.Тому же Пришвину принадлежит высказывание: "Скорее всего, есть два рода людей: для гениальных бессмертие - в мгновении,а для обыкновенных - в долгой жизни".

   Говорят, каждому живущему отпущено за всю жизнь лишь несколько мгновений озарения, во время которых можно сделать гениальное открытие. Но не всякий может почувствовать, что этот миг наступил; почувствовав, не каждый умеет использовать его по назначению.

   А  некоторым мешает ещё высокое самомнение, которое приводит к тому, что человек вдруг ощущает себя "над" другими, "право имеющим". Вспомним Достоевского: "тварь я дрожащая или право имею?". Признав себя "право имеющим", можно тоже обессмертить себя, войдя в историю: сжечь храм, предать Христа, развязать мировую войну.

   Каждое последующее поколение, постигая школьную мудрость, знает имена Герострата, Иуды, Гитлера, ставшие бессмертными, но нет возвышающего личность душевного трепета, когда мы слышим их или читаем о них, так как бессмертие это со знаком "минус". Хотели ли авторы этих деяний такого бессмертия?
   
    Вообще в массе человек ведь обычен, лишь единицы совершают открытия мирового масштаба, сделав шаг к бессмертию - жизни в памяти благодарного человечества. И это  великое бессмертие, с другим знаком, положительным, помогает людям не только постигать законы развития земного бытия, но и просто своим примером самоотверженного труда великие путешественники, учёные, писатели служат на благо людей.

    Проходят годы, века, а мы ссылаемся в умных спорах на древних философов  Платона и Сократа, восхищаемся творениями Микеланджело Буонаротти, Сандро Боттичелли, отдаём дань уважения подвигам первооткрывателей Джордано Бруно, Христофора Колумба, Чарльза Дарвина, зачитываемся шедеврами Данте Алигьери, Вильяма Шекспира, Льва Толстого, Александра Сергеевича Пушкина... И перечень этот бесконечен, гораздо длиннее предыдущего, ибо истинно гениальные люди, занимаясь любимым делом, не думают о своей исключительности, избранности, и уж менее всего в момент "открытий чудных" - о своём величии, о стремлении обессмертить своё имя. Хотя при подведении итогов своей деятельности истинно гению всегда позволительно сказать о себе: "Мысль обо мне пройдёт по всей Руси великой..."
   
    Человеку обычному свойственно бояться смерти, потому что загадка её пока не разгадана. Уйти из жизни хотят лишь те, кто переступил порог терпения физической или нравственной боли, и сила  духа физическую силу поддержать уже не в состоянии. Оттого и споры об эвтаназии не прекращаются.

    Нет лекарства от смерти, но живёт в человеке мечта, и годы проходят, века, но не устанут умные головы изобретать эликсир бессмертия. Не понимают, может быть, что бессмертие физическое, то есть, жизнь вечная, - это наказание, кара. И поймёшь это, лишь обретя его. Библейский пример Агасфера или горьковский - Ларры - тому подтверждение.
   
    Простой смертный человек, благополучный в своём существовании, конечно, хочет просто дольше оставаться в добром здравии, уме и рассудке, находясь среди родных и близких. Он не совершал подвигов, не делал открытий, он просто жил, честно трудился в меру сил и своих  способностей, воспитывал детей, которые, в свою очередь, научились у своих родителей жить так же честно и просто и тоже уже воспитывают своих детей.

   Ниточка эта - как бесконечная цепочка, и в этом тоже бессмертие: нам даровали жизнь, и мы, в которых живы наши родители и наши далёкие предки, приняв эстафету, передаём её дальше. Мы дали жизнь следующему поколению, продлив свою в детях и внуках, уверенные в том, что и мы останемся в них после физической своей кончины. (Одна лишь есть величайшая, полная неизбывной боли и горечи несправедливость в этом естественном течении жизни: преждевременный, раньше родителей,  уход из бытия детей, не успевших порадоваться своему продолжению!)

   Кроме того, всякий  человек, верящий в то, что душа бессмертна, в земной жизни должен соблюдать нравственные принципы, чтобы после смерти физической душа его нашла другую жизнь, в иной форме. А жить по законам нравственным бывает весьма нелегко, и человек постоянно преодолевает искушение. Это нелёгкая борьба - борьба с невидимым врагом, который сидит в тебе самом. 
   
   Жизнь человека, преодоление самых различных преград и трудностей, масштабы которых зависят от происхождения, от воспитания, от уровня развития человека, от социального статуса личности - это и есть та сама борьба, о которой писал Пришвин: борьба за бессмертие.