Николай Василенков
Зарисовка по памяти
Из цикла "Родное Красноярье -
правобережье моей юности"
Если совершить экскурс в более ранний период моей жизни на территории красноярского правобережья, то там можно было увидеть вокруг, по большей части, только удручающую картину: выглядело оно в то время очень тоскливо и довольно пустынно, а в отсутствие солнца или в период дождей – даже мрачновато. Посреди пустырей, зараставших летом полынью, вдоль «Таргашинской» и «Лысой» гор (так назывались в том месте отроги Саян за отсутствие на них какой-нибудь даже кустистой растительности), бежала железная дорога на Восток. Но люди селились и осваивали даже неудобицы.
Но осваивалось правобережье основательно и масштабно. Недалёко от сворота железной дороги от Енисея на Восток вглубь материка была построена Красноярская тепловая электростанция. Неподалёку было устроено компактное поселение «Каменный квартал». Так он был назван за построенные из шлакоблоков дома для работников тепловой электростанции, химического производства и засекреченного тогда «Порохового» завода.
Основным стратегическим предприятием в то время, расположенным вдоль железной дороги на правобережье, был огромный по тем временам комплекс «Ворошиловский завод», названный так в честь выдающегося Клима Ворошилова, ныне – «Красмаш» вместе с производством холодильников «Бирюса» и научно-практическими цехами Сибирского государственного университета космической техники (СибГАУ). А во время войны и ещё долго после её окончания на «Ворошиловском заводе» выпускались пушки для зенитной артиллерии и снаряды. Напротив завода, через дорогу был построен жилой район для работников завода и его производств, называвшийся тогда «Седьмым участком». Это был самый большой жилой район, так как работников на заводе было так много, что часть их проживала еще и в других районах.
Дальше, как по цепочке, располагался завод Сибирского тяжёлого машиностроения (СИБТЯЖМАШ). Основной продукцией завода были тяжёлые станки, цеховые подъёмные механизмы, вращающиеся цементные печи, которые отправлялись на экспорт в дружественные тогда социалистические и капиталистические страны. Неподалёку от этого завода существовал тоже свой жилой массив, который назывался «Четвёртый участок».
Этим заводом как бы заканчивалась основная производственная составляющая правобережья. И дальше тянулась цепочка отдельных жилых районов: барачный «Первый участок» с пожарной частью, «Второй участок» с двумя школами (46-ой мужской и 40-ой женской) и «Авиадом», в котором жили, по большей части, семьи авиаторов полувоенного в то время аэродрома, занимавшего большую, всегда аккуратно скошенную, поляну за железной дорогой по пути к посёлку Таргашино. В районе посёлка находились известковый карьер и цементное производство.
А дальше находился «Затон» с пожарной частью, роддомом и, расположенной на высоком берегу Енисея, больницей «Переселенка», и жилым барачным районом, который был назван «Переселенкой», потому что прошло через него в предвоенное и военное время очень много разного народа: и свои сибирские искатели счастья, и люди, стронутые войной с обжитых мест.
По барачной «Переселенке» от Таргашинского хребта текла тогда речка Паниковка (Таргашинка), впадавшая в районе Затона в Енисей, которая летом была полноводной и тёплой радостью для пацанячьего люда. Но постепенно цивилизация спрятала её в трубу, а затем и вовсе втоптала в землю. И теперь нет о ней ни каких воспоминаний.
Вообще-то в Затоне было организовано небольшое производство по ремонту енисейских судёнышек тогдашнего красноярского речного флота. Но перед Отечественной войной из Белоруссии в Красноярск был эвакуирован радиоламповый завод, который был в срочном порядке смонтирован здесь, на побережье Затона, перепрофилирован и стал заниматься ремонтом военной техники, подвозимой с фронтов. В помощь вновь организованному ремонтному заводу, для поставок специальных сплавов металлов из заполярного Норильска, был придан отряд малой авиации «Каталины» (так как летать можно было только вдоль жесткого ориентира – русла реки Енисей), базировавшийся неподалёку на островах Енисея. Первым освоил полёты на Север вдоль реки лётчик Побижимов, в честь которого было решено назвать завод. И ещё долго после войны называли его, но уже судостроительный, «Побижимовским». А вот теперь давно нет ни завода, ни его достойного названия. По-видимому, память – не вечна.
Если свернуть от Затона в сторону гор, то можно было по дороге, бегущей на «Лысую гору», через переезд железнодорожного полотна, мимо полувоенного в то время аэродрома, попасть в «Первомайский посёлок», с частными разнокалиберными домишками, растянувшийся вдоль «Лысой горы» до самого поворота железной дороги на Восток. Правее, ближе к Таргашинскому развалу, можно было почти каждый год встретить, непонятно откуда появлявшийся, цыганский табор. Но постепенно он прекратил своё существование. Часть цыган осела в посёлке, а основная часть табора перебралась, по-видимому, в свои тёплые молдавские степи.
Был на правобережьи аэродром, который занимал довольно приличную территорию. Имел несколько ангаров, в которых прятались одно- и двуместные самолёты военного периода –ЯК(и). Взлётных полос на аэродроме не было, так как самолёты того класса могли нормально взлетать и садиться на скошенной зелёной лужайке. Для порядка или для охраны на аэродроме стояла зенитная пушка. Пока существовал аэродром, в День авиации на краю его поляны устраивали праздник с буфетом и оркестром, пускали по специальным приглашениям желающих. В такие дни лётчики показывали своё мастерство, выполняя головокружительные для того времени и тех самолётов пилотажные фигуры.
Перед переездом через железную дорогу, неподалёку от «Второго участка», стояло тоже несколько жилых двухэтажных домов для работников аэродрома. Только вот в палисадниках перед ними кроме тополей росли ещё и фруктовые деревья (ранетки). И мы пацаны иногда приходили в эти райские садики, чтобы пополнить свои организмы недостающими витаминами.
А вообще-то на правобережье существовал настоящий плодово-ягодный сад, который располагался вдоль железной дороги за Ворошиловским заводом. Скорее всего, это было подсобное хозяйство довольно могущественного в то время завода, в котором можно было в период сбора урожая даже заработать для себя некоторое количество плодов.
Существовало на правобережье ещё одно очень серьёзное предприятие:
база и порт, на котором запасались, а в период летней навигации с него отправлялись, в Норильск и другие северные поселения, всевозможные грузы. В простонародье это предприятие называлось «Нарильпорт». Несло оно стратегическую нагрузку и серьёзно охранялось.
И всё это промышленное и жилое разнообразие тянулось вдоль единственной автомобильной дороги, поворачивавшей после «Переселенки» на понтонный мост через Енисей, на месте которого был построен мост, названный в последствии «Коммунальным». А перед ним появилась площадь, получившая название «Предмостной».
После строительства Коммунального моста была реконструирована автомобильная дорога на север правобережья, вдоль которой была проложена трамвайная двупутка, и были пущены трамваи. Конечно же, это явилось очень выдающимся событием для правобережья, потому что стало возможным довольно свободно добираться от Предмостной площади до района, где находилась Красноярская ТЭЦ. Позднее трамвай пустили через мост на левый берег Енисея. Со временем, пропускная способность моста сильно снизилась, так как мост оказался узким для увеличившегося потока автомобильного транспорта. Да и трамваи стали больше разрушать мост, чем перевозить людей. Трамвайные пути с моста пришлось убрать.
До пуска трамвая со «Второго» и «Первого» участков работники заводов Сибтяжмаш и Ворошиловскй добирались на работу и с работы на рабочем поезде, называвшимся «Матаня», курсировавшим от Второго участка до проходной Ворошиловского завода.
Направо от Предмостной площади (на юг вдоль Енисея) автомобильная дорога шла мимо станции «Енисей», в районе которой находились деревообрабатывающие производства, в сторону первого железнодорожного моста. Теперь вместо старого, отслужившего свой век моста, построен новый железнодорожный мост.
По берегу Енисея от «Затона» в районе «Второго участка», где берег был достаточно высоким, находилось большое поселение из частных домишек, жители которых жили по большей части за счёт реки. В этом же районе находился причал. От него в летнее время отходил колёсный пароход, перевозивший в старые добрые времена пассажиров на левый берег Енисея и обратно. Сюда же мы приходили весной смотреть на удивительное, завораживающее зрелище – вскрытие Енисея, когда льдины толщиной более метра с треском и каким-то специфическим шумом и скрежетом дыбились и наползали друг на друга. Очень отчаянные пацаны даже прыгали в такие моменты по льдинам, как цирковые акробаты, вызывая всеобщее восхищение. Но не обходилось такое озорство и без несчастных случаев. А потом река успокаивалась, и продолжался несколько дней ледоход. После очистки воды от льдин река заполнялась всевозможными лодками и лодчонками: люди начинали свои нелёгкие трудовые будни, продолжавшиеся до осенней шуги.
В настоящее время Правобережье живёт новой, совершенно отличной от прежней, жизнью. Его нынешний внешний вид невозможно даже сравнивать с тем бывшим: раньше промышленным, барачным и с большими просторами зарослей полыни и прочего чертополоха. Какую-то свою особенную изюминку в его вид и ритм жизни вносит сейчас «новый строй», совершенно противоположный тому «прекрасному» строившемуся – социалистическому.
Николай Василенков
г. Железногорск, Май, 2008 г.