Трехглавый дракон

Юрий Ижевчанин
Выложен

Трехглавый дракон

По крайней мере начиная с Ф. Бэкона, многие мыслители задумывались о том. что мешает мышлению людей. Он выделил несколько главных родов интеллектуальных идолов (в частности, идолы пещеры, идолы рынка и т. п.), поклонение которым сбивает с толку тех, кто пытается понять суть и сотворить новое.

Примечание.
Настоящая религия  ценна, поскольку она прежде всего обращает внимание на недопустимость поклонения идолам. Смотри рассказы Честертона о патере Брауне.
 Далее, появилось понятие интеллектуального вируса, который невидимо заражает мышление, по форме абсолютно рационалистичное, а на деле становящееся грубо ошибочным. Здесь мы пытаемся выделить три главных источника идолов, вирусов и прочих интеллектуальных и квазиинтеллектуальных гадостей.

Концептуальное противоречие. Два понятия вроде бы формально непротиворечивы, но при своем развитии начинают сильно мешать друг другу. Так что надо употреблять их лишь по отдельности. Самый яркий пример для специалистов здесь структурное и автоматное программирование в информатике (клятые goto и «нормальные» циклы) или мясо и молоко в иудаизме. В жизни концептуальные противоречия встречаются на каждом шагу. Нежелание их (и даже прямые противоречия) замечать — характерная черта европейского способа мышления: двоемыслия.

Благоглупость — когда нечто было бы великолепно при идеальной реализации и идеальном исполнении, но немедленно становится отвратительным в реальной обстановке (например, когда хотя бы кто-то благоглупости не следует принципиально). Примеры: безошибочные вычисления, логический синтез программ на базе традиционных логик, политкорректность и мультикультурность, общечеловеческие ценности, святость человеческой жизни или частной (точнее, честной) собственности и в итоге весь либерализм.

Священная корова  — торчит у всех на виду, страшно мешает, никто не осмеливается сказать это и в результате все либо делают вид, что ее не замечают, либо на самом деле перестают ее видеть (а то и еще хуже, начинают ей молиться). Пример: действительные числа, которые можно корректно применять лишь при условии выполнения исключительно сильных требований к шкалам измерений, но которые суют везде, пытаясь навести «объективные» оценки на уровне, понятном людям с интеллектом рабов или бюрократов, да и сама необходимость "объективных оценок" и исключения "произвола" всегда и везде. Да и объективно существующие расовые различия беспощадно отомстят за себя, поскольку их заслоняет священная корова равенства всех людей.

Примечание. Известно, что формальная «объективность» очень быстро вырождается в худшую форму субъективности, поскольку формализм всегда полностью отвлекается от содержания. А любовь, честь и совесть - это самый дикий произвол, поскольку они необъективны ни капли!

Эти три источника кажутся тремя головами единого существа: дракона воинствующего невежества.

Три головы этого дракона растут из спинного мозга, способного лишь к прямому мышлению и ненавидящего окольные пути. Так что основная часть мыслей рождается у него из хвоста, поскольку ближайшие отделы мозга заняты тем, как хапнуть и переварить.

Поскольку большинство с громадным удовольствием скатывается в объятия этого дракона, либертарианство является такой же благоглупостью, как либерализм. Это не исключает того, что на кратких промежутках времени либертарианство, как и логически родственные ему большевизм и нацизм, могут давать толчок развитию и даже быть средством выхода из концептуального тупика, если затем от них удастся вовремя избавиться. Беда в том, что чем более мертвой и вредной становится такая система, тем страшнее она вцепляется во всех своими когтями, не желая уходить и все сильнее расхваливая сама себя.

Поэтому единственными разумными мировоззрениями для действительно разумного и независимого человека остаются консерватизм и, как концептуально сочетающийся с ним метод духовной самозащиты, умеренная религиозность(обязательно включающая сомнение, как лекарство от фанатизма).

Определения понятий из общественной жизни.

Консерватизм — мировоззрение, которое считает, что идеи необходимо приспосабливать к конкретным людям, а не наоборот; что традиции ломать без серьезнейших причин нельзя, поскольку их вырабатывали веками люди, которые были отнюдь не глупее нас; что новое — это не положительный эпитет, а скоропортящийся, и в погоне за призраком новизны человек теряет больше, чем находит.

Обскурантизм — крайняя и извращенная форма консерватизма, свойственная тем, кто «развился» до такой степени. что не воспринимает ничего нового и на самом деле уже не мыслит, а повторяет то, что когда-то затвержено (или даже то, к чему во времена, пока еще был человеком, а не роботом, пришел сам). Обскурантизм либо отвергает основной принцип консерватизма (идеи для людей, а не наоборот), либо тупо не видит людей. которые не подходят под его мерки. Фанатизм часто и хорошо сочетается с обскурантизмом.

Либерализм — мировоззрение, которое считает, что человек по своей природе бобр (пардон, добр) и безумен (звиняюсь, разумен). Поэтому достаточно дать ему свободу, люди стихийно сами установят царство всеобщего благосостояния. А если люди не подходят к свободе по-либеральному, их надо перевоспитать или вообще оставить из 150 миллионов 15 миллионов (М. Тэтчер о русских).

Либертарианство — фашиствующая разновидность либерализма. Никакое нарушение прав другого человека недопустимо, за исключением нарушения его права думать не по-либертариански. Смотри “Меганезию” Розова, в которой заодно показан вред линейной экстраполяции: он правильно подметил ту возможность, которую мы выше выделили как общую для трех радикальных течений, но не определил период полураспада такой системы.