Глава 9. Портрет Бегемота
Мне в жизни везло на хороших педагогов и в детдоме, и в школе.
Почти все они остались для меня неординарными людьми, годными для подражания, научившими понять смысл и счастье жизни, отличать добро от зла, видеть прекрасное и отвратительное.
Сегодня я вспоминаю об одном из ни х.
В 5 - 6 классе математику нам преподавал немец из г Марксштата, АССР Немцев Поволжья, которому в то время было за восемьдесят лет, но склерозом он не страдал и все страницы из школьных учебников математики по алгебре и геометрии профессора А.П. Киселева знал и помнил наизусть.
Альфред Рудольфович Бегемер, – так звали нашего учителя математики,- был ужасно добрым человеком и, как многие добрые люди, обладал непомерной тучностью тела и разумеется солидным весом, который он, при случае, называл нам на уроках при сравнении весовых величин. Его второй подбородок и обвисшие щеки лица, длинные брови, блестящий без единого волоска череп головы, круглые, с искоркой юмора, глубоко посаженные глаза, создавали оригинальный симпатичный портрет, который в нашей ученической среде, в сочетании с его фамилией, нашёл прозвище - «Бегемот».
Это прозвище окончательно утвердилось после того, когда мой одноклассник Севка на большой перемене нарисовал мелом на доске удивительно похожий портрет Альфреда Рудольфовича и внизу сделал надпись -«Бегемот». Перемена закончилась, мы вбежали в класс и, , увидав творение Всеволода, стали его обсуждать. Тут- то и вошёл вслед за нами, как всегда, с большим чем-то набитым тяжёлым портфелем, Бегемер.
Одна из учениц, схватив у классной доски тряпку, намереваясь стереть нарисованное, но её остановил вошедший.
- Не старайтесь, милое дитя, - попросил спокойно он и, положив свой потертый портфель на стол учителя, продолжил:
- Начнём урок, дорогие мои потомки, но прежде чем начну объяснять новый урок, хочу восхититься талантом молодого дарования - Всеволода Стрельцова. Не думал, что удосужусь когда-нибудь быть нарисованным на школьной доске для обозрения любимыми моими учениками.-
Альфред Рудольфович достал пенсне, протер их платком и им же смахнул набежавшую слезу, которой на самом деле не было.
- Впрочем…,- подумав, продолжил он, - зная, что ты, Сева, отлично рисуешь масляными красками, прошу принять от меня заказ моего портрета на холсте. Возьмешься? Расходы оплачу я .-
- Для вас я всегда готов ! - вставая ответил юный художник.
Все уроки « Бегемот» начинал с опроса:
- Поднимите руки, кто не выполнил домашнее задание.-
Если таковые были, он вызывал их к доске и на ней полностью демонстрировалось правильное выполнение задания.
- Расскажи, Леночка, какие трудности испытала ты при решении заданной на дом задачи ?
Не успевала Лена начать говорить, что из пункта «А» в пункт «Б»…как с задней парты послышалась скороговорка Янки :
- «А» и «Б» сидели на трубе. «А» упала «Б» пропала, что осталось на трубе?-
- Генрих ! – останавливал его «Бегемот», который всех старался называть по имени, а не по фамилии. - Подойди, дружок, к доске и покажи, как ты решил эту задачку.-
Когда Янка заканчивал решение, « Бегемот» задавал дополнительные вопросы:
-Назови, дорогой Генрих, число, сумма и произведение которого самого на себя равны ?-
Для Янка такие вопросы были «семечками» и он, не долго думая, написал на доске ответ: « 2+2=4 и 2х2=4».
- Если ты хорошо слушал, мой друг, что я рассказывал о Пифагоре и его теореме, которую все знают, как « пифагоровы штаны во все стороны равны», - задал «Бегемот» следующий вопрос, - поясни нам, что это за штаны и почему они во все стороны равны ?-
Янка знал историю о теореме Пифагора «на зубок», но «Бегемот», обращаясь ко всему классу , вовлекая его в работу, добавил:
-Все, кто знает, поднимите руку и помогите Генриху-
Большинство учеников подняли руки, но Янка отверг помощь и заявил, что ответит сам.
Вопросы Янку задавались до тех пор, пока он споткнулся на одном из них и, не с помощью класса, не сам, не смог на него ответить. Именно этот вопрос Альфред Рудольфович, в продолжении урока, стал объяснять и продиктовал по нему домашнее задание.
Безграничная любовь «Бегемота» ко всему, что касалось математики и особенно к цифрам, была удивительной.
- Цифры, придуманные арабами, выходцами из Индии, - говорил он,- это язык людей всего мира. Он применяется во всех областях человеческой деятельности. Цифры, управляемые математическими приёмами – это лестница к высотам прогресса нашей цивилизации.-
О математике он мог рассказывать были и небылицы, разные истории и анекдоты. Охотно провоцировал споры с учениками на темы математических теорий. Его портфель был набит разнообразными маленькими образцами геометрических фигур, сделанными из дерева или проволоки, которые он демонстрировал на уроках.
Не в меньшей мере «Бегемот» любил детей – своих учеников, отвечавших ему взаимностью.
Ежедневно детдомовские девочки нашего класса помогали ему надевать калоши, которые ему было трудно одеть из-за своей тучности и возраста, а мальчики провожали до дома и несли «неподъёмный» портфель.
В летние каникулы 1941 года Всеволод Стрельцов, наконец, исполнил заказ Альфреда Рудольфовича и нарисовал на холсте маслом его портрет.
1 сентября, в день начала учебного года, мы готовились вручить нашему любимому «Бегемоту» этот подарок, но этого не произошло.
Депортация немцев Поволжья в Сибирь и Казахстан коснулась и
нашего школьного учителя математики Альфреда Рудольфовича Бегемера.
Об этом трагическом событии в то время запрещалось говорить, но по слухам, которые просочились к нам в школу, стало известно, что он был депортирован в Карагандинскую область Казахстана, а по дороге заболел и умер.
Портрет оставили в школе и повесили в Красном уголке.
P.S. Сегодня цифровое телевиденье и Интернет - убеждающие некоторые факты, о которых 70 лет тому назад говорил мне мой учитель математики, желая передать и сохранить свои знания потомкам. Спасибо ему, что он сделал это и посеял во мне любовь к знаниям.
© Copyright:
Марат Носов, 2011
Свидетельство о публикации №211021300737