Глава 9. Портрет Бегемота

Марат Носов
      
              Мне в жизни везло на хороших педагогов и в детдоме, и в школе.
Почти все они остались для меня неординарными людьми, годными для подражания, научившими  понять смысл и счастье  жизни, отличать добро от зла, видеть прекрасное и отвратительное. 
      Сегодня я вспоминаю об одном из ни х.
             В  5 - 6 классе математику нам преподавал немец из г Марксштата, АССР Немцев Поволжья, которому в то время было за восемьдесят  лет, но склерозом он не страдал и все страницы из школьных учебников математики по алгебре и геометрии профессора А.П. Киселева знал и помнил наизусть.
           Альфред Рудольфович Бегемер, – так звали нашего учителя математики,- был ужасно добрым человеком и, как многие добрые люди,  обладал  непомерной тучностью тела и разумеется солидным весом, который он, при случае,  называл нам на уроках при сравнении весовых величин. Его второй подбородок и обвисшие щеки лица, длинные брови,  блестящий без единого волоска череп  головы, круглые, с искоркой юмора, глубоко посаженные глаза, создавали оригинальный симпатичный портрет, который  в нашей ученической среде, в сочетании  с его фамилией,  нашёл прозвище -  «Бегемот».
           Это прозвище окончательно утвердилось после того, когда  мой одноклассник Севка  на большой перемене нарисовал мелом на доске удивительно похожий портрет Альфреда Рудольфовича и внизу сделал надпись -«Бегемот».  Перемена закончилась, мы вбежали в класс и, , увидав  творение Всеволода, стали его обсуждать.  Тут- то и вошёл вслед за нами, как всегда, с большим чем-то набитым тяжёлым портфелем, Бегемер.
           Одна из учениц, схватив у классной доски тряпку, намереваясь стереть нарисованное, но её остановил вошедший.
         - Не старайтесь, милое дитя, - попросил  спокойно он  и, положив свой потертый портфель на стол учителя, продолжил:
        - Начнём урок,  дорогие мои потомки, но прежде чем  начну  объяснять новый  урок, хочу  восхититься  талантом молодого дарования - Всеволода Стрельцова.  Не думал, что удосужусь  когда-нибудь  быть нарисованным на школьной доске для обозрения любимыми моими учениками.-
           Альфред Рудольфович достал пенсне, протер их платком и  им же смахнул набежавшую слезу, которой на самом деле не было.
          - Впрочем…,- подумав, продолжил он, - зная, что ты, Сева, отлично рисуешь масляными красками,  прошу принять от меня заказ моего портрета на холсте. Возьмешься?  Расходы оплачу я .-
          -  Для вас я всегда готов ! - вставая ответил юный художник.
 
         Все уроки  « Бегемот» начинал с опроса:
         - Поднимите руки, кто не выполнил домашнее задание.-
Если таковые были, он вызывал их к доске и на ней полностью демонстрировалось правильное выполнение задания.
           - Расскажи, Леночка, какие трудности испытала ты при решении заданной на дом задачи ?
             Не успевала Лена начать говорить, что из пункта «А»  в пункт «Б»…как с задней парты  послышалась скороговорка Янки :
- «А» и «Б» сидели на трубе.  «А» упала «Б» пропала, что осталось на трубе?-
             - Генрих ! – останавливал его «Бегемот», который всех старался называть по имени, а не по фамилии. -  Подойди, дружок, к доске и покажи, как ты решил эту задачку.-
              Когда Янка заканчивал решение, « Бегемот» задавал дополнительные вопросы:
             -Назови, дорогой Генрих, число, сумма и произведение которого самого на себя  равны  ?-
             Для Янка  такие вопросы были «семечками» и он,  не долго думая, написал на доске ответ: « 2+2=4  и  2х2=4».
            - Если ты хорошо слушал, мой друг, что я рассказывал о Пифагоре и его теореме, которую все знают, как « пифагоровы штаны во все стороны равны», - задал «Бегемот» следующий вопрос, - поясни нам, что это за штаны и почему они во все стороны равны ?-
              Янка знал историю о теореме Пифагора «на зубок», но «Бегемот», обращаясь ко всему классу , вовлекая его в работу, добавил:
 -Все, кто знает, поднимите руку и помогите Генриху-
          Большинство учеников подняли руки, но Янка отверг помощь и заявил, что ответит сам.
           Вопросы Янку задавались до тех пор, пока он  споткнулся на одном из них и, не с помощью класса, не сам, не смог на него ответить. Именно этот вопрос Альфред Рудольфович, в продолжении урока,  стал объяснять и продиктовал по нему домашнее задание.
         Безграничная любовь «Бегемота» ко всему, что касалось математики и особенно к цифрам,  была удивительной.
   - Цифры, придуманные   арабами, выходцами из Индии, - говорил он,- это язык людей всего мира. Он применяется во всех областях человеческой деятельности.   Цифры, управляемые математическими приёмами  – это лестница к высотам прогресса нашей цивилизации.-
         О математике он мог   рассказывать были и небылицы, разные истории и анекдоты.  Охотно провоцировал споры с учениками  на темы математических теорий. Его портфель был набит разнообразными  маленькими образцами геометрических фигур, сделанными из дерева или проволоки, которые он демонстрировал на уроках.
           Не в меньшей мере «Бегемот» любил детей – своих учеников, отвечавших ему взаимностью.
          Ежедневно детдомовские девочки нашего класса помогали  ему надевать калоши, которые ему было трудно одеть из-за своей тучности и возраста, а мальчики провожали до дома и несли «неподъёмный» портфель.
         В летние каникулы 1941 года Всеволод Стрельцов, наконец, исполнил заказ  Альфреда Рудольфовича и нарисовал на холсте маслом его портрет.
        1 сентября, в день начала учебного года, мы готовились вручить нашему любимому «Бегемоту» этот подарок, но этого не произошло.
           Депортация немцев Поволжья в Сибирь и Казахстан коснулась и
нашего школьного учителя математики Альфреда Рудольфовича Бегемера.
           Об этом трагическом событии в то время запрещалось говорить, но по слухам, которые просочились к нам в школу, стало известно, что он был депортирован в Карагандинскую область Казахстана, а по дороге заболел и умер.
             Портрет оставили в школе и повесили в Красном уголке.
  P.S. Сегодня цифровое телевиденье и Интернет -  убеждающие некоторые факты, о которых 70 лет тому назад  говорил мне мой учитель математики, желая передать и сохранить свои знания потомкам. Спасибо ему, что он сделал это и посеял во мне любовь к  знаниям.