Медсестра 835-ого полка

Наталья Еремеева
                К 65-летию Победы
                Лена Север http://proza.ru/avtor/severylena
Не пишется сегодня о войне...
Уютно сидя в собственной квартире,
Мы не живём мечтой о тишине,
О корке хлеба, о желанном мире...
Забывчивость – типичная черта.
Уходят постепенно ветераны.
Смотрю на небо – синь и красота...
Земля родная зарастила раны.
Окопы и воронки не видны,
Подснежники оплакивают павших,
Им снятся отголоски той войны,
И шум сражений будто бы вчерашних...
Прошелестят листки календаря,
Вот шесть десятков мимо... незаметно...
За мир и счастье не благодарят,
Те,  кто встречает новые рассветы.
Но прадедов ушедших навсегда,
В суровых строчках с болью вспоминая,
Прошу - не забывайте никогда,
Как  нам достался день Победы в мае!


Эта женщина стала для меня открытием. В свои 82 ( Это в 2005г.) года Валентина Михайловна полна задора, оптимизма, идей. Она – связующее звено всех родственников, фронтовых друзей и бывших жителей поселка Кульяновка (она двоюродная сестра П.Д.Климова, потому и перекликаются их судьбы).

Сегодня главное дело Валентины Михайловны – оставить в наследство детям и внукам древо рода Климовых, веточкой которого является и сама.



7 ноября 1920 года в газете «Правда» была опубликована статья Сталина «Год великого перелома», в которой вождь всех народов   призывал резко ускорить темпы     сплошной коллективизации.
В деревне начались       два взаимосвязанных процесса: создание колхозов  и раскулачивание. Ликвидировали крепкие хозяйства и обеспечивали материальной базой коллективные. Кулаков выселяли семьями, отбирая у них все. Судьба раскулаченных служила примером тем,     кто не желал добровольно идти в колхоз. А так как власти      не дали точного определения, кого считать кулаком, в черный список мог попасть любой крепкий хозяин. Таковых в Сибири было большинство – корчуй тайгу да распахивай, на сколько силы хватит.
Вот в эту переделку и попал Архип Яковлевич Климов, сын пленного австрийца и  Татьяны Захаровны, дед Валентины Михайловны.

Валентина Михайловна слышала, что отца ее бабушки Тани выслали из Петербурга          за выступление против власти. Можно предположить,  что прадед Валентины Михайловны   был членом кружка, созданного Михаилом Васильевичем Петрашевским. Петрашевцы выступали    за демократизацию    политического строя России и освобождение крестьян с землей. На « пятницах»  у Петрашевского    обсуждались планы      организации тайного общества, создание подпольной типографии, пропаганды в народе. Петрашевцы были арестованы по доносу 23.4.1849. Их кого отправили на каторгу, а кого выслали.

В тридцатом году Архипу Яковлевичу было 69 лет. Он отец одиннадцати детей, девять из которых  сыновья - главное богатство крестьянской семьи. Старшему, Алексею, к тому времени исполнилось пятьдесят, а самому младшему, Ивану – двадцать пять.
Разве мог Архип Яковлевич быть бедняком, имея в арсенале  столько сыновей, да еще любящих и умеющих работать. Он был крепким хозяином. Имел большой дом и по очереди, и по возможности  помогал ставить дома отделяющимся детям.


Есть точные сведения о хозяйстве А.Я.Климова за 1929-30 годы, составленные  карающими органами:

Посев              5,51 десятина (6 гектаров)
Лошадей            2
Молодняка          1
Коров              8
Молодняка          3
Овец              10
Свиней             1

 
В справке    Преображенского сельсовета от 4 февраля 1932 года указано, что после выселения семьи, хозяйство было передано совхозу «Бедняк».


Еще один     важный для семьи Климовых документ:

        Протокол заседания Чулымского избиркома от 9.01.1931 года.
  Основание, применение и вид репрессий   по политическим мотивам.

         Раскулачен, лишен избирательных прав и выслан за пределы      района на спецпоселение.
(В 1930 году был привлечен к уголовной ответственности по линии ОГПУ).


Много   позже получила Валентина Михайловна, внучка    расстрелянного деда, справку о реабилитации.

Постановлением президиума   Новосибирского областного суда от 18 января 1964 года    постановлением особой тройки ПП ОГПУ Западно-Сибирского края от 13 марта 1930 года в отношении Климова Архипа Яковлевича, 1861 года рождения, осужденного по статье 58-10-11 УК РСФСР к исключительной мере наказания, отменено, и дело  производством прекращено за недоказанностью   предъявленного обвинения.
Климов А.Я. по данному делу реабилитирован.

И.о. Председателя суда                Индинок Т.И.



Не по  жизненному пути, не по делам такая расправа над сильным и мужественным
человеком.
Но такова история нашей Родины и ее подданных.

Валентина Михайловна - дочь шестого по счету сына Архипа Яковлевича. Михаил  был рослым, черноволосым красавцем, и к тому же   обладал недюжинной силой,  важной для гвардейца. И потому при призыве в армию его определили    на царскую службу в Преображенский полк, созданный в свое время Петром Великим.

 В мирное время гвардейцы   охраняли спокойствие Москвы, занимали караулы в Кремле, у застав и при городских воротах. В военное время     наравне с другими войсками отправлялись в поход, и так как умели лучше многих владеть оружием, то часто решали сражение. Не всякому выпадает такая честь – быть гвардейцем.

А когда в 17-ом полк расформировали, Михаил выбрал революцию.   В Гражданскую воевал в 1-ой конной С.М.Буденного. Семен Буденный, солдат-кавалерист, за службу в царской армии  четырежды был представлен к самой высокой награде. Он полный Георгиевский кавалер мог стать офицером, но с приходом большевиков стал их соратником.   Трижды Герой Советского Союза С.М.Буденный       прошел через весь двадцатый век вожаком, сильной личностью.

С таким командиром в обозе не отсидишься, и Михаил не раз рисковал своею жизнью. На фотографии, что хранится в альбоме Валентины Михайловны, отец в форме буденновца, на ногах  кожаные выше колен сапоги со шпорами. Именно они повлияли на его походку. Отец ходил так, словно боялся зацепить одну шпору за другую.   Родные из далека узнавали его по этой особенности.

После Гражданской вернулся Михаил в родное село. Присмотрел себе девушку  из семьи Еремеевых. Феона поглядывала на красивого парня еще до призыва его в армию. Ладная пара получилась. Первое время молодожены жили в доме Архипа Яковлевича.  Валентине уже  пять лет исполнилось, когда отец с братьями начал строить дом для их семьи.  Вот маленькой была, а запомнила, как дружно и весело работали Климовы. Смеялись, шутили и пели под стук топоров и пилы.
Дом поставили большой, в семье год за годом рождались дети. 

В 30-ом по комсомольской путевке, уехал на Кузнецкстрой двоюродный брат Валентины Михайловны, Павел Дмитриевич Климов. Постепенно переманил  своих родственников. Сыновья и внуки Архипа Яковлевича строили КМК, а потом  работали на этом же комбинате.
Жили, как все кузнецкстроевцы, тяжелой работой, неустроенным бытом и мечтами о светлом будущем. И делали все для его приближения.

-Я же окончила школу, - рассказывает Валентина Михайловна,- медицинские курсы и устроилась  в восьмую больницу.

А когда в 42-ом формировали 237-ую Сибирскую дивизию  для отправки на фронт, меня, комсомолку, вызвали в райком. В конце апреля в звании медсестры в составе 835-ого полка я уже  ехала эшелоном на запад.

Выгрузили нас в начале мая в лесу под Вологдой. Здесь за короткий срок мы должны были овладеть всеми премудростями военного дела. Ночи были еще прохладными, а спать приходилось под открытым небом. Мы устраивались, как могли. Я настилала слой прутьев, на них клала куртку, под голову вещмешок, укрывалась плащ-палаткой. К утру от ночной влаги     отсыревала одежда. Не выдержал мой организм, отнялись ноги.

Командир настаивал на госпитале, но я боялась отстать от своих. Тогда он договорился с женщиной из ближайшей деревни. Теплом русской печи да отварами, в которые опускала она мои ноги, выходила меня милая женщина. Огромное за это ей спасибо и низкий поклон от меня.

Только отбросила костыли, начала ходить самостоятельно, настал день, когда наш полк маршем      отправили на встречу войне. Ростом я – метр  пятьдесят четыре, вес бараний – ох и тяжело досталась мне экипировка. Двести километров прошагали мы грунтовыми дорогами да тропинками. До самого Воронежа дошли.

Двадцать третьего июля  мы    вступили в бой. Как было страшно под фашистскими самолетами (рассказывает Валентина Михайловна, а у самой на глазах слезы и голос дрожит). Но, придерживая санитарную сумку, ползу за передовыми, прислушиваюсь, откуда позовут, попросят помощи. Четверо суток шел бой. Треть дивизии осталось лежать на том поле битвы.

В одном  из последующих боев получила я сквозное осколочное ранение бедра и три с половиной месяца пролежала в госпитале города Моршанска.

Война для меня закончилась в Прибалтике, а 835 полк   дошел до Праги. Мы, те немногие, что вернулись домой, дружим до сих пор. Мало нас сегодня, всего семнадцать. Только за прошлый год ушли от нас   двадцать три бойца.

После войны, в 45-ом, устроилась я работать  на ТЭЦ Сталинского алюминиевого завода. Начальником цеха попливо-подачи был мой дядя, Николай Архипович Климов. Он то и взял меня к себе секретарем. Жили мы тогда в районе вокзала. По утрам за работниками приезжала открытая грузовая машина. Но частенько ее не было. И тогда до станции, а это километров восемь будет, мы шли пешком.

Вернулся с войны Павел Дмитриевич, мой двобродны2 брат. Он в составе 486 артиллерийского полка дошел до Берлина. Павел Дмитриевич был хорошим организатором и не раз это доказывал на войне. Он возглавил Сталинскую ТЭЦ, став заместителем ее директора.
Для успешной работы нужны были люди, на которых можно было положиться в любой ситуации. Павел Дмитриевич разыскал своих однополчан. Кому же верить больше!? Помог с работой, помог с жильем. Начал строиться в полную силу    рабочий поселок Кульяновка – жилой фонд Сталинской ТЭЦ.

Тридцатилетние мужики, прошедшие пол Европы, познавшие радость победы, взялись за строительство собственных домов. ТЭЦ снабдила их лесом, кирпичом, шифером, оформила денежные ссуды.
Валентина Михайловна с мужем, Иваном Тихоновичем Тупицыным, последовали их примеру.
Иван Тихонович, тоже фронтовик. До войны он окончил Омское летное училище. Дошел в качестве механика самолетов до Берлина. Его грудь украшали «Орден Красной Звезды» и медаль «За отвагу», когда впервые увидела своего Ивана Валентина Михайловна.

Работая секретарем, Валентина Михайловна часто подменяла весовщицу цеха.  Увидел как-то ее за работой начальник весовой алюминиевого завода и переманил к себе. Случилось так, что в один день, отработав утреннюю смену на ТЭЦ, вечернюю трудилась она уже на алюминиевом. Расторопная, аккуратная, ответственная к порученному делу, Валентина Михайловна была награждена за свой труд   медалью.

-Тридцать   шесть лет  составляет мой рабочий стаж.
И, посветлев лицом, добавляет

-У меня четверо детей, и я вправе ими гордится. А еще я пять раз бабушка и шесть прабабушка. Растет и множится род Климовых. Не потеряется он на земле.

Летом 2003 года, в Юбилей Павла Дмитриевича, собрала Валентина Михайловна всю свою родню на «Бульваре Героев» у артиллерийской пушки. Она поведала молодым потомкам Климовых о том, что это орудие, с которым прошел свой боевой путь 486-ой   полк. В составе которого воевал их родственник, Павел Дмитриевич Климов. Именно он со своими фронтовыми друзьями, часть из которых жили когда-то на Кульяновке, установили это орудие. Благодаря Павлу Дмитриевичу в школе №103 открыли музей боевой славы их Бранденбургского полка.