один светлый день

Владимир Орлов
                часть1
     Рассвет легкими бликами скользнул по краю неба, затрепетав неясными всполохами на плывущих облаках  Впереди, там далеко, где небо сливалось с землей, едва забрезжила еле заметная  полоска света. Начиналась заря. Темнота нехотя уступала пространство нарождающемуся дню, откатывалась назад, уходила за скалу, цепляясь из последних сил за острые уступы. От этих уступов, вниз тянулась каменная стена, словно в бесконечность.   

Далеко внизу сплошным ковром плыли облака. Бесконечное, пушистое, белое, слегка подкрашенное нежно-розовым светом, начинающейся зари море облаков. Оно медленно двигалось от самого горизонта, от золотистого нарастающего света в мою сторону, упиралось в каменную стену скалы, медленно лениво обтекало ее и уходило  назад в густую тьму. Свет с каждой секундой становился ярче и по мере того, как он заполнял все вокруг, я чувствовал нарастание восторга, необъяснимой бесконечной  радости и силы. Огромный диск солнца, показавшийся на далеком краю этого пушистого шевелящегося, двигающегося моря, в первое мгновение обжег и ослепил, а затем наполнил меня и эту часть мира, переходящую из ночи в день сияющим теплом, бесконечным потоком энергии.
Солнечные лучи вспыхнули яркими бликами, заискрились, создавая феерическое свечение и остатки ночи задымившись,  потекли с меня вниз к проплывающим облакам.
Сколько встретил я таких рассветов? Мне не дано это знать. Мое земное время давно остановилось, а сознанье, которым я теперь был наделен, не вмещает в себя само понятие - время. Один рассвет мог вобрать в себя все рассветы за тысячу лет и наоборот. Мир от сотворения и по сей день, не имел больше для меня ни границ, ни препятствий, ни времени.
 
Солнце полностью вышло из-за горизонта, и невидимые трубы протрубили, извещая о начале нового светлого дня. Все! Пора! Я должен быть там, где без меня нельзя обойтись, где без моего появления, оборвется тонкая нить жизни. Я ринулся вниз к бесконечным белым облакам, которые при моем приближении стали расступаться, пропуская меня туда, куда обычно уже нет возврата. Каждый раз я спрашивал себя, почему меня оставили здесь, в  промежутке между временем и вечностью, почему я не ушел дальше, как все или этот путь проходит каждый? С первого  мгновения, как я осознал себя здесь ,я все уже знал. Что мне делать и как. Не знал я только одного, сколько это будет длиться, хотя само слово сколько совсем не верно,  потому что понятие секунда и столетие здесь представляют собой примерно одно и тоже.

Скорость моего падения стремительно увеличивалась. Воздух с каждой долей секунды, становился плотней, с нарастанием скорости засветился голубыми всполохами и превратился в огненный кокон света, окруживший меня. Я ворвался в толщу облаков, прошел ее насквозь и вылетел в легкий сумрак, еще царивший под этой бесконечной, словно живой массой, оставив в ней медленно затухающий светящийся след. Здесь солнце еще не взошло. Небо на горизонте еще только слегка окрасилось  светло-розовым. Сориентировавшись  в пространстве, я повернул на север к далеким дремучим лесам. Мне нужно было успеть к назначенной цели до полного рассвета. Надо было торопиться.

Через несколько мгновений на горизонте показалось огромное зарево пожара. Горело большое село. Все дома без исключения были охвачены огнем. Полыхание нескольких десятков изб сливалось в один громадный костер видный за десятки верст в округе, отражалось рыжими бликами на проплывающих облаках. Множество людей в панике выскакивали из горящих домов, обезумев от происходящего, метались по улицам бежали через поля окружавшие село к дальнему лесу, пытаясь спастись от догоняющих их всадников в островерхих шапках с кривыми саблями, и падали сраженные безжалостными наездниками. Кое где немногочисленные дружинники, пытались оказать сопротивление, но под градом стрел и бесчисленных ударов сабель падали сраженными, не принося нападавшим сколь ни будь значительного вреда. Улица и поля вокруг деревни  были  усеяны трупами убитых людей. Женщины, мужчины, старики, дети - никого не пощадила татарская сабля. Несколько десятков воинов сгоняли скот  в стадо, тащили всякий скарб и складывали на телеги, выстроив их в обоз. Через пару часов все было кончено.
 Я с горечью наблюдал за всем, но ни чем не мог помочь этим несчастным, и вмешаться в происходящее. Я появился здесь не за этим. Мне нужно было найти маленькую девочку по имени Любава. И если я этого не сделаю буквально в несколько ближайших минут, мир для меня может рухнуть и превратиться в пар и изменить все самым непредсказуемым образом. Я кружил вокруг горящего села, внимательно оглядывая все вокруг. Я не мог опоздать. Я всегда появлялся вовремя. Я не мог не выполнить своего предназначения.
 
Старший воин приказал всем собраться в отряд  вдоль обоза и трогаться. Он еще несколько минут окидывал  взглядом уничтоженное село растерзанных, зарубленных людей, наконец удовлетворено ухмыльнулся довольный своей работой, развернул лошадь, и неспеша пустился вслед за уходящими. Вдруг его внимание привлекло, какое то движение на краю поля у самой кромки леса. Он остановился, внимательно вглядываясь, и увидел девочку лет двенадцати в закопченной длиной  рубахе выскочившую из высокой травы и что есть силы бежавшей к спасительному лесу. Воин, пронзительно крикнув, вонзил шпоры под ребра лошади от чего та, громко заржав быстрее ветра, понеслась вслед за беглянкой. Но быстрее их вслед за девочкой устремился я, потому что это как раз и была она маленькая девочка по имени Любава.

Сумерки рассеивались, и в лесу стало хорошо видно. Воин, придержав лошадь у кромки леса, потихоньку въехал между деревьев взял  лук, вложил стрелу и приготовился выстрелить. В этот момент я ринулся вниз в пространство между ним и ребенком. Перед ним вспыхнули всполохи света, словно два огромных светящихся крыла. Воин, громко закричав, выронил лук и закрыл руками глаза. Лошадь, испугано захрапев, вскинулась на дыбы, метнулась в сторону, отчего наездник вывалился из седла, и пустилась во весь дух назад на открытое пространство, волоча за ногу, запутавшуюся в стремени своего хозяина. Когда лошадь выскочила из леса, обезображенный переломанный воин был уже мертв.
Девочка лежала в мокрой покрытой обильной росой траве, дрожа всем телом от пережитого страха и утреней прохлады, закрыв голову руками. Я терпеливо дожидался, когда она немного успокоится и придет в себя. Главное не напугать ее еще сильней, и я принял облик, который она могла воспринять.
Она почувствовала мое присутствие и замерла, потом медленно повернула голову  и, увидев меня, застыла в смятении, вытаращив глаза.
-Не бойся меня, Любавушка - сказал я как мог мягче и приветливей - Я не сделаю тебе ничего плохого. Вставай, успокойся, … иди ко мне. Я смогу помочь тебе.
Девочка не шелохнулась и продолжала находиться все в той же позе. Постепенно до ее сознанья стало доходить, что перед ней кто-то стоит, и этот кто-то не хочет причинять ей зла, и она спросила сдавленным голосом:
- Дядя, ты не будешь меня бить? Ты не убьешь меня?
- Я не трону тебя, малыш. Вставай, подойди ко мне, я помогу тебе придти в себя и согреться.
Я шагнул ей навстречу. Она как ужаленная подскочила и хотела бежать, но ноги не слушались ее. Она закрыла лицо руками и прижалась спиной к дереву.
- Ну, все уже позади, не бойся, сейчас  станет легче.- я прижал ее к себе.- Потерпи еще чуть-чуть, еще совсем немного.
Постепенно  она затихла, престала дрожать и вырываться, задышала глубоко и ровно. Я немного отстранил ее, заглянув ей в глаза
- Как ты себя чувствуешь? Тебе лучше?
- Да. Мне стало тепло, и больше не хочется есть.
-  Тогда слушай меня внимательно. Я пришел помочь тебе. Сейчас мы с тобой пойдем через лес к твоему дяде. Теперь ты будешь жить у него.
-Но до него три дня пути верхом, а пешими нам и вовсе не дойти через чащу – попыталась возразить она и без остановки спросила – А ты кто? Я таких как ты еще не разу не видела. Ты не из наших.
-А что во мне не так?
- У тебя очень чистая и белая одежда, а волосы словно светятся! И…- она удивлено посмотрела мне под ноги, глаза ее опять расширились, в них мелькнул страх, и она договорила почти шепотом, растягивая слова - После тебя дяденька не остается следов, там где ты ходил  трава не примята и роса не тронута, ты словно висишь в воздухе.
 Она стала внимательно разглядывать меня
  -И еще ты говоришь не на нашем языке, а я все понимаю, и губы у тебя не шевелятся. Но я.. я ..почему то дяденька тебя не боюсь, от тебя идет тепло…
Надо было как-то успокоить ее. Я видел, что еще немного и у девочки, говоря языком моего времени, съедет крыша. После всего пережитого она верно думает, что сходит с ума и чего доброго принимает меня за привидение или оборотня, хотя наверное я и есть в некотором смысле и то и другое..
- Послушай, Любава. Я постараюсь тебе сейчас все объяснить, только все что я скажу очень похоже на бред, на сказку, поэтому  ты просто выслушай меня и поверь и не переспрашивай. Хорошо!?
Она кивнула в ответ
-Я не оборотень и не привидение…
- Я знаю, я поняла- перебила она и затараторила – ты ангел, потому что, когда воин хотел убить меня и натянул лук, вдруг между ним и мной появился яркий свет. Глазам стало больно, от этого и я зажмурилась, но даже сквозь закрытые веки я видела  этот свет. Он был выше деревьев и будто огромные крылья  распахнулись в стороны. Я решила, что умерла, что всадник убил меня стрелой, а потом, когда очнулась, появился ты. А если у тебя крылья, значит ты ангел….Да?! Дяденька, ты ангел?
-Нет! Нет! Остановись! Ты обещала не перебивать меня, а выслушать. Я не ангел. Я хранитель..
- Ангел-хранитель!?
- О, Господи! Да замолчишь ты или нет! Еще раз тебе говорю, я не ангел и не ангел-хранитель, я просто хранитель - хранитель рода, твоего рода.
Она хотела еще что-то сказать, но напряжено замерла, тревожно вслушиваясь, сквозь птичий гомон. На опушке леса послышались голоса, редкое звяканье металла, хруст веток под множеством ног.
-Это воины!- горячо зашептала она - Нам не спастись от них, их много, от них еще никто не уходил.
- Подойди ко мне, быстро. Слушай меня и делай что скажу, тогда с тобой ничего не случится. Как только воины приблизятся, уткнись в меня лицом и замри. Стой не шевелясь, закрой глаза, на них не смотри. Я закрою тебя и если ты будешь меня слушать, все обойдется.
Воины шли россыпью, человек двадцать, держа сабли в руках, внимательно и насторожено осматривая лес вокруг себя. Чуть впереди всех шел воин, который выделялся среди прочих могучими плечами и был выше ростом. Он остановился на том месте, где лошадь поднялась на дыбы от испуга, и подал знак рукой идущим сзади, воины остановились.
- Здесь следы кончаются – сказал он остальным – И следов девчонки тоже не видать! Не могла же она испариться или улететь на небо. Обыщите все вокруг, смотрите в высокой траве и на деревьях.  Я останусь здесь, мне непонятно что тут случилось.
Воины веером рассыпались вокруг, старший внимательно оглядев место падения всадника, заметил детские следы, ведущие к дереву под которым мы находились. Он стал потихоньку приближаться к нам, водя острием сабли по траве и следу, и остановился буквально в метре от нас.
-Она где-то здесь - пробормотал он, недоуменно глядя то под ноги, то на дерево, то вокруг  рассекая воздух саблей перед собой.
Если он сделает еще шаг, то заденет Любаву  и тогда все, конец истории и всего что было - не будет - подумал я, но не успел закончить  мысль, как вдруг моя маленькая подопечная не издав ни звука взвилась, словно мощная пружина в немыслимом прыжке и вонзила клинок, в горло могучего воина тут же отпрыгнув и опять спряталась под мою защиту. Воин не успел ничего понять, откуда она вдруг явилась перед ним, захрипел, пытаясь закричать. Из рассеченной раны фонтаном хлынула кровь, он выронил саблю, схватился руками за горло и боком повалился в высокую траву.
-Эй! Милое дитя! Ты чего творишь!? – возмутился – Я тут тебя спасаю ради будущих поколений, а ты кинжалом размахиваешь, тоже мне Чингачгук новоявленный! Откуда у тебя кинжал взялся?!
-Под платьем был спрятан – невозмутимо ответила она, от затравленного забитого дитя не осталась и следа, передо мной стояла маленькая решительная воительница с твердым взглядом и раздувающимися ноздрями, готовая зарезать еще пятьсот человек  – А кто такой чингук?
- Не Чингук, а Чингачгук – это, как же тебе объяснить, это индеец из Америки, правда не настоящий вымышленный, .. хотя Америку еще не открыли. Знаешь я тебе это чуть позже объясню, а сейчас давай делать от сюда ноги и .. крылья, а то наш с тобой род закончится в этом лесу.
-Я ничего не поняла из сказанного тобой, ты предлагаешь спастись, но как? Кругом воины.
- Сейчас что-нибудь придумаем. Скажи, зачем ты рисковала, он же мог убить тебя?
- Он зарубил мою маму, бабушку и младшего брата. Брату еще не было года.
- Ясно, вот это у меня прабабка, в двенадцать лет готова вырезать всю Монголию, да времена!?
-Почему ты удивляешься? Это не первый убитый мной воин. Год назад из лука сделанного отцом для старшего брата, после того как убили его и отца, я сразила трех воинов.
Я не нашелся что ответить. В мое время девочка двенадцати лет была несмышленым ребенком, а ей в этом возрасте приходилось убивать, чтобы жить, и это была не игра, не спектакль – эта была жизнь.
- Хорошо договорим по дороге, надо уходить скоро воины вернуться и тогда может произойти всякое. Смотри – показал я на огромную ель, сваленную бурей - Иди по дереву, дальше начинается звериная тропа к реке, на траву не наступай, я постараюсь сделать, так чтобы тебя не заметили. Все! Шагай, разговоры потом!
Она, поняв меня,  пробралась по дереву, спрыгнула на тропу и бегом устремилась к реке. Я неотступно следовал за ней.
Где-то через час мы выбрались к реке. Любава упала без сил  в траву на высоком берегу. Пока она приходила в себя, я поднялся высоко в небо оглядывая окрестности. Далеко вниз по течению реки я увидел то, что искал – огромное поле, вокруг которого река делала поворот и множество людей в белых одеждах на нем.
Спустившись вниз, я нашел Любаву в состоянии смятения. Увидев меня, она бросилась ко мне с полными слез глазами:- Я подумала, что ты покинул меня! Я испугалась… Как мы здесь оказались, сюда же два дня пути.. я ничего не понимаю..Расскажи мне все, все что ты наговорил мне сегодня или я буду думать, что сошла с ума.
-Хорошо – согласился я -  Только я тебя прошу, выслушай и никому не рассказывай о том, что с тобой сегодня произошло, иначе тебя все примут за сумасшедшую… Обещай!
- Я никогда никому не скажу о том, что сегодня было.
- Тогда слушай и постарайся понять и поверить. Сначала я скажу тебе, что ты должна делать дальше. Вот здесь у края леса большой ягодник, после того как я исчезну, сходи, поешь ягод, подкрепись. После выйдешь на берег, вон за теми кустами найдешь, большое бревно, его прибило к берегу. Поплывешь на нем вниз по течению, к концу дня у большой излучины на низком берегу увидишь большое поле, там твой дядя со всей родней косит траву. Расскажешь ему все, что случилось  с твоим селом  и людьми. Он примет  тебя, вырастит, а когда станешь взрослой, выдаст замуж за хорошего человека. Самое страшное в твоей жизни осталось позади. Впереди у тебя непростая, а иногда трудная, но вообщем-то хорошая жизнь.
- А, ты, не хочешь со мной ягод поесть?
-Мне не надо есть, в земном смысле этого слова, все гораздо тоньше и сложней устроено, чем мы можем себе представить, да и не можем. С земными мерками невозможно понять суть всего происходящего, замысел Творца велик и необъятен. Откуда все взялось, куда движется и главное зачем! Понимаешь, что я говорю?
-Да- ответила она серьезно.- А как же ты существуешь? Разговариваешь со мной, и что значит хранитель рода, если ты не ангел? Из чего ты сделан.
- Я сделан из света и если так представить по земному, то и питаюсь светом, поэтому я не оставляю следов, меня вообще-то нет на самом деле и слова, которые я говорю сейчас, рождаются у тебя в голове, потому что мне нечем их произносить и тот образ в котором ты меня видишь, тоже рожден твоим воображением  в привычном для тебя виде. Я, правда, это не совсем точно, но что бы хоть как-то объяснить, есть некий сгусток света и мысли. Ну, что скажешь?

Я вопросительно смотрел на девочку из тринадцатого века, поняла она хоть одно слово из того, что я наговорил? Она молчала несколько минут, задумчиво глядя на течении реки, потом обернулась ко мне и сказала: - Я поняла тебя, Хранитель, я даже слышала, как ты размышлял об этом.

Я ничего не ответил. Я смотрел на нее, словно только сейчас увидел, как она красива, даже в двенадцать лет. Она сидела на берегу, обхватив колени руками. Легкий ветер перебирал ее волосы и под его напором, платье копировало ее еще детскую фигуру, но уже с явными появлениями первых признаков форм будущей женщины. Красивая же была моя прабабка, мелькнула во мне мысль, жаль, что я не увижу ее в пору самого цветения.
- Почему, ты зовешь меня прабабкой и почему ты больше не увидишь меня, и ты так и не ответил, кто ты такой?
- Я, Любава, твой правнук в сорок седьмом колене по материнской линии. Я родился через семьсот двадцать два года, после тебя, в 1957 году и ушел из жизни в 2053. Почему меня сделали хранителем и кто - не знаю, хотя КТО можно догадаться. После ухода, я открыл глаза, стоя на высокой скале, на самом краю бездонной пропасти. Но эта скала начинается не от земли, она начинается из ниоткуда и уходит в верх в никуда, или туда, куда мне не положено подниматься. Я сразу знал, что мне надо делать и как, и я стараюсь выполнять свое предназначение. Моя задача продолжение и хранение рода и пока я хорошо делаю свою работу, наш с тобой род будет продолжаться, ведь кроме материнской есть еще отцовская линия.
Поэтому я и зову тебя своей прабабкой, поскольку при земной жизни, я был твоим  прямым потомком прапраправнуком в сорок седьмом колене. Вот вкратце и все. И еще, я появляюсь только тогда, когда есть смертельная опасность одному из звеньев по прямой линии, поэтому увидимся мы с тобой еще два раза. Первый ты меня не увидишь, это во время родов твоего первенца, тогда тебе будет не до меня, а второй в последние несколько секунд перед твоим уходом из этого мира.
Она выслушала меня, не перебивая, лишь иногда утвердительно кивая в такт моим словам.
-Человек, который еще не родился, но который уже умер через семьсот лет после меня, спасает меня сегодня и приходиться моим правнуком, а у меня еще нет ни мужа, ни детей. Господи и вправду можно свихнуться. Скажи, а я буду помнить эту нашу встречу?
- Да, будешь. Я допустил оплошность, ты не должна была видеть меня, я должен был устроить так, как будто все произошло само-собой. Никто другой из всех поколений не знает о моем существовании и о тех, кто был до меня и будет после, так же как не знал и до сих пор не знаю я, кому обязан разным чудесным спасениям в своей долгой земной жизни. Ясно лишь одно, все происходит по воле Господа. Но у Господа есть слуги, а слуги бывают разные. Все, мне пора, и тебе тоже, ты должна успеть до темноты, добраться до дяди. В темноте я не смогу тебе помочь. Так что, давай прощаться.
Она встала, подошла ко мне пытаясь дотронуться до меня, рука ее прошла сквозь меня не находя никаких препятствий. Она отшатнулась:
- Странно, в лесу я ощущала твое тело, а сейчас тебя словно нет.
- На самом деле меня и тогда словно не было, я внушил тебе, что ты прикасаешься к телу человека иначе у тебя бы случилась истерика.
-Я могу тебя увидеть какой ты на самом деле перед расставанием.
-Закрывай глаза, иначе ослепнешь, через закрытые веки ты увидишь все, что хотела. Ну, закрывай.
Она закрыла глаза и замерла. Я принял свой естественный вид, порыв ветра подхватил мелкий песок, кусочки травы, сухие ветки и закружил их вокруг Любавы, она крепко зажмурившись, протянула руки в мою сторону и закричала:
-Я вижу тебя, прощай хранитель, я люблю тебя…Спасибо-о!!
Через мгновенье она осталась далеко  внизу. Еще некоторое время я покружил вокруг нее, на всякий случай, но она уже этого невидела. Дождавшись момента, когда она встретилась с дядей, я взмыл вверх, к облакам, отделяющим этот  мир от вечности.