Должно быть будущее

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
У немцев России должно быть будущее

Сейчас  как  никогда ранее  национальное  будущее российских немцев, выживание их как народа зависит от того, удастся ли остановить нарастающую ассимиляцию. И вообще остановить разрушение всего, что является основой  национального менталитета: национальной культуры, родного языка, попросту говоря, национального духа российских немцев.
Два столетия народ любовно сохранял немецкий язык, традиции, религию, обычаи и обряды. Сохранят ли российские немцы те качества, которые в России привыкли считать их неотъемлемыми национальными чертами: не просто умение работать, но и любовь к труду, аккуратность? Это напрямую зависит от того, будет ли в России восстановлена наша государственность.
Государственность нам нужна сейчас даже не для политического равноправия с другими народами. Государственность - необходимое условие для  того, чтобы просто собраться вместе, иметь свою территорию, на которой  можно было бы развить экономику и культуру. Поэтому для нас обретение государственности (и неважно, в какой части России) остается первой и главной задачей, не выполнив которую российские немцы как народ исчезнут: либо ассимилировавшись, либо выехав в Германию.
Исходя из этой предпосылки, Межгосударственный Союз российских немцев включил в свою программу следующие стратегические цели: создание  автономной республики, создание экономически самостоятельных национальных районов и других, более мелких национально-территориальных образований. Причем мы собираемся идти от низших национально-территориальных образований к высшим. Например, национальных сельских советов может быть довольно много, и находиться они будут в различных  регионах. Более крупных образований - национальных районов - значительно меньше. Мы надеемся, что одно из них окажется со временем самым  привлекательным для российских немцев и переформируется в национальный округ, область или даже республику. В данном случае важно не название, не вывеска, а сама возможность для людей жить вместе и решать свои  национальные проблемы.
Я предполагаю, что государственность российских немцев скорее всего не примет форму одного-единственного крупного национально-территориального образования типа республики в Поволжье. Вероятно, это будет объединение вроде ассоциации национально-территориальных образований, объединять которые будет координирующий орган. Его задачей станет согласование и решение вопросов, возникающих перед всеми  национальными образованиями, забота о том, чтобы они развивались  достаточно одинаково. С его помощью всё больше российских немцев начнут  привыкать к мысли о том, что  необходимо думать обо всех  немцах в России, и  у них постепенно появится ощущение принадлежности к единому народу.
Работа по выполнению нашей программы идет чрезвычайно трудно.  Однако всё очевиднее становится, что мы сделали правильный выбор.  Ситуация вокруг российских немцев изменилась кардинальным образом по сравнению с тем, что было 2-3 года назад. Тогда немцам предлагали компактно поселиться только на территории бывшей республики - в Саратовской и Волгоградской областях. Причем сама идея расселения немцев в Поволжье  встречала яростное сопротивление как областного начальства, так и местного населения. Теперь целых 30 российских областей приглашают немцев. Сейчас у нас есть выбор, и это очень важно - ведь далеко не все немцы хотели бы поселиться в одном регионе. Главное, чтобы народ смог сохраниться, а где конкретно - не имеет значения. Кроме того, сегодня российские немцы  рассчитывают на политическую поддержку субъектов Федерации, с помощью которых мы надеемся «пробить» нашу программу.

Как я уже говорил, в настоящее время около 30 субъектов Российской Федерации (краев и областей) приглашают к себе российских немцев, в основном беженцев из горячих точек бывшего СССР. По некоторым расчетам, общее число таких переселенцев может составить около двух миллионов человек. Конечно, у каждой области или района, который приглашает немцев, свой собственный региональный интерес. Но ведь интерес этот почти всегда один и тот же: сельское хозяйство. Российские немцы традиционно  воспринимаются как хорошие работники, и считается, что они могли бы поднять сельское хозяйство и избавить Россию от постоянной необходимости импортировать зерно. Нас ждут в европейской части России, в Сибири, в черноземных и нечерноземных областях. Межгосударственный Союз российских немцев намерен вступить в самый тесный контакт с субъектами Федерации и уже вместе с ними обсудить, где выгоднее всего и для России, и для российских немцев создавать районы их компактного проживания. Мы считаем, что в первую очередь следует начать реализацию двух-трех проектов в европейской части России и образовать там два национальных района и несколько национальных сельских советов. Дай только Бог, чтобы хватило средств на это.
Кое-какой опыт у нас уже есть: созданы национальные районы в Омской области и на Алтае, есть договоренности с Оренбургской, Волгоградской и Саратовской областями, с администрацией Алтайского края об образовании там  национальных сельских советов. Туда направляются средства, выделяемые Германией на обустройство российских немцев.
Увы, кризисное состояние российской экономики не может не сказываться на положении в национальных районах - российские немцы и оттуда уезжают в Германию. Крайне недостаточны масштабы жилищного строительства: в прошлом году, например, построено всего 500 домов на 500 семей немецких беженцев из горячих точек СНГ. А таких беженцев в одну только Омскую область хочет переехать 50 тысяч.
Российские немцы могли создавать совместные предприятия с администрацией каждой из российских областей, куда поедут немецкие переселенцы. Есть идея организовать производство запчастей для сельхозтехники из бывшей ГДР, которой до сих пор осталось в России  двадцать или тридцать тысяч единиц. В настоящее время на государственном уровне, с Министерством обороны и администрацией пяти областей обсуждается проект строительства автомобильной дороги Санкт-Петербург-Москва, в осуществлении которого немцы могли бы принять участие.
Конечно, далеко не всё упирается в экономику. Существующие в настоящее время национальные районы не обладают достаточным статусом, чтобы самим решать наиболее важные вопросы. Полагаю, им уже сейчас надо придать статус национального округа. Такой их статус позволил бы почувствовать себя более суверенными, дал бы больше прав, да и Германия могла бы выделять больше средств под эти структуры. Наконец, повышение статуса районов поможет лучше сохранить культуру, развить систему национального образования. Чтобы остановить ассимиляцию, чтобы у немцев в России было будущее.

           16 февраля 1994 г.