К реабилитации подойти по-новому

Гуго Вормсбехер
К парламентским слушаниям по Закону
"О реабилитации репрессированных народов"

(Предложения от Международного Союза российских немцев)

      1. Международный  Союз  российских  немцев (бывший Союз немцев СССР) объединяет тех немцев, которые связывают свое будущее не с выездом в Германию, а с Россией. Поэтому мы ни в коей мере не можем согласиться с выступлением на парламентских слушаниях председателя "Совета немцев  России" и общества "Возрождение", Я.Г.Маурера, согласно которому у российских немцев, в отличие от других репрес-сированных народов, есть якобы выбор: оставаться или эмигрировать, и есть две родины: Россия и Германия.
      У российских немцев нет сегодня выбора, потому что в Германии будущего у них как народа нет. Выезд в  Германию  -  это  решение проблемы на уровне личности, на уровне семьи. На уровне же народа они могут иметь национальное будущее только в России, ибо только здесь может быть восстановлена их государственность и созданы условия для сохранения их как народа.
      Конечно, в России сегодня воссоздание этих условий не гарантировано, однако в России у нас пока еще есть шансы на национальное будущее, в Германии же их нет и не будет вообще.
      Выезд в Германию, т.о., не является "выбором", альтернативой восстановлению нашей государственности в России; сегодня выезд для многих - это просто вынужденное бегство от безнадежности, нищеты, а часто и от угрозы жизни.
      2. Закон о реабилитации репрессированных народов предусматривает в  качестве  кардинального решения проблемы российских немцев возвращение их в места прежнего проживания, восстановление АССР немцев Поволжья, материальную компенсацию за допущенные по отноше-нию к ним репрессии.
      Полагаем, что авторы Закона на момент его подготовки стремились сделать для реабилитации народов максимум возможного. К сожалению, сегодня по отношению к российским немцам этот закон, если следовать его букве, реализовать и невозможно, и по существу это не даст должного эффекта.
      Проблема российских немцев сегодня не сводится только к восс-тановлению республики немцев Поволжья по ряду причин.
       а) В АССР немцев Поволжья до войны проживало лишь около чет-верти всех российских немцев. Из них в живых сегодня осталось процентов 15-20. Далеко не все из них готовы вернуться сегодня на Волгу. Из других же немцев (проживавших на Украине, Кавказе, в Крыму, С-Петербурге, Москве) на Волгу вообще мало кто поедет.
      б) На территории бывшей АССР немцев Поволжья сегодня проживает 600-700 тыс. людей разных национальностей и всего 25-30 тыс. немцев. Даже если бы переселить туда еще 200-300 тыс. немцев, что малореально, они всё равно оставались бы там в меньшинстве, и даже при самых хороших отношениях с местным населением "немецкой" республику трудно будет воспринимать. А это будет означать, что восстановить с ее помощью родной язык и национальную культуру российских немцев (несколько миллионов человек) не удастся, т.е. главную свою функцию - стать фундаментом, базой возрождения и сохранения российских немцев как народа - она не в состоянии будет выполнить. Отсюда немцы по-прежнему будут ассимилироваться (в самой республике тоже) и выезжать в Германию, хотя бы ради сохранения родного языка.
      в) Сегодня одной республики для решения проблемы российских немцев недостаточно, ибо они никогда не соберутся в ней все вместе. До войны ее было достаточно, т.к. все остальные немцы проживали за ее пределами также компактно; для них республика была лишь культурным, образовательным центром на уровне, выше их собственной достаточно развитой базы. Сегодня этой базы нигде нет, в республике она для всех тоже невозможна, тем более невозможна республика в качестве надбазовой структуры.

      Из всего этого следует, что реабилитацию российских немцев мы должны сегодня понимать более широко: как воссоздание условий для сохранения российских немцев как народа. А необходимыми условиями здесь являются:
      во-первых, восстановление государственности российских немцев в принципе (не обязательно только на территории бывшей АССР немцев Поволжья и не обязательно только в форме республики);
      во-вторых, создание условий для возрождения и сохранения родного языка и национальной культуры тех российских немцев, которые будут жить за пределами их национально-территориальных образований:
      в-третьих, материальная компенсация должна, видимо, выплачиваться не каждому репрессированному лично, а репрессированному народу в целом, и размер ее должен позволить этому народу стать опять равным с другими народами в экономическом, политическом, социальном и культурном отношении. По достижении этого компенсация может считаться выплаченной.
      Таким образом, мы видим решение проблемы российских немцев в сегодняшней ситуации следующим образом.
      а) Должна быть восстановлена национально-территориальная государственность российских немцев.
      б) Национально-территориальная  государственность   российских немцев более реальна сегодня в форме системы национально-территориальных образований разного уровня (национальные сельсоветы, районы, округа, возможно и республика) в различных регионах России (в Западной Сибири, в Поволжье, в европейской части).
      В первую очередь должны быть сохранены и получить развитие имеющиеся уже компактные поселения российских немцев (в общей сложности 150-170 немецких сел и 2 национальных района: на Алтае и в Омской области) как оставшаяся еще небольшая база живого функци-онирования родного языка, обычаев и традиций.
      Наряду с этим должны создаваться новые компактные поселения и национально-территориальные образования, т.к. первейшая задача се-годня - это обеспечить российским немцам возможность совместного проживания (пусть и в рассредоточенных поселениях) с тем, чтобы остановить их дальнейшую ассимиляцию и создать условия для налажи-вания национальной жизни.
      Со временем национальные сельские советы, районы, округа могут привлечь достаточно большое количество российских немцев, прожива-ющих рассеянно в разных регионах, и перейти в структуры более вы-сокого статуса, вплоть до республики. Ассоциация таких образований разного уровня и может стать новой формой государственности рос-сийских немцев: она может избрать свой парламент, свое правительство (пусть и в значительной части с представительско-координирующими функциями), может быть признана субъектом Федерации и  получить право избрания своих представителей в федеральный парламент.
      в) Одной национально-территориальной государственности для российских немцев однако будет недостаточно (см. выше). Вдобавок к ней нужно создать еще для немцев, которые будут проживать за пределами национально-территориальных образований, инфраструктуру на-ционально-культурной автономии (детсады, школы, культурные центры и т.д.). Сочетание национально-территориальной государственности и национально-культурной автономии и явится, на наш взгляд, опти-мальным решением проблемы российских немцев.
       3. Основной движущей силой в реабилитации российских немцев как народа вряд ли может быть сегодня сам закон. Полагаем, что в этой функции наиболее успешно сегодня могут выступить экономические интересы России и ее регионов.
      От  выезда  российских  немцев (200 тыс. чел. в год) Россия терпит ущерб в размере около 5 млрд. долларов США в год. Решением проблемы можно будет  предотвратить эти громадные потери. Одновременно решение проблемы российских немцев можно совместить с решением  ряда крупных экономических проблем России и ее регионов. Так, с помощью российских немцев можно было бы резко поднять уровень развития сельского хозяйства Сибири, Нечерноземья и  Черноземной зоны, обеспечить устойчивое снабжение продовольствием Москвы и Санкт-Петербурга, развить переработку продукции сельского хозяйства, избавить Россию от давней и больной проблемы - импорта зерна. Это только в одной  отрасли - сельском хозяйстве.
      С помощью российских немцев можно гораздо более успешно разви-вать сотрудничество (и не только экономическое) с Германией; адап-тировать современные технологии к российской действительности, поставить на современный уровень, допустим, автосервис, гостиничное хозяйство и др.
      Многие регионы России заинтересованы в привлечении российских немцев именно в этих целях. В условиях, когда субъекты Федерации имеют сегодня решающую роль в вопросах создания национально-терри-ториальных образований,  это делает решение проблемы российских немцев вполне реальным.

      4. Для практической реализации высказанных соображений требуется, на наш взгляд, следующее:
      а) разработать комплексную программу решения проблемы российс-ких немцев, без которой до сих пор ни у кого нет ясности, что и где можно и нужно сделать; для этого требуется выделить средства и создать рабочую группу;
      б) создать при Правительстве РФ самостоятельный департамент (госкомитет) по проблемам российских немцев, статус и возможности которого позволяли бы эффективно заниматься решением проблемы, в т.ч. разработкой и реализацией будущей комплексной программы;
      в) предусмотреть возможные источники финансирования для решения проблемы в виде налоговых и таможенных льгот для территорий и фирм, участвующих в ее решении; обеспечить гарантии для привлечения кредитов,  российских и зарубежных; бюджетные деньги использовать не столько для прямого финансирования (допустим, проектов культуры и образования), сколько для финансирования через создаваемую экономическую инфраструктуру;
      г) разработать законодательную основу для создания национально-территориальных образований;
      д) выделить значительно больше средств для осуществления практической реабилитации  российских немцев, ибо национальная проблема российских немцев представляется сегодня одной из самых рентабельных проблем в России;
      е) поддержать общественные организации российских немцев, не ориентированные на выезд, как единственную сегодня организованную силу, способную достаточно компетентно и заинтересованно работать в интересах  российских немцев, осуществлять квалифицированный контроль в практических делах, а также оказывать действенную помощь Парламенту, Правительству и регионам в решении этой важной общегосударственной проблемы;
      ж) обеспечить максимально устойчивого партнера германской стороне со стороны России в сотрудничестве по проблеме российских немцев.

      Предстоящая большая работа и трудности не должны никого смущать; главное, что позволяет надеяться на успех, - это то, что проблема решаема, и что её решение - в интересах России, в интересах всех ее регионов и всех её народов.

Председатель
Международного Союза
российских немцев                Г. Вормсбехер

31 мая 1994 г.