Зачем мы живем?

Раиса Коротких
Зачем мы живем?

Вопрос, конечно, поставлен неправильно. Живем, потому что Богом дана жизнь, что нашей жизни радовались отец и мать. Теперь радуются родные, может быть, кто-то еще. Но разве мною оправдана такая Божья милость, данная мне,  – жизнь. Что я сделала для ее оправдания?
 
Не так давно умерла Миллионщикова Вера Васильевна – маленькая, худенькая, коротко подстриженная женщина. Она была главным врачом первого в Москве хосписа.Зная эту фамилию и встретив ее на одном из чтений закона в Государственной Думе, я была поражена, казалось бы, несоответствию ее духа  внешней хрупкости.
15 лет она возглавляла хоспис, создав в нем атмосферу достойного ухода человека из жизни. Можно только низко поклониться за все, что она делала эти 15 лет, хотя  врачи хосписа могли выдержать эту работу не больше 2-х лет, так  морально тяжела  работа.
Оказывая помощь умирающим больным, Вера Васильевна  не могла не выразить тревогу по поводу того, что  умирающих больных,  у кого есть близкие родственники, навещают в хосписе редко. Ее очень беспокоила нарастающее бездушие общества даже по отношению к самым близким людям.

«Когда есть такая болезнь, как онкология — говорила Вера Васильевна, - многолетняя, многомесячная, и все родственники больного об этом знают, — жизнь человека сразу меняется. Появляются возможности: повиниться, попрощаться, доцеловать. В такой болезни есть свое достоинство — время. А в мгновенной смерти времени нет, а значит, и нет возможности что-то исправить».
«Никогда не ищите благодарности от того, кому что-то дали. Благодарность придет с другой стороны. Мое глубокое убеждение состоит в том, что добро должно идти куда-то, а приходить — отовсюду», - с убежденностью говорила она.

Почему я вдруг от вопроса «Зачем мы живем?» невольно перешла в судьбе Веры Васильевны.
Не могу ответить на этот вопрос. Набежавшие ассоциации не всегда подвластны нам.
Может быть, белоснежная чистота снега за окном навеяла такие тревожные вопросы.
Или боль, что что-то сделано не так, и что у Бога и у всех, с кем столкнула жизнь, надо просить прощения.

«Зачем мы живем?».
«Так ли мы живем?»…