Иоганн Вольфганг Гете

Нина Корчагина
Если бы Иоганн Вольфганг Гете не написал “Фауста”, он все равно стал бы великим немецким писателем. Для того чтобы покорить сердца и умы нескольких поколений читателей всего мира вполне хватило бы “Страданий молодого Вертера” и “Рейнеке-лиса”. А Гете оставил десятки томов плодов своего творчества - прозы, драмы, поэзии.
И все же, когда мы вспоминаем имя Гете, рядом встает образ Фауста, о котором великий мастер слова размышлял всю свою сознательную жизнь- 20-летним юношей задумал создать образ мятежного ученого, готового продать душу дьяволу, лишь бы проникнуть в тайны мироздания. А в 1831-м, в конце жизни, закончив второй том, запечатал свое детище в конверт и завещал потомству... Интересно, что в первом варианте Гете, вслед за образом Фауста, созданным народом, нарисовал бунтаря, обреченного на поражение, и только в окончательной редакции возник Фауст побеждающий. А иначе и быть не могло. Потому что Гете был величайшим гуманистом. Он не только создавал литературные произведения, герои которых размышляли о смысле жизни и боялись не успеть понять, ради чего они явились в этот мир. Он был  политическим деятелем, философом, естествоиспытателем. Советником, а потом и первым министром карликового Веймарского герцогства. Он воплощал в себе идеал эпохи Возрождения - “универсального человека”, последнего в Европе. Он, подобно Фаусту, в молодости восхвалял вино и любовь, но, поняв, что “все суета сует”, увлекся религией, мистикой, оккультизмом, астрологией. Ему суждено было пережить духовную изоляцию и насладиться недолгой дружбой с Шиллером... Он много видел и много знал. И щедро делился этим знанием с читателями.
В “Рейнеке-лисе”, сюжет  которого Гете, так же, как и “Фауста”, позаимствовал из народного творчества, он рисует глубоко реалистичную панораму жизни людей в феодальном обществе. Но одухотворенная гением писателя, сатирическая поэма, в которой нет ничего сказочного, если не считать, что люди наряжены зверями или зверям приписаны человеческие чувства и нравы, обличает всякое общество, в котором “яйца поедают богатые, а бедным остается одна скорлупа”, где принято “мелких воришек - вешать, а крупных грабителей - наградами тешить”. И завершается она не счастливым сказочным концом, а жизненно правдивым и полным горечи: зло торжествует, злодеи не наказаны, а добились почестей и славы. Совсем как в нашей жизни.
Но всю исполинскую мощь своего гения, всю мудрость и глубину своего познания жизни Гете с наибольшей поэтической силой и драматическим совершенством воплотил в “Фаусте”. Великая вера в жизнь и борьбу за человеческое счастье на земле ни в одном произведении мировой литературы не нашла такого гениального художественного выражения, как в ”Фаусте”. Это философская поэма, в которой основные вопросы человеческого бытия не только поставлены, но и нашли свое разрешение. Это вдохновенный гимн человеческому дерзанию, мудрости. Герой поэмы одержим стремлением к познанию и желанием помочь людям. Но, известно, что путь к идеалу, к истине всегда сопряжен с трагическими ошибками, утратами, с отказом от иллюзий. Изменившийся с помощью Мефистофеля (не только внешне) Фауст отдается земным, плотским страстям, забыв о влечении к познанию и науке. Уверовав во вседозволенность, он причинил страдание невинной девушке и едва не погубил ее душу. Гибель Маргариты потрясла его.  Заплатив  за свои заблуждения страшную цену, он очистился и понял, что смысл жизни заключается не в удовлетворении личных желаний, а в служении людям, в осознании своей ответственности за других:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой!
И он начинает осуществлять грандиозный замысел - отвоевывать у моря земли, чтоб они могли служить людям...
Как боролся Мефистофель за душу Фауста, сколько раз она была на краю гибели! Как грустно только на закате жизни понять, к чему вела тебя воля и рука Всевышнего... Сколько мук претерпел, пройдя сквозь строй заблуждений и испытаний Фауст в стремлении познать смысл жизни, пытался прервать ее в отчаянии, подписал договор с посланником тьмы, и только старому и слепому ему открылось - чтоб принести пользу человечеству, не нужна помощь сверхъестественных сил... И вот ирония судьбы (или мудрость ее суда?): приняв звон лопат, которыми лемуры, злые духи, рыли для него могилу, за осушение крестьянами болота, он возрадовался - дело его жизни свершилось! - и произнес магические слова: “...мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой”, подписав себе приговор. И все же Гете не позволил, чтоб душа его героя попала в ад. Ангелы света унесли ее с собой. Мефистофель оказался посрамленным, и зло не сумело завладеть человеком, нашедшим истину в самоотречении ради других. “Кто жил трудясь, стремясь весь век, достоин искупления”. Два великих жизненных начала спасли его - творческий труд на благо человечества и возвышающая и преображающая любовь - Женственность Вечная. Фауст прощен, потому что не останавливался в поисках счастья и добра. И еще потому, что “чистая душа в своем исканье смутном сознаньем истины полна”.
...Гете, проживший долгую жизнь и много повидавший на своем веку, в каждом своем творении предупреждает нас: не уподобляйтесь звериному царству, не повторяйте искушений Фауста, не всем они по силам, учитесь на чужих ошибках, да и о смысле жизни уже все сказано.
Вот уж поистине, все сказанное гением, бессмертно. “Национальная ненависть - странная вещь. На низших ступенях образованности она проявляется особенно сильно и горячо. Но существует ступень, где она вполне исчезает и где чувствуешь счастье и горе соседнего народа так же, как своего собственного...”. Эти слова Гете адресовал и нам, живущим в новом тысячелетии. Грустно, но и за  последние два столетия мы так и не преодолели ни одной ступеньки, ведущий к миру, основанному на понимании, терпимости и любви...