Сценарий детектива. Тетушка из России. Ч27

Александр Сёмкин
НАТ.- УЛИЦА ПЕРЕД ДОМОМ КОЧИЧА.- ЛЕТО. –РАННЕЕ УТРО.

Едва светает. Открывается дверь подъезда, из дома выходит Кочич. Он в светлых мешковатых шортах и джинсовой куртке,на ногах синие гетры и кроссовки, на голову нахлобучена бейсболка, закрывающая половину лица. Нижняя половина лица покрыта трехдневной щетиной. На плече большая дорожная сумка, в левой руке тонкий продолговатый предмет,размером с картину, завернутый в бумагу. За разлапистым деревом на противоположной стороне улицы загорается синим цветом прибор ночного видения, включается рация.

ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Объект вышел из дома, находится в зоне контроля.

ДРУГОЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ
Следуйте за объектом.

НАТ.- УЛИЦЫ ГОРОДА. – ЛЕТО.-РАННЕЕ УТРО.

Кочич вскакивает в первый трамвай, потом через пару остановок выходит, идет через дворы. Садится в автобус. Потом проходит через подземный переход, выходит возле строящегося дома, проходит через новостройку, вылазит через дыру в заборе, проходит через парк и останавливается возле старого строения с закрытыми ставнями. Видно, что дом необитаем.

ИНТ.- САЛОН ПОЛИЦЕЙСКОГО АВТОМОБИЛЯ.-ЛЕТО.-РАННЕЕ УТРО.

В салоне сидит Дюрица. Работают включенные переговорные устройства.

ГОЛОС В ПЕРЕГОВОРНОМ УСТРОЙСТВЕ
Объект проследовал через перекресток, прошел через новостройку. Пятый подхватывай, он твой.

ГОЛОС В ПЕРЕГОВОРНОМ УСТРОЙСТВЕ
Вижу его. Прошел через парк. Останавливается. Похоже, ждет кого-то.

ДЮРИЦА
(в переговорное устройство)
Брать только после передачи картины. Всем готовность номер один.

НАТ.- МЕСТО ПЕРЕД ЗАБРОШЕННЫМ ДОМОМ.-ЛЕТО.-РАННЕЕ УТРО.

Кочич нервничает, постоянно оглядывается. Наконец из-за угла появляется высокий человек, останавливается, осматривается. Потом подходит к Кочичу.

ЧЕЛОВЕК
Я от Ярослава Кочича. Давай уж что-ли.
 
Человек протягивает Кочичу конверт. Кочич передает человеку картину. В этот момент сразу с трех сторон включаются автомобильные фары, включаются мигалки. Из автомобилей выпрыгивают полицейские. Первый бежит Дюрица, подбегает к Кочичу.

ДЮРИЦА
Гражданин Кочич, вы арестованы!

Другие полицейские заламывают руки человеку, который взял картину. Он сопротивляется и кричит

ЧЕЛОВЕК
Эй вы, что вы делаете? Я не при делах! Меня попросили!

КОЧИЧ
(женским голосом)
Я не Кочич!

При этом раздается женский плач. Дюрица срывает с Кочича бейсболку и видит, что перед ним стоит Рената. Она жутко испугана и плачет.

ДЮРИЦА
(кричит, обращаясь к Ренате)
Где Кочич, где он?

РЕНАТА
Не знаю. Я ничего не знаю. Он дома. Когда я уходила, он был дома!

ДЮРИЦА
(хватается за голову)
Боже мой! Ушел гад! Что же делать?

Дюрица пытается успокоиться и взять себя в руки. Вытаскивает мобильный телефон, дрожащей рукой набирает номер.

ДЮРИЦА
Алло! Алло, тетушка это я.

ГОЛОС ТЕТУШКИ
Привет! Ну что? Ты его повязал?

ДЮРИЦА
Тетушка, обманул он меня. Подставил вместо Кочича переодетую его невесту. Они роста одинакового и телосложения тоже. Ушел гад!

ГОЛОС ТЕТУШКИ
Возьми себя в руки , племянник. Еще не все потеряно. Я веду Кашмирского. Если меня не обманывает предчувствие, а оно меня редко обманывает, едет он навстречу со своим дружком Йозефом  Кржиштиком.

ДЮРИЦА
Где вы сейчас находитесь?

ГОЛОС ТЕТУШКИ
Проезжаем Трнавске Мито. Следуем в сторону Златых Песков.

ДЮРИЦА
Черт! Далековато. Еду за вами! Постараюсь минут через восемь, максимум десять догнать.

ИНТ.- САЛОН АВТОМОБИЛЯ.- ЛЕТО.- УТРО.

За рулем Аркадий Иванович, на правом сиденьи тетушка. Камера показывает их со спины, чтобы через лобовое стекло было видно, что они преследуют идущий впереди черный Мерседес. Водитель Мерседеса не догадывается о том, что за ним следят. Внезапно Мерседес тормозит и останавливается.

ТЕТУШКА
(Аркадию Ивановичу)
Обгоняйте его, не снижайте скорости.

В зеркало заднего обзора видно, что в Мерседес садится высокий мужчина в темных очках. В руках у мужчины портфель. Камера показывает тетушкино лицо. Женщина довольно улыбается, набирает номер на мобильном.

ТЕТУШКА
Вратьо, что и требовалось доказать. Наш Фридрих подобрал пассажира. Я уверена, что это наш незабвенный Циммермельд.

ГОЛОС ДЮРИЦЫ
Тетушка, ради Бога ни во что не вмешивайтесь! Еще пять минут и я буду у вас. Сейчас вы куда направляетесь?

ТЕТУШКА
Проходим Полюс Сити. Все так же следуем в сторону Златых Песков.

Через лобовое стекло видно, как Мерседес подруливает к парковой дорожке. Из машины выходит Циммермельд и ныряет под разлапистые ветви лип. Аркадий Иванович останавливает машину.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Лариса Борисовна, светиться я не могу. Какие наши действия?

ТЕТУШКА
Аркадий Иванович, ни в коем случае. В свободном полете здесь только я. Всю ответственность принимаю на себя.

Тетушка решительно открывает дверцу.

АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ
Лариса Борисовна, может, все-таки дождемся полицию? Пара минут осталась. Эти перевертыши все равно никуда не денутся. Мы же за границей. Случись чего, здесь в две секунды будет газетчиков как комаров.

Тетушка подмигивает Аркадию Ивановичу.

ТЕТУШКА
Сэ ля ви, как говорят французы.

И выходит из машины.

НАТ.- ПЛОЩАДКА В ПАРКЕ. – ЛЕТО- РАННЕЕ УТРО.

Площадка абсолютно пустынна, со всех сторон окружена деревьями. В нескольких метрах возвышается летняя танцплощадка. В одиноких парковых фонарях еще светятся лампы. Возле сцены стоит Циммермельд, поеживаясь от утренней прохлады. По тропинке между деревьями низко опустив голову идет Кочич. На плече у него большая спортивная сумка, в руке он держит завернутую в упаковочную бумагу картину, свернутую в рулон. Кочич подходит к Циммермельду.

КОЧИЧ
Добрый день, мистер Циммермельд. Принесли?

ЦИММЕРМЕЛЬД
Добрый день, художник. А как же!  Вот они.

Циммермельд потрясает портфелем. Потом открывает его и показывает деньги. Отдает Кочичу портфель. Тот передает Циммермельду картину. Англичанин разрывает обертку. На картине юноша с посохом. Циммермельд жадно гладит ладонью поверхность картины, рассматривает холст.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Похоже, что настоящая! Наконец-то!

КОЧИЧ
Не беспокойтесь. Я ручаюсь, что это- настоящая.
 
Кочич присаживается на корточки, начинает считать деньги. Потом удивленно смотрит на Циммермельда.

КОЧИЧ
Но здесь совсем не та сумма, на которую мы договаривались! Вы меня обманули!

Циммермельд вынимает тонкий нож. Усмехается.

ЦИММЕРМЕЛЬД
А зачем покойнику деньги?

НАТ.- ПАРК.- ЛЕТО.-УТРО.

Тетушка бежит по парку. Через просвет между деревьев уже видно, как Циммермельд заносит нож над Кочичем.

ТЕТУШКА
(задыхаясь от бега)
Вот же чертова старость! Уже не успею!

Тетушка останавливается, присаживается на одно колено, задерживает дыхание и прицеливается из пистолета.

НАТ.- ПАРК.-ЛЕТО.-УТРО.

Кочич кричит

КОЧИЧ
За что? Не надо!

Циммермельд уже готов ударить Кочича ножом. В этот момент раздается отдаленный выстрел. Пуля попадает Циммермельду в руку, держащую нож. Нож вылетает из руки, хлещет кровь. Циммермельд ревет от боли. В это время из-за деревьев вылетает полицейский Фольксваген, из которого выпрыгивают вооруженные полицейские. Первым бежит Дюрица. Циммермельд, оценив обстановку, хватает здоровой рукой картину и бежит в сторону ветхого забора, перепрыгивает через забор и исчезает в кустарнике. Не останавливаясь, Вратислав тоже подбегает к забору, перепрыгивает через него и устремляется в погоню. Вслед за Дюрицей через забор перепрыгивает еще один полицейский. Двое оставшихся заламывают руки Кочичу и тащат его в машину. К ним подбегает запыхавшаяся тетушка.

ТЕТУШКА
Где они? Что с ними?

ОДИН ИЗ ПОЛИЦЕЙСКИХ
А вы кто?

В это время на край парка осторожно выезжает тот самый черный Мерседес.Быстро поняв обстановку, Кашмирски дает по газам и срывается прочь. Тетушка хватается за голову.

ТЕТУШКА
Черт! Я совсем забыла об этом уроде!

Тетушка быстро впрыгивает на место водителя в полицейский Фольксваген и дает по газам. Один из полицейских кричит.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Куда ты , тетка? Ты что? Совсем чокнутая?

НАТ.-ПУСТЫРЬ.- ЛЕТО.- УТРО.

Пустырь за парком. На окраине пустыря стоит заброшенное здание старого склада. Циммермельд выбегает из парка, пересекает пустырь, намереваясь спрятаться в заброшенном складе. Но Дюрица уже почти настиг преступника. Он направляет пистолет на Циммермельда как раз в тот момент, когда тот хочет прыгнуть на стену строения, чтобы скрыться в проеме пустого окна. Циммермельд понимает, что не успевает. Останавливается. Поворачивается к Дюрице и поднимает руки.

ДЮРИЦА
(целясь из пистолета)
Медленно положи картину на землю и подними руки.

Циммермельд вытирает предплечьем пот с лица. Пытается восстановить дыхание.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Подожди, капитан. Мы тут одни. Давай договоримся. Ведь ты даже не знаешь, что с этой картиной делать... Ведь это огромные деньги. Я предлагаю тебе половину. Ты сможешь уехать в любую страну мира и жить королем. Нас никто не видит и не слышит. Ну чем ты рискуешь?

ДЮРИЦА
(твердым голосом)
Положи картину и подними руки!

НАТ.-ОКРАИНА ПАРКА.- ЛЕТО.- УТРО.

Полицейский, погнавшийся следом за Дюрицей, останавливается среди деревьев, потеряв направление. Он растерянно оглядывается, не зная, куда побежали первые двое. Потом начинает старательно присматриваться к веткам деревьев в поисках свеже сломанных сучков. Заметив наконец примятую траву и сломанный сучок, полицейский возобновляет движение, рассматривая ветки.

НАТ.- ПУСТЫННОЕ ШОССЕ ЧЕРЕЗ ЛЕС.- ЛЕТО.-УТРО.

По шоссе мчится черный Мерседес. Его преследует полицейский Фольксваген. Фольксваген почти настигает Мерседес, но тому снова удается оторваться. Фольксваген опять догоняет Мерседес. На этот раз Кашмирски притормаживает умышленно. Как только Фольксваген ровняется с Мерседесом, Кашмирски резко выворачивает руль влево, стараясь сбить полицейскую машину с трассы. Тетушку выбрасывает с дороги, она выкручивает руль и снова возвращается на шоссе. Впереди показывается грузовик, идущий навстречу. Водитель грузовика начинает сигналить и тормозить. Тетушка пристраивается за Мерседесом.Грузовик проносится рядом. В этот момент Кашмирски жмет на тормоз, Фольксваген влетает в багажник Мерседеса. Кашмирски снова жмет на газ. Тетушка с трудом выбирается из машины и начинает стрелять. У Мерседеса оседает пробитая покрышка, его ведет, и он влетает правым боком в дерево. Загорается. Тетушка бежит к горящей машине, открывает левую дверцу, вытаскивает окровавленного Кашмирского из-за руля и тащит его в лес. В этот момент Мерседес взрывается.

НАТ.-ПУСТЫРЬ.- ЛЕТО.- УТРО.

Циммермельд нехотя кладет картину на землю.Поднимает руки.

ЦИММЕРМЕЛЬД
И все-таки подумай, капитан. Ясное дело, что ты можешь сам себе присвоить эту картину. Но и кому ты ее продашь? Ты не понимаешь самого главного! Ценна не картина, хотя она тоже имеет свою цену. Ценно то, что в ней скрыто! Капитан, подумай!

Дюрица, напряженно держа на мушке Циммермельда, подходит к картине и быстро хватает ее с земли. Дюрица, не переставая держать на мушке преступника, другой рукой разворачивает картину.

ДЮРИЦА
Я догадываюсь о том, что в ней скрыто. Но никак не могу понять, как художник ради золотой стопки монет может испортить старый шедевр, растопив его химическим раствором. Растоптать свою веру. Веру в искусство. Или ты хочешь возразить, а? Кржшиштик?

Циммермельд преображается. В высоком прыжке он бросается на Дюрицу. Тот успевает выстрелить, но промахивается. Ногой Циммермельд выбивает у Дюрицы пистолет, другой ногой хочет ударить в голову, но Дюрица падает на спину, уходит из-под удара и подсекает ногами Циммермельда. Тот падает. В одно мгновение оба на ногах. Оба в стойке.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Да ты, щенок, много знаешь. Видит Бог, я не хотел твоей смерти!

С этими словами искусствовед набрасывается на Вратислава, нанося ему удары ногами и руками. Дюрица блокирует удары и наносит свои. Идет красивая драка.

ДЮРИЦА
Дьявол призывает в свидетели Бога! Изувер!

Мужчины лупят друг друга, ничья из сторон не может победить другую. В этот момент под ногу Дюрицы подворачивается камень. Капитан заваливается на спину. Циммермельд бросается на полицейского и хватает его за горло. Дюрица сопротивляется, но Циммермельд блокирует его руки и все сильнее давит на горло.

ЦИММЕРМЕЛЬД
(сжимая горло Дюрицы)
Как ты меня достал со своей сучкой помощницей! Все тебе было в масть? А теперь умрешь, заморыш!..

В затылок Циммермельда упирается тяжелое дуло К-100, боевого пистолета полиции. Полицейский, который шел по следам двоих убегающих мужчин, нашел правильную дорогу.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Убери руки, дохлятина недоп.....( Дальше может быть какая-то заставка...)Прямо щас башку отбиваю, пидор. Руки убери!

Полицейский в подтверждение своих слов бьет Циммермельда по голове. Потом бьет пинком, заставляя подняться на ноги. Дюрица, в синяках и подтеках, едва дыша, подходит к Циммермельду и лупит его по яйцам.

ДЮРИЦА
Это тебе за сучку, падла!

ИНТ.- ПОМЕЩЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА. –ЛЕТО.-ДЕНЬ.

Серая комната, напоминающая  своей унылостью больничную палату. Ближе к окну стоит длинный стол со старой настольной лампой. За столом сидят Дюрица, тетушка и Пушкел. У тетушки забинтованы руки. На лице ссадины и царапины. Дюрица не в лучшей форме. В комнату вводят Кочича. Он мрачен, под глазами темные круги. Садится на прикрученную к полу табуретку.

ДЮРИЦА
Пан Кочич. Как оказался у вас оригинал картины Ватто? Говорите только правду! Честное признание облегчит меру наказания.

КОЧИЧ
Я всегда говорю правду. Всегда! Я здесь сейчас из-за того, что один осел мне не поверил!

ДЮРИЦА
Вы имеете в виду Циммермельда?

КОЧИЧ
Ну а кого же еще? Жадный до чертиков. Ладно. Спрашивайте.

ДЮРИЦА
Каким образом у вас оказался оригинал картины Ватто?

КОЧИЧ
Нелегкая попутала! Академик Паштик был моим учителем. Он мне во всем доверял. Когда у меня проявился необыкновенный талант, да... да...Почему вы улыбаетесь? Я не скрываю это. Я очень одаренный художник! Так вот тогда Паштик разрешал мне оставаться у себя дома даже в свое отсутствие, чтобы писать копии с картин, которые были в его коллекции. Вот тогда мне и пришел в голову этот дьявольский план. Я был очень беден. А денег хотелось сразу и много. Я делал копию два месяца. Два месяца бессонных ночей от страха быть изобличенным. Килограммы сердечных таблеток... Ладно. Вообщем, в один прекрасный день я на стену квартиры академика повесил подделку, а оригинал отнес к себе. Боже мой! Я помню каждую секунду этой бесконечной дороги домой! Картина просто жгла мне руки. Потом, придя в себя, я быстро нанес на холст какую-то ничего незначащую мазню и повесил на стену.

ДЮРИЦА
Здесь все понятно. Следующий вопрос. Как вы познакомились с Циммермельдом?

Кочич состраивает гримасу.

КОЧИЧ
Это не я. Это он познакомился со мной. Я тогда очень успешно продал копии картин академика. Удача снова мне улыбнулась. У меня появились какие-то деньги, на которые я попробовал сделать свои первые архитектурные проекты. Я не знаю, откуда Циммермельд узнал о моих проданных копиях, но в один прекрасный день я получил приглашение от частного университета искусств приехать в Великобританию. Моя поездка полностью оплачивалась. Грех было отказаться.

ТЕТУШКА
А среди проданных копий была и копия Ватто?

Кочич вздрагивает.

КОЧИЧ
Ни в коем случае! Это была моя тайна. Но Циммермельд каким-то образом догадался, что я вхож в квартиру Паштика. Циммермельд помог мне пристроить архитектурные проекты в Англии. Они понравились многим. Я тогда очень неплохо заработал.

ТЕТУШКА
Зато сели на такой крючок, что так и не смогли с него соскочить...

КОЧИЧ
Это правда. Я тогда Циммермельду рассказал много. Особенно он заинтересовался картиной Ватто. Спросил, не могу ли я стать посредником в приобретении этой картины? Он же не знал, что оригинал уже у меня. Я тогда понял, что это мой шанс.

ИНТ.- ПОМЕЩЕНИЕ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА. –ЛЕТО.-ДЕНЬ.

Допрашивают Циммермельда.


ДЮРИЦА
Как оказалось, что похищенная картина нашлась в машине Кудеры?

ЦИММЕРМЕЛЬД
Я не знаю, о чем вы говорите.

Дюрица открывает документы дела, извлекает ряд бумаг.

ДЮРИЦА
Гражданин Циммермельд, я могу почти почасово день за днем рассказать, как вы совершали ваши с Кашмирским преступления. Доказательств достаточно. Я просто хотел, чтобы вы со своей стороны привнесли некоторую лепту, так сказать,в расследование.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Я не знаю никакого Кашмирского. Я подданный Соединенного Королевства, и , если вы меня немедленно не освободите, я подам на вас в суд.

ДЮРИЦА
Подавайте. Вот показания вашего сооучастника Кочича, а вот показания  железнодорожного механика в Кутах. В тот вечер, когда была похищена картина, вы сели на поезд до Праги, но через 30 минут вышли в Кутах и вернулись в Братиславу. Вы знали, что Паштика наверняка увезли в больницу с подозрением на сердечный приступ. Ведь именно вы ему бросили в бокал с шампанским таблетки мебромата.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Какие таблетки?

Дюрица кладет перед англичанином еще одну бумагу.

ДЮРИЦА
Заключение экспертизы. При обследовании ваших вещей в кармане пиджака были найдены остатки химических элементов, принадлежащих сильнодействующему снотворному из группы меброматов. Вот ознакомьтесь. Итак, вы знали, что квартира свободна. Вы вернулись в дом Паштика, но не в его квартиру, а в соседнюю, принадлежащую гражданке Новачковой. Вот посмотрите эти документы. Вот копия паспорта гражданки Франции Юлии Неш, вот показания Новачковой. Вот заключение экспертизы, что Юлия Неш и вы – одно и то же лицо. Через балкон соседней квартиры вы проникли в квартиру Паштика, украли картину и вышли из дома. В этот момент вы столкнулись с профессором Бенко...

Циммермельд играет желваками, едва сдерживает отчаяние.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Какой еще Бенко? Что это все за сказки?

Дюрица извлекает из папки следующие документы.

ДЮРИЦА
Вот заключение экспертизы, подтверждающее, что Бенко был убит точно таким ножом, который мы изъяли на месте вашего задержания, и который принадлежит вам. Вы убили Бенко, отнесли его к люку канализации и сбросили туда. На трупе были найдены остатки жевательной резинки с вашими отпечатками пальцев и вашей группой крови. Жевачку нужно выбрасывать в мусорницу, а не засовывать себе в карман, гражданин Циммермельд. Так что,будем говорить? Ведь легче же станет!

Циммермельд молчит. Рассматривает свои руки. Дюрица вытаскивает следующую бумажку.

ДЮРИЦА
Вот показания гражданина Кочича. Не будете отрицать, что вы с ним знакомы. Ведь именно у него вы хотели приобрести картину. В своих показаниях Кочич между прочим свидетельствует о том, что именно он познакомил вас с Паштиком, и именно он настоял на том, чтобы в тот вечер, когда была похищена подделка, вы пошли к Паштику вместе с ним. И еще свидетельствует о том, что именно он и подделал картину.Вот еще одно заключение экспертизы. Паричок тоже найти удалось.Поцарапал вас академик. Боевой был мужик. Эпидермис-то у него под ногтями остался. Ваш, кстати, эпидермис.

Лицо Циммермельда гадливо искривляется.

ЦИММЕРМЕЛЬД
Гаденыш. Если бы я знал, что этот кусок дерьма так обведет меня вокруг пальца, может, и не было этого убийства. Не хотел я убивать академика. Он сам нарвался. Я до последнего момента надеялся, что он выживет.

ТЕТУШКА
Да врете вы все. Надеялся он. На то, что академик выживет и сдаст его с потрохами.


ПУШКЕЛ
Не сдал бы академик его. Загримированный был наш меценат. Откуда только вы выдумали этот яркий рыжий парик?

Циммермельд невесело усмехается.

ЦИММЕРМЕЛЬД
В книжке одной прочитал. Яркий цвет волос притягивает к себе внимание, поэтому все остальные нюансы остаются незамеченными.

ДЮРИЦА
Так как оказалось, что украденная подделка нашлась в машине Кудеры?

ЦИММЕРМЕЛЬД
Мне достаточно было убедиться, что под краской ничего нет, чтобы понять, что у меня в руках – подделка. Я страшно разозлился и расстроился. Я хотел...Я хотел...