Томас Ватсон - о алчности

Евгений Егоров 3
Десятая заповедь

«Beжелай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).

    ДАННАЯ заповедь в общем запрещает алчность: «не желай...», а в частности - «...дома ближнего твоего, жены ближнего твоего..» и т.д.
I.В общем смысле она запрещает алчность. «Не желай...». Вполне законно пользоваться этим миром, более того, стремиться иметь достаточно, чтобы не испытывать искушений бедности: «нищеты... не давай мне... чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит. 30:8,9) и иметь возможность почтить Бога делами милосердия. «Чти Господа от имения твоего...» (Прит. 3:9). Но опасность заключается в том, что мир может завладеть сердцем. Вода необходима для плавания корабля, но она становится опасной, когда попадает внутрь судна. Такая же опасность возникает, когда мир начинает проникать в сердце человека. «Не желай...».
Что означает слово «желать»?
   В греческом языке есть два слова, раскрывающих природу алчности. Pleonexia, что означает - «ненасытное желание обладать миром». Алчность — это водянка. Августин дает ей такое определение: «Желать более чем достаточно». Алчность - это стремление обладать огромным состоянием, она подобна дочери ненасытимости, вопиющей: «Давай, давай» (Прит. 30:15). Ее можно сравнить с бегемотом, который «пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» (Иов. 40:18). Другое слово - philarguria- означает «чрезмерная любовь к миру». Мир становится идолом, и человек ни за что не согласится расстаться с ним. Алчным можно назвать не только человека, приобретающего мир неправедным путем, но и чрезмерно любящего его.
А) Чтобы более полно ответить на вопрос «Что означает слово желать?», я покажу в шести пунктах, в каких случаях человека можно назвать алчным.
1)  Когда все его мысли полностью поглощены миром. Благочестивый помышляет о небесах:  он  размышляет о любви Христа и вечной награде. «...Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою» (Пс. 138:18), т.е. пребываю в Божест­венных размышлениях. Мысли алчного человека посвящены миру, его разум полностью поглощен этим, он не может думать ни о чем другом, кроме своего магазина или поля. Воображение - это источник мыслей, но большая часть по­мыслов в источнике алчного человека посвящена миру. Он постоянно размышляет  и  планирует различные события своей жизни подобно девице, все помыслы которой сконцентрированы на её поклоннике.
2)  Человека можно назвать алчным, если он прилагает больше усилий ради земных приобретений, чем ради не­бесных. Ради этого мира он перевернет каждый камень, прервет свой сон и совершит много утомительных шагов, а вот ради Христа или небес он не приложит усилий. После того как галлы, древний народ, населявший Францию, по­пробовали сладкое виноградное вино Италии, они разыскивали его по всей стране и не успокоились, пока не нашли. Поэтому и алчный человек, имея пристрастие к этому миру, стремится к нему и не успокаивается, пока не овладеет им. В то же время он совершенно безразличен к вопросам вечности. Ему бы понравилось, если бы спасение падало в его рот, подобно спелой смокве - в рот желающего (Наум. 3:12), но он слишком ленив, чтобы ради получения спасе­ния и Христа проливать свой пот или приобретать беспокойство. Он охотится за этим миром, а небеса присутствуют лишь в его желаниях.
3) Человека можно назвать алчным, если все его разговоры посвящены мирским темам. «...Сущий от земли... и говорит, как сущий от земли» (Иоан. 3:31). Разговор о небесах является признаком благочестия, когда язык Ханаана становится нашей речью. «Слова из уст мудрого — благодать...» (Еккл. 10:12), такой человек разговаривает, словно уже находится на небесах. Поэтому признаком алчного человека является его постоянный разговор о мирском, о его товарах и магазинах. Дыхание алчного человека похоже на дыхание умирающего: от него сильно несет землей. Как было сказано о Петре - «...речь твоя обличает тебя» (Мат. 26:73), так и речь алчного человека выдает его. Он похож на описанную в Евангелии рыбу, которая принесла в своем рту монету (Мат. 17:27). Бернард сказал: «Слова являются зеркалом сердца», они показывают, что внутри. «От избытка сердца...».
4) Человека можно назвать алчным, если его сердце настолько поглощено этим миром, что из-за любви к нему он готов расстаться с небесами; когда ради «слитка золота» он расстается с «драгоценной жемчужиной». Когда в Еван­гелии Христос сказал богатому юноше: «Продай имение твое и следуй за Мной», то«юноша отошел с печалью» (Мат. 19:22). Он решил, что лучше расстаться со Христом, чем со всем своим земным богатством. Кардинал Бурбон сказал, что он отказался бы от своей части в раю ради сохранения звания кардинала в Париже. Когда наступает критический момент и человек должен отказаться либо от своего богатства, либо от Христа, то многие скорее расстанутся со Христом и доброй совестью, чем со своим богатством. В подобных случаях четко видно, что такими людьми завладел демон алчности.
5)  Человеком владеет алчность, если он чрезмерно перегружает себя мирским бизнесом. В его огне слишком много железа, и в определенном смысле он является плюралистом: такой человек возлагает на себя так много работы, что не может найти времени для служения Богу. Он с трудом находит время, чтобы поесть, и совсем не находит времени для молитвы. Когда человек возлагает на себя слишком много мирских забот, как Марфа; когда он суетится о многом, но не может найти времени для своей души, тогда он находится во власти алчности.
6)   Алчность владеет тем человеком, чье сердце настолько поглощено этим миром, что ему безразлично - законные или противозаконные средства он использует для его приобретения. Он будет добиваться этого мира и честными, и грязными методами; нанося вред и с помощью надувательства он будет строить свое благосостояние на руинах другого. «Хананеянин с неверными весами в руке любит обижать; и Ефрем говорит: однако я разбогател...» (Ос. 12:7,8). Папа Римский Сильвестр IIпродал свою душу дьяволу ради папства.
Урок первый. «...Берегитесь любостяжания...» (Лук. 12:15). Алчность - это прямое нарушение десятой заповеди, это нравственный порок, который заражает и оскверняет душу.
1) Это коварный грех, который немногие могут обнаружить в себе, подобно тому как некоторые, имея цингу, не знают об этом. Этот грех может облечь себя в одеяние добродетели. Алчность названа «разновидностью корысти» (1 Фес. 2:5). Это грех, который надевает на себя чужое одеяние и маскируется под бережливость и хозяйственность. Он находит много поводов и оправданий для себя - больше, чем любой другой грех, например, забота о благополучии своей семьи. Чем более коварным является грех, тем сложнее его обнаружить.
2)  Алчность - опасный грех, так как он является препятствием для всего хорошего. Она является врагом благодати, заглушая добрые стремления подобно тому, как земля тушит огонь. В одной басне рассказывается о дикобразе, который во время бури пришел к кроличьей норке в поисках убежища. Но после отдыха он поднял свои иголки и не успокоился, пока не пронзил ими всех бедных кроликов в их же норе. Так и алчность с помощью искусного притвор­ства вползает в сердце человека. Но как только вы впустили ее, она не уйдет, пока не подавит все ваши добрые начи­нания и не подорвет доверие к религии в ваших сердцах. «Алчность  препятствует эффективности проповедуемого слова». В притче тернии, которые Христос сравнил с заботами этого века, заглушили доброе семя (Мат. 13:22). Мно­гие проповеди ложатся мертвыми и погребаются в земных сердцах. Мы проповедуем, чтобы вознести сердца людей на небеса, но там, где алчность господствует, она приковывает их к земле и делает похожими на ту женщину, которую сатана связал духом немощи и которая не могла распрямиться (Лук. 13:11). Вы можете с одинаковым успехом повелеть слону летать и алчному человеку жить верой. Мы проповедуем, чтобы люди добровольно давали бедным во Христе, но алчность делает их похожими на того человека в Евангелии, который имел «иссохшую руку» (Map. 3:1). Они имеют иссохшие руки и не могут протянуть их бедным. Невозможно, чтобы человек помышлял и о земном, и о благотворительности.  Алчность препятствует Слову эффективно воздействовать и делает его бесплодным. Те, чьи сердца укоренены в земле, настолько далеки от выгоды, получаемой от Слова, что скорее готовы высмеивать его. Фарисеи, которые по своей натуре были жадными, «смеялись над Ним (Иисусом)» (Лук. 16:14).
3) Алчность порождает много грехов и является корнем зла. «...Корень всех зол есть сребролюбие...» (1 Тим. 6:10)«О, проклятая страсть к золоту, на какие только преступления ты не толкала человеческое сердце!» (Виргилий). Тот, кто имеет жажду ко всему земному и неутолимое желание обладать всем миром, имеет в себе корень всех грехов. Алч­ность - мать греха. Я покажу вам, что алчность нарушает все десять заповедей. Она нарушает первую заповедь: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Алчный человек имеет много богов. Его бог - маммона. Его бог - золото, поэтому его можно назвать идолослужителем (Кол. 3:5). Алчность противоречит второй заповеди: «Не делай себе кумира... не поклоняйся им и не служи им...». Но жадный поклоняется, если и не кумиру в церкви, то изо­бражению на монете. Алчность противоречит третьей заповеди: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрас­но...». План Авессалома был направлен на то, чтобы завладеть короной отца, поэтому его можно назвать алчным че­ловеком. Но при этом он говорил, что собрался исполнить свой «обет Богу», что было напрасным упоминанием имени Господа. Алчность противоречит четвертой заповеди: «Помни день субботний, чтобы святить его». Жадный не соблюдает Субботу, так как вместо чтения Библии в этот день он торопится на ярмарку. Он будет подсчитывать свои доходы. Алчность противоречит пятой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою...». Жадный не почитает своего отца, если только тот не кормит его деньгами. Более того, он будет убеждать своего отца еще при своей жизни отдать ему свое состояние, чтобы иметь возможность повелевать им. Алчность противоречит шестой заповеди: «Не убивай». Жадный Ахав убил Навуфея, дабы завладеть его виноградником (3 Цар. 21:13). Сколько людей плыли к царской короне через море крови? Алчность противоречит седьмой заповеди: «Не прелюбодействуй». Она порождает аморальность. В Писании мы читаем о плате блудницы (Втор-23:18). За деньги блудница продает и совесть, и целомудрие.   Алчность,  являясь корнем  воровства, противоречит восьмой заповеди: «Не кради» - жадный Ахан украл слиток золота. Воры и лихоимцы стоят рядом (1 Кор. 6:10). Алчность нарушает девятую заповедь: «Не произноси ложного свидетельства...». Что еще, как не алчность, заставляет клеветника лжесвидетельствовать? Он надеется получить награду. И, понятно, она нарушает последнюю заповедь: «Не желай...». Служитель маммоны желает дом и имущество своего ближнего, он прилагает усилия, чтобы завладеть этим и взять все в свои руки. Итак, вы увидели, каким злом является грех алчности: он порождает много грехов и нарушает каждую из десяти заповедей.
4)  Алчность - это грех, позорный для религии. Какое бесчестье для религии - когда люди говорят, что их надежды и помыслы о вышнем, в то время как их сердца поглощены земным; когда они исповедуют, что пребывают выше звезд, а сами «лижут прах» змея; когда, будучи рожденными от Бога, они хоронят себя в земле! Чибис, который носит на своей голове маленькую корону, но в то же время питается навозом, является эмблемой тех, кто, исповедуя себя венценосными парями и священниками, в то же время неумеренно поглощает утешение земных навозных куч. «...Ты просишь себе великого: не проси...» (Иер. 45:5). Неужели ты, Варух, которому, благодаря рождению свыше, оказана высокая честь и который прославлен своим служением, ты, левит, будешь искать и уже ищешь земного? Неужели ты будешь  отделывать свою каюту во время кораблекрушения? О, не понижай свое высокое звание и не покрывай  себя   пятном   позора!   Ты   стремишься   обладать большим? Не стремись. Чем выше благодать, тем менее земными должны быть христиане. Чем выше солнце, тем короче становиться тень на земле.
5) Алчность приводит к тому, что Бог начинает ненавидеть нас.  «...Корыстолюбец, (которого Ты ненавидишь), ублажает себя» (Пс. 9:24). Как царь не потерпит надругательства над своей статуей, так и Богу отвратительно видеть человека, созданного по Его подобию, с сердцем животного. Кто захочет жить во грехе, который делает его ненавистным для Бога? Господь проклинает ненавистного Ему человека, и это проклятие, настигнув, уничтожит не­честивца.
6) Алчность подталкивает человека к гибели и закрывает перед ним небеса. «Знайте, что никакой... любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5:5). Что алчный человек будет делать на небесах? Бог не может общаться с ним, как и царь - со свиньей. «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9). Алчный похож на пчелу, попавшую в кадку с медом и утонувшую в ней. Подобно паромщику, взявшему на борт так много пассажиров, что они потопили судно, алчный накапливает так много золота, увеличивая свое со­стояние, что тем самым погружает себя в бедствие и пагубу. Я читал о людях, живших вблизи Афин, которые, имея очень сухой и неплодородный участок земли, приложили очень много труда, чтобы прокопать русло реки до этого места и таким образом сделать его плодоносным. Но когда они прорыли канал и впустили туда реку, то вода прорва­лась с такой силой, что потопила и землю, и людей, живших на ней. Это является типичным образом алчного чело­века, который трудится, чтобы проложить дорогу богатству, но в конце его состояние становится таким огромным, что погружает его в бедствие и пагубу. Как много людей, чтобы построить себе состояние, топят свои души! О, тогда спасайтесь от алчности! Далее я изложу некоторые средства, который помогут вам противостоять ей.
Б) Теперь я должен ответить на вопрос: «Какое есть средство для исцеления от алчности?».
1) Вера. «...Сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Иоан. 5:4). Корень алчности - недоверие Божьему провидению. Имеющий веру знает, что Господь его обеспечит: что Тот, Кто кормит птиц, прокормит и Своих детей, а Одевающий лилии оденет Своих овец. Именно таким образом вера побеждает мир. Она является средством исцеле­ния от тревог. Вера не только очищает сердце, но и освящает его. Она делает Бога нашей частью, а в Нем мы имеем достаточно. «Господь есть часть наследия моего... Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое прият­но для меня» (Пс. 15:5,6). Вера, с помощью Божественной химии, извлекает утешение у Бога. Даже имея немного, но пребывая с Богом, мы счастливы. Поэтому вера является средством против алчности, она побеждает не только страх перед миром, но и любовь к миру.
2) Вторым средством являются благоразумные размышления. Задумайтесь, во-первых, о том, каким незначительным является все, находящееся на земле, чтобы желать его! Все земное по значимости намного ниже души, которая несет в себе образ и подобие Бога. Мир - лишь искусное творение Всевышнего, а душа - Его образ. Мы жаждем обладать тем, что не удовлетворит нас. «Кто любит серебро, тот не насытится серебром...» (Еккл. 5:9). Соломон, проанализировав все творения и выделив их сущность, увидел, что «все — суета» (Еккл. 2:11). Алчность - это во­дянка: чем больше человек пьет, тем большую жажду он испытывает. «Чем больше воды выпито, тем больше ее хочется» (Овидий). Мирские вещи не могут удалить беспокойство разума. Когда совесть тревожила царя Саула, то драгоценные камни его короны не могли утешить правителя (1 Цар. 28:15). Вещи этого мира могут облегчить тревожный дух не более чем золотой шлем - головную боль. Они не смогут пребывать с вами вечно. Творения имеют немного меда в своих устах, но также имеют крылья, которые уносят их прочь, либо они покидают нас, либо мы - их. Какими незначительными они являются, чтобы стремиться обладать ими! Во-вторых, задумайтесь о строении и устройстве вашего тела. Бог сотворил лицо таким образом, чтобы оно было направлено к небесам. «Он дал человеку возвышающееся лицо, чтобы смотреть на Небеса» (Овидий). Анатомы обратили внимание, что в то время как другие творения имеют четыре мускула, управляющих движением глаз, человек имеет пятый мускул, который позволяет ему смотреть на небо, и так же, как и сердце, он сужается книзу, а расширяется кверху. Как строение и устройство тела учит нас смотреть вверх, так и душа, заложенная в теле, подобно Божественной искорке, должна лететь вверх. Неужели можно представить, что Бог дал нам мыслящие и вечные души, чтобы мы стремились лишь к земному? Разве будет мудрый человек ловить пескарей на золотые крючки? Разве Бог дал нам прославленные души только для того, чтобы мы стремились обладать лишь этим миром? Безусловно, наши души сотворены для более высокой цели, а именно: стремиться иметь радость от Бога в славе.
В-третьих, задумайтесь о примерах тех, кто относился с презрением и пренебрежением к этому миру. Первые христиане, как пишет Климент Александрийский, отделились от мира и полностью посвятили себя общению с Бо­гом. Они жили в мире, но были выше его, подобно райским птицам, которые парят высоко в воздухе и редко касаются ногами земли. Лютер пишет, что никогда не испытывал искушений ко греху алчности. Хотя святые древних времен жили на земле, но они трудились для небес. «Наше же жительство — на небесах...» (Фил. 3:20). Греческое слово, употребляемое в этом выражении, подчеркивает, что наш труд, стремления и гражданство принадлежат небесам. «И ходил Енох пред Богом...» (Быт. 5:24). Его чувства были очищены, он совершал путешествие к небесам каждый день. Праведник сравнивается с пальмой (Пс. 91:13). Филон Александрийский пишет, что в отличие от всех других деревьев, чей жизненный сок находится в корнях, жизненный сок пальмы находится в верхушке дерева. Поэтому она является эмблемой святых, чьи сердца пребывают на небесах - там, где сокрыто их сокровище.
3)  Третьим средством против алчности является более сильное стремление к духовным вещам. Стремитесь к бла­годати, ибо это наилучшее благословение и семя от Бога (1 Иоан. 3:9). Стремитесь к небесам, где находится область счастья - наилучший климат. Сильнее стремясь к небесам, мы меньше будем жаждать земного. Стоящему на вершине Альп большие города Кампании кажутся маленькими деревнями. Поэтому чем выше возносятся наши сердца к Не­бесному Иерусалиму, тем менее значительным и едва различимым для наших глаз становится всё мирское. В Писа­нии мы читаем об ангеле, который спустился с небес и поставил свою правую ногу на море, а левую - на землю (Отк. 10:2). Если бы мы побывали на небесах и увидели их совершенную славу, то с каким святым пренебрежением мы поставили бы одну свою ногу на земле, а другую - на море! О, стремитесь ко всему небесному! Там, на небесах, растет дерево жизни, там находятся горы пряностей, реки наслаждений, там медовые соты источают Божью любовь, там восхищаются ангелы, а цветок радости полностью созрел и расцвел. На небесах обитает лишь чистый воздух. Никакой пар или дымка греха не достигают небес и не загрязняют эту атмосферу. Лишь Солнце Правды постоянно освещает весь горизонт своими прославленными лучами. Пусть ваши мысли  и  стремления  всегда будут направлены  к этому жемчужному городу - Божьему раю! О Лазаре рассказывали, что со времени своего воскрешения из мертвых его никто никогда не видел улыбающимся или радующимся миру. Если бы наши сердца силой Святого Духа вознеслись к небесам, мы бы не были так озабочены мирскими вещами.
4) Четвертым средством является молитва о том, чтобы наш разум помышлял о горнем. Скажите: «Господь, пусть магнит Твоего Духа влечет мое сердце вверх. Господь, удали землю из моего сердца; научи меня, как владеть миром. не любя его; как держать его в своей руке, но не впускать в свое сердце».
II. Изложив это повеление в общих чертах, я далее перехожу к более частным. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего...». Обратите внимание на святость и совершенство закона, запрещающего первые движения и зарождение этого греха в сердце. «Не желай...». Законы человеческие касаются действий, а закон Божий идет дальше, запрещая не только действия, но и желания. «Не желай дома ближнего твоего». Эта заповедь не говорит: «Не отнимай у ближнего дом его», а - «Не желай дома ближнего твоего». Эти похоти и желания обладать запретным плодом греховны. Закон говорит: «...Не пожелай» (Рим. 7:7). Даже если дерево не приносит плохих плодов, оно может быть повреждено в корне. Поэтому даже если человек не совершает страшных грехов, он не может сказать, что его сердце чисто. Как корень дерева может быть поврежден, так и в душе может обитать греховная алчность и похоти.
Урок первый. Давайте будем смиренными из-за греха, свойственного нашей природе, и зарождающихся порочных мыслей, которые побуждают нас желать то, что мы не должны желать. Наша природа - это делянка, производящая семена порока, она подобна древесному углю, который в случае загорания возбуждает в нашем разуме искры гордости, зависти и алчности. Как же это должно смирять нас! Даже если мы не совершаем греховные действия, то в нас присутствует греховная алчность. Давайте молиться об умерщвляющей благодати, которая подобно воде ревности сделает лоно греха опавшим.
Почему в данном стихе слово «дом» стоит раньше слова «жена»? Во Второзаконии жена стоит на первом месте. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего...» (Втор. 5:21).
   Во Второзаконии жена стоит на первом месте, чтобы подчеркнуть её значимость. Она (если жена хорошая) ценится намного выше, чем дом. «...Цена ее выше жемчугов» (Прит. 31:10). Она - украшение дома, и это украшение дороже самого дома. Когда в сражении Александр победил царя Дария, то тот не лишился мужества. Но когда он услышал, что его жена была взята в плен, то из его глаз, как из фонтана, хлынули потоки слез, так как для него жена была дороже жизни. Но в Исходе дом упоминается раньше, чем жена, так как вначале человек обзаводится домом, а потом уже женой. Вначале строится гнездо, а потом в нем поселяются птицы. Жена ценится выше, но дом строится раньше.
1)  Следовательно, «не желай дома ближнего твоего». Как многого лишился человек из-за грехопадения! Он не знает, как удерживать себя в пределах того, что принадлежит ему, а стремится обладать чужим. Многие подумали бы, что Ахав имел достаточно - ведь он был царем, и мы предположили бы, что его царские доходы могли вполне удовлетворить его. Но царь жаждал большего. У него перед глазами был виноградник Навуфея, и, стоя у дымохода своего камина, он не мог успокоиться, пока не завладел им. Если бы не было так много алчности, то не было бы так много и подкупов. Один человек отнимает у другого его дом. Только узник обитает в таком месте, что может быть уверен - никто не посягнет на его жилище.
2)  «...Не желай жены ближнего твоего». Эта заповедь является уздечкой, сдерживающей чрезмерные чувственные похоти. Лишь дьявол сеет на поле, принадлежащем Другому человеку (Мат. 13:25). Но как ограда, воздвигаемая данной заповедью, растоптана в наше время! Многие не только желают жен своих ближних, но и обладают ими! «Проклят, кто ляжет с женою отца своего... И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:20). Если бы было сказано: «Проклят, кто ляжет с женой ближнего своего» и все виновные в этом грехе ответили: «Аминь», то сколько людей прокляло бы самих себя!
3) «...Не желай ни раба его, ни рабыни его...». Преданные слуги являются богатством. Какого верного и преданного слугу имел Авраам! Он был правой рукой своего господина. Как предусмотрителен и предан он был, выполняя поручение, вверенное ему, - поиск жены для сына своего господина (Быт. 24:9)! И безусловно, Авраам был бы силь­но огорчен, узнав, что кто-либо переманил у нею этого слугу. Но этот грех - стремление иметь чужих слуг - довольно распространен. Если кто-либо имеет хорошего слугу, то другие будут расставлять сети и прилагать усилия, чтобы переманить его. Этот грех противоречит десятой заповеди. Когда мы лишаем другого человека его слуги с помощью переманивания, то поступаем не лучше явного грабителя.
4)  «...Не желай ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнеготвоего». Где нет желания обладать волом или ослом другого, не будет и воровства. Вначале человек нарушает десятую заповедь, пожелав, а потом восьмую - украв. Прекрасные слова сказал Самуил народу: «...Свидетельствуйте на меня пред Господом... у кого взял я вола, у кого взял осла, кого обидел и кого притеснил...» (1 Цар. 12:3). Смелую речь произнес Павел, сказав: «Ни серебра, ни зо­лота, ни одежды я ни от кого не пожелал» (Деян. 20:33).
Какие мы можем использовать средства, удерживающие нас от желания обладать тем, что принадлежит ближнему?
   Наилучшее средство - удовлетворенность. Если мы удовлетворены тем, что имеем, то не будем желать чужого. Павел мог сказать: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал». Откуда это? Это результат его удов­летворенности. «...Я научился быть довольным тем, что у меня есть» (Фил. 4:11). Удовлетворенный человек говорит, как Иаков: «...Есть у меня всё» (Быт. 33:11). Я имею обетование небес, я имею достаточно, чтобы исполнять свой долг, у меня есть все. Имеющий достаточно не будет желать того, что принадлежит другому. Будьте удовлетворен­ными, а наилучший способ быть удовлетворенным - это, во-первых, верить, что те условия, которые Бог Своим провидением создал для вас, являются наилучшими. Если бы Он увидел, что мы достойны обладать большим, то мы бы имели это. Возможно, мы бы не смогли управлять большим состоянием, так как сложно нести полную чашу, не пролив и капли, а справляться с огромным богатством не согрешив. Значительное состояние может быть ловушкой. Лодка может перевернуться, если имеет слишком большие паруса. Вера в то, что богатство, предназначенное нам Богом, является наилучшим, делает нас удовлетворенными. А будучи удовлетворенными, мы не будем желать того, что принадлежит другому. Во-вторых, быть удовлетворенными тем, что имеем, и не желать чужого нам помогут размышления о том, что чем меньше мы имеем, тем меньший отчет нам придется дать в последний день. Каждый человек - управляющий и должен будет дать отчет Богу. Имеющие большое богатство должны будут предоставить больший отчет. Господь спросит: «На какие хорошие дела ты использовал свое богатство? Почтил ли ты Меня своим состоянием? Где те бедные, которых ты накормил и одел?». Плохо, если вы не сможете дать хороший отчет. Поэтому мы должны быть удовлетворены малой частью, размышляя о том, что чем меньшим мы обладаем, тем меньший отчет нам придется дать. Таким образом мы сможем быть удовлетворенными. Нет лучшего противоядия для желания обладать тем, что принадлежит другому, чем быть удовлетворенным тем, что имеем.