Томас Ватсон - о воровстве

Евгений Егоров 3
Восьмая заповедь
«Не кради» (Исх. 20:15).


   КАК святость Бога в заповеди «Не прелюбодействуй» восстанавливает Его против аморальности, так и в данной заповеди «Не кради» справедливость Бога восстанавливает Его против кражи и грабежа. Данная заповедь запрещает бесчестно поступать с имуществом другого. Гражданские юристы дают такое определение -воровству или краже: «совершать несправедливые действия над тем, что принадлежит другому», «посягать на право другого человека».
I.Причины, побуждающие к воровству.
1) Внутренней причиной является, во-первых, неверие, когда человек абсолютно не верит в Божье провидение. «Может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» (Пс 77:19). «Может ли Бог накрыть мне стол? - спрашивает не­верующий. - Нет, не может». Поэтому он решает сам накрыть себе стол, даже если это будет делаться за счет другого человека, а и первое, и второе блюдо будут готовиться из краденных продуктов. Второй внутренней причиной яв­ляется алчность. Перевод этого слова на греческий язык подчеркивает «неумеренное желание обладать чем-либо», что также порождает воровство. Человек жаждет обладать большим, чем он имеет, и этот зуд алчности заставляет его отцарапывать все, что в его силах, у другого человека. Алчный характер Ахана заставил его украсть слиток золота, который увел его душу прочь от Бога (Иис. Н. 7:21).
2) Внутренние причины, побуждающие к воровству, -это обольщение сатаны. Иуда был вором (Иоан. 12:6). Как же он стал им? «...Вошел в него сатана» (Иоан. 13:27). Дьявол - величайший учитель воров: он украл у нас облачение невинности и убедил людей работать на него; он рассказывает людям, какими смелыми они должны быть в во­ровстве и как они могут завладеть имуществом другого. И как Ева слушала голос сатаны, так и они. Подобно птицам, питающимся падалью, они живут благодаря своей добыче и грабежу.
II. Разновидности воровства.
1. Некоторые крадут у Бога. Отнимающие у Господа часть Его дня являются ворами. «Помни день субботний, чтобы святить ею». Мы должны посвящать Богу не часть дня, а весь день. А чтобы никто не забыл об этом, в начале этой фразы Господь поставил слово «помни». Поэтому если после утреннего богослужения остаток Субботы мы проводим в праздности и развлечениях, то являемся духовными ворами. Мы крадем у Бога то, что Ему причитается, и на суде каждый язычник встанет против таких христиан, ибо, как отмечает Макровий, язычники целый день посвящали своим лживым богам.
2. Некоторые крадут у других. Еретики, лишающие других истины, крадут у людей их души. Некоторые крадут Деньги и имущество.
а)  Самым распространенным является воровство, когда человек отнимает богатство другого, что противоречит букве закона. «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» (Лев. 19:13), «...не убивай...» (Map. 10:19). Это не то усилие, с помощью которого берется Царство Небесное (Мат. 11:12).
б)   Существуют домашние воры, которые понемногу обворовывают своих господ, крадя их наличные деньги и вещи. Апостол говорит о тех, которые «не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2), но многие хозяева, не зная, оказывают в своих домах гостеприимство ворам. Домашние воры являются также лицемерами, ибо, принимая притворно застенчивый вид и притворяясь помощниками своему господину, они помогают только себе.
в) Те бесчестные поверенные и юристы, которые вводят в заблуждение и обманывают своих клиентов, являются во­рами, подводящими себя под осуждение закона. Это означает обворовывать своих клиентов. С помощью обмана и увиливания такой юрист лишает клиента земли и может быть орудием, разрушающим его семью. В глазах Бога он не лучше вора.
г)  Церковный вор или плюралист, который содержит несколько приходов, но крайне редко или никогда не про­поведует людям. Он получает золотое руно, но оставляет стадо умирать от голода. «...Горе пастырям Израилевым» (Иез. 34:2), которые пасли «самих себя, а овец Моих не пасли» (Иез. 34:8). Такие служители на Божьем суде будут названы ворами.
д) Магазинный вор, который крадет, продавая. Использующий неверные весы и меры крадет у людей то, что им принадлежит. Такие люди уменьшают меру. Ефа - была мерой, которой пользовались евреи при продаже. Некоторые делали ефу маленькой и давали меньше положенного, что было явным воровством. В руках такого человека неверные весы (Ос. 12:7). Делая свои весы легче, люди делают свои грехи тяжелее. Непомерно увеличивающий цену на свой товар, берущий за единицу в три раза больше того, что заплатил за нее или ее стоимости, тоже ворует. Мошенничать при продаже - значит воровать деньги у людей. «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй» (Лев. 19:13). Обижать ближнего - значит грабить его. Мошенничество при продаже - искусное воровство, оно противоречит и за­кону, и Евангелию. Оно направлено против закона Божьего. «Если будешь продавать что ближнему твоему, или бу­дешь покупать что у ближнего твоего, не обижайте друг друга» (Лев. 25:14). Мошенничество противоречит Еванге­лию. «...Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво...» (1 Фес. 4:6).
е)  Ростовщик, занимающийся вымогательством. Вначале кажется, что он помогает другим, давая им деньги взаймы в случае необходимости. Но после он опутывает их узами, высасывая до капельки всю кровь и костный мозг. Я читал о женщине, которую связал сатана (Лук. 13:16), и человек, оказавшийся в руках ростовщика, находится в таком же положении. Ростовщик - грабитель. Однажды такой человек спросил транжиру, когда тот прекратит безрассудно тратить деньги. «Я перестану транжирить то, что принадлежит мне, - ответил растратчик, - когда вы прекратите красть у других». Закхей тоже был ростовщиком, но после своего обращения он вернул людям награбленное (Лук. 19:8), так как считал, что все, приобретенное с помощью ростовщичества, было кражей.
ж) Попечитель, в чьи руки передано имущество сироты и на которого возложены обязанности воспитателя, но ис­пользующий  богатство  несовершеннолетнего для  собственного обогащения. Если такой человек лишает сироту его собственности и наносит ему ущерб, обманывая ради собственной выгоды, то он тоже является вором. Он поступает хуже вора, отнимающего кошелек с помощью силы, так как предает доверие других, что является в высшей степени предательством и несправедливостью.
з) Берущий взаймы, который одалживает деньги у других, не собираясь отдавать их обратно. «Нечестивый берет взаймы и не отдает...» (Пс. 36:21). Как еще можно назвать поступок, когда человек берет деньги и товары у других, но не возвращает их? Пророк Елисей повелел вдове вначале продать масло и возвратить долги, а потом уже жить на то, что останется (4 Цар. 4:7).
и) И последней разновидностью воров является приемщик краденного, который если является и не главным об­виняемым, то все-таки соучастником кражи, и закон обвиняет его в этом. Вор крадет деньги, а приемщик держит мешок, чтобы спрятать их в него. Корень засох бы, если бы его не поливали, и воровство, возможно, прекратилось бы, если бы не было ободрений приемщика краденного. Я склонен полагать, что тот, кто не колеблясь принимает кра­денные вещи в свой дом, не будет долго колебаться, чтобы украсть их.
Что усугубляет данный грех?
1)   Когда люди воруют не из-за нужды, а чтобы стать богатыми ворами.
2)   Когда люди воруют кощунственно, уничтожая то, что было отделено для священного использования. «Сеть для человека - уничтожать то, что свято» (Прит. 20:25). Таким человеком был Дионисий, который ограбил храм и унес серебряные сосуды.
3)   Совершение греха воровства против упреков совести и примеров Божьей справедливости, что, подобно окраске шерсти, придает этому греху пурпурный оттенок.
4)   Грабеж вдовы и сироты. «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте». «Этот грех громко вопиет». «...Если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их...» (Исх. 22:22, 23). 5) Грабеж бедного. Как разгневался Давид, услышав, что богач отнял овечку у бедняка! «...Жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это» (2 Цар. 12:5). Чем, как не грабежом бедных, можно назвать облавы на простой народ!
3. Различают воровство, когда человек крадет сам у себя. Он может быть вором по отношению к самому себе.
Как это может быть?
1)  Причиной этого может быть жадность. Скупой является вором. Он крадет сам у себя, лишая самого необходимого, и считает потерей то, что потрачено на собственные нужды. Такой человек обкрадывает сам себя. «Бог дает че­ловеку   богатство...   но   не   дает   ему   Бог  пользоваться этим...» (Еккл. 6:2). Он с избытком насыщает свою грудь и морит голодом желудок; он подобен ослу, нагруженному золотом, но питающемуся чертополохом; он грабит сам се­бя, не позволяя себе пользоваться тем, что Бог дал ему. Вот что значит - быть наказанным богатством: иметь состоя­ние, но при этом несовершенное сердце, чтобы иметь утешение от него.
2)  Человек может грабить самого себя, глупо растрачивая свое состояние. Транжиры щедро растрачивают золото из своего мешка и похожи на философа Кратета, бросавшего золото в море. Мот спускает огромные состояния и пре­вращает их в ничто. Растрачивающий свое богатство, которое могло бы быть утешением в жизни, обкрадывает самого себя.
3) Тот, кто из-за праздности неправильно проводит свое время, обворовывает сам себя. Тот, кто часами предается удовольствиям или безделью, крадет у себя то драгоценное время, которое Бог дал ему, чтобы трудиться для своего спасения. Время очень дорого, так как от того, на что мы тратим настоящее время, зависит наше счастье в вечности. Проводящий время в праздности и безделье обворовывает сам себя. Он лишает себя драгоценного времени, а, следовательно, и спасения.
4) Человек может обкрадывать самого себя из-за поручительства. «Не будь из тех, которые... поручаются за дол­ги» (Прит. 22:26). Кредитор приходит к поручителю, чтобы получить долг, и поэтому, платя долги других, мы обкра­дываем самих себя. Пусть ни один человек не говорит, что невежливо отказать своему другу и не быть заключенным в узы ради него. Пусть лучше ваш друг считает вас недобрым, чем все люди - глупцом. Одолжите другому, сколько в ваших силах, более того, помогите ему, если он нуждается, но никогда не поручайтесь за него. Безрассуден человек, который ради помощи другому, вредит самому себе. Он грабит себя самого и свою семью.
   Урок первый. Опровержение доктрины коммуны, утверждающей, что все должно быть общим и что один человек имеет право владеть имуществом другого. Это мнение опровергает само Писание: «Когда придешь на жатву ближнего твоего... серпа не заноси на жатву ближнего твоего» (Втор. 23:25). Собственность нужно уважать. Бог воздвиг восьмую заповедь как ограду для имущества человека, и эту ограду нельзя разрушить не согрешив. Если бы все было общее, то не было бы воровства и эта заповедь была бы бесцельной.
   Урок второй. Порицание тем, кто живет воровством. Вместо того чтобы жить верою, они живут своей хитростью. Апостол увещевает, чтобы все, «работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3:12). Но вор ест не свой хлеб, а хлеб другого. И если есть виновные в этом грехе, то пусть они прилагают усилия, чтобы с помощью покаяния избавиться от сети дьявола и засвидетельствовать о своем покаянии возвращением награбленного. «Без возмещения убытков нет прощения» (Августин). «...Если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лук. 19:8). То, что добыто нечестным путем, может быть возвращено и собственной рукой, и по доверенности. Лучше в тысячу раз возместить противозаконно заработанные товары, чем набивать свою подушку терниями и иметь виновную, беспокоящую совесть на смертном одре.
   Урок третий. Увещевание всем остерегаться греха воровства, который противоречит свету природы. Возможно, некоторые прилагают много усилий, чтобы оправдать этот грех. Как грубая шерсть не поддается окраске, так и этот страшный грех нельзя оправдать.
Но я низкого сословия, а торговля идет плохо, и у меня нет другого способа заработать на жизнь.
Во-первых, это демонстрирует ваше глубочайшее недоверие Богу, словно Он не может обеспечить вас, не заставляя прибегать ко греху. Во-вторых, это показывает, что грех достиг огромной высоты, и что якобы из-за своего низкого происхождения человек долженстучаться в дверь ада, то есть идти к дьяволу для получения средств к жизни. Авраам не позволил, чтобы о нем говорили, что царь Содомский обогатил его (Быт. 14:23). О, пусть никто и никогда не говорит, что дьявол сделал его богатым! В-третьих, вы никогда не должны совершать таких поступков, для которых не сможете просить благословение. А вы не сможете просить благословения для воровства. Поэтому остерегайтесь этого греха. «Вы выигрываете материально, но ваша совесть терпит убытки» (Августин). Остерегайтесь обрести мир, потеряв небеса.
   Урок четвертый. Чтобы разубедить вас участвовать в этом грехе, задумайтесь, во-первых, о том, что воры являйся земными кровопийцами и врагами гражданского общества. Во-вторых, Бог ненавидит их. По закону баклан считался нечистой тварью, так как питался падалью, воровал и пожирал животных (Лев. 11:17). Тем самым Бог выразил Свое отвращение к этому греху. В-третьих, вор наводит ужас на самого себя, так как постоянно пребывает в страхе. Слова «там убоятся они страха» (Пс. 52:6) вполне можно применить к вору. Чувство вины порождает страх: слыша шелест дерева, вор трясется от страха. О Катилине говорили, что он боялся любого шороха. Если одежда вора зацепится за колючий кустарник, то ему кажется, что это офицер хочет арестовать его. Страх имеет в себе мучения (1 Иоан. 4:18). В-четвертых, задумайтесь о наказании, которое влечет за собой этот грех. Вор Ахан был побит камнями до смерти (Иис. Н. 7:25). «...Что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток... Это проклятие, исходящее на лице всей земли... Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя...» (Зах. 5:2-4). Фабий, римский диктатор, за воровство осудил своего собственного сына на смерть. Воры умирают с позором, они продвигаются по лестнице, и у них есть нечто, намного страшнее смерти, ибо пока они грабят других, они воруют у себя спасение.
Что делать, чтобы избежать воровства?
1) Живите, трудясь. «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное...» (Еф. 4:28). Дьявол нанимает тех, кто живет праздно, и втягивает их в воровскую торговлю. Бездельник искушает дьявола искушать его.
2)  Удовлетворяйтесь тем богатством, которое Бог дал вам. «Имейте нрав  несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» (Евр. 13:5). Воровство - дочь алчности. Учитесь быть довольными. Верьте, что Бог создал наилучшие для вас условия. Он может благословить совсем немного еды в вашей кадке. Скоро нам не нужны будут все эти вещи: мы ничего не возьмем с собой из этого мира, кроме савана. Если мы имеем достаточно, чтобы до конца исполнять свои обязанности и добраться до небес, то этого уже достаточно.