Томас Ватсон - о убийстве

Евгений Егоров 3
Шестая заповедь

«Не убивай» (Исх. 20:13).

 



   ЭТА заповедь запрещает убивать. «Не убивай», то есть здесь подразумевается, что мы должны беречь свою собст­венную жизнь и жизнь других.
   Запрещенный грех - убийство: «Не убивай». Здесь важно, чтобы мы понимали, что не должны наносить вреда ни себе, ни другим.
I.Не наносить вреда другому человеку.
1) Мы не должны наносить вред имени другого человека. «Доброе имя - драгоценный бальзам». Очень жестоко - убить человека, опорочив его имя. Мы наносим вред имени другого, когда клевещем и злословим о нем. Давид жаловался: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» (Пс. 34:11). Первых христиан обвиняли в кровосмешении и убийстве собственных детей, как говорил Тертуллиан: «Они обвиняли нас в детоубийстве и кровосмешении». Это значит - обезглавливать доброе имя других и тем самым наносить непоправимый вред. Ни один врач не может исцелить раны, нанесенные языком.
2) Мы не должны наносить вред телу другого человека. Жизнь человека чрезвычайно драгоценна, и Бог утвердил эту заповедь как ограду, чтобы сохранить ее. Господь издал указ, который до сего дня никто не отменял: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт. 9:6). Во времена ветхого закона человек, убив друго­го неумышленно, мог найти себе убежище. Если же он убивал намеренно, то даже спасаясь в святилище, святость места не защищала его. «А если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть» (Исх. 21:14). Эта заповедь - «не убивай» - запрещает все грехи и обстоятельства, которые могут привести к убийству.
а)  Вспышка гнева. Гнев кипит в венах человека и часто приводит к убийству. «Они во гневе своем убили мужа...» (Быт. 49:6).
б)  Зависть. Сатана позавидовал одежде невинности наших первых родителей и славе рая, поэтому он не мог ус­покоиться, пока не добился их смерти. Братья Иосифа, видя любовь отца к их младшему брату, которому Иаков пода­рил «разноцветную одежду», позавидовали и сговорились убить его (Быт. 37:20). Зависть и убийство тесно связаны, поэтому апостол поставил их рядом: «...зависть, убийства...»"   (Гал. 5:21). Зависть - это грех, который одним махом нарушает обе скрижали, он начинается с недовольства Богом и заканчивается убийством человека, как это было с Каином (Быт 4:6,8). Завистливый Каин вначале был недоволен Богом, чем нарушил первую скрижаль, а затем по­ссорился со своим братом и убил его, чем нарушил вторую скрижаль. Иногда гнев «быстро проходит», подобно костру из соломы, который быстро сгорает. Зависть же имеет глубокие корни и не утоляет свою жажду, не пролив крови. «...Кто устоит против зависти?» (Прит. 27:4).
в)  Ненависть. Фарисеи ненавидели Христа, потому что Он превосходил их дарами и был более почитаем людьми, чем они. Они не оставили Его в покое, пока не пригвоздили ко кресту и не лишили жизни. Ненависть - это хищник, пи-тающийся кровью. «Потому что ты постоянно ненавидела и проливала кровь детей Израиля» (Иез. 35:5). Аман возненавидел Мардохея за то, что тот не кланялся ему, и, желая отомстить, постарался получить кровавое полномочие уничтожить весь еврейский народ (Есф. 3:9). Ненависть чрезвычайно жестока. Данная заповедь запрещает все эти грехи.
Сколько существует способов убить человека?
   Можно сказать, что человек может убить другого двенадцатью способами. 1) Руками; так Иоав убил Авенира и Амессая - «тот поразил его им (мечом) в живот, так что выпали внутренности его на землю» (2 Цар. 20:10). 2) Мысленно. Злоба - это мысленное убийство. «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Иоан. 3:15). Клеветать и желать в своем сердце зла другому - значить убивать его. 3) Своим языком нанося вред другому, что может послужить причиной его смерти. Именно таким образом иудеи убили Господа жизни, когда они яростно нападали на Него и лжесвидетельствовали перед Пилатом (Иоан. 18:30). 4) Ручкой. Именно таким образом Давид убил Уриго, написав Иоаву, чтобы тот поставил «Урию там, где будет самое сильное сражение» (2 Цар. 11:15). Хотя на самом деле Урию убил меч аммонитян, тем не менее ручка Давида стала причиной его смерти. И поэтому Господь сказал Давиду через пророка Нафана: «Его ты убил мечом Аммонитян» (2 Цар. 12:9). 5) Замышляя заговор с целью убийства. Хотя Иезавель не собственными руками убила Навуфея, но она разработала план его убийства, приказав двум негодным людям лжесвидетельствовать против него, чтобы обвинить в предательстве (3 Цар. 21:9,10). Она была убийцей. 6) Подсыпав яд в чашу. Жена императора Коммода убила своего мужа, подсыпав яд в вино, которое он пил. Таким же образом многие убивают маленьких детей, давая им лекарства, которые становятся причиной их смерти. 7) Колдовством и чарами, что запрещено законом. «Не должен находиться у тебя... обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых (Втор. 18:10,11). 8) Имея намерение убить другого. Так Ирод, притворившись, что хочет поклониться Христу, задумал убить его (Мат. 2:8,13). Таким же образом Саул, отправив Давида сражаться против филистимлян, хотел, чтобы те убили его. «Ибо Саул думал: пусть не моя рука будет на нем, но рука Филистимлян будет на нем» (1 Цар. 18:17). Он желал убийства, а для Бога это было равносильно совершенному убийству. 9) Давая согласие на смерть другого, подобно тому как Савл дал разрешение убить Стефана. «...Я там стоял, одобрял убиение его...» (Деян. 22:20). Тот, кто одобряет убийство другого, становится его соучастником. 10) Не препятствуя смерти другого, когда в его силах спасти. Пилат знал, что Христос невиновен. Он сказал: «Я не нахожу в Нем вины», но сам не помешал его убийству. Поэтому прокуратор также был виновен. Омытие рук водой не может смыть вину в пролитии Крови Христа. 11) Безжалостностью, лишая человека того необходимого, что поддерживает его жизнь, как, например, лишение его инструмента или принадлежностей, с помощью которых он зарабатывает на жизнь. «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» (Втор. 24:6). Или же не помогая человеку в том случае, когда он близок к смерти. Вы можете стать причиной смерти другого, отказывая ему в помощи, так же как и применяя насилие к нему. Отказывая в пище умирающему от голода, вы убиваете его. Как много людей подобным образом виновны в нарушении этой заповеди! 12) Не наказывая по закону смертельно опасных преступников. Судью, осуждающего уголовного преступника, совершившего шесть убийств, можно обвинить в пяти, потому что он не наказал убийцу за его первое преступление.
Что является отягчающими обстоятельствами греха убийства?
1) Беспричинное пролитие крови другого человека, как, например, убийство ради забавы. Пчела не ужалит, пока не будет вынуждена сделать так, но многие люди без всякой провокации отнимают жизнь у другого человека. Из-за этого кровавый грех становится еще кровавее. Чем меньше подстрекательство ко греху, тем больше грех.
2)  Пролитие крови другого человека вопреки данному обещанию. После того как начальники Израилевы поклялись жителям Гаваона оставить их в живых, Саул все-таки убил их (Иис.Н. 9:15; 2 Цар. 21:1). В данном случае пере­плетаются два греха: клятвопреступление и убийство.
3)  Убийство любого государственного деятеля делает этот грех еще страшнее. Это все равно, что убить судью на скамье обвинителей из-за того, что он представляет личность царя. Убийство человека, чья деятельность священна, кто пришел по поручению посольства Царя небес, можно сравнить с убиением многих людей. Заключив Иоанна Кре­стителя в темницу, Ирод совершил страшный грех, но еще больший грех он взял на душу, отрубив ему голову (Лук. 3:20). Пролитие царской крови. Сердце Давида болело из-за того, что он всего лишь отрезал край одежды царя Саула (1 Цар. 24:5). Как разрывалось бы сердце Давида, если бы он отрубил голову Саула?
4)   Пролитие  крови  близкого  родственника  отягчает убийство и придает ему более кровавую окраску. Если сын убивает своего отца, то это страшное убийство. Отцеубийцы - чудовища по своей природе.  «Отнимающий жизнь У своего отца, совершает много грехов в одном» (Цицерон): он совершает не только убийство, но и проявляет непокорство,  неблагодарность  и  дьявольскую  жестокость.  «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15). Тогда сколько же смертей заслуживает человек, убивший своего отца или мать! Таким чудовищем был Нерон, который стал причиной смерти своей матери Агриппины.
5) Пролитие крови любого праведника усугубляет этот грех. Таким образом искажается справедливость, так как невинный человек не заслуживает смерти. Святой, будучи благословением для народа, стоит в проломе, чтобы отвра­тить гнев. Следовательно, убивающий его разрушает опору нации. Святой человек ценен для Бога (Пс. 115:6). Он является членом тела Христова, и поэтому тот, кто причиняет вред ему, совершает то же самое по отношению к Богу (Деян. 9:4).
   Хотя эта заповедь запрещает частным лицам проливать кровь других, если только это не совершается с целью са­мозащиты, тем не менее обязанность некоторых людей - наказывать гражданских нарушителей, карая их даже смер­тью. Уничтожение преступника - это не убийство, а акт справедливости. Частное лицо грешит, если вытягивает меч из ножен, а гражданское - вкладывая меч в ножны. Мировой судья не должен допускать, чтобы меч ржавел в ножнах. Как он не должен делать его слишком острым благодаря жестокости, так и слишком тупым благодаря чрезмерному милосердию.
   Эта заповедь также не запрещает справедливую войну. Когда грехи человеческие созревают и длительное благо­получие порождает пресыщение, Бог говорит: «Меч, пройди по земле!» (Иез. 14:17). Он одобрял войну между коле­нами Израиля и Вениамина. А когда беззакония аморреев усилились, Господь послал Израиль воевать против них (Суд. 11:21).
Урок первый. Ради стенаний земля осквернялась кровью (Числ. 35:33). Как часто встречается этот грех в даных век хвастовства! Грехи Англии написаны кровавыми буквами. Некоторые убивают людей с такой же легкость, как и овец. «Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных...» (Иер. 2:34). Это звучит на древнееврейском: «на твоих крыльях находится кровь невинных». Данное выражение намекает на птиц, питающихся падалью, чьи крылья запачканы кровью жертв. Неужели Бог не разрешит справедливо разногласия с жителями земли за то, что у них «кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4:2). Они являются массовыми убийцами. И наши стенания должны усилиться из-за того, что не только человеческая кровь пролита среди нас, но и Кровь Христа. Писание говорит о том, что нечестивые, гнусные грешники «снова распинают в себе Сына Божия» (Евр. 6:6). Во-первых, они клянутся Его Кровью, и таким образом, как и раньше, из Его ран вновь течет Кровь. Во-вторых, они распинают Христа в Его членах. «Что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Голова вопиет, если топчутся по ногам. В-третьих, если бы это было в их власти и Христос вновь жил на земле, то они опять пригвоздили бы Его ко кресту. Таким образом люди вновь распинают Христа. И если человеческая кровь вопиет, то как громко будет восклицать Кровь Христа против грешников?
Урок второй. Остерегайтесь, чтобы ваши руки не были обагрены кровью других людей.
Но если человек причинит мне зло клеветой или каким-либо другим образом, а я в ответ пролью его кровь, то это будет лишь местью за мою обиду!
   Если человек причинил вам зло, то к нему должен быть применен закон, но остерегайтесь пролития крови. Неуже­ли из-за того, что он обидел вас, вы обидите Бога? Разве вы не обижаете Бога, совершая то, что по праву принадлежит Ему? Он сказал: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим. 12:19). Если вы берете отмщение в свои руки, то тем самым становитесь истцом, судьей и палачом в одном лице. А это является величайшей обидой, нанесенной Богу, и вы будете виновны в Его глазах. Чтобы удержать свои руки от осквернения кровью, задумайтесь о том, как страшен грех убийства.
а)Это грех, наносящий публичное оскорбление Богу. Это нарушение Его заповеди и попирание Его Царского указа. Это зло, причиняемое Божьему образу, «ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:6). Это все равно, что ра­зорвать картину с изображением Бога и разбить на кусочки печать Царя небес. Человек - это храм Бога. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?..» (1 Кор. 6:19). Человекоубийца разрушает храм Божий. А разве Бог потерпит такое противостояние гордого праха?
б)Это   вопиющий   грех.    «Голос крови вопиет к небесам». Писание говорит о трех грехах, которые вопиют: угнетение (Пс. 11:6), содомизм (Быт. 18:21) и пролитие крови. Этот вопль настолько силен, что заглушает остальные. «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт 4:10). Кровь Авеля имела столько языков, сколько капель, чтобы громко требовать отмщения. Этот же грех кровопролития тяжелой ношей лежал на совести Давида. И хотя он согрешил прелюбодеянием, но больше всего требовал возмездия багряный грех кровопролития. «Избавь меня от кровей, Боже» (Пс. 50:16). Хотя Господь наказывает каждый грех, но Он особым образом «взыскивает за кровь» (Пс. 9:13). Если животное убило человека, то его нужно было побить камнями, а мяса его не есть (Исх. 21:28). Если Бог хотел, чтобы убившее человека животное, которое не имеет разума, чтобы обуздать себя, было побито камнями, то тем более Он будет разгневан на тех, кто вопреки и разуму, и совести отнимает жизнь человека.
в)Убийство - это дьявольский грех. Он делает человека первенцем дьявола, ибо тот был убийцей от самого начала (Иоан. 8:44). Сказав нашим первым родителям: «Не умрете...» он ввел смерть в мир.
г)Это проклятый грех. Если проклят тот, кто тайно поражает своего соседа, то вдвойне проклят тот, кто убивает его (Втор. 27:24). Первый человек, который был рожден, стал убийцей. «Ныне проклят ты от земли...» (Быт. 4:11). Он был изгнан от места всеобщего поклонения Богу. Господь поставил знамение на Каине, пролившем кровь (Быт. 4:15). Некоторые считают, что этим знамением было безумие, которое чаще всего сопровождает именно кровопролитие. Другие считают, что это была постоянная дрожь во всем теле. Это проклятие повсюду сопровождало его.
д)Это грех, возбуждающий гнев Господа (4 Цар. 24:4). Он влечет за собой скоротечные суды. Чтобы завладеть империей, Фока предал смерти сыновей императора Маврикия, а затем убил и самого императора, но в дальнейшем подвергся преследованиям Приска, своего зятя, который отрубил ему уши и ноги, а затем убил и его самого. Чарльз IX, ставший причиной массового убийства христиан в Париже, умер от кровотечения в различных частях своего те­ла. Албония убил человека и сделал из его черепа чашу для питья. А вскоре его собственная жена устроила так, что он был убит в своей постели. Месть, подобно кровожадному сыщику, преследует убийцу. «Кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих» (Пс. 54:24). Этот грех влечет за собой вечные суды. Он привязывает человека к аду. Католики легкомысленно относятся к массовым убийствам, потому что их религия кровавая. Они дают разреше­ние на убийство, если оно совершается с целью пропаганды их католической веры. Если кардинал возлагает свою красную шапочку на голову убийцы, идущего на казнь, то тем самым спасает его от смерти. Пусть все нераскаявшиеся убийцы прочитают о своей участи в Откровении 21:8: «...Убийц... участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». Мы читаем об огне, смешанном с кровью (Отк. 8:7). Те, чьи руки обагрены кровью, должны подвергнуться гневу Божьему. Поэтому огонь смешан с кровью, и этот огонь неугасаемый (Map. 9:44). Время не истощит его, и слезы не потушат его.
3. Мы не должны наносить вред душе другого человека. Это - самое страшное убийство, ибо душа носит в себе больше подобия образу Божьему, чем тело. Хотя душу нельзя уничтожить, но ее можно убить, лишив счастья и отправив на вечные мучения. Как много людей, убивающих души!
а)  Некоторые развращают людей своим плохим примером. Мир следует за примером, в особенности за примером великих людей, которые оказывают пагубное влияние. Мы склонны поступать так же, как люди, окружающие нас, особенно те, кто занимает более высокое положение. Те, кому дана верховная власть, подобны столбу облачному, за которым следовал Израиль, куда бы тот ни шел. Когда великие начинают двигаться, остальные следуют за ними, хотя эта дорога и ведет их в ад. Нечестивые власти подобны хвосту дракона, который «увлек с неба третью часть звезд».
б)  Некоторые совращают других ко греху. Блудница, завивая свои волосы, закручивая ресницы и обнажая грудь, делает все возможное, чтобы быть и искусителем и убийцей. Такой  была Мессалика, жена императора Клавдия. «Заметил между молодыми людьми неразумного юношу... Навстречу к нему женщина, в наряде блудницы...Она схва­тила его, целовала его...» (Прит. 7:7,10,13). Лучше выдержать упреки друзей, чем поцелуи блудницы.
в)  Есть служители, которые морят голодом, отравляют или заражают души, они являются убийцами. Во-первых, те, кто морит голодом души своей паствы. «Пасите Божие стадо, какое у вас...» (1 Пет. 5:2). Эти же кормят себя, а стадо умирает от голода, они не проповедуют либо из-за того, что не живут здесь, либо из-за собственной неспособности. Многие служители не осознают, что им необходимо научиться «первым началам слова Божия» (Евр. 5:12). Подумайте, разве годен быть учителем Израиля тот, кто на вопрос, что такое декалог, отвечает, что никогда не видел такой книги? Во-вторых, те, кто отравляет души. Это те неортодоксальные служители, которые отравляют народ ошибками. Как своим дыханием василиск отравляет травы и цветы, так и служитель-еретик своим дыханием отравляет души. Социниане, отделившие Христа от Троицы, арминиане, приписывающие особую силу воле человека и таким образом снимающие венец с главы свободной благодати, антиномисты, отрицающие нравственный закон для верующего, словно он был античен и не годен для данного времени, - все они отравляют человеческие души. Ошибка заслуживает осуждения так же, как и порок. «... Будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2 Пет. 2:1). В-третьих, те, кто заражает души других своим скандальным образом жизни. «Священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя...» (Исх. 19:22). Служители, которые по своему положению ближе к Богу, должны быть более святы, чем остальные. Чем выше находятся элементы, тем они чище: воздух чище воды, а огонь чище воздуха. Чем выше положение человека в служении, тем более святым он должен быть. Иоанн Креститель был сияющим светильником. Но есть много таких, которые заражают других своим порочным образом жизни. Они проповедуют одно, а живут по-другому. «Они выставляют напоказ благочестие, ведя разгульный образ жизни». Подобно сыновьям Илия они носят белые одежды, при этом имея багровые грехи. Некоторые рассказывают, что Престер Джон, владыка Африки, велел нести перед собой золотую чашу, полную грязи. Это было бы подходящей эмблемой тех служителей, которые имеют золотое служение, но грязь и осквернение в своей жизни. Они являются убийцами, и кровь загубленных душ восстанет против них в последний день.
г) Некоторые губят других, вводя их в плохие сообщества и таким образом делая их последователями дьявола. «Наши пороки перепрыгивают на людей, находящихся рядом» (Сенека). Как человек не может жить в Эфиопии, не изменив свой цвет под воздействием солнца, так и находящийся в плохом сообществе не может остаться непричастным к их преступлениям. Один пьяница делает таким же другого. Как сказал пророк в одном случае: «...Поставил перед сынами дома Рехавитов полные чаши вина и стаканы и сказал им: пейте вино» (Иер. 35:5), так и нечестивцы ставят полные чаши вина перед другими, пока их разум не притупляется, а похоть не воспламеняется. Таковые виновны в нарушении данной заповеди. Как ужасно положение тех, кто имеет не только собственные грехи, но и кровь других на своих руках, за которую придется ответить! Итак, первое, что запрещает данная заповедь, - это наносить вред другим.
П. Второе, что запрещено этой заповедью, - наносить вред самим себе. «Не убивай», т.е. не наноси вред самому себе.
   Ты не должен вредить своему собственному телу. Человек может быть виновен в самоубийстве, во-первых, кос­венно и непроизвольно, либо, во-вторых, непосредственно и умышленно.
1. Косвенно или непроизвольно.
а) Когда человек подвергает себя опасности, которой мог бы избежать. Если, находясь в компании лучников, по­ражающих цель, человек становится в том месте, где летают стрелы, и в результате этого стрела убивает его, то он становится соучастником собственной смерти. В Своем законе Бог повелел прокаженным держать свой рот закры­тым, чтобы другие не заразились (Лев. 13:4). Если же человек настолько самонадеян, что подходит к прокаженному и в результате этого заражается проказой, то он может поблагодарить себя за свою собственную смерть.
б) Человек может быть в некотором смысле виновен в собственной смерти, если он пренебрегает средствами для сохранения – если, будучи больным, он не пользуется лекарствами или, получив ранение, не лечится, то таким образом он ускоряет собственную смерть. Бог повелел Езекии: «Пусть принесут пласт смокв и обложат им нарыв» (Ис. 38:21). Если бы он не сделал этого, то стал бы причиной собственной смерти.
в)  Из-за чрезмерной скорби. «...Печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10). Если из-за того, что Бог забрал кого-то из близких, человек от горя не может есть, то тем самым он подвергает свою жизнь риску. Как много людей скорбит до смерти! Королева Мария так сильно горевала из-за потери Кале, что это разбило ее сердце.
г)  Из-за невоздержанности или неумеренности в еде. Неумеренность укорачивает жизнь. «От пьянства умирает людей больше, чем от меча». Многие копают себе могилусвоими же зубами. Избыток масла тушит светильник. Стакан убивает больше людей, чем артиллерийское орудие. Чрезмерность в питье приводит к ранней смерти.
2. Человек может быть виновен в самоубийстве непосредственно и умышленно.
а)  Из-за зависти. Зависть - этотайный ропот из-за благополучия другого. «Завистливый  человек  больше огорчается из-за процветания другого, чем из-за своих собственных бедствий». Он смеется лишь тогда, когда кто-то рыдает. Зависть - это самоубийство, мучительная язва. Киприан называет ее тайной раной, которая больше всего мучит человека. Зависть разъедает сердце, сушит кровь и разрушает кости. «...Зависть — гниль для костей» (Прит. 14:30). Она для тела то же, что моль - для одежды, которая пожирает и уничтожает красоту. Зависть питается собственным ядом.  Гадюка, впившаяся в руку Павла, собиралась укусить его, но сама же упала в огонь (Деян. 28:3). Поэтому, думая навредить другим, завистники губят самих себя.
б)  Когда человек насильственно накладывает на себя руки и таким образом совершает подобно Саулу, который упал на свой меч и убил себя. Это самое чудовищное и варварское убийство, ибо, безжалостно убивая себя, человек обагряет свои руки собственной кровью. Плоть ближе всего к человеку, поэтому грех самоубийства нарушает и закон Бога, и закон природы. Господь поместил душу в тело, как в тюрьму, поэтому, вламываясь в эту узницу прежде, чем Бог открывает дверь, мы совершаем грех. Самоубийцы хуже жестоких животных, которые разрывают на части и пронзают клыками один другого, но не самих себя. Как правило, к этому их приводит неудовлетворенность или же гнетущая меланхолия. Бьющаяся в клетке птица, готовая убить себя, является истинной эмблемой не­удовлетворенного духа.
Откуда приходит эта неудовлетворенность?
   Она является, во-первых, порождением гордости. Когда несчастье обрушивается на напыщенного человека, кото­рый имеет высокое мнение о самом себе и считает, что заслуживает большего, чем другие, он становится неудовле­творенным, и внезапные чувства могут побудить его наложить на себя руки. Ахитофел был высокого мнение о себе, его слова считались пророчеством, и он не смог вынести отвержения своего мудрого совета. Он «сделал завещание дому своему, и удавился» (2 Цар. 17:23). Во-вторых, неудовлетворенность появляется из-за бедности. «Нищеты... не давай мне» (Прит. 30:8). Многие доводят себя до бедности своим грехом, и когда огромное богатство испаряется и от него ничего не остается, они становятся неудовлетворенными и считают, что лучше умереть быстро, чем прозябать в нищете. Таковым дьявол быстро помогает отправиться на тот свет. В-третьих, причиной неудовлетворенности может стать алчность. Жадность - это пьянство без вина, конская пиявка, никогда не насыщающаяся. Алчный человек напоминает бегемота. «Вот, он пьет из реки...» (Иов. 40:18), но жажда его не утоляется. Алчный скупец запасается зерном, но когда слышит, что цены на него начинают падать, то впадает в отчаяние, и ничто, кроме петли на виселице не может исцелить его от неудовлетворенности. В-четвертых, причиной неудовлетворенности может стать безумие. Человек, совершивший страшных грех, проглотил пилюли искушения, данные ему дьяволом, и эти пи­люли начинают воздействовать на его совесть, в результате чего страх становится так велик, что человек выбирает виселицу. Иуда, предавший невинную Кровь, испытывал такие муки совести, что повесился, словно для того, чтобы избежать жала комара, человек должен вынести укус змеи. Я не вижу никаких оснований для надежды у тех, кто на­кладывает на себя руки, ибо они умирают во время совершения греха, и у них не может быть времени для покаяния. Эта заповедь - «не убивай» - запрещает вредить собственной душе. Многие, не участвующие в убийстве других, виновны в этом. Они убивают свои собственные души, добровольно ставя себя под проклятие и отправляя в ад.
Кто же относится к тем, кто убивает собственные души?
1) Добровольными убийцами собственных душ являются те, кто безразличны к Богу и будущему этого мира: чьи чувства умерли (Еф. 4:19). Скажите им о святости и справедливости Бога - и это никак не подействует на них. Они «сердце свое окаменили» (Зах. 7:12). «Адамант, - говорит Плиний, - это чрезвычайно твердый минерал, который не может быть разрублен и топором». Такие сердца имеют грешники. Когда пророк обратился к каменному жертвен­нику, то тот распался (3 Цар. 13:5), но сердца грешников так окаменели во грехе, что ничто не может воздействовать на них: ни постановления, ни суды. Они не верят в Бога и смеются над адом. Таким образом, они убивают собствен­ные души, отправляя их как можно скорее в ад.
2)  Те добровольно убивают свои души, кто предается своим похотям, чтобы увидеть, что из этого выйдет. Душа вопиет в вас: «Ведь я убиваю себя, ведь я убиваю себя!..»- «Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4:19). Пусть служители говорят им об их грехах, пусть совесть и чувства взывают к ним - они предпочтут свои похоти, даже если вместе с ними им придется отправиться в ад. Разве таковые не убивают собственные души? Как Агриппина, мать Нерона, сказала: «Пусть мой сын убьет меня, лишь бы он мог царствовать», так и многие говорят в своем сердце: «Пусть наши грехи подведут нас под проклятие, лишь бы они доставляли нам удовольствие». Ирод находился во власти похоти инцеста и поплатился за это своей душой. Ради капли удовольствия людям придется испить море гнева. Разве это не является убиением и проклятием собственных душ?
3)  Те убивают свои души, кто избегает средств, чтобы спасти ее. Они ходят в театры и на попойки, но не направ­ляют свои ноги в дом Божий, чтобы услышать звуки трубы Евангелия, и похожи на больного человека, который осте­регается купаться из-за боязни быть исцеленным. Они являются самоубийцами в такой же степени, как и тот, кто, имея средства для исцеления, предпочитает скорее умереть.
4) Добровольно убивают свои души те, кто принимает лживые предубеждения против религии, словно она требует такой строгости и аскетизма, что всю свою жизнь им придется находиться в подавленном состоянии, подобно затворникам и отшельникам, заглушая вес свои радости слезами. Это клевета дьявола, направленная против религии, ибо только в вере можно обрести истинную радость (Рим. 15:13). Нет меда такого же сладкого, как тот, что исходит из обетования. Некоторые люди безрассудно принимают предубеждения против религии. Они решают лучше не попасть на небеса, чем пройти тесными вратами. Об этом предубеждении я могу ответить словами Павла, пред­назначенными Елиму: «О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! (Деян. 13:10) Сколько душ ты подвел под проклятие?».
5) Те добровольно убивают свои души, которые сами не являются благочестивыми и препятствуют в этом другим . «Сами не входите (в Царство Небесное) и хотящих войти не допускаете» {Мат. 23:13). Это те, кто преследует других за их веру. Они оставляют без наказания пьяные сборища, но если же люди встречаются, чтобы послужить Богу, то таковые используют всю свою жестокость. Они полны решимости добиться кораблекрушения других, хотя в результате этого сами окажутся выброшенными в море. О, остерегайтесь убийства собственных душ. Ни одна тварь, кроме человека, не убивает себя добровольно.
III. Позитивная обязанность, изложенная в этой заповеди, заключается в том, что мы должны делать добро себе и другим.
Во-первых, делать добро другим. Мы должны прилагать усилия для сохранения жизни и души других людей. Во-вторых, мы должны творить добро самим себе, т.е. охранять свою собственную жизнь и душу.
1. Делать добро другим. Мы должны оберегать жизнь других людей: утешать их в печали, восполнять их нужды и, подобно доброму Самарянину, возливать вино и масло на их раны. «Отцом был я для нищих...» (Иов. 29:16), ибо «благословение погибавшего приходило на меня» (Иов. 29:13). Чудесное средство сохранить жизнь другому человеку - оказать ему помощь, когда он уже погибает. Когда в Риме был страшный голод, Помпеи решил оказать помощь городу и обеспечить его зерном. Но когда из-за бури моряки побоялись плыть туда, он сказал: «Не так важно, чтобы вы остались в живых, как необходимо оказать помощь Риму». Благодать смягчает сердце, воспроизводя в нем сострадание и милосердие. Она не только растворяет сердце раскаянием перед Богом, но и наполняет его состраданием к другим. «Он расточил, роздал нищим...» (Пс. 111:9). Эта заповедь подразумевает, что мы не только не должны наносить вреда другим, но и делать все, что в наших силах, для сохранения их жизни. Если вы видите отражение смерти на их лицах, сделайте то, что необходимо в данной ситуации: будьте для них временными спасителями, вытягивайте их из вод скорбей серебряной веревкой благотворительности. Чтобы убедить вас в этом, позвольте мне представить вам некоторые аргументы.
а)  Дела благотворительности, как и вера, свидетельствуют о благодати. «...Я покажу тебе веру мою из дел моих» (Пак. 2:18). Дела - это доверительные письма веры. О состоянии здоровья тела мы судим по пульсу, который говорит о движении крови и оперирует ею. Так и христианин судит о состоянии здоровья веры по пульсу благотвори­тельности. Слово Божье - это правило для веры, а добрые дела - свидетели веры. Дела благотворительности также свидетельствуют о Любви.  Любовь любит милость, это благородная, изобильная благодать. Мария любила Христа, и какой обильной была ее любовь! Она одарила Христа своими слезами, поцелуями и дорогими помазаниями. Лю­бовь, подобно переполненному сосуду, будет изливаться. Она изливает себя в поступках щедрости.
б)  Мы не можем выбирать: восполнять ли нам нужды других, это долг, возложенный на нас. «Богатых в настоящем веке увещевай... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами...» (1 Тим. 6:17,18). Это не только совет, но и обязанность. Если Бог повелевает неодушевленным предметам, то они повинуются: если Он повелевает скалам - они дают воду, если Он повелевает тучам - они превращаются в потоки воды, если Он повелевает камням - то они превращаются в хлеб. Неужели мы тверже камней, раз не повинуемся Богу, когда Он повелевает нам, чтобы Мы «богатели добрыми делами»?
в)  Бог восполняет наши нужды, так неужели мы не будем восполнять нужды других? «Мы не можем жить без милости». Бог сделал так, что каждое творение помогает Нам: солнце обогащает нас своими золотыми лучами, земля отдает нам свои плоды и богатства: золотые жилы, урожаи зерна и поля цветов. Бог открывает хранилища Своей ми­лости, Он кормит нас каждый день из корзины подаяний Своего провидения. «Ты...открываешь руку Твою и насы­щаешь все живущее по благоволению» (Пс. 144:16). Раз Бог восполняет наши нужды, так неужели мы не будем служить нуждам других? Неужели мы будем подобны губке, всасывающей милость, а не груди, отдающей свое молоко другим?
г)  Совершая добро для других, мы обретаем сходство с Богом. Наше превосходство заключается в подобии Богу. «Благочестие - это подобие Богу». Когда еще мы можем быть более подобны Ему, как не проявляя щедрость? «Благ и благодетелен Ты...» (Пс. 118:68). «Благ Ты...» - это присущая Ему благость, и «...благодетелен Ты» - это Его благость, которая передается другим. Чем больше мы помогаем другим, тем больше мы похожи на Бога. Мы не можем быть подобны Богу во всеведении или сотворении чудес, но можем быть похожи на Него, совершая дела милосердия.
д)  Бог помнит вес наши дела благотворительности и с удовольствием принимает их из наших рук. «Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10). Главный виночерпий мог забыть о доброте  Иосифа, но Господь никогда не забудет милостей, проявленных к Его народу. «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня...» (Мат. 25:35). Христос воспринимает добро, оказанное Его святым, как совершенное для Него. У Бога есть сосуд для ваших слез и книга, чтобы записывать ваши милостыни. «...Пред лицем Его пишется памятная книга...» (Мал. 3:16). У Тамерлана был журнал, куда он записывал имена всех своих солдат и их добрые подвиги. Так и у Бога есть памятная книга, куда Он записывает все наши благотворительные дела. В день суда она откроется, и в присутствии ангелов они будут торжественно перечислены.
е) Евангелие осуждает жестокосердие к находящимся в нужде. Когда сердце человека подобно камню или чешуе левиафана, «сплоченной между собою твердо» (Иов. 41:15), то вы с таким же успехом можете извлечь из него золотое масло благотворительности, как масло - из кремния. Таковые делают себя нехристианами, так как немилосердие - грех язычников: они «немилостивы» (Рим. 1:31). Оно делает тусклым славу Евангелия. Разве учит Благая Весть не­милости? Разве не повелевает она нам отдавать голодному душу свою (Ис. 58:10)? «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» (Тит. 3:8). Не помогая тем, кто в нужде, мы живем в противоречии с Евангелием и таким образом даем повод злословить о нем, подвергать критике и осуждению со стороны других людей.
ж) Мы ничего не теряем, восполняя нужды других. Сонамитянка проявила доброту к пророку, пригласив его в свой дом, а в ответ получила от него милость совсем другого рода: он воскресил ее мертвого сына (4 Цар. 4:35). Те, кто помогает другим, «обретут благодать, чтобы помогать во времена нужды». На тех, кто поливает золотым маслом сострадания других, Господь прольет золотое масло спасения: за «чашу холодной воды» они будут иметь «реки на­слаждений». Бог каким-то образом сделает это еще в этой жизни.    «Благотворительная    душа    будет    насыщена...» (Прит. 11:25). Она будет подобна хлебам, которые умножались во время преломления, или маслу вдовы, количество которого возрастало во время употребления (3 Цар. 17:16). Имущество можно передавать, не уменьшая его.
з)  Помогая другим в нужде, мы поддерживаем доверие к религии. Дела милосердия украшают религию подобно тому, как плоды украшают дерево. Вы прославляете Бога, облачаете религию в венец и закрываете уста клеветникам, когда ваш свет светит «пред людьми, чтобы они видели ваши  добрые дела». Василий говорил, что в древние време­на ничто так не помогало религии и не завоевывало больше последователей, чем щедрость и благотворительность христиан.
к)   Люди навлекают на себя беду из-за того, что не берегут жизнь других и не помогают им в нуждах. Бог часто посылает тайную моль в их имущество. «...Другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит. 11:24). «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан» (Прит. 21:13). «Ибо суд без мило­сти не оказавшему милости...» (Иак. 2:13). Богач отказал Лазарю в крошке хлеба, а ему самому было отказано в капле воды. «...Идите от Меня, проклятые... ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть...» (Мат. 25:41,42). Христос не сказал: «Вы забрали Мою пищу», а: «Вы не дали Мне есть», т.е. вы не накормили Мои члены, поэтому «идите от Меня». Исходя из всего этого, будьте готовы делиться и восполнять нужды других, ибо этого также требует заповедь «Не убивай». Вы не только должны не лишать жизни другого человека, но и хранить ее, восполняя его нужды, когда это не­обходимо.
   Здесь также подразумевается, что мы должны хранить души других, давая им мудрые советы относительно их душ, предлагая им жизнь и смерть, помогая им продвигаться к небесам. По закону, если человек встречал заблудившегося соседского вола или осла, то он должен был вернуть его в стойло (Исх. 23:4). Тем более, видя блуждания души своего ближнего, мы должны использовать все средства, чтобы через покаяние вернуть его Богу.
2. Относительно самих себя. Заповедь «не убивай» требует, чтобы мы хранили свою собственную жизнь и душу. Каждое творение запечатлено повелением хранить свою собственную естественную жизнь. Мы должны быть далеки от мысли о самоубийстве и делать вес возможное для сохранения собственной естественной жизни. Мы должны использовать все средства: питание, физические упражнения и дозволенное восстановление сил, которые, подобно маслу, оберегают светильник жизни от угасания. Некоторые, искушаемые сатаной, начинают верить, что являются такими отъявленными грешниками, что не заслуживают и куска хлеба, и поэтому готовы уморить себя голодом. Это противоречит заповеди «не убивай», которая подразумевает, что мы должны использовать все достойные средства для сохранения жизни. «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего...» (1 Тим. 5:23). Тимофей не должен был ослаблять свое здоровье, переохладив свой желудок чрезмерным употреблением воды. Он должен был использовать средства для поддержания жизни и пить «немного вина»...
   Эта заповедь также требует, чтобы мы прилагали усилия для сохранения собственных душ. «Даже теряя все, храни свою душу». На сердце каждого творения, словно алмазным наконечником, выгравировано чувство самосохранения. Если мы должны оберегать жизнь своего тела, то тем более жизнь своей души. Если тот, кто «о домашних не печется, хуже неверного» (1 Тим. 5:8), то еще хуже тот, кто не заботится о своей собственной душе. Основная мысль, заклю­ченная в этой заповеди, - особая забота о сохранности своей души. Душа подобна драгоценному камню - бриллианту в глиняной оправе. Христос кладет на весы душу и богатства всего мира - и душа перевешивает (Мат. 16:26). Душа - это зеркало, в котором отражаются некоторые лучи Божественной славы. В ней отражается некий мысленный образ и подобие Божества. Это небесная искра, зажженная дыханием Бога. Тело человека было создано из праха, но душа имеет более благородное происхождение. Сам Бог вдохнул в человека живую душу (Быт. 2:7).
1) По своей природе душа превосходна. Она имеет духовную сущность и в чем-то подобна ангелам. Разум одарен знанием, воля увенчана свободой, и все чувства являются сияющими звездами на своих орбитах. Душа, будучи Духовной, мгновенно реагирует. Как стремительны движения искры! Так же подвижны и быстры движения души! Что движется быстрее мысли? На сколько миль может унестись душа в одно мгновение! Душа, будучи духовной, стремится вверх, она размышляет о Боге и славе. «Кто мне на небе?..» (Пс. 72:25). Движения души направлены ввысь, но грех оказал на нее плохое влияние и заставил двигаться вниз. Душа, будучи духовной, имеет свою собственную движущую силу. Она может существовать и двигаться, когда тело уже мертво, точно так же, как моряк может жить, когда судно потерпело крушение. Душа, будучи духовной, бессмертна (Скалигер). Она являетсябутоном вечности.
2) Душа совершенна не только по своей сущности, но и по своим способностям. Она восприимчива к благодати и достойна общаться и существовать с ангелами. Она способна к общению с Богом и достойна быть супругой Христа. «...Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2). Душа достойна быть увенчанной вечной славой. Тогда, раз вы являетесь сосудом, носящим такую драгоценную душу, которая сотворена дыханием Бога и искуплена Кровью Бога, то какие усилия вы должны прилагать для ее спасения! Пусть дьявол не за­владеет вашими душами. Гелиогабал кормил своих львов фазанами. Дьявол же назван рыкающим львом: так не кор­мите его вашими душами. Чтобы заставить вас трудиться ради спасения своей души, кроме ее превосходств, заду­майтесь о том, как страшно оказаться неспасенным. Эта потеря не может сравниться ни с чем, так как, теряя свою душу, вы также теряете многое другое. Купец, утративший свой корабль, лишается и многого другого: денег, драго­ценностей, пряностей и т.д. Поэтому теряющий свою душу лишается Христа и сообщества ангелов на небесах. Это ог­ромная, невосполнимая потеря. Душа может так и не оправиться от нее. «Два глаза, но одна душа», - сказал Иоанн Златоуст. О, как же мы должны заботиться о бессмертной душе! От вас требуется лишь одно: чтобы вы заботились о спасении своей души так же, как вы заботитесь об умножении своего богатства. Более того, прилагайте для спасения своей души столько же усилий, сколько дьявол тратит для их погибели. О, как усердствует сатана, губя души! Как он разыгрывает из себя змея, расставляя искусные ловушки, чтобы поймать души! Как он стреляет раскаленными стре­лами! Он никогда не бездельничает и является очень занятым епископом в своей епархии, он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Поэтому разве не разумным является требование, чтобы о спасении своей души вы заботились так же, как дьявол - о ее погибели?
Как мы можем добиться, чтобы душа стала спасенной?
   Посредством освящения. Только «чистые сердцем узрят Бога». Пусть ваши души обрамляются и украшаются святостью (1 Пет. 1:16). Недостаточно, чтобы мы «прекратили делать зло», что является единственным доказательст­вом тех, кто выставляет на показ свою святость и теряет небеса, не достигая их. Мы должны освящаться внутренне. Не только «нечистый дух» должен покинуть нас, но мы должны наполниться Святым Духом (Еф. 5:18). Ваша свя­тость должна быть такой, словно вы предполагаете, что Бог живет с вами здесь, а вам придется жить вместе с Ним в будущем.
   Бог живет с вами здесь. Он возносит душу к месту Своего пребывания. «Верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3:17). Поэтому душа должна быть освящена. Во дворце царя должна поддерживаться чистота, особенно в его личном кабинете. Тело - это храм Духа Святого (1 Кор. 6:19). Как же свята должна быть душа!
   Вам придется жить с Богом. Небеса - святое место, это «наследство нетленное, чистое, неувядаемое» (1 Пет. 1:4). А как вы сможете пребывать с Богом, если вы не освящены?  Мы не наливаем вино в грязный сосуд, а Бог не будет наливать новое вино славы в греховное сердце. Тогда, если вы любите ваши души и хотите, чтобы они обрели вечное спасение, стремитесь к Святости! Благодаря этому вы станете подходящими для Царства Небесного и ваши души будут спасены в День Господа Иисуса.