Томас Ватсон - о отношении к родителям

Евгений Егоров 3
Пятая заповедь

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даеттебе» (Исх. 20:12).

 


 

 

  РАЗОБРАВ первую скрижаль, теперь я перехожу ко второй. Заповеди можно сравнить с лестницей Иакова: первая скрижаль учит почитать Бога и является вершиной лестницы, достигающей небес, а вторая учит почитать начальников и подчиненных и является подножием той лестницы, которая покоится на земле. Следуя первой скрижали, в своей религиозной жизни мы приближаемся к Богу, следуя второй - к человеку. Не соблюдающий второй скрижали не может добросовестно соблюдать первую. «Почитай отца твоего и мать твою» - эта часть заповеди одержит повеление, а во второй части изложена причина - «чтобы продлились дни твои на земле». Повеление, над которым мы будем размышлять, - «почитай отца твоего».
I. Различных отцов: политических, древних, духовных, домашних и природных.
1) Политические отцы - городские власти. Политический отец - это глава страны, который поощряет добродетель, наказывает зло, является отцом для вдов и сирот. Таким отцом был Иов. «Отцом был я для нищих и тяжбу, которой я не знал, разбирал внимательно» (Иов. 29:16). Как городские власти являются отцами, так и царь, являющийся главой городских властей, - политический отец. Он занимает центральное место подобно солнцу среди меньших звезд. Писание называет царей «питателями» - «И будут цари питателями твоими» (Ис. 49:23). Они должны воспитывать в своих подчиненных благочестие своими справедливыми указами и примером, питать их в мире и изобилии. Такими отцами были Давид, Езекия, Иосия, Константин и Феодосии. Хорошо, если народ имеет таких отцов, которые питают молоком и обнадеживают своих детей. Таких отцов нужно почитать, так как:
а) их положение заслуживает почестей. Бог поставил их политическими отцами, чтобы сохранить порядок и гармо­нию в народе и предотвратить те государственные потрясения, которые тем или иным образом могут возникнуть. Когда не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6). Чудо, что саранча, не имея царя, передвигается такими огромными полчищами.
б) Бог выдвинул царей, чтобы они способствовали утверждению справедливости. Он дал им не только меч, сим­волизирующий их власть, но и скипетр - символ справедливости. Об императоре Марке Аврелии говорили, что он выделял один час в день, чтобы выслушать жалобы обиженных. Цари окружены судьями, которые, подобно херу­вимам, стоят вокруг трона, чтобы творить справедливость. Таких политических отцов нужно почитать. «...Царя чти­те» (1 Пет. 2:17). Это почтение мы должны оказывать, проявляя гражданское уважение к их личностям и готовность подчиняться их законам в том случае, если они согласуются с законом Божьим. Мы должны молиться о царях, что также частично является почитанием, оказываемым им. «Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, мо­ления, благодарения... за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную
во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:1,2). Мы должны молиться о царях, чтобы Бог почтил их благословениями, чтобы во время их правления мы могли наслаждаться Евангелием мира и миром Евангелия. Каким счастливым было правление Нумы Помпилия, во время которого мечи были переделаны на плуги, а пчелы строили соты в солдатских шлемах!
2) Один авторитетный отец древних пользовался глубоким уважением из-за своего
преклонного возраста. Его седые волосы можно было сравнить с белыми цветами
миндального дерева (Еккл.12:5). Некоторых называют отцами за их старшинство. На их морщинистых лбах и избо­рожденных щеках изображена карта старости. Этих отцов тоже нужно почитать. «Пред лицем седого вставай и почи­тай лице старца...» (Лев. 19:32). Особенно мы должны уважать тех, которых можно назвать отцами не только из-за возраста, но и из-за их благочестия, чьи души расцветают, в то время как тела угасают. Какое благословение - видеть источники благодати в человеке преклонного возраста, видеть человека, приближающегося к могиле и в то же время восходящего на гору Божью, видеть тех, кто теряет свой цвет, но сохраняет свои особые отличительные черты. Те, чьи серебряные волосы увенчаны венцом праведности, достойны двойных почестей: они заслуживают уважения не только как предметы старины, но и как примеры благочестия. Если вы видите старого человека, боящегося Бога, чьи благодати ярче всего засияли на закатежизни, почтите его как отца своим уважением и подражанием.
3) Есть также духовные отцы - пасторы и служители. Они являются инструментом для рождения свыше. «Хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:15). Духовных отцов нужно почитать за их служение. Какими бы личностями они не были, но их служение заслуживает уважения. Они являются вестниками Господа Саваофа (Мал. 2:7) и представляют Самого Бога. «Итак мы — посланники от имени Христова» (2 Кор. 5:20). Таким же было служение Иисуса Христа. Это была Его миссия, Он имел помазание с небес, а это венчает призванных служителей почитанием (Иоан. 8:18).
   Духовных отцов мы должны «почитать... за дело их». Они приходят подобно голубице с оливковой ветвью в устах и проповедуют благие вести о мире, их служение - «спасать души». Все другие призвания служат человеческим телам и имуществу, но призвание служителя - заботиться о душах людей. Их труд - искупить духовных пленников и обратить их «от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18). Их труд - «просветить сидящих во тьме», чтобы они сияли подобно звездам в Царстве Небесном. Таких духовных отцов нужно «почитать... за дело их». Это почтение можно проявить тремя путями.
а) Уважая их. «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за Дело их» (1 фес.5:12,13). Я признаю, что кое-где скандальный образ жизни некоторых служителей заслуживает самого глубокого порицания, ибо «они твращали от жертво­приношений Господу». По закону прокаженный должен был прикрывать свой рот. Поэтому тот, кто несет ангельское служение, являясь прокаженным в своей жизни, должен держать рот закрытым и  молчать. Но хотя некоторые «не имеют чести», все-таки есть верные служители, чья работа - приводить души ко Христу, и которые, являясь ду­ховными отцами, заслуживают почитания. Авдий почтил пророка Илию (3 Цар. 18:7). Почему Бог назвал колено Левия первенцами (Числ. 3:13)? Почему Он повелел, чтобы начальствующий спрашивал совета у священника (Числ. 27:21)? Почему Господь с помощью расцветшего жезла Аарона (Числ. 17) показал, что Он выбрал «колено Левиино, чтобы... служить Ему»? Почему Христос говорит Своим апостолам: «Вы — свет мира»? Почему Бог сказал всем Своим служителям: «Я с вами во все дни до скончания века», как не для того, чтобы их почитали? В древние
времена египтяне выбирали себе царей из священников. Кто не оказывает уважения и почтения духовным отцам, пренебрежительно относится к тем, кто заботится о святилище и служит Господу. Апостол говорит: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас». Многие с удовлетворением узнают о слабостях служителей и радуются их промахам, не зная их в апостольском смысле и не оказывая им «двойные почести». А ведь если бы не их служение, то вы были бы не виноградником, а пустыней. Если бы не их служение, то вы были бы лишены двух печатей завета - крещения и причастия, вы были бы язычниками, «ибо вера от слышания, а как слышать без проповедующего?» (Рим. 10:17,14).
б) Почитайте своих духовных отцов, став их защитниками, уничтожая клевету и злословие, которые несправедливо предъявляют им (1 Тим. 5:19). Константин глубоко почитал служение, он отстаивал честь служителей и не читал завистливых обвинений, выдвинутых против них, а сжигал их. Ведь служители открывают свои уста Богу, молясь за вас, так неужели вы не откроете своих, чтобы помолиться о них? Раз они трудятся, чтобы сохранить вас от ада, то вы должны хранить их от клеветы. Если они трудятся, чтобы спасти ваши души, то вы должны спасать их репутацию.
в) Почитайте их преобразуясь в соответствии с их учением. Наибольшую честь вы можете оказать своим духовным отцам, веруя и повинуясь их доктрине. Тот уважает служение, кто не только слушает, но и исполняет Слово. Как непокорство позорит служение, так послушание почитает его. Апостол называет фессалоникийцев своим венцом: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не вы ли?..» (1 Фес. 2:19). Преуспевающие люди - венец служителя. Служение становится почитаемым, когда происходит метаморфоза или перемена: когда люди приходят к Слову гордыми, а уходят смиренными, когда они приходят земными, а уходят небесными, когда они приходят, как Нееман к Иордану, прокаженными, а уходят исцеленными. «Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма?..» (2 Кор. 3:1). Хотя,возможно, другим служителям и нужны рекомендации, но Павел не нуждался в них, ибо когда люди узнавали о послушании Коринфской церкви в результате проповеди Павла, то это было достаточным удостоверением того, что Бог благословил его труд. Коринфяне были достаточной честью для не­го и являлись его рекомендательным письмом. Вы не можете оказать большей чести своим духовным отцам, чем процветая под их духовным служением и воплощая в свою жизнь то, о чем они проповедуют.
4) Существуют также домашние отцы - господа. Это отцы семейства. Поэтому рабы Неемана называли своего господина отцом (4 Цар. 5:13), а сотник называл своего слугу сыном (Мат. 8:6) (греч.). Слуга должен почитать господина как отца семьи. Хотя господина не всегда оценивают должным образом, тем не менее слуга не Должен пренебрегать своим долгом, а проявлять к нему Уважение.
а) Мы должны повиноваться своему господину в том, что «законно и праведно». «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Пет. 2:18). Бог нигде не дает разрешения, освобождающего вас от вашего долга. Не  повинуясь земному господину, вы не повинуетесь небесному. Не думайте, что рождение, высокое положение или благодать освобождают вас от обязанности слушаться своего господина. Бог постановил, чтобы вы повиновались ему, и апостол говорит: «...А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:2).
б) Слуга выражает свое почтение к господину усердием в работе. Апеллес изобразил слугу, в руках которого было много всевозможных инструментов, как символ прилежности. Ленивый слуга в некотором смысле является вором, который хотя и не воровал имущество хозяина, но украл время, в течение которого должен был быть занят работой для своего господина. Писание называет ленивого слугу «лукавым рабом» (Мат. 25:26).
в) Слуга выражает свое почтение к господину верностью.   «Кто же  верный   и  благоразумный  раб?..»  (Мат. 24:45). Преданность слуги чрезвычайно важна. Она
проявляется, во-первых, стойкостью: когда слуга скрывает те тайны, которые вверил ему его господин. Если эти тайны не являются грехами, то вы не должны выдавать их. Вы не должны выкрикивать с крыши дома то, что было прошептано вам на ухо. Слуги, которые поступают подобным образом, являются шпионами. Будешь ли ты держать в руке треснутый стакан? Будешь ли ты держать слугу, который имеет трещину в голове и не может хранить  секреты. Во-вторых, преданность слуги проявляется в его стремлении способствовать  процветанию хозяина.  Преданный  слуга относится к имуществу господина как к своему личному. Именно такого слугу имел Авраам. Когда он послал этого слугу заключить сделку от его имени, то тот отнесся к поручению так ответственно, словно это касалось его самого. «Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом» (Быт 24:12). Безусловно, этот раб радовался, найдя жену для сына своего господина, словно нашел жену себе. В-третьих, преданность слуги проявляется в отстаивании чести всего господина. Слыша, как другие злословят о хозяине, он отстаивает его честь. Как хозяин заботится о теле своего слуги, так и слуга должен заботиться об имени своего господина. Нельзя оправдать слугу,  которого объяла дьявольская немота в то время, когда его господина несправедливо обвиняют. В-четвертых, верность слуги проявляется в правдивости его слов, когда он не осмеливается лгать и говорит лишь истину даже в том случае, когда она во вред ему самому. Ложь - двойной грех. «Говорящий ложь не останется пред глазами моими» (Пс. 100:7). Лжец очень похож на дьявола (Иоан.8:44). А кто позволит какому-либо родственнику дьявола жить с собой? Ложь, сказанная Гиезием своему господину Елисею, повлекла за собой проказу для него и его потомства (4 Цар. 5:27). У преданного слуги язык является истинным указателем сердца. В-пятых, верность слуги проявляется тогда, когда он препятствует расхищению добра своего господина. Он не осмеливается присвоить имущество своего господина. «...Не красть...» (Тит. 2:10). То, что слуга стянул у своего господина, проклято. Тот, кто обогащается за счет воровства имущества своего хозяина, набивает свою подушку колючками,
и его голове будет очень неудобно лежать на ней, когда придет время умереть. В-шестых, преданность заключается в защите личности своего господина в случае возникновения опасности. Во время правления короля Ричарда III Банистер предал своего господина, герцога Букингемского. За это на него обрушились суды Божьи: его старший сын сошел с ума, проказа поразила его дочь исключительной красоты, его младший сын утонул, а он сам был привлечен к суду и, несомненно, подвергся бы наказанию, если бы не спасся благодаря своему духовному сану. Тот, кто непредан своему господину, никогда не будет верным Богу или своей собственной душе.
г) Слуга должен почитать своего господина, служа ему как с любовью, так и молчаливо, т.е. без ропота и возражений. «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить...» (Тит. 2:9), или, по-гречески, «без противоречий». Некоторые слуги медлительны в работе, но быстры на язычок, и вместо того чтобы сожалеть о своей ошибке, провоцируют различные ситуации неподходящими словами. Чем смиреннее сердце, тем молчаливее язык. Апостол сказал, что слуги должны «не прекословить». А тем слугам, которые почитают своих гос­под или отцов семейств своим подчинением, усердием, преданностью, любовью и смиренной молчаливостью, дано великое ободрение. «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие,ибо вы служите Господу Христу» (Кол. 3:22,24).
Служа своим господам, вы служите Христу, а Он не позволит, чтобы вы напрасно трудились, вы «получите наследие». После служения на земле вы будете взяты, чтобы царствовать на небесах и восседать вместе со Христом на Его троне (Отк. 3:21).
   Таким образом, показав, как слуги должны почитать своих господ, я объясню, как должны вести себя господа по отношению к слугам, чтобы те почитали их.
   Господа должны помнить о том, что сами имеют Господина на небесах, Который призовет их к отчету. «...Зная, что и над вами самими... есть на небесах Господь...» (Еф. 6:9). Это общее положение, а более конкретно:
а) Господа должны заботиться и обеспечивать своих слуг: давать им не только работу, но и обеспечивать их пищей (Лук. 17:7). Они должны следить, чтобы еды было достаточно и она была качественной. Чрезвычайно недостойно для глав семейств - брать на себя слишком много, ущемляя животы своих слуг.
б) Господа должны ободрять своих слуг в работе, хваля их, когда они хорошо выполняют свои обязанности. Хозяин должен не только говорить слуге о его ошибках и наказывать  розгой, но иногда обращать внимание на то, что дос­тойно похвалы. Это позволит слуге с большей радостью выполнять свою работу, а господину - заслужить любовь своего слуги.
в) Господа не должны перегружать своих слуг, а распределить обязанности в соответствии с их возможностями, не должны нагружать их работой до такой степени, чтобы те падали от усталости. Христианство учит состраданию.
г) Господа должны стремиться, чтобы их слуги получали духовные блага, и быть серафимами, зажигающими их любовь к религии, и наставниками, побуждающими их думать о своих душах. Хозяева должны приводить их к ку­пальне святилища и ожидать, пока ангел возмутит воду (Иоан. 5:4). Они должны побудить своих слуг искать Бога и стать Его слугами, позволить им иметь удобное время для тайной молитвы. Некоторые жестоко обращаются с душа­ми своих слуг, требуя от них работы по дому и ограничивая во времени, которое они должны уделить своему спасению.
д) Господа должны быть мягкими и добрыми к своим слугам, «умеряя строгость» (Еф. 6:9).  «Не господствуй над ним с жестокостью и бойся Бога твоего» (Лев. 25:43). От господина  требуется мудрость, чтобы знать, как поддерживать свой авторитет, избегая суровости. У нас хороший пример для подражания - наш Господин на небесах, Который «долготерпелив и многомилостив» (Пс. 144:8). Некоторые господа настолько жестоки и безжалостны, что скорее испортят хорошего слугу.
е) Будьте точны и пунктуальны в договорах со своими слугами. Не увиливайте и не
удерживайте их плату, не обманывайте их и не поступайте, как Лаван с Иаковом, подменив  его вознаграждение (Быт. 31:7). Обман при исполнении обещания так же плох, как неверные весы. Заботьтесь о своих слугах не только, когда они здоровы, но и в болезни. Если они заболели, находясь на службе у вас, сделайте для их выздоровления все, что в ваших силах, и не поступайте как Амаликитянин, бросивший своего больного слугу (1 Цар. 30:13). Будьте похожи на доброго сотника, который оставил у себя слугу и искал Христа, чтобы Тот исцелил больного (Мат. 8:6). Ведь если заболело ваше животное, то вы не прогоняете его, а присматриваете за ним и платите деньги за его исцеление. Так неужели вы будете добрее к своим лошадям, чем к своим слугам? Из всего этого следует, что господа должны вести себя
предусмотрительно и благочестиво, чтобы приобрести уважение своих слуг и  последствии с радостью дать отчет Богу.
5) Природный отец - отец плоти (Евр. 12:9). Почитайте своего плотского отца. Эта
обязанность настолько важна, что Филон Александрийский расположил эту заповедь пятойна первой скрижали, словно мы не можем полностью исполнить свой долг перед Богом, если не будем почитать своих плотских родителей. Дети являются виноградником, взращиваемым родителями, а уважение, оказываемое родителям, - его плоды.
II. Дети должны уважать своих родителей.1) Они должны проявлять почтение к их личностям и «оказывать им гражданское почитание». Поэтому, когда апостол говорит об отцах, питающих наши тела, он также добавляет, чтобы  мы «боялись их» (Евр. 12:9). Это почитание, или благоговение, мы должны проявлять, во-первых, внутренне: любовью, смешанной со страхом. «Бойтесь каждый матери своей и отца своего...» (Лев. 19:3). В заповеди первым назван отец, а в данном стихе - мать. Это сделано частично потому, что из-за многих слабостей, свойственных ее полу, дети чаще всего склонны пренебрегать матерью, а частично из-за того, что мать больше страдает ради детей.Во-вторых, мы
должны проявлять уважение к родителям внешне: словами и поступками.
Словами: то ли разговариваем с родителями, то ли говорим о них. Дети должны почтительно говорить со своими родителями. «Проси, мать моя», - сказал царь Соломон своей матери Вирсавии. Дети должны уважать своих родите­лей и хорошо отзываться о них, если они  заслуживают того. «Встают дети и ублажают ее...» (Прит. 31:28). Если ро­дителя поражает слабость или он совершает опрометчивый шаг, ребенок должен вести себя наилучшим образом и, с многочисленными и мудрыми извинениями, прикрыть наготу родителя.
Поступками. Дети должны проявлять уважение к родителям смиренным поведением,
снимая шляпу и преклоняя колено. Иосиф, будучи важным вельможей, поклонился отцу, который к тому времени обнищал, и вел себя смиренно, словно его отец был управителем, а он сам - бедным человеком (Быт. 46:29). Царь Соломон, когда мать зашла к нему, «встал перед нею, и поклонился ей» (3 Цар.2:19). У спартанцев был обычай: если сын вел себя надменно или дерзко с отцом, то тот вполне законно мог назначить другого человека своим наследником. Как много детей не оказывают подобного почтения своим родителям! Они презирают и пренебрегают ими, а себя носят с такой гордостью, что являются позором  религии. К могиле их родители приходят с седыми волосами и горечью. «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27:16). Если все злословящие родителей прокляты, то как много детей в наше время находится под проклятием! Если те, кто не уважает своих родителей, имеют собственных детей, то эти Дети будут жалом в их боку, и Бог в наказание заставит их вспомнить свои грехи.
2) Мы должны проявлять уважение к родителям тщательным послушанием. Дети, будьте послушны родителям вашим во всем...» (Кол.3:20). Наш Господь Христос приводится как пример для детей. Он был послушен своим родителям (Лук. 2:51). Это послушание родителям проявляется, во-первых, когда мы прислушиваемся к их советам. «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей» (Прит. 1:8). Родители находятся  как бы на месте Бога: если они учат вас бояться Бога, то вы должны выслушать их слова, как пророчество, и не быть похожими на глухого аспида, закрывающего свои уши. Сыновья Илия не прислушивались к голосу своего отца, их называли «людьми негодными» (1 Цар. 2:12,25). Дети должны внимательно относиться к советам своих родителей не только в духовных вопросах, но и во всем, что касается их жизни: в выборе профессии и вступлении в брак. Иаков не готовился вступить в брак сам, хотя ему было уже сорок лет, не выслушав совета своих родителей (Быт.28:1,2). Дети являются как бы личной собственностью родителей, и поэтому несправедливо со стороны ребенка отдавать себя без разрешения родителей. Если же родители советуют своему чаду вступить в брак с неверующим или католиком, то я думаю, что этот случай прост, и многие образованные богословы придерживаются того же мнения, что в данном случае ребенок может отказаться и не обязан подчиняться подобному совету.
Дети должны вступать в брак с теми, кто «в Господе» (1 Кор. 7:39), а не с неверующими, ибо это не является браком «в Господе».
Во-вторых, мы должны быть послушны родителям, выполняя их повеления. Ребенок
долженбыть эхом своих родителей: когда отец говорит, то чадо должно откликнуться послушанием.  Сыновья Рехава послушались своего отца, запретившего им пить вино, и этим заслужили  одобрение (Иер. 35:14). Дети должны повиноваться своим родителям во всем (Кол. 3:20). Если родительские повеления не соответствуют желаниям детей, и они не расположены исполнять их, они все-таки должны
повиноваться своим родителям. Исав послушался своего отца, повелевшего ему принести оленину, потому что, возможно, ему нравилось охотиться, но он отказался
повиноваться в более важном вопросе - выборе жены. Но хотя дети должны  повиноваться своим родителям «во всем», тем не менее ограничиваться лишь тем, что справедливо и честно. Слова «повинуйтесь в Господе» означают, что дети должны повиноваться лишь в том случае, если повеления родителей согласуются с Божьими заповедями (Еф. 6:1). Если же повеления старших направлены против Бога, то они теряют право требовать послушания, и в этом случае мы можем считать себя не их детьми.
3) Мы должны проявлять уважение к родителям, восполняя их нужды. Иосиф заботился о  своем отце, когда тот состарился (Быт 47:12). Это просто наш долг. Родители воспитывают своих детей, когда те маленькие, а дети должны заботиться о своих престарелых родителях. Молодые аисты инстинктивно приносят мясо старым, которые из-за своего возраста не  могут летать. Плиний назвал это законом аистов. Память об Энее сохранилась благодаря тому, что он вынес своего престарелого отца из охваченной огнем Трои. Я читал о том, что одна дочь спасла своего отца, который
был приговорен к голодной смерти, дав ему в тюрьме молоко из своей груди. Узнав
об этом, управляющий даровал ему свободу. Вина лежит на тех детях, или, я бы
сказал, чудовищах, которые стыдятся своих родителей, когда они состарятся и
начинают угасать, и дают им камень, когда те просят куска хлеба. Когда дома наглухо закрыты, то мы говорим, что в них чума, когда сердца детей закрыты для их
родителей, то  их тоже поразила чума. Наш благословенный Спаситель нежно
заботился о своей матери. Находясь на кресте, Он поручил Своему ученику Иоанну
взять ее к себе в дом как мать и заботиться, чтобы она ни в чем не нуждалась
(Иоан. 19:26, 27).
III. Доводы, почему дети должны уважать своих родителей.
1) Это торжественное повеление Бога: «Почитай отца твоего и мать твою». Как Слово Божье является правилом, так и воля Господа является мотивом для нашего послушания.
2) Родители  заслуживают уважения  из-за  любви и чувств, которые они питают к своим детям, а доказательством этой любви являются их забота и цена, уплаченная ими. Заботы, проявленные при воспитании детей, являются признаком того, что родительские сердца переполнены любовью. Часто родители больше заботятся о своих детях, чем о самих себе: когда малыши хрупки, чтобы, подобно нежному деревцу, они не погибли в зародыше. По мере роста детей, забота отца и матери возрастает. Они боятся падений своих детей, когда те маленькие, но еще больше - когда они становятся старше. О любви родителей свидетельствуют их затраты (2 Кор. 12:14). Они откладывают и откладывают имение для своих детей, они не похожи на ворона или страуса, которые жестоки к своим птенцам (Иов. 39:16). Иногда родители ввергают себя в нищету, чтобы обогатить своих детей. Любовь
детей никогда не сравнится с любовью родителей, ибо родители являются инструментом  жизни для своих детей, а дети не могут быть тем же для своих родителей.
3) Уважая родителей, вы угождаете Богу (Кол. 3:20). Этим вы доставляете радость не только своим отцу и матери, но и Господу! А разве не ваша обязанность - угождать Богу? Мы угождаем Богу не только своим покаянием и верой, но и уважением и повиновением своим родителям. А для того чтобы вы видели, насколько это приятно Богу, Он дает за это награду: «чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе». Иаков не отпускал ангела до тех пор, пока тот не благословил его, и Бог не останавливается на повелении, не благословив его. Павел на­зывает эту заповедь первой, имеющей обетование (Еф. 6:2). Вторая заповедь содержит общее обетование милости, но именно этой сопутствует
особое обетование. Долгая жизнь упоминается как благословение: «увидишь сыновей у сыновей твоих» (Пс. 127:6). Особая милость Бога к Моисею заключалась в том, что, несмотря на его сто двадцать лет, ему не нужны были очки: «зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась» (Втор. 34:7). Как проклятие прозвучала угроза Бога для Илии, что в его семье не будет старца (1 Цар- 2:31). Со времени потопа жизнь укоротилась, стала недолгой: для некоторых утроба является их гробницей, другие меняют колыбель на могилу, третьи умирают в расцвете лет. Каждый день смерть предъявляет свои полномочия то на одного, то на другого. И если смерть постоянно устраивает на нас засады, а Бог дарует нам долгую жизнь, говоря: «Долготою дней насыщу его» (Пс. 90:16), то ее нужно расценивать как
благословение. Благословение, что Бог дает много времени для покаяния, много времени для служения и много времени для утешения близкими. Кому же  предназначено это благословение долгой жизни, как не послушным детям? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои». Ничто так не укорачивает жизнь, как непокорство родителям. Авессалом был непокорным сыном, который хотел лишить своего отца жизни и короны, и он не прожил и половины положенного срока. Мул, на котором он ехал, устав от тяжести, оставил царского сына висеть на дубе между небом и землей, словно он не был достоин и топтать землю, и войти на небеса. Послушание родителям удлиняет жизнь. И не только удлиняет, но и услаждает ее. Жить долго, не имея и пяди земли, - это бедность, а послушание
родителям определяет ребенку наследственную землю. «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение?» - спросил Исав. Обратите внимание, что послушному чаду Бог дарует не одно благословение: он будет иметь не только долгую жизнь, но и плодоносящую землю, он не просто будет иметь землю, но получит ее в знак любви - «которую Господь, Бог твой, дает тебе». Бог не просто даст тебе землю, но даст с любовью, это сильные доводы, побуждающие детей почитать и повиноваться своим родителям.
Урок первый. Если мы должны почитать наших земных отцов, то тем более - нашего
небесного Отца. «Если Я Господь, то где благоговение предо Мною?» (Мал.1:6). Отец является лишь инструментом, передающим жизнь, а Бог - первоисточником нашего бытия. «...Он сотворил нас, и мы — Его...» (Пс. 99:3). Благоговение и восхищение - это жемчужина,  принадлежащая лишь небесному венцу.
1)  Мы проявляем почтение нашему небесному Отцу, повинуясь Ему. Таким же образом Христос почтил Своего Отца. «Я сошел с небес не для того, чтобы творить
волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан. 6:38). Именно это Он называет почитанием Бога. «...Я всегда делаю то, что Ему угодно», «Я чту Отца Моего..» (Иоан. 8:29, 49). Мудрецы не только преклонились перед Христом, но и «принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мат. 2:11). Поэтому мы должны не только преклонить колено и благоговеть перед Господом, но и принести Ему золотые дары послушания.
2)  Мы проявляем почтение нашему небесному Отцу, защищая и отстаивая Его истину среди этого прелюбодейного рода. Тот сын почитает своего отца, который встает на его защиту и отстаивает его доброе имя, когда того огова­ривают и бесчестят. А разве почитают Бога те, кто стыдится Его? «Многие уверовали в Него; но... не исповедовали» (Иоан. 12:42). Это байстрюки, стыдящиеся своего небесного Отца. Рожденные от Бога обладают смелостью отстаивать Его истину. Они подобны скале, которую не могут разрушить волны, и алмазу, который не может разрубить меч. Василий был победителем, сражаясь за истину во времена императора Валента, а Афанасий представлял Бога, когда весь мир принадлежал арианам.
3)  Мы почитаем нашего небесного Отца, приписывая Ему славу всего, что мы делаем.  «...Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор. 15:10). Если христианину что-то помогает в исполнении его долга
и дает силы противостоять порочности, то он воздвигает пьедестал и пишет на нем: «До сих пор Господь помог мне».  Как Иоав, воюя с Раввой и будучи близким к победе, послал за Давидом, чтобы тому достались почести победителя (2 Цар.
12:27,28), так и дитя Божье, одержав малейшую  победу над сатаной, отдает всю
славу Богу. Лицемеры, чьи светильники наполнены маслом тщеславия, совершая
хоть какое-то заметное служение для Бога, ищут почестей для себя, и поэтому их
служение бесчестит Всевышнего.
4)  Мы почитаем нашего небесного Отца, воздавая Ему хвалу. «Да наполнятся уста
мои хвалою, чтобы мне воспевать славу Твою, всякий день великолепие Твое» (Пс.
70:8). «Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава
во веки веков» (Отк. 5:13). Благословляя Бога, мы почитаем Его, а это возвышает
Господа в глазах других и распространяет Его славу и известность во всем мире.
Именно таким образом ангелы, небесные певцы, сейчас оказывают почтение Богу:
они возносят Ему хвалу. В молитве мы поступаем как святые, в прославлении - как
ангелы.
5)  Мы почитаем нашего небесного Отца, снося бесчестие, более того, даже смерть ради  имени Его. Павел носил на своем теле «язвы Господа Иисуса» (Гал.
6:17). Эти язвы были не только знаками почестей для него, но и трофеями чести
для Евангелия. Почести, оказываемые Богу, - это не внешняя помпезность и слава,
которую мы оказываем царям. Она проявляется по-другому: в страданиях Его
народа, благодаря которым они дают возможность миру увидеть, как милостив Бог,
Которому они служат, как они любят Его и готовы сражаться под Его знаменем до самой смерти.
   Бог достоин почестей. «... Ты облечен славоюи величием» (Пс. 103:1). Чем являются все Его атрибуты, как не сияющими лучами славы, исходящими от этого Солнца? Он заслуживает больших почестей, чем люди или ангелы могут Ему воздать. «Призову Господа достопоклоняемого…» (2 Цар. 22:4). Он достоин почестей. Мы часто оказываем честь тем, кто не заслуживает ее. Мы величаем многих знатных людей, которые являются порочными и подлыми и не заслуживают почестей. Но Бог достоин этого. «Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое!» (Неем. 9:5). Он превышевсех славословий и хвалы архангелов. Тогда пусть каждое истинное дитя Божье воздаст почести небесному Отцу! Пусть Его дети не бесчестят Отца подобно нечестивцам, которые позорят Его своим преступным образом жизни. Их грехи страшнее грехов богопротивников.
На проступки незнакомцев не обращают так много внимания, как на проступки детей. Пятно на черной одежде не так видно, а пятно на алом привлекает каждый взгляд. Так и греху нечестивца не очень удивляются, ибо это пятно на черном. А вот грех чада Божьего - это пятно на алом, которое четко выделяется и приносит позор и бесчестье для Евангелия. Грехи Собственных детей ближе сердцу Бога. «Господь увидел и вознегодовал, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих...» (Втор. 32:19). О, воздержитесь от всего, что может бесчестить Бога. Неужели вы будете позорить своего небесного Отца? Давайте не допускать, чтобы Бог жаловался на грехи Своих сыновей и дочерей, чтобы Он восклицал: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня» (Ис. 1:2).
Урок второй. Разве не повелел Бог почитать своего отца и мать? Тогда пусть дети
воплощают этот великий долг в практику. Будьте живым пояснением этой заповеди.
Почитайте и уважайте своих родителей: не только повинуйтесь их приказам, но и
подчиняйтесь их критике. Вы не можете почитать своего Отца небесного, пока не будете почитать своих земных родителей. Отказ повиноваться родителям влечет за собой Божьи суды на детей. «Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!» (Прит. 30:17). Непокорные сыновья Илия были убиты (1 Цар.4:11) - Бог повелел, чтобы злословящий сын был побит камнями (Лев. 24:14).
«Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего
и голосу матери своей... то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к
старейшинам города своего... Тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти» (Втор. 21:18,19,21). Когда один отец пожаловался: «Ни один отец не имел сына хуже, чем у меня», то его сын ответил: «Имел. Мой дед имел». Подобной наглости трудно найти соответствие. Манлий, состарившись и обеднев, попросил
у своего очень богатого сына еды. Но тот отказал ему в помощи, не признав своим
отцом, и с оскорблениями отослал его прочь. Несчастный бедный старик рыдал от
горя. Но Бог, чтобы отомстить за непокорство, наказал бессердечного сына
безумством, от которого тот так никогда и не избавился. Непослушные дети
оказываются в том месте, где летают Божьи стрелы.
Урок третий. Пусть родители ведут себя так, чтобы заслужить уважение своих детей.
Как родители должны вести себя,  чтобы завоевать уважение и благоговение своих детей?
1) Следите за тем, чтобы вы воспитывали их в страхе и наставлении Божьем. «...Воспитывайте их в учении и на­ставлении Господнем» (Еф. 6:4). Вы передали им чуму греха, поэтому трудитесь, чтобы они получили исцеление и освящение. Августин говорил, что его мать Моника больше мучилась во время его духовного рождения, чем во время естественных родов. Мать Тимофея наставляла его с детства (2 Тим. 3:15). Она давала ему не только свое молоко, но и «чистое словесное молоко». Вовремя научайте своих детей хорошим принципам, чтобы они стали как Авдий, ко­торый был «богобоязнен от юности своей» (3 Цар. 18:12). Если родители не наставляют своих детей, то те редко дос­тают благословений.   Бог часто  наказывает беспечных родителей непокорностью в их детях.
Недостаточно во время крещения посвятить своего ребенка Богу, мы должны воспитать это дитя для Него. Дети являются молодыми растениями, которые мы должны  поливать правильными наставлениями. «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Прит. 22:6). Чем
больше ребенок боится Бога, тем больше он будет чтить вас.
2)  Чтобы добиться уважения своих детей, поддерживайте свою родительскую власть: будьте добры, но не испортьте их. Чрезмерная доброта приводит к тому, что дети начинают с пренебрежением относиться к своим родителям. Вы не должны откладывать жезл наказания. «Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Прит. 23:14). Ребенок, склонный к порочности, которому во всем потакали, будет колючкой в глазах родителей. Давид испортил Адонию. «Отец же никогда не стеснял его вопросом: для чего ты это делаешь?» (3Цар. 1:6). Адония стал сердечной болью для Давида и пытался обманным путем завладеть короной. Поддерживая свою власть, вы поддерживает свою честь.
3) Заботьтесь, чтобы у детей было все необходимое и в младенчестве, и в зрелости. «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14).  Они  -  это ваша  плоть  и, как  сказал  апостол: «...Никто никогда не имел ненависти к своей плоти» (Еф-5:29). Щедрость родителей побудит ребенка слушаться. Если вы наполните насос водой, то он свободно вытолкнет ее обратно, а если родители поделятся частью своего богатст­ва с детьми, то достойные дети ответят послушанием своим родителям.
4)  Когда дети вырастают, позаботьтесь, чтобы у них была законная профессия, посредством которой они могли бы послужить своему поколению. Хорошо при этом учитывать их природные способности и склонности, ибо профес­сия, навязанная насильно, совершается неохотно так же как и навязанные браки. Оставить ребенка без профессии - значит предоставить его искушениям. Меланхтон сказал: «Безделье - излюбленное средство дьявола». Ребенок без профессии подобен вспаханной земле, и что еще может там вырасти, как не плевелы непослушания.
5) Обращайтесь с детьми с любовью, чтобы во всех ваших советах и повелениях они видели любовь. Любовь по­велевает почитать. И как родитель может не любить ребенка, который является его живым отображением, более того, частью его самого? Ребенок - это второе издание своего отца.
6) Поступайте рассудительно со своими детьми. Очень важно для родителей быть
благоразумными и не возбуждать гнев своих детей. «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол.3:21).
Как родители могут раздражать своих детей?
а)  Оскорбляя их словами. «Сын негодный и непокорный!» - так обратился Саул к своему сыну Ионафану (1 Цар. 20:30). Некоторые родители используют проклятия и ругательства в адрес своих детей, а это раздражает их. Неужели вы хотите, чтобы Бог благословил ваших детей, если сами проклинаете их?
б)  Родители вызывают гнев своих детей, наказывая их без причины, или когда наказание превосходит проступок. Тогда это скорее тиран, а не отец. Саул бросил копье в своего сына, намереваясь убить его, чем и рассердил его. «И встал  Ионафан   из-за стола  в  великом  гневе»   (1   Цар. 20:33,34). «Отец, проявляющий нежную власть над сы­ном, не является тираном» (Давенант).
в)  Когда родители отказывают своим детям в том, что абсолютно необходимо. Некоторые именно таким образом вызывают гнев своих детей. Они настолько урезывают своих детей, лишая самого необходимого, что тем самым побуждают своих отпрысков добывать средства нечестными методами и участвовать в  беззаконии.
г)  Когда родители поступают лицеприятно по отношению к своим детям, проявляя к одному доброты больше, чем к другому. Хотя родитель может одного ребенка любить больше остальных, тем не менее благоразумие должно подсказывать ему не проявлять к одному ребенку любви больше, чем к другому. Иаков показал, что любит Иосифа больше всех остальных детей, что возбудило зависть в его братьях. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей сво­их... и увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно» (Быт. 37:3, 4).
д)  Когда кто-либо из родителей поступает подло или недостойно, что бесчестит его самого и его семью, как, на­пример, обман, клятвопреступление, то это также возбуждает гнев детей. Как ребенок должен почитать своего отца, так и отец не должен бесчестить своего сына.
е)  Когда родители повелевают своим детям поступать вопреки своей совести. Саул повелел своему сыну Ионафану привести к нему Давида. «...Приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть» (I Цар. 20:31). Ионафан, имея добрую совесть, не мог сделать
этого, и это разозлило его. «Встал Ионафан из-за стола в великом гневе...» (1
Цар. 20:34). Причина, почему родители должны быть благоразумными и не раздражать своих детей, изложена дальше - «дабы они не унывали» (Кол. 3:21).
Слово «не унывали» подразумевает, во-первых, огорчение. Неправильное поведение родителей ребенок воспринимает близко к сердцу, а это приводит к безвременной смерти. Во-вторых, оно вызывает угнетенность. Строгость родителей  угашает дух ребенка и отталкивает его от служения подобно тому, как пораженные члены
тела не могут совершать работу. В-третьих, непокорство и упрямство. Ребенок,
спровоцированный жестоким и бессердечным отношением родителя, доходит до отчаяния и часто начинает умышленно раздражать и досаждать ему. И хотя зло совершает ребенок, но родитель в данном случае становится его соучастником, побудив ребенка ко злу.
ж)  Если вы хотите добиться уважения от своих детей, много молитесь о них. Уделяйте им не место в ваших мо­литвах, а серию молитв. Моника много молилась о своем сыне Августине, и говорили, что невозможно, чтобы сын, о котором так много молились и рыдали, погиб. Молитесь, чтобы ваши дети избежали пагубного влияния этого времени. Молитесь, чтобы в своих сердцах они несли образ Божий так же, как на своем лице они носят ваше итзображение.Молитесь, чтобы они стали  инструментами и сосудами славы. Одним из плодов молитвы  будет то, что ребенок будет почитать молящегося родителя.
з)  Ободряйте своих детей и хвалите то хорошее и достойное одобрения, что есть в ваших детях. «Доброта возрастает, когда ее хвалят». Одобряя то хорошее, что есть в ваших детях, вы побуждаете их больше любить добродетель. Это подобно поливу растений, в результате чего они еще больше возрастают. Некоторые родители не одобряют тех положительных качеств, которые видят в своих детях, убивая в зародыше добродетель и губя Души своих детей.
и) Чтобы добиться уважения своих детей, будьте для них хорошим примером. Дети
презирают тех родителей, которые живут в противоречии со своими собственными
принципами: когда они велят своим детям вести трезвый образ жизни, предаваясь пьянству, или велят детям бояться Бога, а сами живут безнравственно. Если вы хотите, чтобы ваши дети почитали вас, учите их своим святым примером. Отец - это зеркало, с помощью которого ребенок часто формирует свой внешний облик. Так пусть же оно будет чистым и незапятнанным. В своем поведении родители Должны тщательно соблюдать внешние приличия, в противном случае они дадут своим детям повод сказать те же, что и слуга - Платону: «Мой хозяин написал книгу, осуждающую
вспыльчивость и гнев, а сам невоздержан в проявлении чувств», или же слова,
сказанные однажды сыном своему отцу: «Если я и творил зло, то научился этому у
тебя».