Томас Ватсон - о бесчестии Божьего Имени

Евгений Егоров 3
Третья заповедь

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

ЭТА заповедь состоит из двух частей:
I.          отрицание, предупреждающее, что мы не должны произносить имени Бога напрасно, т.е. бросать какую-то тень или бесчестить Его имя;
II.         позитивное заявление, утверждающее, чтобы мы с благоговением и почтение относились к Его имени. Последней я коснусь подробнее, рассматривая первое прошение молитвы «Отче наш...» - «...да святится имя Твое». А сейчас я коснусь отрицания, выраженного в этой заповеди, или запрета: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно...». Язык - непокорный член. Все члены и органы тела осквернены грехом так же, как каждая часть полыни наполнена горечью. «А язык... исполнен смертоносного яда» (Иак. 3:8). Ни одна часть человеческого тела не участвует в бесчестии Бога так явно, как язык. Таким образом, данная заповедь является уздечкой для языка, удерживающей его в пределах хорошего поведения. Этот запрет базируется на крепком основании: «...ибо Господь не оставит без наказания...», т.е. такой человек не будет воспринят невиновным. Люди, занимающие важное и выдающееся положение в обществе, считают бесчестием, когда их именами злоупотребляют, и налагают суровое наказание на обидчиков. «Господь не оставит без наказания то­го, кто произносит имя Его напрасно», а рассматривает такого человека как преступника и строго наказывает. Данный запрет подчеркивает, что мы должны употреблять святое имя Бога с большой осторожностью и благоговением, а не произносить его напрасно в мирских разговорах. Мы употребляем имя Господа напрасно в следующих случаях:
1) Когда легкомысленно и непочтительно произносим Его имя. «Если не будешь... бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то...» (Втор. 28:58). Давид с благоговением говорил о Господе: «Бог Богов, Господь...» (Пс. 49:1). «Да
познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею» (Пс.
82:19). Ученики, разговаривая об Иисусе, с почтением произносили Его имя:
«...Что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове
пред Богом и всем народом» (Лук. 24:19). Когда мы упоминаем имена Царей, то
добавляем к ним титул: например, «ваше величество», «ваше превосходительство»
и т.д. Поэтому, говоря о Боге, мы должны произносить Его имя со священным благоговением,которое должны оказывать беспредельному величию небес. Когда мы говорим пренебрежительно о Боге и Его делах, то Он воспринимает это как оскорбление и напрасное употребление Его имени.
2) Если, исповедуя имя Бога, мы живем, не соответствуя Его постановлениям, то тем самым мы употребляем Его имя напрасно. «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются...» (Тит.  1:16). Если уста человека и его жизнь противоречат друг другу, если под маской исповедания, они лгут, мошенничают и ведут порочный образ жизни, то тем самым они используют имя Бога напрасно - чтобы бесчестить Его. «Притвор­ство в святости - двойная порочность». «Через вас... имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Когда язычники видели иудеев, которые называли себя Божьим народом, а вели порочный образ жизни, то это давало им повод злословить о Господе.
3) Если мы упоминаем имя Бога в пустых разговорах. О Нем мы должны говорить лишь в том случае, если имеем святое благоговение в своих сердцах. Когда же мы часто упоминаем имя Господа, не думая о Нем, как, например, при восклицании: «О, Боже!», «О, Иисусе!» или же «О, Боже, спаси мою душу!», - то напрасно употребляем имя Бога. Как много людей можно обвинить в этом! Хотя Господь у них на устах, но дьявол - в их сердцах. И удивительно, что до сих пор еще огонь от Бога не сошел на них, чтобы поглотить, как это было с Надавом и Авиудом (Лев. 10:2).
4) Когда мы поклоняемся Ему лишь своими устами, но не сердцами. Бог хочет иметь наши сердца - «Сын мой! отдай сердце твое мне...» (Прит. 23:26). Сердце - самое важное в религии, оно влечет за собой волю и чувства. Сердце - это фимиам, придающий благоухание всему святому, что есть в нас; это алтарь, освящающий приношения. Когда же мы притворяемся, что поклоняемся Богу, но в то же время отдаляем от Него наши сердца, мы употребляем Его имя напрасно. «...Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня...» (Ис. 29:13). Во-первых, лицемеры употребляют имя Бога напрасно: их религия - ложь, похоже, что они чтят Бога, но не любят Его; их сердца идут вослед их похотям. «...К беззаконию его стремится душа их» (Ос. 4:8). Их глаза
возведены к небесам, в то время как сердца крепко привязаны к земле (Иез. 33:31). Это - бесы в плаще Самуила. Во-вторых, суеверные люди употребляют имя Бога напрасно. Они придумывают новые обряды, которых Он никогда не назначал, кланяются, услышав имя Христа, и перед алтарем, но в то же время ненавидят и преследуют Божий образ.
5) Когда мы молимся Богу, не веря Ему. Вера - это благодать, которая в наивысшей степени почитает Бога. Авраам «пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим. 4:20). Но когда мы молимся Богу, а при этом вера не сопровождает нашу молитву, мы напрасно упоминаем имя Господа. «Я могу помолиться, - говорит христианин, - но от этого я не стану лучше». Я сомневаюсь в том, что Бог не только отвечает, но даже
слышит такую молитву. Употребляя напрасно имя Бога, мы бесчестим Его, делая
либо идолом, который имеет уши, но не слышит, либо лжецом, который обещает
милость раскаявшимся, но не держит своего слова. «Не верующий Богу представляет Его лживым...» (1 Иоан. 5:10). Когда апостол говорит (Рим. 10:14): «Но как призывать Того, в Кого не уверовали?», то это означает: как могут правильно взывать к Богу те, кто не верит в Него? И как много людей действительно призывают Того, в Кого они не верят! Они просят о прощении, но неверие нашептывает им, что их грехи слишком велики, чтобы их могли простить. Таким образом, когда люди молятся не веруя, они употребляют имя Божье напрасно и тем самым оказывают большое непочтение Богу, словно Он не тот Господь, о которомгово­рится в Слове. «Ты, Господи, благ и милосерд и многомилостив ко всем,призывающим Тебя» (Пс. 85:5).
6) Если каким-либо образом мы богохульствуем и злоупотребляем Его Словом. Богохульство - это, в основном, неверное употребление Слова Божьего мирскими людьми. Недостойно и неподобающе для нечестивца говорить на священные темы - о Божьем провидении, Его повелениях и небесах. Христу отвратительно было слышать, как дьявол цитировал Писание: «Ибо написано...». Поэтому оскорбительно слышать, как нечестивец, погрязший в грехах, говорит о Боге и религии. Это и есть напрасное употребление имени Божьего. Когда Слово Божье слышно из уст пьяницы, то это похоже на жемчужину, подвешенную на свинье. По закону уста прокаженного должны были быть покрыты (Лев. 13:45). Уста богохульника, пьяного служителя тоже должны быть закрыты, ибо он недостоин произносить Слово Божье, так как употребляет имя Господа напрасно.
   Чаще всего люди оскверняют Слово Божье и употребляют имя Господа напрасно, когда:
а) говорят насмешливо о Его Слове. «...Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же» (2 Пет. 3:4). Другими словами они говорят: «Проповедники слишком беспокоятся о Дне суда, когда все будут призваны дать отчет о своих делах, но где же до сих пор этот день? Мы видим, что все продолжается точно так, как было со дня сотворения». Этими словами они высмеивают Писание и напрасно употребляют имя Бога. Если приговор не приводится в исполнение немедленно, то люди высмеивают и презирают его, но
«готовы для кощунствующих суды» (Прит. 19:29);
б) говорят шутливо. Это те, кто упражняется в остроумии и заигрывает с Писанием. Это - игра с огнем. Неко­торые не могут развеселиться, пока не позволят себе вольности с Богом, они делают Писание арфой, отгоняющей прочь дух печали. Евсевий писал, что человека, который шутил над Писанием, Бог поразил безумием. Заигрывание с Писание демонстрирует чрезвычайно нечестивое сердце. Некоторые скорее потеряют свои души, чем оставят свои шутки. Таковые также виновны в том, что употребляют имя Бога напрасно. Бойтесь этого. Над теми, кто высмеивает Писание, Бог посмеется в их бедах (Прит. 1:26);
в) приводят Писание для поощрения греха. Слово, которое было написано для подавления греха, некоторые приводят в его защиту. Например, если мы скажем жадному человеку о его грехе, что алчность - это идолопоклонство, то он может ответить: «Разве Господь не повелел мне жить, занимаясь деятельностью? Разве Он не сказал: «Шесть дней работай...» и «...кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного»? Так этот человек прилагает усилия, чтобы оправдать свою алчность Писанием. Правда, что Бог повелевает нам прилагать усердие в своей деятельности, но мы не должны наносить вред своим ближним; Он повелевает нам заботиться о своей семье, но не угнетая ее. «...Не обижайте друг друга» (Лев. 25:14). Бог повелевает нам заботится о средствах к жизни, но при этом не пренебрегать своей душой: Он говорит, чтобы мы собирали себе сокровища на небе (Мат. 6:20), повелев нам собирать и раздавать - сеять семена благотворительности на спинах и в животах бедных, которыми такие люди пренебрегают. Таким образом, приводить Писание для поощрения греха - это величайшее осквернение Слова Божьего и напрасное употребление имени Господа. Опять-таки, если мы скажем несдержанному человеку, что он может быть пьяным от гнева так же, как и от вина, то он приведет Писание в оправдание, говоря: «Разве Слово не говорит: "Гневаясь, не согрешайте"?» (Еф. 4:26). Правда, что гнев хорош, когда он сопутствует святому рвению. Во гневе нет греха, когда он направлен против
греха, но грешить во гневе, говорить безрассудно - значит касаться языком
пламени ада. Приводить Писание в защиту какого-либо греха - осквернение его и
напрасное употребление имени Божьего;
г) те, кто извращает Слово и вкладывает в него неправильный смысл. Это еретики, которые накладывают свой собственный глянец на Писание и заставляют его произносить то, что оно никогда не говорило. Как, например, буквальное толкование тех текстов, которые нужно воспринимать символически. Так фарисеи, на том основании, что сказал Бог в Своем законе: «...Навяжи их (т.е. заповеди) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими...» (Втор. 6:8), восприняли это буквально и носили два свитка пергамента, на которых были написаны две скрижали, прикрепив одну к левой руке, а другую - ко лбу. Таким образом они искажали Писание и напрасно употребляли имя Бога. Эти же слова нужно было понимать духовно, как размышление над законом Божьим и воплощением его в практику. Католики толкуют слова «Сие есть тело Мое» буквально, словно речь идет о теле Христа. Как будто в тот момент, когда Христос давал хлеб, у Него было два тела: одно - в виде хлеба, а второе - вне хлеба. Это же место нужно понимать фигурально, а хлеб воспринимать как символ тела Христова. Опять-таки, некоторые толкуют места Писания, которые Дух Святой подразумевал буквально, фигурально и
аллегорически. Например, Христос сказал Петру: «Отплыви на глубину и закиньте
сети свои для лова» (Лук. 5:4). Эти слова были произнесены в простом буквальном смысле и говорили о спуске лодки на воду, но католики воспринимаютих в мистическом и аллегорическом смысле. «Это доказывает, - говорят они, - что Папа Римский, который является преемником Петра, должен энергично взяться за дело и захватить всю церковную и политическую власть в западной части мира». Но мне кажется, что католики заплывают слишком далеко, дальше значения этого текста. Когда люди напрягают свой разум, чтобы исказить Слово и истолковать его так, как им угодно, то тем самым они оскверняют Божье слово и употребляют имя Господа напрасно.
7) Когда мы клянемся именем Бога. Многие упоминают имя Бога лишь в клятвах. Это грех, о котором скорбит земля. «Не клянись вовсе» (Мат. 5:34), т.е. безрассудно и греховно, так как это то же самое, что упоминать напрасно имя Бога. Лишь в некоторых случаях, как, например, в суде, вы можете давать клятву. «Господа, Бога твоего, бойся, и... Его именем клянись» (Втор. 6:13). «...Клятва во удостоверение оканчивает всякий спор» (Евр. 6:16). Когда Христос сказал: «Не клянись вовсе», то Он запретил такие клятвы, когда имя Бога упоминается напрасно. Запрещены три
разновидности клятв:
а) Напрасная клятва, т.е.когда люди в своем обычном разговоре разбрасываются клятвами. Некоторые не обращают на это внимание. Это грубая шерсть, не поддающаяся окраске, и страшный грех,который, безусловно, не имеет оправдания.
Оправдание 1. Я даю незначительные клятвы в целом, такие, как «Клянусь... Ей Богу!». У дьявола есть две пары обманчивых очков, которые он одевает людям на глаза. Первые - уменьшающие, в которых грех кажется таким маленьким, что его трудно увидеть, - он одевает людям на глаза, когда они собираются согрешить, а другие - увеличительные, в которых грех кажется таким огромным, что не подлежит прощению, - он одевает людям, когда они уже согрешили. Когда Бог открывает глаза совести тех, кто говорит, что грех мал, то они видят его таким огромным, что впадают в отчаяние. Вы говорите, что немного клянетесь, но Христос запретил напрасные клятвы. «Не клянись вовсе». Когда Бог потребует у нас отчет за пустые слова, то разве напрасные клятвы не будут положены на весы?
Оправдание 2. Я клянусь лишь в том, что является правдой. Даже если это правда, но вы произнесли безрассудную клятву, то это грех. Кроме того, тот, кто клянется часто, иногда наверняка клянется в большем, чем в правде. Там, где течет много воды, к ней всегда примешивается грязь или камешки, так и человек, который часто клянется, иногда лжет.
Оправдание 3. Мне не поверят, пока я не закреплю свои слова клятвой. Честному человеку поверят и без клятвы, его обычные слова обладают силой и так же верны, как свидетельские показания. Опять-таки, чем больше человек клянется, тем меньше окружающие будут верить ему. « Меньше всего верят его клятвам». Ты - ругатель. Другой человек думает, что клятва слишком незначительна, и ему безразлично, в чем он клянется, поэтому, чем больше он клянется, тем меньше ему верят. Такой человек будет верить твоему долговому обязательству, а не твоей клятве.
Оправдание 4. У меня клятва вошла в привычку, но я надеюсь, что Бог простит меня за это. Хотя на людей привычка оказывает определенное влияние и по закону ее можно привести в оправдание, но не в случае греха. В данном случае привычка не может быть приведена как оправдание. Разве может служить оправданием то, что ты привык клясться и не можешь оставить это? Разве можно сказать, что вещь хорошо сделана, если она сделана посредственно? Это объяснение так далеко от оправдания, что является отягчающим обстоятельством данного греха. С таким же успехом человек, обвиненный в убийстве, мог бы просить судью простить его, так как убийство стало его привычкой. Разве не было бы это отягчающим обстоятельством? Так же и в данном случае. Таким образом, мы отбросили все оправдания для греха напрасной клятвы. Остерегайтесь, чтобы не впасть в этот грех, ибо в таком случае вы упоминаете имя Бога напрасно.
б) Чрезмерные, отвратительные, подлые клятвы не следует даже перечислять. Ругатели, подобно безумным псам, летят перед лицом неба, и, находясь во гневе, извергают свою богохульную злобу на Божье святое величие. Некоторые, находясь в игорных домах, когда дела складываются неблагоприятно и карты играют против них, восстают против Бога в своих клятвах и проклятиях. Скажите им об их грехе, попытайтесь привести домой этих заблудших ослов - и вы лишь подольете масла в огонь: они будут ругаться еще больше. Августин сказал: «Те, кто сейчас хулит Христа на небесах, грешат не меньше евреев, распявших Его на земле». Ругатели оскорбляют Кровь Христа и рвут на части Его имя. Одна женщина сказала своему мужу, что из ее трех сыновей лишь один был от него. Перед смертью этот человек захотел, чтобы его душеприказчики определили его настоящего сына, и завещал ему все свое состояние. После смерти отца душеприказчики приставили его тело к дереву и вручили каждому из трех сыновей лук и стрелы, объяснив, что тому, чья стрела попадет ближе всех к сердцу отца, будет передано все состояние. Двое сыновей старались попасть как можно точнее в цель, а третий, услышав голос крови, отказался стрелять в отца. В результате судьи решили, что именно он является настоящим сыном, и отдали ему все состояние. Так происходит и с истинными детьми Бога, боящимися стрелять в Него. А незаконнорожденные, которые не являются сыновьями, не переживают, стреляя в Него на небеса своими клятвами и проклятиями. Но что делает клятвопреступление еще отвратительнее, так это когда человек, исполненный решимости совершить плохой поступок, связывает себя клятвой сделать это. Такими были те, кто связал себя клятвой убить Павла (Деян. 23:12). Совершить грех - уже достаточно плохо, но поклясться совершить его, является высочайшим осквернением имени Бога, так как этим вы призываете Его одобрить ваш грех.
в) Лжесвидетельство, что является дерзким грехом против неба. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего» (Лев. 19:12). Лжесвидетельство - это призыв к Богу выступать свидетелем во лжи. О Филиппе Македонском говорили, что он клялся и лжесвидетельствовал в зависимости от того, что отвечало его интересам. «И будешь клясться: "жив Господь!" в истине, суде и правде» (Иер. 4:2). В правде - следовательно, это не должна быть противозаконная клятва; в суде - следовательно, это не должна быть поспешная клятва; в истине - следовательно, это не должно быть лжесвидетельством. У скифов был обычай: если человек был уличен во лжесвидетельстве, то ему отрубали голову, так как если допустить клятвопресту­пление, то придет конец мирной жизни и благополучию: оно уничтожит веру и истину у людей. Лжесвидетель в определенном смысле является чародеем, ибо посредством лживой клятвы накрепко привязывает свою душу к дьяволу. Во время лжесвидетельства в суде многие грехи переплетаются вместе: многие грехи объединяются в один. Ибо, помимо напрасного употребления имени Божьего,
лжесвидетель становится вором, так как своей ложью он отнимает у невинного
человека его права. Он извращает справедливость, так как грешит не только сам,
но и служит причиной, по которой суд выносит неверное заключение присяжных, а в
результате этого судья - несправедливый приговор. Безусловно, суды Божьи настигнут этого человека. Когда летящий Божий свиток или проклятие пройдет по
лицу земли, то в чей дом оно войдет? «Оно войдет в дом... клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его, и камни его» (Зах. 5:4). Беза рассказывает о клятвопреступнике, которого после ложного свидетельства сразу хватил апоплексический удар. Этот человек больше не сказал ни слова и вскоре умер. О, бойтесь такой ужасной дерзости!
8) Когда мы присоединяем имя Бога к любому порочному поступку. Упоминая Его имя в связи с нечестивыми планами, мы употребляем его напрасно. «Я молюсь, - сказал Авессалом, - чтобы ты позволил мне пойти и исполнить обет мой, который я дал Господу, в Хевроне» (2 Цар. 15:7). Эта ложь - желание исполнить обет, данный Господу - была лишь поводом, скрывающим его измену. « Когда вы услышите звук трубы, то говорите: Авессалом воцарился...» (ст. 10). Примешивая религию к каким-либо нечестивым действиям, люди упоминают имя Бога напрасно. Огромная вина лежит на Папе Римском, разославшем свои буллы об отлучении от церкви, или проклятия христианам, начинавшиеся словами: «Во имя Бога...». Какой страшный грех! Это была работа дьявола - поставить имя Бога на этом документе.
9) Когда наши уста каким-либо образом бесчестят имя Бога: когда во гневе мы бранимся или проклинаем, особенно, когда мы, сознательно говоря неправду, для подтверждения своих слов, желаем проклятий себе, надеясь, что этого не будет. Я читал об одном человеке, пожелавшем, чтобы его тело сгнило, если он лжет. Вскоре после этого его тело разложилось, а он сам представлял собой отвратительное зрелище.
10) Когда мы даем необдуманные и противозаконные обеты. Хороший обет, который связывает человека делать то, что Слово велит ему: как, например, обет, данный больным человеком, вести более святой образ жизни, если Бог исцелит его. «...Воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои  и  изрек язык  мой   в скорби  моей»  (Пс. 65:13,14). Но такой обет должен быть сделан в угождение Богу. Обет Иеффая был необдуманным и противозаконным. Он пообещал Господу принести в жертву того, кто первым встретит его у ворот, а это была его дочь (Суд. 11:31). Иеффай поступил плохо, дав этот обет, но еще хуже - исполнив его, ибо таким образом он нарушил третью и шестую заповеди.
11) Когда мы плохо отзываемся о Боге. «И говорил народ против Бога...» (Числ. 21:5).
В каких случаях мы говорим против Бога?
   Когда мы ропщем на Его провидения, как будто Он жестоко обращается с нами. Ропот - это обвинения, выдвинутые против Божьей справедливости. «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25). Недовольство произрастает из горького корня гордости и неудовлетворенности, оно осуждает действия Бога и употребляет Его имя напрасно. Бог не может выносить греха - «Доколе злому обществу сему роптать на Меня?» (Числ. 4:27).
12) Когда мы не исполняем свои обещания: например, когда мы говорим, что совершим определенные поступки в том случае, если Бог сохранит нашу жизнь, не намереваясь делать этого. Наши обещания должны быть священными и нерушимыми. Если же мы даем обещание, упоминая в нем имя Бога, но не собираемся сдержать его, то это двойной грех. Это ложь и напрасное употребление имени Господа.
   Урок первый. Остерегайтесь напрасно употреблять имя Бога каким-либо из
перечисленных способов. Помните угрозу, сопровождающую этот стих: «Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». В этом тексте
присутствует meiosis, т.е. больше подразумевается, чем говорится. «Господь не
оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно», то есть Он сурово
отомстит таковым. «Господь не оставит без наказания...» - здесь Господь говорит
как Судья, возглавляющий судебное разбирательство. Сам Бог является Судьей,
обвинители - сатана и собственная совесть человека, предъявленное обвинение -
напрасное употребление имени Бога, обвиняемый найден виновным и осужден:
«Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно». Мне
кажется, что эти слова - «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» - должны поставить замок на наши уста и заставить нас бояться произносить то, что может бесчестить Бога, и употреблять Его имя напрасно. Возможно, некоторые считают невиновными тех, кто клянется, проклинает и непочтительно говорит о Боге. Они оставляют таковых в покое и не наказывают их. Если же кто-то порочит имя другого человека, то люди наверняка призовут его к ответу. Но кто покарает порочащего имя Бога? Неужели тот, кто крадет имущество другого, должен быть приговорен к смерти, а крадущий у Бога Его славу своими клятвами и проклятиями - пощажен? Но Бог Сам возьмет этот вопрос в Свои руки и накажет того, кто употребляет Его имя напрасно.
а) Иногда Бог наказывает клятвопреступников и хулителей уже в этой жизни. Когда в графстве Самуртия разразилась страшная буря с громом, то один из солдат начал неистово ругаться. В это время ураган вырвал с корнем огромное дерево, стоявшее над ним. Оно свалилось и раздавило солдата. Германская литература рассказывает об одном юноше, который дал много клятв и собирался давать новые. Господь послал ему раковую опухоль в полости рта, которая разъела его язык и от которой он
впоследствии умер. Человека, хулящего Бога, Господь наказал побитием камнями.
«Хулил сын Израильтянки имя Господне и злословил...   И сказал Моисей сынам Израилевым; и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями...» (Лев. 24:11,23). Олимпий, арианский епископ, порицал и хулил святую Троицу, вследствие чего он был внезапно поражен тремя вспышками молнии и сгорел дотла. Феликс, офицер Юлия Цезаря, увидев святые сосуды для причастия, сказал, насмехаясь над Христом: «Смотри, какими все-таки драгоценными сосудами служили Сыну Марии». Вскоре после этого из его хулящих уст изверглась кровавая рвота, от которой он умер.
б) Если Бог не производит Свой суд над оскорбляющими Его имя в этой жизни, то смертный приговор вскоре настигнет их. Господь не простит их вину, а передаст их сатане-тюремщику для вечных мучений. Может ли Бог оправдать человека, хулящего Его? Если Бог осудил его, то кто сможет оправдать? Если Бог отправляет человека в тюрьму, то кто внесет за него залог? Бог со всей строгостью накажет грешника в аду. «Страшно впасть в руки Бога Живого!» (Евр. 10:31).