Томас Ватсон - о изображениях и кумирах

Евгений Егоров 3
Вторая заповедь
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,

и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им,

 ибо Я Господь, Бог твой. Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего  и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и со­блюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).

 


I. «Не делай себе кумира и никакого изображения...». 
   В первой заповеди запрещено поклонение лживым богам, а в этой - неправильное поклонение истинному Богу.
   «Не делай себе кумира». Эта заповедь не запрещает делать статуи для применения в архитектуре. «Чье это изо­бражение и надпись? Говорят Ему: «кесаревы» (Мат. 22:20,21). Она запрещает устанавливать кумиры для рели­гиозных целей или поклонения.
   «...И никакого изображения того...». Эта заповедь запрещает всевозможные фантазии, портреты, изображения Бога. «Твердо держите... дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира...» (Втор. 4:15,16). Бог должен быть почитаемым в нашем сердце, а не картинкой для глаз.
   «...Не поклоняйся им...». Люди делают образы и картины, чтобы поклоняться им. Как только золотой истукан Навуходоносора был завершен, все люди пали и поклонились ему (Дан. 3:7). Бог запрещает такое поклонение идолам. Эта заповедь направлена против поклонения изображениям. Установление кумира, изображающего Бога, обес­ценивает Господа. Если кто-либо изобразит змей или пауков, объясняя, что это представляет его правителя, то разве последний не воспринял бы это как пренебрежение? Что больше может оскорбить бесконечного Бога, чем представ­ление Его посредством того, что конечно? Как можно представить живого Бога тем, что не имеет жизни, и Творца всего - тем, что было сотворено человеком?
1)Создать истинное изображение Бога невозможно. Сущность Бога духовна, и Он, являясь Духом, невидим (Иоан. 4:24). «...Вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды ог­ня...» (Втор. 4:15). Как
человек может нарисовать Божество? Разве сможет он изобразить то, чего не
видел? «Ничто не может изобразить невидимое» (Амвросий). «Вы не видели
никакого образа». Невозможно нарисовать душу или ангелов, так как они имеют
духовную природу. Тем более мы не можем нарисовать изображение Бога, Который
является бесконечным несотворенным Духом.
2)Поклоняться Богу через изображение и глупо, и противозаконно.
а)  Это глупо и неразумно, ибо создатель важнее изделия. «...Большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его» (Евр. 3:3). Если создатель важнее изделия, но никто не склоняется перед ним, то как глупо поклоняться изделию его рук! Разве не глупо кланяться картине, изображающей царя, когда сам царь рядом? Тем более безрас­судно поклоняться изображению Бога в то время, как Он везде присутствует.
б)  Поклоняться Богу через изображение противозаконно, так как это противоречит учению Церкви, которое гласит: «Изображения Бога, нашего Спасителя, Девы Марии являются самым опасными из всех. Поэтому мы должны быть очень осторожными и следить, чтобы они не устанавливались в храмах и церквях». Поэтому поклонение образам противоречит учению Церкви и наносит публичное оскорбление Церкви Англии. Поклонение изображению оче­видно противоречит букве Писания: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя... чтобы кла­няться пред ними» (Лев. 26:1). «...И не ставь себе столба, что ненавидит Господь Бог твой» (Втор. 16:22). «Да посты­дятся все служащие истуканам...» (Пс. 96:7). Неужели мы надеемся угодить Богу, поступая против Его желания и со­вершая то, что Им четко запрещается?
3)Поклонение изображениям противоречит практике святых древних времен. Иосия, став царем, разрушил дубравы и уничтожил идолов (4 Цар. 23:6, 24). Константин отказался от изображений, установленных в храмах. Христиане разрушили изображения в церквях Базеля, Цюриха и Богемии. Когда римские императоры хотели навязать им идолопоклонство, то Божьи люди предпочли умереть, нежели осквернить идолопоклонством свое девственное ве­роисповедание. Они отказались принять в свою общину художника или скульптора, чтобы не иметь ни одной статуи или изображения Бога. Когда Серапион поклонился идолу, христиане исключили его из общины и предали сатане.
Урок первый. Римская Церковь, которая от альфы до омеги является идолопоклоннической, осуждена и проклята. Католики изображают Бога Отца, рисуя
Его на окнах в виде старика, а Христа - на распятии. Но так как это противоречит
букве данной заповеди, то они кощунственно выбросили ее из своего катехизиса и
разделили десятую заповедь на две. Поклонение образам чрезвычайно нечестиво и
богохульно, так как направляет религиозное поклонение, которое должно предназначаться Богу, на творение. Напрасно католики говорят, что Господу
поклоняются сердцем, а образу - лишь телом, ибо поклонение телом также должно
предназначаться Богу, как и поклонение сердца. А отдавать внешние почести
изображению - означает отдавать благоговение, которое должно принадлежать
Богу, творению. «...Не дам славы Моей иному...» (Ис. 42:8).
Католики говорят, что не поклоняются изображениям, а используют их в качестве промежуточной ступени в поклонении Богу.
   «Мы не должны благоговеть даже перед статуей Христа, так как это лишь вырезанный кусок дерева» (Фома Аквинский).
1)  Где Бог повелевает поклоняться Себе посредством изображения или статуи? «Кто требует (этого) от вас?» (Ис. 1:12). Католики, как и дьявол, не могут сказать: «Написано».
2)  Язычники могут привести тот же самый аргумент в оправдание своего буйного идолопоклонства, что и католики - для  оправдания поклонения  изображениям.  Какой язычник настолько глуп, чтобы думать, что золото или серебро, фигура вола или слона являются Богом? Это эмблемы и иероглифы, лишь представляющие Его. Они поклоняются  невидимому Богу посредством  видимых вещей. Поклонение Богу через изображение Бог воспринимает, как поклонение самому изображению.
«Но, - говорят католики, - изображения — это книги мирян, которые помогают им помнить о Боге». Один из Католических соборов утвердил, что через изображения люди могут узнать больше, чем с помощью длительного изучения Писаний.
«Что за польза от истукана, сделанного художником, этого литого лжеучителя?» (Авв. 2:18). Разве он может быть книгой мирянина? Тогда давайте посмотрим, чему эта книга может научить. Она учит лжи, представляя невидимого Бога видимым образом. Слова католиков о том, что они используют изображения, чтобы помнить о Боге, то же самое, что и для женщины сказать, что она водится с другим мужчиной, чтобы помнить о своем муже.
Но разве Моисей не сделал изображение медного змея? Тогда почему же нельзя их делать?
   Это было сделано по особому повелению Бога:«Сделай себе медного змея» (Числ. 21:8) и с особой целью в бук­вальном и духовном смыслах. Разве воздвижение изображения медного змея может оправдать установление изо­бражений в церквях? Разве изготовление Моисеем змея, сделанного по повелению Бога, позволяет нам устанавли­вать изображения по собственному усмотрению? Разве из-за того что Моисей сделал изображение для исцеления ужаленных, законно устанавливать в церквях изображения, которые жалят тех, кто здоров? Более того, когда Израиль стал слишком почтительно относиться к змею, который был сделан по повелению Бога, и приносить ему воскурения, Езекия разбил его и назвал его Нехуштан - «просто медь», потому что так Бог повелел ему (4 Цар. 18:4).
Но разве Бог не представлен как Имеющий руки, глаза и уши? Почему же тогда мы не можем сделать Его изо­бражение, которое помогаю бы нам в богослужении?
   Хотя Богу было угодно снизойти до наших возможностей и представить Себя в Писании с глазами и руками, чтобы подчеркнуть Свое всеведение и Свою силу, тем не менее безрассудно, исходя из таких метафорических и фи­гуральных выражений, выдвигать аргументы в оправдание изображений и картин. Тогда, в соответствии с этим принципом, Бога можно изобразить в виде солнца, элемента огня и скалы, так как и такими метафорами Он представлен в Писании. И, конечно, католикам не понравилось бы иметь такие изображения Бога.
Если противозаконно рисовать изображение Бога Отца, то почему мы не можем делать изображение Кристи, Который облекся в природу человека?
   Ни в коем случае! Епифаний, увидев висящее в церкви изображение Христа, разломал его на кусочки. Именно Бо­жественность Христа, объединенная с Его человеческой природой, сделала Его Христом. Поэтому изображение Его человеческой природы, не имея возможности изобразить Его Божественность, является грехом, так как тем самым мы делаем Иисуса наполовину Христом, разделяя соединенное Богом и отбрасывая то, что делает Его Христом.
Как же мы можем правильно постичь Бога, если нельзя делать никакие изображения или подобия Его?
   Мы должны постичь Бога духовно. Во-первых,в Его атрибутах - Его святости, справедливости и милости, - яв­ляющихся лучами, через которые сияет Его Божественная природа. Во-вторых, мы должны постичь Его таким, как Он есть во Христе. Христос «есть образ Бога невидимого» (Кол. 1:15). Таким же образом мы видим оттиск печати на воске. Утвердите глаза своей веры на Христе, Боге и Человеке. «Видевший Меня видел Отца» (Иоан. 14:9).
Урок второй. Остерегайтесь, чтобы не впасть в идолопоклонство и поклонение изображениям. Наша природа подвержена этому, как сухое дерево - воспламенению. Зачем понадобилось так много слов в этой заповеди: «Не де­лай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли (т.е. солнцу, луне, звездам, особям мужского или женского рода, рыбам и т.д.) не поклоняйся им и не служи им»? Я спрашиваю, для чего понадобилось так много слов, как не для того, чтобы показать, насколько мы склонны к этому греху или лжепоклонению. Поэтому вторая заповедь и предупреждает нас противостоять этому греху. В тех местах, где прилив обладает особой разрушительной силой, мы должны строить дамбы выше и крепче. Чума идолопоклон­ства очень заразна. «Но смешались с язычниками и научились делам их; служили истуканам их, которые были для них сетью» (Пс. 105:35,36). Я советую вам избегать всего, что побуждает вас к этому греху.
1)  Не вращайтесь среди католиков, так как они поклоняются идолам. Старайтесь не жить с ними под одной крышей, или вы попадете в пасть дьявола. Святой Иоанн никогда не пошел бы в одно и то же место с язычниками.
2)  Не ходите на их богослужения, чтобы посмотреть на распятия и послушать мессы. Как пристальный взгляд на блудницу влечет к блуду, так и рассматривание католических позолоченных картин может соблазнить к идолопо­клонству. Некоторые ходят посмотреть на их идолослужение. Как бродяга, которому нечего терять, беспечен среди воров, так и не имеющие в себе благочестия не задумываются о том, что идут в место, где поклоняются идолам, и подвергают себя искушениям. Но вы, владеющие богатством добрых правил, остерегайтесь католических священни­ков, чтобы они не лишили вас их и не осквернили вас своими образами.
3)  Не вступайте в брак с язычниками. Хотя Соломон был и мудрым человеком, но его жены, поклонявшиеся идолам, увели Его сердце от Бога. Народ Израиля дал клятву и пообещал, что не будет отдавать своих дочерей замуж за идолопоклонников (Неем. 10:30). Брак между протестантами и католиками - чужое ярмо с неверными (2 Кор. 6:14), и опасность того, что католик растлит протестанта, больше, чем надежда, что протестант обратит католика. Если сме­шать вино и уксус, то уксус быстрее окислит вино, чем вино усладит уксус.
4) Избегайте религиозных предрассудков, суеверий, которые являются мостом, ведущим в Рим. Этими предрас­судками является привнесение различных церемоний, обрядов и нововведений в поклонение Богу, которые не были назначены. Это раздражает Господа, так как бросает тень на Его честь, словно Он недостаточно мудр, чтобы опреде­лить, каким образом Ему должно поклоняться. Он ненавидит чуждый огонь, принесенный в Свой храм (Лев. 10:1). Церемонии со временем могут
привести и к распятиям. Почему не могут иметь помазание, соль и сливки те, кто
настаивает на осенений крестным знамением при крещении, а также стремится быть
похожим на своих предков? Те, кто поклоняется алтарю, вскоре могут поклоняться
востоку, а со временем и облатке. Остерегайтесь всего, что связано с идолопоклонством, ибо это поклонение дьяволу (Пс. 105:37). Если вы исследуете
всю Библию, то не найдете другого такого греха, как идолопоклонство, за который
бы Бог сильно наказывал. Евреи говорят, что каждое зло, постигающее их, несет
в себе частичку золотого тельца. Ад - место для идолослужителей. «А вне
—-идолослужители» (Отк. 22:15). Сенеций говорит, что дьявол ликует при виде
идолов, так как идолослужители помогают наполнить ад.
Урок третий. Чтобы уберечь себя от идолопоклонства и идолослужения:
1)примите эти добрые принципы, чтобы вы могли противостоять лжеучителю. На чем утверждается католическая религия? Не на добродетели и милости, а на невежестве их паствы;
2)любите Бога. Жена, любящая своего мужа, спасена от прелюбодеяния, а душа, любящая Христа, спасена от идолопоклонства;
3)молитесь, чтобы Бог сохранил вас. Хотя и правда, что в изображении нет ничего искушающего (ибо если мы ему молимся, то оно не слышит, а если мы молимся Богу через него, то Господь тоже не услышит), тем не менее в своих сердцах мы не знаем, как скоро нас поглотит эта бесполезность, если Бог оставит нас. Поэтому молитесь, чтобы не соблазниться лживым поклонением, или не принять знак зверя на свою правую руку или чело. Молитесь так: «Поддержи меня, и спасусь...» (Пс. 118:117). «Господь, не допусти чтобы я совершил ошибку на своем пути из-за недостатка света и не оставил истинный путь из-за недостатка смелости»;
4) благословите Бога, давшего нам познание Своей истины, за то, что мы вкусили мед Его Слова и наши глаза были просвещены. Давайте благословим Его за то, что Он нарисовал перед нами картину Своего дома и правильную модель поклонения, за то, что Он раскрыл нам фальсификацию и хулу римской религии. Давайте молиться Богу, чтобы Он сохранил для нас чистые постановления и сильную проповедь. Вначале
идолопоклонство возникло из-за недостатка хорошей проповеди. Имея деревянных
священников, люди начали делать себе золотые образа.
II. «...Я Господь. Бог твой. Бог ревнитель...». Первая причина, почему Израиль не должен поклоняться изобра­жениям, заключается в том, что Господь есть Бог ревнитель. «...Имя Его — ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34:14). Слово «ревность» употребляется, во-первых, в хорошем смысле, так как Бог ревнует о Своем народе, и, во-вторых, в плохом смысле, так как Он ревнует из-за поступков Своего народа.
1) В хорошем смысле, так как Бог ревнует о Своем народе. «Возревновал Я о Иерусалиме и о Сионе ревностью великою» (Зах. 1:14). Бог питает нежные чувства к Своему народу и называет его «Мое благоволение к нему» (Ис. 62:4). Чтобы выразить, насколько дорог Ему Израиль и как нежен Он к народу, Бог называет его зеницей Своего ока (Зах. 2:8). «Нет ничего дороже зеницы ока» (Друзий). Израиль является Его женой, украшенной драгоценными камнями благодати, и покоится в Его сердце. Бог ревнует о своей жене и поэтому будет мстить тем, кто обидит ее. «Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих» (Ис. 42:13). Бог воспринимает зло, причиняемое святым, как зло, направленное против Себя (4 Цар. 19:22), и Он отплатит всем, притесняющим Сион. «Я стесню всех притеснителей
твоих...» (Соф. 3:19).
2) Слово «ревность» употребляется в плохом смысле, так как Бог ревнует из-за поступков Своего народа. Именно в таком смысле оно употребляется в этой заповеди: «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель». Я ревную, если ты идешь вслед иным богам или поклоняешься истинному Богу неправильно, если ты оскверняешь свое девственное ис­поведание изображениями. Господь хочет, чтобы Его жена была крепко привязана к Нему и не шла за другими любов­никами. «...Не блуди, и не будь с другим...» (Ос. 3:3). Он не терпит конкурентов. Наша супружеская любовь вместе с благоговением и поклонением должны принадлежать только Богу.
Урок первый. Давайте не будем давать Богу повода ревновать. Хорошая жена настолько благоразумна и цело­мудренна, что не будет давать мужу повода для
ревности. Давайте избегать всех грехов, особенно идолопоклонства и поклонения
изображениям. Омерзительно оскверняться поклонением изображениям после того,
как вы вступили в брачный завет с Богом. Идолопоклонство - это духовный блуд, а
Господь - ревнивый Бог, и Он отомстит за это. Поклонение изображениям заставляет
Бога ненавидеть народ. «...Истуканами своими возбуждали ревность Его. Услышал
Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля» (Пс. 77:58,59),
«потому что ревность — ярость мужа...» (Прит. 6:34). Поклонение изображениям
гневит Бога и побуждает Его развестись с народом. «Судитесь с вашею матерью,
судитесь; ибо она не жена Моя» (Ос. 2:2), «...Люта, как преисподняя, ревность...» (Песн. П. 8:6). Как могила поглощает человеческие тела, так и Бог поглотит и идолослужителей.
Урок второй. Если Господь - ревнивый Бог, то это особенно должны помнить те, кого окружают католические идолопоклонники, и кто ненавидим ими из-за того, что имеет другую религию и потому лишен их поддержки. Помните, что Господь - Бог ревнивый. Лучше возбудить в родителях ненависть, чем у Бога - ревность! Их гнев не сможет причинить вам столько несчастья, сколько Божий гнев. Если не они, то Бог позаботится о вас. «Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26:10).
III. «...Посещающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода...». Это еще один аргумент, направленный против идолопоклонства. Это посещение может быть двоичным. Бог может посещать из милости. «Бог посетит вас...» (Быт 50:25), т.е. Он введет вас в землю Ханаанскую, которая является прообразом небес. Так Бог посещает нас сияющими лучами Своего благоволения, давая возможность нам купаться в море Его милости. Это счастливое посещение. Но Бог также посещает во гневе. «Неужели Я не посещу за это?» (Иер. 5:9), т.е. Бог может посещать, держа в руке жезл. «И что вы будете делать в день посещения...» (Ис. 10:3). В данной заповеди имеется в виду наказание за вину. Здесь обратите внимание на три момента.
1)Что грех побуждает Бога посещать. «Посещающий... за вину». Именно грех является причиной посещения Бога через болезни, бедность и т.д. «Если... повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их...» (Пс. 88:32,33). Грех переплетает канаты, сдавливающие нас: он создает все наши трудности, являясь и желчью в нашей чаше, и камнем в нашем хлебе. Грех - это Троянский конь и Фаэтон, распаляющий повсюду огонь; это утроба наших скорбей и могила для нашего утешения. Бог посещает из-за греха.
2)Одним из особых грехов, побуждающих Бога посещать, является идолопоклонство и поклонение изображениям. «Посещающий детей за вину отцов». Большая часть Его отравленных стрел направлена на и дол ослу жителей. «Пойдите же на место Мое в Силом, где Я прежде назначил пребывать имени Моему, и посмотрите, что сделал Я с ним...» (Иер.7:12). Из-за идолопоклонства народа Господь допустил,  чтобы армия
Израиля  была разгромлена,  его священники - убиты, а ковчег - захвачен врагами. И мы нигде не можем прочитать, что последний был возвращен в Силом. Иерусалим был самой известной столицей в мире, где находился храм, «куда восходят колена, колена Господни» (Пс. 121:4). Но из-за высот и истуканов этот город был осажден и взят Халдейской армией (4 Цар. 25:4). Когда истуканы были водружены в  Константинополе, главном городе Восточной империи, который в глазах всего мира был неприступным, он был захвачен турками, а многие люди жестоко убиты. В то время турки, в своем триумфе, бесчестили  христиан-идолопоклонников, презрительно неся изображения и распятия по улицам и бросая их в грязь со словами: «Это бог христиан». Это было Божье посещение из-за идолопоклонства. Господь поставил особую печать Своего гнева на идолопоклонниках. В городе, называемом Еполетиум, в результате землетрясения погибло 350 человек в то время, когда они приносили жертвы идолам. Идо­лопоклонство принесло страдания в восточные церкви и сдвинуло золотые светильники Азии. За это беззаконие Бог посещает.
3)  Идолопоклонники являются врагами не только своих душ, но и своих детей. «Наказывающий детей за вину от­цов». Идолопоклонник-отец передает в наследство своим детям не только землю, но гнев и проклятие Бога. Ревни­вый муж. узнав о супружеской неверности своей жены, мог просто выбросить ее и ее детей, потому что они не принадлежали ему. Если отец оказался изменником своему господину, то неудивительно, что от этого пострадают и его дети Бог может наказывать детей за идолопоклонство их отцов.
Но разве не сказано: «...каждый за свое преступление должен умереть» (2 Пар. 25:4) и «сын не понесет вины отца...» (Иез. 18:20)? Как же тогда Бог говорит, что Он есть «наказывающий детей за вину отцов»?
   Хотя сын не будет проклят, но он может быть строго наказан за вину отца. «Бог бережет для детей его несчастье его» (Иов. 21:19), т.е. Бог приберегает наказание за вину отца для детей: ребенок будет страдать за грех отца. Иеровоам думал укрепить царство с помощью идолопоклонства, но тем самым разорил его и все последующие поколения (3 Цар. 14:10). «Они взяли царских сыновей, и закололи их — семьдесят человек...» (4 Цар. 10:7). Так Бог наказал детей за вину их отцов. Как сын заражается наследственной болезнью от отца - подагрой или болезнью почек, - так же он получает и страдания от него: грех его отца разоряет его.
Урок первый. Как страшно быть сыном идолослужителя! Страшно было быть одним из сыновей Гиезия, которые наследовали от него проказу. «Пусть же проказа Нееманова пристанет к тебе и к потомству твоему навек» (4 Цар. 5:27). Так же
страшно быть сыном идолопоклонника или идолослужителя, т.к. его наследники в
этой жизни подвергнутся суровому наказанию, ибо Бог наказывает «детей за вину
отцов». Мне кажется, я слышу слова Бога: «Готовьте заклание сыновьям его
за беззаконие отца их» (Ис. 14:21).
Урок второй. Какая великая привилегия - быть детьми благочестивых родителей, которые находятся в завете с Бо­гом, и Бог хранит милости для последующего поколения. «Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!» (Прит. 20:7). Верующий родитель не накапливает гнев, а помогает удерживать его от своего ребенка: он наставляет своего ребенка следовать религиозным принципам, просит для него благословений и является маг­нитом, притягивающим свое дитя ко Христу посредством доброго совета и примера. О, какая привилегия - родиться в благочестивой религиозной семье! Августин говорит, что его мать Моника больше страдала и переживала о его рождении свыше, чем о плотском. Нечестивые идолопоклонники передают своему потомству страдания. Бог наказывает «детей за вину отцов». Но верующие родители несут благословения своим детям, и Бог хранит милости для их потомства.
IV. «...Ненавидящих Меня...». Идолослужение - это ненависть к Богу. Католики, поклоняющиеся Господу через изображения, ненавидят Бога. Идолослужители притворяются, что любят Бога, но Бог рассматривает их любовь как ненависть. «Любящая другого мужчину ненавидит своего мужа». Любящий изображения ненавидит Бога. Писание говорит, что идолослужители блудодействуют и изменяют Богу (Исх. 34:15). Как же они могут любить Его? Я покажу, что идолослужители ненавидят Бога, как бы они не притворялись в своей любви.
1)Поступающие противоположно четкой воле Бога ненавидят Его. Господь говорит, чтобы они не устанавливали никаких статуй, образов и не делали изображений, представляющих Его, так как Он ненавидит это. «…Не ставь себе столба,  что  ненавидит Господь  Бог твой» (Втор. 16:22). Однако идолопоклонники ставят изображения и по­клоняются им. Бог рассматривает это как ненависть к Нему. Разве любит своего отца тот ребенок, который делает все вопреки его воле?
2)Люди, выгнавшие Иеффая, ненавидели его, поэтому они и выгнали его из дома отца (Суд. 11:7). Идолопоклонник также изгоняет истину из дома Божьего, вычеркивая вторую заповедь: он делает изображение невидимого Бога и вносит ложь в поклонение Господу, что четко доказывает его ненависть к Богу.
3) Хотя идолопоклонники любят лживое изображение Бога на картинах, они ненавидят Его истинное изображение в верующем. Они притворяются, что почитают Христа на распятии, но в то же время преследуют Его в Его членах. Таковые ненавидят Бога. 
Урок первый. Это доказывает ложность тех, кто ходатайствует об идолопоклонниках, говоря, что те очень набожны, любят образа, вешают распятия и целуют их, зажигают перед ними свечи, утверждая, что все это свидетельствует об их любви к Богу. Но кто будет судить об их любви? Господь говорит, что они ненавидят Его и  освящают религиозное поклонение твари. Они ненавидят Бога, а Бог ненавидит их. Они никогда не будут жить с Богом, Кото­рый ненавидит их. Господь никогда не возведет в Свое лоно ядовитых змей. Небеса, как и рай, охраняются пламе­неющим мечом, чтобы они не вошли туда. Он «воздает ненавидящим Его в лице их» (Втор. 7:10) и посылает Свои смертельные стрелы в идолопоклонников. Все казни и проклятия в Книге Божьей обрушатся на них. Господь отпла­тит ненавидящему Его.
Урок второй. Пусть это побудит всех бежать от римского идолопоклонства. Давайте сторониться богоненави­стников. «Дети! храните себя от идолов» (1 Иоан. 5:21).  Храните свои души от идолопоклонства так же, как вы храните свои тела от блуда. Остерегайтесь изображений, которые говорят о ревности, побуждающей Бога ко гневу. Они прокляты. Вы можете погибнуть из-за лживого поклонения и идолослужения так же, как из-за греха, пьянства и блуда. Человек может мереть от яда так же, как и от оружия. Мы можем отправиться в ад, испив отраву из римской Чащи прелюбодеяния, так же, как и от выстрелов страшных и позорных грехов. В заключение: «Бог твой, Бог ревни­тель», Он не потерпит соперника и накажет «детей за вину отцов». Он навлечет казни на потомство идолопоклонни­ков. Господь рассматривает их как ненавидящих Его. Поэтому содержите себя в чистоте от  римского идолопоклон­ства. Если вы любите свои души, то удерживайте себя от идолов.
V. «...Творящий милость до тысячи родов...» Еще один аргумент против идолослужения заключается в том, что Бог милостив к тем, кто не возбуждает Его ревности своими изображениями. Он одарит милостями их потомство: Он - «творящий милости до тысячи родов».
   Здесь показан золотой скипетр милосердия Бога, Который дарует милости до тысячи родов. Язычники считали, что они достаточно прославляют Юпитера, называя его добрым и великим. Превосходства милости и величия соеди­нены в Боге. Милость - это свойственная Богу склонность творить добро страдающим грешникам. Проявление Божь­ей милости являет сущность Бога Отца во всей славе. Когда Моисей попросил Бога: «Покажи мне славу Твою», то Господь ответил: «Я проведу пред тобою всю славу Мою...» (Исх. 33:19). Его милость - это Его слава. Милость - это имя, по которому Его можно узнать. «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый..» (Исх. 34:6). Милость изначально исходит от Бога. Он - «Отец милосердия» (2 Кор. 1:3), потому что Он производит все милости в творении. Наши милости с трудом можно сравнить с Его милостями, все равно, что каплю - с океаном.
Какими являются отличительные черты Божьей милости?
1) Она дается даром и добровольно. Выдвигать заслуги - значит нейтрализовать милость. Ничто не заслуживает милости и не может оказать давление на нее. Мы сами не заслуживаем и не можем требовать ее из-за своей враждеб­ности. Мы можем лишь заставить Бога наказать нас, но не любить. «...Возлюблю их по благоволению» (Ос.14:5). Каждое звено золотой цепочки спасения отделано и обвито свободной
благодатью. Избрание дается даром. «...Он избрал нас в Нем прежде создания
мира...» (Еф. 1:4). Оправдание дается даром - «...получая оправдание даром, по
благодати Его...» (Рим. 3:24). Поэтому не говорите, что вы недостойны, ибо милость дается даром. Если бы Бог проявлял милость только к тем, кто заслуживает ее, то Он не даровал бы милость никому.
2) Милость, проявляемая Богом, могущественна. Как всесильна милость, смягчающая каменное сердце! Она из­менила сердце Марии Магдалины, из которой было изгнано семь бесов, и заставила эту несгибаемую, как металл, женщину рыдать и каяться. Милость Божья грудится плавно, но в то же время непреодолимо: она очаровывает и завоевывает. Закон Божий может напугать, но милость успокаивает. О, какой же тогда всемогущей силой и эффективностью обладает милость, которая подчиняет гордость и враждебность сердца, разбивает узы греха, в которых пребывала душа!
3) Милости, проявляемойБогом, более чем достаточно. Господь Бог «многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов» (Исх. 34:6,7). Бог наказывает детей за вину отцов лишь «до третьего и четвертого рода», а сохраняет милость «в тысячи родов» (Исх. 20:5,6). Господь хранит богатства милости, и поэтому Писание называет Его «многомилостивым» (Пс. 85:5) и «богатым милостью» (Еф. 2:4). Гнев из Божьей чаши проливается по каплям, а милость - бьет фонтаном. У солнца не так много света, как у Бога - любви.
   Божья милость необъятна во всех измерениях: она так глубока, что касается грешников, и так высока, что достигает облаков. Бог имеет милости для всех времен: милость для ночи, когда Он дает сон. Более того, иногда Он посылает песнь в ночи (Пс. 41:9). У Него есть милости для утра. «Милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро» (Плач. 3:22,23).
   Бог обладает всевозможными разновидностями милостей: милости для бедных - «Из праха подъемлет Он бед­ного...» (1 Цар.2:8); милости для узника - Он «не пренебрегает узников Своих» (Пс. 68:34); милости для удрученных - «В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя» (Ис. 54:8). Он имеет древние милости: «...милости Твои, ибо они от века» (Пс. 24:6), и новые милости: «(Он) вложил в уста мои новую песнь...» (Пс. 39:4). С каждым новым вдохом мы вдыхаем милость. У Бога есть милости под небесами, которые мы вкушаем, и милости на небесах, на которые мы надеемся. Таким образом, мы увидели, что Его милости преизбыточ­ны.
4) Милость Божья неизменна. «Милость же Господня от века и до века...» (Пс. 102:17). Гнев Бога на Его детей длится лишь краткое время (Пс. 102:9), а Его милость изливается вечно. Егомилость не похожа на масло вдовы, которое то лилось, то останавливалось (4 Цар. 4:6), она льется с избытком и наполняет все. Так как милость Божья не имеет границ, то она и не имеет конца. «...Ибо вовек милость Его» (Пс. 135). Бог никогда не лишит Своей милости тех, кого Он избрал.
Каким образом Бог проявил Свою милость?
1) Мы все являемся живыми памятниками Его милости. Он проявляет милость, каждый день давая нам все необхо­димое. Он дает нам здоровье, которое является приправой, услаждающей нашу жизнь. Как бы славили эту милость те, кто прикован к постели из-за болезни! Бог дает нам пищу. Он есть «Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня» (Быт 48:15). Милость накрывает наши столы и нарезает нам каждый кусочек хлеба, который мы едим; все, что мы пьем, подается в золотой чаше милости.
2) Бог проявляет милость, продлевая наши Евангельские свободы (1 Кор. 16:9). У нас много противников, многие хотели бы остановить воды святилища. Мы наслаждаемся приятным временем благодати, слышим радостное пение, видим дела Божьи, совершаемые в Его святилище, и радуемся каждой Субботе. Манна Слова падает на наши палатки в то время, как в других частях земли ее нет. Бог показывает Свою милость, продлевая наши незаслуженные привилегии.
3) Бог показывает Свою милость, оберегая нас от зла. «Ты, Господи, щит предо мною...» (Пс. 3:4). Бог ограничивает гнев людей и становится стеной между нами и опасностью. Когда вышел ангел-губитель и выпустил свою стрелу эпидемии, Бог удержал се, чтобы она не задела нас.
4) Бог показывает Свою милость, освобождая нас. «...Я избавился из львиных челюстей», т.е. от Нерона (2 Тим. 4:17). Он вывел нас из могилы. Разве не можем мы написать о себе то же, что об Езскии: «Он болен был и выздоровел от болезни» (Ис. 38:9)? Когда нам кажется, что солнце жизни заходит за горизонт, Бог возвращает ему прежнюю яркость.
5) Бог показывает милость, ограждая нас от греха. Похоти внутри нас страшнее львов снаружи. Самый страшный признак гнева Божьего, когда Он отдает человека во власть его собственных грехов. «...Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (Пс. 80:13). В то время как они грешат и приближаются к аду, Бог одел уздечку ограничивающей благодати на нас. Как Он сказал Авимелеху: «(Я)... удержал тебя от греха предо Мною» (Быт. 20:6), так же Он удерживает нас от грехов, которые могли бы сделать нас добычей сатаны и ужасом для нас самих.
6) Бог проявляет милость, направляя и ведя нас. Разве не милость для человека, сбившегося с пути, найти провод­ника? Во-первых, это благоприятное водительство. Бог направляет наши дела для нашего блага, вырисовывая путь, по которому нам следует идти. Он разрешает наши сомнения, развязывает наши узлы и намечает границы для нашего обитания (Деян. 17:26). Во-вторых, это духовное водительство. «Ты руководишь меня советом Твоим...» (Пс. 72:24). Как у Израиля был столб
огненный, который вел его, так и Бог направляет нас пророчеством Своего Слова и
действием Своего Духа. Он направляет наши умы, удерживая нас от ошибок, и наши
стопы, удерживая от грехов. О, какая милость - иметь Бога своим водителем и
капитаном! «...Ради имени Твоего води меня и управляй мною» (Пс. 30:4).
7) Бог проявляет Свою милость, дисциплинируя нас. Он гневается с любовью и наказывает, чтобы мы могли спастись. Его жезл - не жезл железный, чтобы погубить нас, а отцовский жезл, чтобы смирить нас, «для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр.12:10). Он либо действует, чтобы умертвить в нас греховность, либо проявляет благодать. Разве не проявляется в этом милость? Каждое испытание для чада Божьего - то же самое, что сильный ветер - для Павла, который, хотя и разбил корабль, но все-таки доставил апостола к берегу на обломках (Деян. 27:44).
8) Бог проявляет Свою милость, прощая нас. «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие...» (Мих. 7:18). Великая милость - кормить нас, но еще большая - прощать нас. Его милость бьет струей из сосудов свободной благодати, и ее достаточно, чтобы исцелить больного. «И ни один из жителей не скажет: "я болен"; народу,
живущему там, будут отпущены согрешения» (Ис. 33:24). Прощение грехов - милость
первостепенного значения. Бог Своим поцелуем запечатляет прощение грешнику.
Поэтому Давид одел свои лучшие одежды и помазался. Его новорожденный ребенок
был мертв, и Бог сказал ему, что меч не отойдет от его дома, тем не менее царь
помазал себя. Причина этого заключалась в том, что Бог послал ему прощение
через пророка Нафана: «Господь снял с тебя грех твой» (2 Цар. 12:13). Прощение -это единственное подходящее средство для обеспокоенной совести. Что может
успокоить раненный дух, как не прощающая милость? Предложите ему почести и
удовольствия этого мира. Это все равно, что принести цветы и музыку осужденному
человеку.
Как мы можем знать, что наши грехи прощены?
   Там, где Бог удаляет вину, Он разрушает власть греха. «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши» (Мих.7:19). Вместе с прощающей любовью Бог дарует смиряющую благодать.
9) Бог проявляет Свою милость, освящая нас. «...Я Господь, освящающий вас» (Лев. 20:8). В этом заключается сопричастность к Божественной природе (2 Пет. 1:4). Дух Божий - дух освящения, и хотя Он освящает нас лишь час­тично, тем не менее Он касается каждой нашей частички (1 Фес. 5:23). Это та милость, которую Бог не может дать во гневе. Если мы освящены, то и избраны. «...Бог... через освящение Духа... избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2:13). Освящение готовит нас для счастья, как зерно - для жатвы. Девы могли предстать перед царем лишь после того, как были
помазаны и надушены ароматами (Есф. 2:12). Поэтому лишь после того, как мы
были помазаны Богом, мы сможем предстать перед Царем небес.
10) Бог проявляет милость, слыша наши молитвы. «Помилуй меня и услышь молитву мою» (Пс. 4:2). Разве не милость - знать, что твои прошения будут переданы царю? Поэтому когда мы молимся о прощении, усыновлении и проявлении Божьей любви, то милость дает нам понять, что мы получим благодатный ответ. Господь может отложить ответ, но не откажется ответить. Вы не бросаете музыканту деньги за один раз, так как вам нравится слушать его музыку. Бог тоже любит мелодию молитвы, но не всегда дает нам возможность услышать мирный ответ сразу, а отвечает в нужное время. «Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей» (Пс. 65:20). Если Бог не отвергает нашу молитву, то не отвратит и Своей милости.
11) Бог проявляет милость, спасая нас. «Он спас нас... по Своей милости» (Тит. 3:5). Спасение - это вершина ми­лости, и ее основание заложено на небесах. Здесь милость проявляет себя во всех великолепных красках. Милость, безусловно, является милостью, когда Бог совершенным образом очищает нас от всех недостатков и остатков тления, когда наши тела становятся подобны прославленному телу Христа, а наши души - ангелам. Но спасающая милость - это венценосная милость, которая не только избавляет нас от ада, но возводит на трон и дарует царство. В этой жизни мы,
скорее, стремимся к Богу, чем радуемся Ему. Но какой великой милостью будет -
владеть Им, видеть Его улыбающееся лицо и возлежать на Его лоне! Это исполнит нас «радостью неизреченною и преславною» (1 Пет. 1:8). «А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим» (Пс. 16:15).
Урок первый. Давайте не будем отчаиваться. Какое ободрение имеем мы здесь, чтобы служить Богу? Он проявляет милость для тысяч. Кто не хотел бы служить господину, которому свойственно милосердие и терпимость? Писание говорит, что Бога окружает радуга как символ Его милости (Отк. 4:3). К суровым действиям Бога побуждают, осуждение - необычное для Него дело (Ис. 28:21). Писание говорит, что ученики, не удивлявшиеся чудесам Христа, изумились, когда смоковница была проклята и высохла, так как Иисусу несвойственно было совершать суровые дейст­вия. О Боге говорится, что Он «любит миловать» (Мих. 7:18). Справедливость - это левая рука Бога, а милость -правая. Он использует Свою правую руку и творит милость чаще, чем совершает правосудие. «Бог более склонен к милости, чем к наказанию». Он «долготерпелив» (Пс. 102:8) и «многомилостив» (Пс. 85:5). Это должно ободрить вас в служении Ему. Какой еще аргумент может преобладать, если не милость? Если бы Бог лишь вершил правосудие, то это могло бы отпугнуть нас, но Его милость является тем магнитом, который притягивает нас к Нему.
Урок второй. Надежда на Божьи милости. «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его» (Пс. 146:11). Он считает Своей славой щедро одаривать прощением людей.
Но я был большим грешником, и поэтому для меня нет милости!
   Это правда, если ты продолжаешь грешить и упорствуешь в своем грехе. Но если ты оставляешь свои грехи, то золотой скипетр милости простирается к тебе. «Да оставит нечестивый путь свой... и да обратится к Господу, и Он помилует его» (Ис. 55:7). Кровь Христа - «источник для омытия греха и нечистоты» (Зах. 13:1). Милость больше переполняет Бога, чем грех - нас. Его милость может покрыть самые большие грехи, как море покрывает высокие горы. Некоторые из иудеев, чьи руки были обагрены Кровью Христа, спаслись благодаря этой Крови. Богу нравится превозносить Свое милосердие, воздвигать трофеи свободной благодати и утверждать Свою милость назло греху. Поэтому уповайте на Его милость.
Урок третий. Трудитесь, дабы узнать, что милость Божья предназначена для вас. Он есть «Бог мой, милующий меня» (Пс. 58:18). Тонущий человек, увидев радугу, мог бы сказать: «Какая мне польза в том, что Бог не потопил весь мир, если я тону?». Точно так, какая нам польза в том, что Бог милостив, если мы погибаем? Поэтому давайте трудиться, чтобы узнать об особой Божьей милости для нас.
Откуда мы можем знать, что Его милость распространяется на нас?
1) Если мы высоко ценим ее. Бог не будет разбрасывать Свои милости тем, кто пренебрежительно к ним относится. Мы высоко ценим здоровье, а вот усыновляющую благодать мы ценим меньше. Это бриллиантовое кольцо, сияющее всеми остальными утешениями.
2) Если мы боимся Бога и нас охватывает благоговение, если мы трепещем при виде греха и бежим от него, как Моисей, увидевший, что его жезл превратился в змею. «Милость Его в роды родов к боящимся Его» (Лук. 1:50).
3) Если мы вступаем во святилище Божьей милости, уповая на нее, подобно человеку, который спасается, схва­тившись за канат. Божья милость к нам - то канат, спустившийся с небес. Крепко держась за него верой, мы спаса­емся. «..(Я) уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс. 51:10). Как человек вверяет свою жизнь и имущество гар­низону, размещенному в городе, так и мы вверяем свои души Божьей милости.
Как мы можем стать сопричастниками особой Божьей милости?
1) Эту милость мы можем иметь через Христа. Без Христа мы не можем обладать ею. В законе мы читаем, что никто не мог входить в святая святых, где находился престол благодати, кроме первосвященника. Это означает, что мы можем обрести милость только через Христа - нашего Первосвященника. Мы там же читаем, что первосвященник не мог приблизиться к трону благодати без крови. А это значит, что мы обретаем право на милость только через ис­купительную жертву Крови Христа (Лев. 16:14), Далее мы читаем, что под страхом смерти первосвященник не мог приблизиться к трону благодати без воскурений (Лев. 16:13). Это показывает, что без ходатайства Иисуса Христа мы не можем иметь милость от Бога. Чтобы иметь ее мы должны иметь часть во Христе. Милость плывет к нам через Кровь Христа.
2) Чтобы иметь милость, мы должны молиться о ней. «Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам» (Пс. 84:8). «Призри на меня и помилуй меня...» (Пс. 24:16). Господи, не ограничивай меня лишь Твоими обыч­ными милостями: даруй мне не только пищу и одежду, но и милость прощения; даруй мне не только избавляющую милость, но и спасающую. Господь, даруй мне сливки твоих милостей, чтобы я имел милость и щедроты Твои. «...(Он) венчает тебя милостью и щедротами» (Пс. 102:4). Будьте ревностными просителями о милости, пусть ваши нужды побуждают вашу назойливость. Мы молимся более ревностно, когда горят наши чувства.