Томас Ватсон - о идолопоклонстве

Евгений Егоров 3
Первая заповедь
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).


 

ПОЧЕМУ заповедь обращена ко второму лицу единственного числа «тебя»? Почему Бог не говорит: «У вас не должно быть иных богов»?

   Потому что заповедь обращена к каждому лично и Бог хочет, чтобы каждый воспринимал ее, как будто обращаются к нему по имени. Хотя мы спешим обладать всеми привилегиями, в то же время свои обязанности мы стремимся переложить на других. Поэтому заповедь стоит во втором лице единственного числа - у тебя, - чтобы каждый знал, что она обращена лично к нему, словно его называют по имени. Теперь мы переходим к заповеди «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Эта заповедь может вести нас и достойна возглавлять все остальные заповеди, так как является основанием всей истинной религии. Ее сущность заключается в том, что мы должны освящать Бога в своих сердцах и отдавать Ему предпочтение перед всеми сотворенными существами. Она имеет два ответвления: 1) мы должны иметь одного Бога, и 2) Он должен быть один. Или другими словами: 1) мы должны иметь Господа как своего Бога, и 2) у нас не должно быть других богов.

I. Мы должны иметь Господа как своего Бога.Эти слова возвещают, что мы должны иметь Бога, «ибо кто Бог, кроме Господа» (2 Цар, 22:32)? Господь Иегова (Один Бог в трех Личностях) является истинным, живым и вечным Богом, и Его мы должны иметь как своего Бога.

1)  Если мы имеем Господа своим Богом, то это означает, что мы признаем Его как Бога. Богами язычников были идолы (Пс. 95:5), а «мы знаем, что идол в мире ничто» (1 Кор. 8:4), то есть он не имеет в себе Божественности. Если мы вопием: «О, идол, помоги нам!», то он не может помочь. Идолы сами были взяты в плен, следовательно, идол - ничто (Ис. 46:2). Им приписывается бесполезность, поэтому мы не признаем их богами (Иер. 14:22). Но Господь Бог является Богом для нас, если мы от сердца признаем Его Богом. Весь народ пал на лица свои и сказал: «Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:39). Да, мы признаем Его единственным Богом. «Господи Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог...» (4 Цар. 19:15). Божественность - это драгоценный камень, который присутствует лишь в Его венце. Более того, мы признаем, что нет Бога, подобного Ему. «И стал Соломон пред жертвенником Господним... и сказал: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе...» (3 Цар. 8:22,23). «Ибо кто на небесах сравнится с Господом? кто между сынами Божиими уподобится Господу?» (Пс. 88:7). Или на халдейском: «Кто среди ангелов?». Никто не может сделать того, что под силу Богу. Он сотворил мир из ничего и «повесил землю ни на чем» (Иов. 26:7). Поэтому Господь является Богом для нас, если мы убеждены в своих сердцах, исповедуем своими устами и подписываемся своими руками в том, что Он является единственным истинным Богом и никто не сравнится с Ним.

2)  Иметь Господа своим Богом - означает, что мы избрали Его. «Изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу» (Иис.Н. 24:15), т.е. мы выбираем Господа своим Богом. Одно дело - из-за суда одобрить Бога, а совсем другое - по воле избрать Его. Религия - это не вопрос случая, а вопрос выбора.

   Прежде чем избрать Господа своим Богом, мы должны обладать знанием. То есть вначале мы должны познать Его, и только потом сможем выбрать Его. Прежде чем выбрать спутника для супружеской жизни, мы должны хоть немно­го знать этого человека. Поэтому мы должны знать Бога до того, как выберем Его своим Господом. «...Знай Бога отца твоего...» (1 Пар. 28:9). Мы должны знать Бога во всех Его атрибутах: Его славу в святости, Его щедрость в милости, Его верность в обетованиях. Мы должны видеть Бога в Его Сыне. Как зеркало отражает лицо, так и во Христе, как в чистом зеркале, мы видим красоту и любовь Бога. Эти знания должны предшествовать нашему выбору Бога. Лактанций сказал, что все знания философов лишены главного, потому что им не хватало знаний о Боге. Данный выбор является действием зрелой рассудительности. Христианин, увидев превосходные совершенства Господа и исполнившись святым восхищением, выбирает Бога из всех других объектов, направляет на Него свое сердце и говорит, как Иаков: «И будет Господь моим Богом» (Быт. 28:21). Тот, кто выбирает Бога, посвящает себя Ему. «Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою» (Пс. 118:38). Как сосуды святилища были посвящены и отделены для святого использования, так и выбирающий Господа своим Богом посвящает себя Ему и не посвятит себя для бесполезного употребления.

3) Иметь Господа своим Богом - означает вступить с Ним в торжественный завет, что Он будет нашим Богом. После выбора вступает в силу брачный завет. Как Бог вступил в завет с нами: «...И дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду» (Ис. 55:3), так и мы вступаем в завет с Ним: «И вступили в завет, чтобы взыскать Госпо­да Бога отцов своих...» (2 Пар. 15:12). «Один скажет: "я Господень"... а иной напишет рукою своею: "я Господень"» (Ис. 44:5), подобно тому, как воины записывают свои имена в списке личного состава. Этот завет - «И будет Господь моим Богом» - мы часто обновляем во время Вечери Господней, которая, подобно печати на обязательстве, крепко привязывает нас к Богу и удерживает от отступничества.

4)  Иметь Господа своим Богом - означает благоговеть перед Ним. Благоговение включает в себя почитание: «Бла­гоговеют пред Ним все, почитающие Его» (Пс. 88:7). Серафимы,  стоявшие  вокруг престола  Божьего,  закрывали свои лица (Ис. 6:2), а Илия закрыл свое лицо милотью в знак почтения, когда Господь проходил мимо. Такое благо­говение показывает, как высоко мы ценим священное величие Бога. Это благоговение также включает в себя покло­нение Богу. «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28:2). «...И поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (Неем. 8:6). Божественное поклонение - это особая почесть, оказываемая Богу Отцу. Бог особо ревнует об этом, и Он не разделит ее с творением. «...И не дам славы Моей иному» (Ис. 42:8). Судьи могут иметь гражданское уважение или почитание, но только Богу должно предназначаться религиозное благоговение.

5)  Иметь Господа своим Богом - означает бояться Его. «Если...  не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя...» (Втор. 28:58,59). Бояться Бога - означает, во-первых, постоянно иметь Его перед своими глазами. «Всегда видел я пред собою Господа...» (Пс. 15:8). «Очи мои всегда к Гос­поду...» (Пс. 24:15). Боящийся Бога представляет, что Он как судья рассматривает все его дела и взвешивает все его поступки. Во-вторых,  бояться Бога - означает иметь в сердце такое святое благоговение перед Господом, благодаря которому мы не осмеливаемся грешить. «Бойтесь и не грешите» (Пс. 4:5). Нечестивцы грешат и не боятся, а бла­гочестивые боятся и не грешат. «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39:9). Позвольте мне грешить, и вы позволите мне пить отраву. Это высказывание Ансельма: «Если бы ад был с одной стороны, а грех – с другой, то я скорее бы прыгнул в ад, чем добровольно согрешил против моего Бога». Боящийся Бога не согрешит даже тайно. «Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Господа Бога твое­го» (Лев. 19:14). Вы можете злословить о глухом человеке, но он не услышит вас; вы можете положить препятствие на пути слепого, преткнувшись о которое, он упадет, но он не увидит вас. Но страх перед Богом заставит вас оставить даже те грехи, которых не видят и о которых не знают люди. Страх перед Богом разрушает страх перед людьми. Трое юношей боялись Господа, поэтому они не испугались царского гнева (Дан. 3:16). Больший шум заглушает меньший: раскаты грома поглощают шум реки. Поэтому если в душе преобладает страх Божий, то он поглощает все остальные плотские страхи. Господь становится нашим Богом, если в нас присутствует сыновний страх перед Ним.

6) Иметь Господа своим Богом - означает доверять Ему. «К Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю...» (Пс. 140:8). «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю» (2 Цар. 22:3). Мы можем уповать лишь на Господа. Все творения - прибежища лжи, они подобны египетскому тростнику, который слишком слаб, чтобы поддержать, но достаточно силен, чтобы ранить нас (4 Цар.18:21). «То, что стойко, не поколеблется никаким волнением». Бог является единственным надежным фундаментом, на котором мы можем строить свое упование. Если мы надеемся на Господа, то тем самым делаем Его своим Богом. Если мы не надеемся на Него, то делаем Его идолом. Уповать на Бога - означает полагаться на Его силу Творца и на Его любовь Отца. Уповать на Бога - значит доверить Ему свое основное богатство - свою душу. «В Твою руку предаю дух мой» (Пс. 30:6). Как сирота вверяет все свое имущество опекуну, так и мы вверяем свои души Богу. И тогда Он становится нашим Господом.

   Но каким образом мы можем знать, что правильно уповаем на Бога? Если мы правильно уповаем на Господа, то надеемся на Него постоянно, в любой ситуации. «Надейтесь на Него во всякое время» (Пс. 61:9). Можем ли мы уповать на Него во всех своих нуждах? Когда смоковница не приносит плода, когда все наши земные опоры ломают­ся, можем ли мы положиться на Божье обетование? Когда трубки волынки, когда-то приносившей нам радость, обре­заны, можем ли мы жить, полагаясь на Бога, в Котором находятся все наши чистые источники? Когда мы едим хлеб с печалью (Иез. 12:19), а вместо воды пьем слезы, как говорится в Псалме 79:6: «Ты... напоил их слезами в большой мере», можем ли мы верить, что Божье провидение восполнит наши нужды? Хороший христианин верит, что если Бог питает воронов, то накормит и Своих детей, он полагается на вседостаточность Бога не только в плане благодати, но и в плане пищи. Христианин верит, что если Бог дает ему небеса, то даст и хлеб насущный. Он верит обещанию: «...Истинно будешь накормлен»" (Пс. 36:3). Можем ли мы уповать на Бога в своих страхах? Когда противники окружают нас, можем ли мы развернуть знамя веры? «Когда я в страхе, на Тебя я уповаю» (Пс. 55:4). Вера исцеляет трепет в сердце и возносится выше страха подобно тому, как масло плавает на поверхности воды. Уповать на Бога - значит делать Его своим Господом.

7) Иметь Господа своим Богом - значит любить Его. В благочестивом страх и любовь лобзают друг друга.

8)  Иметь Господа своим Богом - значит повиноваться Ему. Об этом я буду больше говорить в разделе, посвященном второй заповеди.

Почему мы должны прилепляться к Господу как к своему Богу?

1) Потому что это справедливо. Разумно стремиться к тому, кто дал нам жизнь. Кто имеет на нас больше прав, как не Тот, Кто дал нам дыхание? Ибо «Он сотворил нас, и мы — Его» (Пс. 99:3). Поэтому несправедливо и неблагодарно отдавать свою любовь или поклоняться кому-то другому, а не Богу.

2) Ради выгоды. Если мы прилепливаемся к Господу как к своему Богу, то Он благословит нас: «Да благословит нас Бог, Бог наш» (Пс. 66:7). Он благословит наше имущество: «Благословен... плод земли твоей, благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор. 28:4,5). Наши мешки будут наполнены доверху не только зерном, но и день­гами. Бог благословит нас миром. «Господь благословит народ Свой миром» (Пс. 28:11). Он благословит нас внеш­ним миром, который является колыбелью изобилия, - «(Он) утверждает в пределах твоих мир» (Пс. 147:3) - и внутрен­ним миром, улыбающейся совестью, которая слаще капель меда. Бог обратит все зло для нашего блага (Рим. 8:28). Он превратит отраву в патоку. Тюремное заключение Иосифа было средством для его дальнейшего продвижения (Быт. 50:20). Из самых горьких снадобий Бог извлечет Свою славу и наше спасение. Или вкратце, Он будет нашим Водите­лем до самой смерти, нашим Утешением в смерти и нашей Наградой после смерти. Поэтому все эти выгоды заставля­ют нас прилепливаться к Господу как к нашему Богу. «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс. 143:15).

3) Потому что это необходимо. Если Господь не является нашим Богом, то Он проклянет все наши благословения, а Божье проклятие разрушает все, на что оно направлено (Мал. 2:2). Если Господь не является нашим Богом, то кто поможет нам в несчастье? Станет ли Он помогать Своим врагам? Будет ли Он оказывать помощь тем, кто отступил от Него? Если мы не сделали Господа своим Богом, то Он станет нашим Судьей. А если Всевышний осудит, то у нас не будет возможности обратиться в более высокий суд. Поэтому нам необходимо иметь Господа своим Богом, если Только мы не хотим навечно быть обреченными на мучения.

   Урок первый. Если мы должны иметь Господа Иегову своим Богом, то это осуждает атеистов, которые Его не имеют. «Сказал безумен в сердце своем: "нет Бога"» (Пс. 13:1). Нет Бога, которому он верил бы или поклонялся. Та­кими атеистами были Диагор и Теодор. Когда Сенека упрекнул Нерона за его нечестивость, тот ответил: «Неужели ты думаешь, что я верю в какого-то Бога, если творю такие дела?». Герцог Силезии был настолько безумен, что утвер­ждал: «что нет ни Бога, ни дьявола». Мы можем видеть Господа в делах Его перстов. Сотворение - это огромная книга, в которой мы можем прочитать о Боге Отце, и отрицающий Бога должен лишь открыть свои глаза. Аристотель, будучи язычником, не только признал Бога, воскликнув: «Ты, Сущий из сущих, помилуй меня», но также считал, что не исповедующий Божество недостоин жить. Неверующий в Бога почувствует Его. «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 10:31).

   Урок второй. Бог осуждает тех христиан, которые, исповедуя Господа своим Богом, своей жизнью не подтвер­ждают, что Он - их Бог. Во-первых, они не верят Ему как Богу. Видя свои грехи, они чаще всего говорят: «Боже, про­стишь ли Ты меня?». Видя свои нужды, они говорят: «Боже, можешь ли Ты позаботиться обо мне, можешь ли при­готовить трапезу в пустыне?». Во-вторых, они не любят Его как Бога. Они не отдают Всевышнему сливки своей любви, а склонны любить другие объекты больше, чем Бога. Они говорят, что любят Господа, но ради Него не рас­станутся ни с чем. В-третьих, они не поклоняются Всевышнему, как Богу. Они не благоговеют перед Ним и не молятся Ему с таким рвением, словно молятся Богу! Если они не мертвы в своих грехах, то мертвы в исполнении долга. Они молятся, словно их бог имеет глаза, но не видит, имеет уши, но не слышит. Какими отвлеченными и беспечными остаются сердца многих во время слушания слова Божьего! Они думают о своих магазинах и товарах. Как бы понравилось царю, если бы мы слушали его, поигрывая перышком? Но когда Бог обращается к нам в Своем Слове, а наши сердца заняты мирскими мыслями, то разве не тем же самым занимаемся мы? Как же это должно смирять большинство из нас, кто не сделал Бога своим Господом! Мы не верим Ему, не любим Его и не поклоняемся Ему как Богу. Многие язычники поклонялись своим лживым богам с большей преданностью и рвением, чем некоторые христиане - истинному Богу. Давайте же обвинять себя в этом! Я сказал - винить? Давайте возненавидим себя за нашу мертвость и формализм в религии. Как мы можем исповедовать Бога, в то же время не поклоняясь Ему как Богу?

II. Что мы не должны иметь иных богов. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим».

Что означают слова «пред лицем Моим»?

   Эти слова означают «в поле Моего зрения». «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир... и поставит его в тайном месте!» (Втор. 27:15). Некоторые не поклоняются идолу, когда их видят другие, а делают это тайно. Но то, чего не видят люди, видит Бог. «Проклят за это тот, - говорит Господь, - кто поставит идола в тайном месте». «Да не будет у тебя других богов». Во-первых, действительно нет другого бога. Во-вторых, у нас не должно быть никого иного.

1) Действительно нет иного бога. Валентиниане считали, что существует два бога, политеисты - что их много, персы поклонялись солнцу, египтяне - быку и слону, греки - Юпитеру. Но иного, кроме истинного Бога, нет. «Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь, Бог твой, есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Его» (Втор. 4:39). Ибо, во-первых, есть лишь Одна Первопричина, сущая сама по себе, от которой зависит все ос­тальное. Как на небесах Primum Mobile заставляет двигаться все по своим орбитам, так и Бог, являясь Великой Движущей Силой, дает жизнь и движение всему существующему. Во-вторых, существует лишь одна Всемогущая сила. Если бы их было две, то они постоянно соперничали бы, и действиям первой другая, будучи равной ей по силе, противостояла бы. Поэтому в результате это привело бы к беспорядку. Если бы на корабле присутствовало два капитана, обладающих равной властью, то один противоречил бы другому: если бы один поднимал паруса, то другой - бросал бы якорь. А в результате неразберихи корабль утонул бы. Порядок и гармония в мире, постоянное и единообразное управление являются четким доказательством того, что есть лишь один Всемогущий Бог, Который управляет всем. «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6).

2) У нас не должно быть иных богов. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Эта заповедь запрещает, во-первых, служить лживым богам, а не истинному Богу. «Говоря дереву: "ты мой отец", и камню: "ты родил меня"... они оборотили ко Мне спину, а не лице» (Иер. 27:2). Во-вторых, она запрещает объединять лживых богов с ис­тинным Богом. «Господа они чтили, и богам своим они служили...» (4 Цар. 17:33).Это запрещено в заповеди. Мы должны быть верными истинному Богу, а не другим богам. «Он Бог ревнитель» и не потерпит соперника. Как жена не может иметь на законном основании двух мужей, так и мы не можем иметь двух богов. «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа Бога, потому что имя Его — ревнитель» (Исх. 34:14). «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому» (Пс. 15:4). Бог называет предательством стремление к другим богам. «Оставили Господа Бога... и обратились к другим богам...» (Суд. 2:12). Всевышний хочет, чтобы Его народ даже не упоминал имени идолов: «Имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих» (Исх. 23:13). Поклонение другим богам Господь рассматривает как нарушение брачного завета. Поэтому, когда Израиль впал в идолопоклонство и сделал золотого тельца, Бог отступил от него. «...Развратился народ твой...» (Исх. 32:7). Если раньше Господь называл Израиль Своим народом, то теперь, когда они обратились к другим богам, Он говорит Моисею: «Теперь это не Мой, а твой народ». «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя» (Ос. 2:2). Она неверна мне, она оскверняла себя с идолами, поэтому Я разведусь с ней. «...Она не жена Моя». Бог не может выносить, когда люди стремятся к другим богам, от этого Его лицо пылает гневом. «Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг твой, который для тебя, как душа твоя, говоря: "пойдем и будем служить богам иным, которых не знал ты и отцы твои", - то не соглашайся с ним и не слушай его... но убей его; твоя рука прежде всех должна быть на нем, чтоб убить его, а потом руки всего народа» (Втор. 13:6,8,9).

Что означает - иметь иных богов, кроме истинного Бога?

   Я опасаюсь, что при исследовании мы обнаружим среди нас больше идолопоклонников, чем подозреваем.

1) Доверять чему-либо другому больше, чем Господу, означает иметь иного бога. Если мы больше верим в собст­венное богатство, то оно становится нашим богом. Мы можем иметь утешения, но не должны полагаться на них. Глупо уповать на них. Богатство обманчиво, поэтому неразумно доверять тому, что может обмануть нас. (Мат. 13:22). Богатство непрочно и подобно пейзажу или золотым мечтам, которые покидают душу опустошенной, когда она просыпается и приходит в себя. Богатство не выполняет своих обещаний: оно обещает удовлетворить наши желания, но лишь усиливает их; оно обещает быть с нами, но вскоре машет нам крылом. Богатство наносит вред. «...Богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему» (Еккл. 5:12). Глупо доверять тому, что навредит тебе. Кто схватился бы за лезвие бритвы, чтобы помочь себе? Богатства часто становятся топливом, разжигающим гордость и похоть (Иез. 28:5, Иер. 5:7). Глупо верить в свое богатство. Но как много людей делают деньги своим богом! «Имущество богатого — крепкий город его» (Прит. 10:15). Он делает золото своей опорой (Иов. 31:24). Бог сотворил человека из праха земного, и человек делает бога из праха земного. Деньги - его творец, искупитель и утешитель: его творец, так как, имея деньги, человек думает, что все может; его искупитель, ибо если он окажется в опасности, то, как он верит, деньги выкупят его; его утешитель, ибо если ему грустно, то деньги являются той золотой арфой, которая изгонит злого духа. Таким образом, веря в деньги, мы делаем их своим богом.

   Если мы полагаемся на свою плоть, то тем самым делаем ее своим богом. «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою...» (Иер. 17:5). Сирийцы верили в свою армию, которая была такой много­численной, что заполнила всю страну, но и она была поражена (3 Цар. 20:27, 29). То, что мы делаем своей опорой, Бог обращает в наш стыд. В поисках убежища овцы бегут к изгороди и теряют свою шерсть. Так и мы обращались за помощью ко второстепенному источнику и потеряли много золотого руна. Не только тростник подводил нас, но и тернии кололи. Мы разбили свои опоры, слишком сильно опираясь на них.

   Если мы полагаемся на свою мудрость, то тем самым делаем ее своим богом. «...Да не хвалится мудрый мудростью своею...» (Иер. 9:23). Хвала - высочайшая уверенность. Многие люди делают идолом свой разум и тело. Они обожествляют себя. Но как часто Бог улавливает их собственным лукавством (Иов. 5:13)! Ахитофел был умным че­ловеком: его совет приравнивали к пророчеству от Бога, но его мудрость довела его до виселицы (2 Цар. 17:23).

   Если мы полагаемся на свою порядочность, то делаем ее богом. Многие полагаются на нее, считая, что никто не сможет обвинить их в страшном грехе. Порядочность – это лишь обновленная и улучшенная природа человека: чело­век может быть омыт, но не изменен; его жизнь может быть приличной, но некоторые грехи правят в его сердце. Фарисей мог сказать: «Я не прелюбодей» (Лук. 18:11), но он не мог сказать: «Я не горд». Полагаться на порядочность - значит опираться на паутину.

   Веря, что исполнение религиозного долга спасет нас, мы делаем его своим богом. «...Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64:6), которая загрязнена грехом. Положите золото в огонь - и из него выйдет много примесей. Также и самые золотые религиозные обязанности перемешаны с нашей немощью. Мы более склонны пренебречь долгом или идеализировать его. Исполняйте свой религиозный долг, но не полагайтесь на него, ибо то­гда вы делаете его идолом. Не полагайтесь на свои молитвы и слушание Слова, они являются средствами спасения, но не спасителями. Если вы будете полагаться на свои религиозные обязанности, как на пузырь, то с ним вы можете попасть в ад.

   Если мы полагаемся на свою благодать, то тем самым делаем ее богом. Благодать - лишь творение, но если мы будем уповать на нее, то она станет идолом. Благодать несовершенна, а мы не должны полагаться на несовершенное, ибо оно не спасет нас. «...Я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа...» (Пс. 25:1). Давид ходил в своей не­порочности, но не доверял ей. Он уповал на Господа. Если мы уповаем на свои благодати, то тем самым делаем из них Христа. Они - хорошие благодати, но плохие Спасители.

2) Любить что-либо сильнее Бога - означает делать из этого бога. Если мы любим свое имущество больше Господа, то тем самым делаем его своим богом. Богатый юноша в Евангелии любил свое золото больше своего Спасителя. Мир был ближе его сердцу, чем Христос (Мат. 19:22). «Это золото своим блеском ослепляет» (Варий). Алчный человек также назван идолослужителем (Еф. 5:5). Почему? Потому что он любит богатство больше, чем Бога, и таким образом делает его своим богом. И если он поклоняется не идолу, а лишь выгравированному изображению на своей монете, то является идолопоклонником. То, что владеет нашим сердцем, мы делаем своим богом.

   Если мы любим свои удовольствия больше, чем Господа, то делаем из них бога. «...Более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:4). Многие ослабляют поводья и предаются всевозможным чувственным наслаждениям, де­лая из них идола. «Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели; проводят дни свои в счастье» (Иов. 21:12,13). Я читал об одном месте в Африке, где люди все свое время проводят в пляске и веселье. А разве среди нас мало таких, кто сделал своим богом удовольствия, кто проводит все свое время в театрах и на балах, словно Бог сотворил их подобными левиафану, играющему в океане (Пс. 103:26). На Сардинии растет растение, похожее на бальзам, и если кто-либо слишком много съест его, то умрет от смеха. Таким растением являются удовольствия, и если кто-либо неумеренно питается ими, то он со смехом отправится в ад. Пусть тот, кто делает своим богом удовольствия, прочтет лишь эти два места из Писания: «...сердце глупых — в доме веселья» (Еккл. 7:4), «Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей» (Отк. 18:7). Сахар, положенный во влажном месте, превращается в воду, так и все сладкие радости и удовольствия грешников в конце концов превратятся в потоки слез.

   Если мы любим свое чрево больше, чем Господа, то тогда оно становится нашим богом. «Их бог — чрево» (Фил. 3:19). Климент Александрийский пишет о рыбе, чье сердце находится в животе. Это могло бы быть хорошей эмблемой эпикурейцев, чье сердце в животе; их чрево является их богом, и для этого бога они проливают винные приношения. Бог позволяет принимать пищу для восстановления сил. «И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Втор. 11:15). Но потакание аппетиту - идолослужение. «Их бог - чрево». Как жаль, когда душа, самая драгоценная часть, которая направляет скипетр разума и находится в родстве с ангелами, попадает в рабство такой грубой части!

   Если мы любим ребенка больше, чем Господа, то делаем из него бога. Как много людей можно обвинить в этом? Они думают о своих детях и находят в них радости больше, чем в Боге. Они больше скорбят о потере первенца, чем о потере первой любви. Так люди делают из своего ребенка идола и помещают на то место, где должен быть Господь. А это часто побуждает Бога отнять у них детей. Если мы любим драгоценный камень больше, чем Того, Кто дал его, то Бог отнимет этот камень, чтобы наша любовь к Дающему вновь возродилась.

   Урок первый. Все это обличает тех, кто имеет других богов и таким образом отказывается от истинного Бога. Во-первых, устанавливающих идолов. «...Сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда» (Иер. 2:28). «...И жерт­венники их стояли как груды камней на межах поля» (Ос. 12:1). Во-вторых, ищущих общения с духами. Этот грех запрещен законом Божьим. «Не должен находиться у тебя... обаятель, вызывающий духов...» (Втор. 18:10,11). Если люди теряли какого-нибудь из своих богов, то, чаще всего, они посылали за волшебником или прорицателем, чтобы узнать, как они смогут через них вновь обрести утраченное. Но разве это не означает - сделать своим богом дьявола, советуясь с ним и полагаясь на него? Ведь из-за того, что вы потеряли своих богов, вы можете потерять свою душу (4 Цар. 1:6). Разве вы спрашиваете совета у дьявола не потому, что думаете, что на небе нет Бога? Если вы виновны, то смиритесь.

   Урок второй. Для нас это звучит как призыв к отступлению. Пусть эти слова призовут нас не делать идолом никакое творение, отречься от других богов, прилепиться к истинному Богу и служить Ему. Если мы уходим от Бога, то не знаем, с помощью чего сможем исправиться.

1)  Служить истинному Богу почетно. «Служить Богу - значит царствовать». Служить Господу почетнее, чем иметь в услужении царя.

2)  Служение истинному Богу дает наслаждение. «Я... обрадую их в Моем доме молитвы» (Ис. 56:7), Бог часто разворачивает знамя Своей любви в Своих постановлениях и проливает в сердце елей радости. Все пути Господни приятны и усеяны розами (Прит. 3:17).

3)  Служение истинному Богу дает приобретения. Уже здесь люди имеют великие преимущества, сокровенную манну и внутренний мир. Но еще большая награда ждет их впереди. После смерти те, кто служит Господу, будут иметь Царство и носить корону, сделанную из райских цветов (Лук. 12:32; 1 Пет. 5:4). Служить истинному Богу - наше основное стремление. Господь сплел вместе Свою славу и наше спасение. Он повелевает нам уверовать, так для чего? Чтобы мы спаслись. Поэтому, отказавшись от всех других богов, давайте прилепимся к истинному Богу.

4) Вы вступили в завет и пообещали служить истинному Иегове, отказавшись от других. Когда слуга вступает в завет со своим господином, когда договор подписан и на нем поставлена печать, то этот человек не может уже ничего изменить, а должен отслужить положенное время. Приняв крещение, мы пообещали иметь Господа своим Богом, отказавшись от всех других. Так неужели мы не сдержим торжественную клятву и завет, обновляя его каждый раз во время Вечери Господней? Мы не можем отойти от Бога, не совершив страшного клятвопреступления. «А если кто по­колеблется (как солдат, незаметно ускользающий из-под своего знамени), не благоволит к тому душа Моя» (Евр. 10:38). «Я пролью сосуды гнева на него и упою стрелы Мои кровью».

5) Никто и никогда не имел причины раскаяться в том, что прилепился к Господу и стал Ему служить. Некоторые каялись в том, что сделали богом мир. Кардинал Уолси сказал: «О, если бы я служил Богу так, как я служил королю, то Господь никогда не покинул бы меня!». Никто еще не пожалел о том, что служит Богу: это было их утешением и венцом на смертном одре.