Томас Ватсон Правильное понимание Закона

Евгений Егоров 3
4. Правильное понимание Закона
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20:3).
   ПРЕЖДЕ чем перейти к заповедям, я отвечу на вопросы и изложу правила, уважающие нравственный закон.


   ПРЕЖДЕ чем перейти к заповедям, я отвечу на вопросы и изложу правила, уважающие нравственный закон.

В чем разница между нравственным законом и Евангелием?

1)  Закон требует, чтобы мы поклонялись Богу как нашему Творцу, а Евангелие - чтобы мы поклонялись Ему во Христе и через Христа. Бог во Христе являет Свою благосклонность. Через Христа мы видим силу, справедливость и святость Бога, во Христе проявилась Его милость.

2)  Нравственный закон требует послушания, но не дает сил быть послушным (подобно тому, как фараон требовал кирпичей, но не давал соломы). А Евангелие дает силы, оно дарует веру избранным, делает закон приятным и дает возможность служить Богу с наслаждением.

Какую пользу мы можем извлечь из нравственного закона?

   Это зеркало, показывающее нам наши грехи. Вид собственного бедственного положения и порочности побуждает нас бежать ко Христу, чтобы удовлетворить требованиям закона за прошлые грехи и спастись от будущего гнева. «Итак закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24).

Но разве нравственный закон все еще остается в силе для верующих, разве он не отменен для них?

   В некотором смысле он отменен для верующих. Во-первых, в смысле оправдания. Они оправдываются не своим послушанием нравственному закону. Верующие могут извлечь из него огромную пользу, но для своего оправдания они должны полагаться лишь на праведность Христа: подобно голубю Ноя, который использовал крылья для полета, но ради безопасности доверился ковчегу. Если бы нравственный закон мог оправдать, то тогда зачем Христу пришлось умереть? Во-вторых, нравственный закон отменен для верующих относительно их проклятия. Они сво­бодны от проклятия и осуждающей силы закона. «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Гал. 3:13).

Каким образом Христос сделался за нас клятвою?

   Будучи Сыном Бога, Христос не сделался за нас клятвою, но как наш Поручитель, Он стал клятвою за нас (Евр. 7:22). Это проклятие касалось не Его Божественной Личности, а Его человеческой природы. На Него пролился гнев Божий, и таким образом Иисус избавил верующих от проклятия закона, сделавшись клятвою за них. И хотя благодаря этому нравственный закон был упразднен, но он остался пожизненным правилом для верующих. Хотя он не является их спасителем, но остается водителем. Хотя он и не является заветом жизни, но остается правилом жизни. Каждый христианин должен следовать ему и стараться, насколько это в его силах, соответствовать ему. «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак...» (Рим. 3:31). Хотя христианин не находится под осуждающей властью закона, тем не менее на него воздействует повелевающая власть закона. Любить Бога, благоговеть и повиноваться Ему - это и есть тот закон, который постоянно обязывает и будет владеть им на небесах. Тем самым я выступаю против антиномистов, которые утверждают, что нравственный закон для верующих отменен, а это противоречит Писанию и является ключом, открывающим двери распутству. Те, для которых закон не является правилом, направляющим их, не будут иметь Евангелия, спасающего их.

   Ответив на эти вопросы, я перехожу к изложению некоторых основных принципов правильного понимания де­калога, или Десяти Заповедей, которые прольют немного света для восприятия и осмысления заповедей.

   Принцип I.Повеления и запреты нравственного закона направлены на сердце.

1) Повеления нравственного закона направлены на сердце человека. Они требуют не только внешних действий, но и внутренних чувств: не только внешнего послушания, но и внутренней любви. «...Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим» (Втор. 6:5).

2) Угрозы и запреты нравственного закона направлены на сердце человека. Закон Божий запрещает не только гре­ховные поступки, но и греховные желания и наклонности: он запрещает не только прелюбодеяние, но и похоть (Мат. 5:28), не только воровство, но и алчность (Рим. 7:7). «Закон человеческий связывает лишь руки, а закон Божий связы­вает сердце».

   Принцип 2. В заповедях присутствует синекдоха, т. е. в них больше подразумевается, чем говорится. Во-первых, там, где что-либо повелевается, противоположный грех запрещается. Когда нам повелевается соблюдать в святости день Субботний, то тем самым запрещается нарушать Субботу. Когда нам повелевается жить, занимаясь какой-либо деятельностью, - «шесть дней работай», - то тем самым запрещается жить праздно, не трудясь. Во-вторых, там, где запрещается грех, возлагается противоположная по смыслу обязанность. Если нам запрещается упоминать напрасно имя Бога, то противоположная обязанность - почтительно произносить Его имя - возлагается. «Если не будешь... бо­яться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя...» (Втор. 28:58). Если нам за­прещается делать зло ближнему, то тем самым повелевается противоположное: чтобы мы делали ему добро, а также защищали его имя и восполняли его нужды.

   Принцип 3. Там, где заповедь запрещает грех, запрещен и повод, приводящий к нему. Если запрещено убийство, то запрещены зависть и гнев, которые могут стать его первопричиной. Если запрещено прелюбодеяние, то также и все, что может привести к нему: похотливые взгляды и сообщество блудниц. «...Не подходи близко к дверям дома ее» (Прит. 5:8). Тот, кто не хочет заразиться чумой, не должен приближаться к дому, где есть больные. По закону назареям запрещалось пить вино, они даже не могли есть виноград, из которого оно делалось.

   Принцип 4. Если заповедь предназначена одному из родственников, то другого она также касается. Если она обращена к ребенку, то включает и отца. Там, где упоминаются обязанности детей по отношению к родителям, обязанности родителей перед детьми также изложены. Если ребенку велено почитать своих родителей, то это значит, что родители также обязаны воспитывать, любить и заботиться о своих детях.

   Принцип 5. Там, где запрещены большие грехи, запрещены также и менее значительные. Хотя ни один грех по своей сущности не является маленьким, тем не менее по сравнению с другими он может быть меньшим. Если за­прещается идолопоклонство, то запрещаются религиозные предрассудки, а также внесение каких-либо нововведений в поклонение Богу, которых Он не утверждал. Сыновьям Аарона было запрещено не только поклоняться идолам, но и приносить к жертве Божьей чуждый огонь (Лев. 10:1). Смешение в святых вещах подобно примеси в вине, которая хотя и придает ему цвет, но в то же время понижает его в качестве и является подделкой. Богу в высшей степени неприятно видеть религиозные суеверные церемонии в поклонении Себе, которых Он не предписывал. Это ставит под сомнение мудрость Бога, как будто Он был недостаточно мудрым, утверждая каким образом Ему нужно служить.

   Принцип 6. Закон Божий един. «Все заповеди закона связаны между собой». Первая и вторая скрижаль крепко связаны между собой: верность к Богу и справедливость к своему ближнему. Эти две скрижали, которые Бог соединил, не должны рассматриваться порознь. Испытайте нравственного человека обязанностями, изложенными в первой скрижали, требующей почтения к Богу, и вы увидите, насколько он небрежен к ним. Испытайте лицемера обязанностями, изложенными во второй скрижали, требующей справедливости к своему ближнему, и вы увидите его медлительность. Если человек строго соблюдает вторую скрижаль, пренебрегая первой, или ревностно относится к первой, пренебрегая второй, то его сердце не право перед Богом. Фарисеи очень успешно притворялись в том, что ревностно и свято соблюдают первую скрижаль, но Христос раскрыл их лицемерие: «(Вы)... оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мат. 23:23). Фарисеи не соблюдали вторую скрижаль: они оставили суд, или справедливость в своих делах; милость в помощи бедным; и веру, или верность в своих обещаниях и договорах с людьми. Бог написал обе скрижали, и наше послушание должно поставить печать на обеих.

   Принцип 7. Закон Божий запрещает не только нам лично совершать грех, но и быть соучастником или каким-либо образом быть причастным ко грехам других.

Каким образом и в каком смысле можно сказать, что человек является соучастником или причастным ко грехам других?

1) Издавая неправедные указы и навязывая другим противозаконные действия. Воздвигнув золотых тельцов, Иеровоам заставлял израильтян грешить и был сопричастником их идолопоклонства. Хотя Давид не своими руками убил Урию, но он написал письмо Иоаву, чтобы тот поставил Урию на передовой сражения, и это было сделано по царскому повелению. А значит - Давид был причастен к смерти воина, и пророк возложил всю ответственность за убийство Урии на него. «Урию Хеттеянина ты поразил мечом» (2 Цар. 12:9).

2) Мы становимся причастными ко грехам других, если не препятствуем им грешить, когда это в нашей власти. «Не предотвратив то, что в твоей силе, ты приравниваешься к участнику». Если глава семьи видит, что его слуга нарушает Субботу или слышит от него ругательства, и в то же время не использует свою власть для предотвращения этого, то тем самым он становится причастным ко греху слуги. Илий сам стал виновным в том, что не наказывал своих сыновей, когда они оскверняли жертвоприношения Господу (1 Цар. 3:13,14). Тот, кто позволяет обидчику оставаться ненаказанным, сам становится обидчиком.

3)   Советуя, поощряя и подстрекая других ко греху. Ахитофел сам сделал себя виновным в том, что посоветовал Авессалому войти и осквернить наложниц своего отца (2 Цар. 16:21). Тот, кто искушает или подстрекает другого к пьянству, сам оставаясь трезвым, является соучастником, став причиной этого греха. «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье...» (Авв. 2:15).

4)  Одобряя грех другого. Савл не бросил ни одного камня в Стефана, тем не менее Писание говорит: «Савл же одобрял убиение его» (Деян. 8:1). Таким образом он тоже приложил к этому руку. Если группа людей, решив убить человека, сообщает другому о своем намерении и тот одобряет его, то тогда он тоже становится виновным. И хотя его рука не участвовала в убийстве, его сердце было с ними; хотя он сам не действовал, но одобрил убийство, и поэтому этот грех также приписывается ему.

5)  Примером. «Мы живем, следуя примеру». Примеры обладают силой и убедительностью. Подавая плохой пример, человек побуждает другого ко греху и таким образом становится его соучастником. Если отец ругается, и его ребенок, следуя примеру отца, научился ругаться, то отец становится соучастником греха своего ребенка, так как научил его этому своим примером. Как существуют наследственные болезни, так существуют и наследственные грехи.

   Принцип 8.И последний принцип, касающийся заповедей, заключается в том, что хотя мы и не можем благодаря своим собственным силам исполнить эти заповеди, тем не менее, совершая то, что в наших силах, - мы имеем ободрение, предназначенное Господом для нас. Это ободрение включает три момента.

1) Хотя мы не в состоянии исполнить ни одну заповедь, тем не менее Бог в Своем новом завете пообещал нам вы­работать в нас то, что Он требует. «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Мо­их...» (Иез. 36:27). Бог повелевает нам любить Его. О, как слаба наша любовь! Она подобна слабому ростку, но Бог пообещал нам обрезать наши сердца, чтобы мы могли любить Его (Втор. 30:6). Дающий повеление, дает силы ис­полнить его. Бог повелел нам оставить грех, но, увы, у нас нет сил сделать это, и поэтому Он пообещал изменить нас, вложить в нас Свой Дух и превратить наши каменные сердца в плотяные (Иез. 36:26). Этого нет в заповеди, но это содержится в обетовании.  Поэтому, христианин, не огорчайся из-за того, что не имеешь своих сил. Бог даст тебе силы. Железо само по себе не может передвигаться, но когда его притягивает магнит, оно движется. «Все дела наши Ты устрояешь в нас» (Ис. 26:12).

2)  Хотя мы не можем в точности исполнить нравственный закон, но Бог ради Христа смягчит строгость закона и примет немного меньше требуемого. В законе Бог требует абсолютного послушания, но Он примет искреннее послу­шание и понизит степень требуемого, если послушание будет искренним. Увидев веру, Он не обратит внимание на падения. Евангелие ослабляет строгость нравственного закона.

3) Там, где не хватает нашего личного послушания, Богу будет угодно принять нас через нашего Поручителя. «...Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:6). Хотя наше послушание несовершенно, тем не менее через Христа, нашего Поручителя, Бог рассматривает его как совершенное. И то служение, которое закон Божий может осуждать, Его милости угодно наградить венцом благодаря    Крови нашего Посредника. А теперь, изложив вам истины, касающиеся заповедей, я перехожу непосредственно к Десяти Заповедям.