Томас Ватсон Предисловие к 10 Заповедям продолжени

Евгений Егоров 3
 
II. «...Который вывел тебя из земли Египетской...».  Слова «Египет» и
«дом рабства» имеют одно и то же значение, но представлены
различными выражениями. Первое выражение - «...Который вывел тебя из
земли Египетской».
Почему Господь упоминает освобождение Израиля из Египта?
1)
Из-за необычности этого освобождения. Бог освободил Свой народ
посредством необычных знамений и чудес, посылая фараону казнь за
казнью, поразив плоды земли и убив всех первенцев в государстве (Исх.
12:29). Когда Израиль вышел из Египта, Бог разделил воды моря,
которые стояли стеной, пока Его народ шел по сухой земле, сделав море
удобной дорогой для израильтян и могилой для фараона и его
колесниц. Поэтому Господь упомянул это сверхъестественное освобождение.
Он совершал чудо за чудом, чтобы избавить Свой народ.
2)
Бог упоминает освобождение Израиля из Египта из-за величия этого
освобождения. Он избавил Израиль от осквернения египетского.
Эта страна имела плохую атмосферу для проживания и была
заражена идолопоклонством, египтяне были ярыми идолопоклонниками и
виновными в том, о чем апостол говорит в Рим. 1:23: «...Славу
нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку,
и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся». Вместо поклонения
истинному Богу жители этой страны поклонялись тленному
человеку, обожествляя своего царя Аписа и запрещая под страхом смертной
казни называть его человеком. Они поклонялись таким птицам,
как ястреб, и таким животным, как бык, они сделали изображение твари
своим богом и поклонялись таким пресмыкающимся, как крокодил и
индийская мышь. Поэтому Бог упомянул об этом в знак Своего благоволения
к Израилю, который был выведен из такой идолопоклоннической
страны. «Я... вывел тебя из земли Египетской».
 
Я обращаю ваше внимание на это огромное благословение - быть
выведенным из мест идолопоклонства. Не менее десяти раз Бог
говорит в Ветхом Завете: «Я вывел тебя из земли Египетской» - места
идолопоклонства. И хотя в Египте не было железных печей, но там было
так много алтарей и лживых богов, что для Израиля было великой
привилегией выйти оттуда. Иисус Навин считал, что основной и
самой знаменательной милостью Бога по отношению к Аврааму было то, что
Господь вывел его из Ура Халдейского, где предки Авраама
служили иным богам (Иис.Н. 24:2,3). Хорошо для растения, выросшего на
плохой почве, быть пересаженным в благодатную, где оно сможет расти и
цвести. Поэтому великая милость для тех, кто вырос среди
идолопоклонников, поменять место жительства и поселиться на
Сионе, где серебряные капли слова Божьего дадут им возможность
жить в святости.
Из чего следует, что освобождение из мест идолопоклонства является великим благословением?
1)
Это является великой милостью, так как наши сердца склонны к
идолопоклонству. Израиль начал оскверняться идолами Египта (Иез. 22:3).
Сухое дерево не так подходит для огня, как наша природа склонна к
язычеству. Евреи делали пирожки для богини неба, то есть Луны
(Иер. 7:18).
Почему мы склонны к идолопоклонству?
 
Потому что в своих поступках мы руководствуемся видимыми
объектами и нам нравится угождать своим чувствам. Людям по
своей природе нравится бог, которого они могут видеть, и хотя этот бог
слеп, тем не менее, они могут лицезреть его. Истинный же Бог невидим,
поэтому Он может видеть поклонение идолопоклонников.
2)
Быть освобожденным из мест идолопоклонства является милостью,
так как, отдавая изображению славу, принадлежащую Богу, люди
совершают страшный грех. Все божественное поклонение Бог предопределил
Себе, оно является цветком Его венца и туком жертвы, которого
Он требует для Себя (Лев. 3:3). Божественное поклонение - это тук
жертвы, который Он оставил Себе. А язычники посвящают свое
поклонение идолу, чего Господь не потерпит никоим образом. «Я Господь,
это — Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей
истуканам» (Ис. 42:8). Идолопоклонство - это духовный блуд.
«Ибо они... с идолами своими прелюбодействовали...» (Иез. 23:37).
Поклонение другому богу - это нарушение супружеской верности, что
заставляет Господа отказываться от участия в Своем народе. «Судитесь с
вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя» (Ос. 2:2). «...Ибо
развратился народ твой» (Исх. 32:7). Здесь Бог говорит уже не Мой, а твой народ.
Бог называет идолопоклонство хулой: «Вот, чем еще хулили
Меня отцы ваши...» (Иез. 20:27,31). Идолопоклонство - это
дьявольское поклонение. «(Они) приносили жертвы бесам, а не Богу,
богам, которых они не знали, новым...» (Втор. 32:17). Эти новые боги
были старыми дьяволами. «Чтоб они впредь не приносили жертв своих
дьяволам» , - говорит Господь (Лев. 17:7). Древнееврейское
слово La-sairimозначает «косматый», так как дьяволы были
покрыты шерстью и являлись в образе сатиров и козлов. Как
ужасен грех идолопоклонства, и какая милость - быть выведенным из
страны, где оно процветает, подобно Лоту, уведенному ангелами
из Содома!
3)
Великая милость - быть выведенным из земли идолопоклонства,
так как оно является глупой и нерациональной религией. Я могу
сказать словами Иеремии: «В чем же мудрость их?» (Иер. 8:9). Разве не
глупо выбрать худшее, отказавшись от лучшего? Деревья полевые в притче
Иофама пренебрегли виноградной лозой, радовавшей и Бога, и человека,
маслиной,  полной тука,  смоковницей,  полной сладости, и выбрали
терновник править ими, сделав глупый выбор (Суд. 9). Точно так же
поступают те, кто отказывается от живого Бога, имеющего власть
спасать, и выбирают идола, который имеет глаза, но не видит, имеет
ноги, но не ходит (Пс. 113:13,15). Какая чудовищная глупость!
Поэтому быть свободным от совершения подобной глупости
является милостью.
4)
Великая милость - быть выведенным из мест идолопоклонства, так
как язычники будут подвержены страшным судам. Этот грех гневит Бога и
вызывает в Нем ярость (Иез. 38:18). Исследуйте всю Библию, и вы не
найдете другого греха, который сопровождался бы большими наказаниями,
чем идолопоклонство. «Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к
богу чужому» (Пс. 15:4). «...Истуканами своими возбуждали ревность Его»
(Пс. 77:58). «Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал
на Израиля; отринул жилище в Силоме..» (Пс. 77:59,60). Силом
был городом, принадлежавшим колену Ефрема, где Бог назначил
пребывать Своему имени (Иер. 7:12). Но за идолопоклонство
Господь предал Свой народ мечу, в результате чего Его священники «были
убиты, а ковчег был захвачен в плен и никогда больше не возвращался.
Как суров был Бог к Израилю за поклонение золотому тельцу (Исх. 32:27)!
Евреи говорят, что в каждом несчастье, приключившемся с ними, есть
«унция золотого тельца». «...Выйди от нее, народ Мой, чтобы не
участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее» (Отк. 18:4).
Идолослужители лишаются небес (1 Кор. 6:9). Поэтому
освобождение из мест идолопоклонства является немалой
милостью.
Урок первый. Обратите
внимание, как милостив Бог, который вывел нас из мистического Египта,
освободив от католицизма - римского идолопоклонства, тем самым дав
возможность свету истины воссиять среди нас. В древние времена и
позднее, в дни правления Марии Кровавой, идолопоклонство было
широко распространено в Англии. Люди неправильно поклонялись
Богу, а идолопоклонством является не только поклонение лживому
богу, но и неверное поклонение истинному Богу. Вот как обстояло дело
раньше: у нас было чистилище, индульгенции, идолопоклонские
мессы, Писания, читаемые на непонятном языке, молитвы святым и
ангелам, поклонение изображениям, которые являются
лжеучителями (Авв. 2:18). Каким образом они учат лжи? Они представляют
невидимого Бога в телесном виде. «...Вы слышали, но образа не
видели, а только глас» (Втор. 4:12). Ни одна рука не может изобразить
душу, которая является духом, а тем более Бога. «Итак кому
уподобите вы Бога?» (Ис. 40:18). Католики говорят, что
посредством образа они поклоняются Господу, а это является
великим абсурдом, ибо если глупо кланяться в присутствии царя
его портрету, то тем более нелепо поклоняться изображению
Бога, когда Сам Бог присутствует (Иер. 23:24). Что представляет из себя
католическая религия, как не набор нелепых церемоний? Их
свечи, цветы, дароносицы, помазания и елей, их четки и распятия - что
это, как не тактика сатаны, который маскирует плотское
поклонение, соответствующее плотскому разуму? Какой же
повод у нас есть благословить Бога за освобождение от
католицизма! Великая милость - быть избавленными от
испанского нашествия и инфекции предательства, но еще
большая милость - быть избавленными от папской религии,
которая заставила бы Бога дать нам документ о разводе.
Урок второй. Если
великим благословением было избавление от Египта папского
идолопоклонства, то это показывает греховность и безрассудство
тех, кто, будучи выведенными из Египта, желают опять вернуться
туда. Апостол говорит: «...Убегайте идолослужения» (1 Кор. 10:14). Но
некоторые, скорее, бегут к идолослужению, тем самым напоминая
израильский народ, который, несмотря на процветающее
идолопоклонство и тиранию Египта, хотел вернуться туда.
«Поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Числ. 14:4). Но как
они смогут вернуться обратно? Чем они будут питаться в
пустыне? Разве теперь Бог прольет манну с небес для таких бунтарей? Как
они пересекут Красное море? Разве Бог разделит чудесным
образом его воды для тех, кто оставляет свое служение и
возвращается в языческий Египет? Тем не менее, они говорят:
«Поставим себе начальника». А разве среди нас нет таких
духов, которые говорят: «Поставим себе начальника и
вернемся в римский Египет»? Но что мы получим из этого? Я
боюсь, что мы заболеем от чеснока и лука египетского. Разве мы
предполагаем, что, насыщаясь из чаши блуда, мы также будем пить из чаши
спасения? О, пусть ни одна душа не лишится своего разума настолько,
чтобы отдаться в рабство Римской Епархии, добровольно держать
свечу на мессе и поклоняться неизвестному богу! Давайте не
будем ставить себе начальника, а лучше скажем словами Ефрема:
«Что мне еще за дело до идолов?» (Ос. 14:9).
Урок третий. Если
выход из Египта был милостью, то нежелательно или небезопасно
поселяться в местах идолопоклонства, где под страхом смертной
казни запрещается держать в руках Библию. Некоторые, из-за мирских
выгод, стремятся быть среди язычников и считают, что неопасно жить там,
где находится трон сатаны. Они молятся, чтобы Бог не ввел их в
искушение, но сами идут туда. Такие люди находятся в опасности быть
оскверненными. Трудно, подобно рыбе, оставаться пресной в
соленой воде. Человек не может оставаться белым, живя среди эфиопов.
Скорее идолослужители развратят вас, чем вы обратите их к Богу.
Иосиф, живя среди идолопоклонников во дворце фараона,
ничего хорошего не приобрел: не он научил фараона
молиться, а фараон научил его клясться. Они «смешались с
язычниками и.., служили истуканам их...» (Пс. 105:35,36). Я
боюсь, что многие, кто поселился среди идолопоклонников ради
процветания своей торговли, в результате промышляли не только
товарами, но и религией, что и привело их к погибели.
Урок четвертый. Великой
милостью был выход из земли Египетской - оскверненного места, где
правил грех. Это порицает тех родителей, которые мало любят души своих
детей, не побуждая их к участию в служении и не контролируя их друзей.
Отстраняя их от служения, родители заботятся лишь об их телах:
чтобы их чада ни в чем не нуждались, и не беспокоятся о том, что станет
с их душами.А их души - в Египте, в домах, где
процветает пьянство, богохульство, где нарушают Субботу и где каждый
день бесчестят имя Бога. Подыскивая партию своим детям, они смотрят
только на деньги. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо...» (2 Кор. 6:14).
Если их дети вступают в брак, равноценный в финансовом плане,
родители не задумываются, равноценный ли это брак в религиозном плане.
Пусть такие родители подумают, насколько драгоценна душа их
ребенка, которая бессмертна и может вступить в союз с Богом и
ангелами. Разве вы позволите, чтобы эта душа была утеряна
из-за того, что ее поместили в плохую семью? Если у вас есть любимая
лошадь, то ведь вы не поставите ее в одно стоило с другими больными
лошадьми? Так неужели вы не любите своего ребенка больше вашей лошади?
Бог доверил вам души ваших детей, и вы ответственны за них. В
Писании есть слова: «Стереги этого человека; если его не
станет, то твоя душа будет за его душу» (3 Цар. 20:39). Так и
Бог говорит, что если душа твоего ребенка будет утеряна из-за
небрежности, то его кровь взыщется с тебя. Задумайтесь об
этом, родители; остерегайтесь, чтобы ваши дети не поселились в Египте -
в плохой семье; не подгоняйте их к пасти дьявола. Ищите для них
трезвую, верующую семью, какой была семья Иисуса Навина, сказавшего: «А
я и дом мой будем служить Господу» (Иис. Н. 24:15), как семья Кранмера,
которая была - очагом благочестия, как семья в Вефили, которую можно назвать «домашней церковью» (Кол. 4:15).
Урок пятый. Давайте
молиться о том, чтобы Бог оградил нашу страну от египетской
скверны, чтобы в ней вновь не распространилось суеверие и
идолопоклонство. О, какая это страшная религия! Она не только овладеет
нашим имуществом и телами, но и нашей совестью. Молитесь о том, чтобы
истинная протестантская религия продолжала процветать среди нас и чтобы
солнце Евангелия сияло на нашем горизонте. Евангелие возносит людей к
небесам, оно является — «венцом и славой царства», без него -
«отошла слава». Если срезать верхушку бука, то все дерево быстро
высохнет. Так и Евангелие является вершиной всех наших
благословений, и если эту верхушку срубить, то весь государственный
уклад скоро рухнет. Молитесь о том, чтобы Бог продолжал являть
нам видимые признаки Своего присутствия, Свои постановления,
которые в Англии можно было бы назвать, «Господь там» (Иез. 48:35). Молитесь, чтобы праведность и мир шли рука об руку, чтобы слава могла пребывать на нашей земле.


Томас Ватсон "Д. З." I Введение. Предисловие к заповедям 4 часть

III. «...Из дома рабства». Слова «Египет» и «дом рабства» означают одно и то же, но выражены разными фраза­ми. Под словом «Египет» подразумевается место идолопоклонства и суеверий, под словом «дом рабства» подразумевается место страданий.  Израиль, пребывая в Египте,
находился под тиранией. Израильтянами управляли жестокие
надсмотрщики, которые заставляли их много работать на изготовлении
кирпичей, но не давали для этого соломы. Поэтому Египет назван «печью
железной» (Втор. 4:20) и «домом рабства». Исходя из этого выражения -
«Я... вывел тебя из дома рабства» - следует: во-первых, что дети Божьи иногда могут подвергаться страданиям, т.е. быть в доме рабства, и, во-вторых, что в свое время Бог избавит их из этого бедственного положения. «Я... вывел тебя из дома рабства».
 
Иногда дети Божьи могут находиться в тяжких бедствиях, в доме
рабства. Божьему народу не было даровано освобождение от трудностей в
этой жизни. Пока нечестивцы купаются в сахаре, благочестивые
частенько умываются слезами. А как может проявиться сила
Божья, выводящая их из бедствий, если Господь иногда не будет посылать
им трудности? Или как Бог сможет вытереть их слезы на небесах,
если здесь, на земле, они не пролили ни одной? Поэтому иногда
Всевышний считает, что детям Божьим необходимо побывать в доме рабства.
«...Поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений...» (1
Пет. 1:6). Иногда тело нуждается в горькой, а не в сладкой
пище.
Почему Бог допускает, чтобы Его народ был в доме рабства, в страданиях?
1)
Он допускает это для испытания. «...Который провел тебя по пустыне
великой и страшной... дабы смирить тебя и испытать тебя» (Втор.
8:15,16). Страдания - пробный камень искренности. «Ты испытал
нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро... положил оковы на
чресла наши» (Пс. 65:10,11). Лицемеры принимают истинную
религию лишь в благополучии, они оказывают почтение этой
царице, пока в ее ушах блестят драгоценные камни. Но только тот
является истинным христианином, кто остается близким к Богу во время
страданий. «Все это пришло на нас, но мы не забыли Тебя» (Пс. 43:18).
Естественно любить Бога на небесах, но любовь к Нему, когда Он
наказывает, свидетельствует об искренности.
2)
Господь допускает это для очищения: чтобы очистить нас от
порочности. «И плодом сего будет снятие греха с него» (Ис. 27:9). Хотя
глаз - и самая чувствительная часть, тем не менее когда в него попадает
соринка, то мы применяем сильнодействующие лекарства и воду,
чтобы вымыть ее. Поэтому хотя народ Божий и дорог Богу, но
когда в нем начинает возрастать порочность, Господь применяет
сильнодействующие страдания, чтобы вымыть соринку из глаза. Страдания -
это цеп Всевышнего, выбивающий из нас шелуху, это средства,
очищающие нас от лени, роскоши, гордости и любви к этому миру. Огонь
Господа на Сионе (Ис. 31:9). Но это огонь не пожирающий, а очищающий. Пусть у нас будет больше страданий, лишь бы мы меньше грешили!
3)
Для роста, чтобы в нас возрастали благодати Духа Святого. Благодать
расцветает сильнее всего в печи железной. Как сильные морозы питают
зерновые, так и сильные страдания взращивают благодать. Благодать
святых часто подобна огню, тлеющему в угольках, а страдания - это
меха, раздувающие его в пламя. Господь делает дом рабства
другом благодати, где вера и терпение играют свои роли. Тьма ночи не
может притушить яркость звезды. Чем больше гранить бриллиант,
тем ярче он сияет; чем больше испытаний посылает нам Бог, тем
ярче сияют наши благодати.
4)
Для приготовления: чтобы сделать святых достойными и
приготовить их к славе (2 Кор. 4:17). Чтобы приготовить камни
для постройки, их вначале рубят и придают определенную форму.
Благочестивые названы «живыми камнями» (1 Пет. 2:5). Вначале Бог
вырубает и полирует их посредством страданий, чтобы они подходили для
небесного строительства. Дом рабства готовит нас к дому
нерукотворному (2 Кор. 5:1). Вначале сосуды милости закаляют
страданиями, а потом наливают в них вино славы.
Чем отличаются страдания благочестивых от страдании нечестивцев?
1)
Страдания благочестивых лишь корректируют их, для нечестивцев же
страдания - это наказание. Первое приходит от Отца, второе -
от Судьи.
2)  Страдания
благочестивых - это плоды завета милости (2 Цар. 7:14).
Страдания же нечестивцев - результат гнева Божьего. «А он во все дни
свои ел впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде»
(Еккл.  5:16). Страдания нечестивцев - это залог ада, они подобны
заточению узника, которое предшествует его казни.
3)  Страдания благочестивых делают их лучше, а страдания нечестивцев делают их хуже.
Благочестивый начинает больше молиться (Пс. 129:1), а
нечестивый - больше богохульствовать. «И жег людей сильный
зной, и они хулили имя Бога» (Отк.  16:9). Страдания нечестивцев делают
их более нетерпимыми: каждая последующая египетская казнь ожесточала
сердце фараона. Как чудовищно порочны становятся некоторые
люди после сильной болезни! Страдания праведников подобны
перемолотым пряностям, которые становятся более приятными и
ароматными, а страдания нечестивцев подобны сорнякам,
дробленным в ступе, что делает их еще более мерзкими.
Урок первый.
 1)
Мы не должны удивляться, увидев Израиль в доме рабства (1 Пет.
4:12). Святость святых не избавляет их от страданий. Христос
был свят, но тем не менее побывал в печи железной. Его невеста была
лилией среди терний (Песн. П. 2:2). Его овцы несут на себе печать
избрания, но и с них состригают шерсть. Дьявол нападает на
них, потому что они имеют в себе благо, а Бог - потому что в них есть
немного порока. Пока эти два семени присутствуют в мире, мы
будем ощущать на себе черный жезл. Евангелие говорит о том,
что мы будем царствовать, но вначале - о страданиях (2 Тим. 2:12).
2)
Страдания - не только признак гнева Всевышнего. Израиль, зеница ока
Божьего, особое Его богатство превыше всех наций, был в доме
рабства (Исх. 19:5). Мы склонны к осуждению и порицанию тех, кого
одолевают трудности. Язычники, увидев змею, висящую на руке Павла,
сказали: «Верно этот человек — убийца» (Деян. 28:4). Поэтому,
видя змею страданий, впивающуюся в благочестивых, мы склонны
осуждать их и говорить, что они грешат больше других и поэтому Бог
наказывает их. Но такое необдуманное порицание происходит от
недостатка мудрости. Разве не был Израиль в доме рабства, Иеремия - во
рву, а Павел - день и ночь в открытом море? Не страдания, посланные Богом, свидетельствуют о Его гневе, а Его безразличие. «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют» (Ос. 4:14). «Самое сильное наказание от Бога – когда Он не наказывает» (Бернард). Его рука становится тяжелее, когда она кажется легчайшей. Судья не поставит клеймо на том, кого он хочет казнить.
3)
Если принадлежащий Богу израильский народ был в доме рабства, то это
значит, что страдания предназначены не для демонстрации бедственного
положения человека. Безусловно, нераскаянный грех делает человека
несчастным, но не испытания. Если Бог решает наказать Своих
детей, чтобы сделать их счастливыми, то страдания,
посланные Господом, не несут несчастья, а совсем наоборот.
«Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания
Вседержителева не отвергай» (Иов. 5:17). Мир считает
счастливым того, кто избегает страданий, а Писание называет
счастливым того, кого Бог испытывает страданиями.
Как страдания могут делать человека счастливыми?
 
Потому что они делают человека более святым (Евр. 12:10) и более
угодным для Бога (Прит. 3:12). Ювелир любит свое золото, когда
оно находится в печи. В страданиях дети Божьи находятся в приятном
присутствии Бога (Пс. 90:15). Не могут быть несчастливы те, кто ощущает
могущественное присутствие Бога и Его поддержку в
страданиях, а Его милостивое присутствие восвящении. Чем
больше скорбей они имеют, тем большей степенью славы будут
обладать. Чем глубже они были опушены в печь железную, тем выше они
воссядут на троне славы. Чем тяжелее их испытания, тем весомее
будет их венец. А раз скорби делают христианина счастливым, то они не
могут делать его несчастным.
4)
Обратите внимание на милостивое Божье провидение по отношению
к Своим детям. Хотя они и были в доме рабства и страдали от
притеснений, но эти притеснения не наносили им вреда. Каким образом
веялка может навредить зерну? Она лишь отделяет его от соломы. Или
какой вред может хирургический ланцет нанести телу? Он лишь вскрывает
абсцесс. Иногда дом рабства делает то, что не могут  сделать 
постановления:   он   смиряет  и  обновляет «Если же они окованы цепями
и содержатся в узах бедствия, то Он... открывает их ухо для
вразумления и говорит им, чтоб они отстали от нечестия» (Иов. 36:8,10).
О, как милостиво провидение Бога, Который, наказывая Свой
народ, делает это ему во благо! Как будто один человек,
бросая другому мешок денег, немного ударяет, но в то же
время и обогащает его. Скорби обогащают душу и приносят
сладкий плод праведности (Евр. 12:11).
5)
Если Израиль был в доме рабства, если Господь таким образом
наставляет Своих детей, то как суров Он будет к нечестивцам!
Если Он так строг к тем, кого любит то, как суров Он будет к тем, кого
ненавидит! «Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с
сухим что будет?» (Лук. 23:31). Если Бог так строго обходится с теми,
кто молится и скорбит о грехе то, что станет с теми, кто
богохульствует, нарушает Субботу и живет в нечистоте! Если
Израиль побывал в печи железной, то нечестивцы отправятся в
огненную печь ада. Очень грустно нечестивцам слышать о страданиях
народа Божьего. Тогда пусть они задумаются о том, что их ожидает. «Ибо
время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то
какой конец непокоряющимся Евангелию Божию?» (1 Пет. 4:17). Бог
провеивает Свою пшеницу, чтобы сжечь солому. Если
благочестивые подвергаются наказанию, то нечестивые
подвергнутся осуждению. Если Господь добавляет в чашу Своего
народа горечь, то в чаше нечестивцев будет огонь и сера.
Урок второй. Если Израиль был в доме рабства, то
1)
не задумывайтесь слишком часто о страданиях. Христиане склонны
рассматривать испытания и печь железную как внушающие страх события, и
делают все возможное, чтобы избежать их. Более того, иногда, чтобы
избежать страданий, они начинают грешить. Но вы не должны
бояться страданий и смотреть на них сквозь увеличительное
стекло страха. Дом рабства - это не ад. Вспомните о том, что страдания
приходят от мудрого Бога, Который предопределил быть всему, что
обрушивается на нас. Преследования подобны аптекарям: они дают
нам лекарства, предписанные Богом-лекарем. Страдания имеют как
темную, так и светлую стороны. Бог может сделать приятными
наши скорби и усладить нашу горечь. С умножением наших
страданий умножается наше утешение. Аргерий слал письма из
прекрасного сада в Леонинской тюрьме. Иногда Бог в страданиях настолько
возрождает Своих детей, что они предпочитают скорби утешениям. Почему
же тогда христиане со страхом думают о страдании? Смотрите не
на его зловещее лицо, а на послание, которое оно несет, которое должно
обогатить нас благодатью и утешением.
2)
Если Израиль побывал в доме рабства, в угнетенном состоянии, то мы
должны заблаговременно быть готовыми к страданиям. Не говорите так, как
Иов: «В гнезде моем скончаюсь» (Иов. 29:18). В доме веселья думайте о
доме рабства. Называясь Ноеминью, будьте готовы стать Марою (Руф.
1:20). Как быстро могут измениться обстоятельства, а переполняющая 
радость   закончиться   катастрофой!   Все внешнее подвержено
переменам. Заблаговременные мысли о страданиях сделают нас трезвыми и
сдержанными  относительно законных наслаждений и исцелят от
пресыщения. Христос на праздничном пиру говорил о Своей смерти.
Преждевременные размышления о страданиях подготовят нас к ним, уведут
нас от мира и заставят искать доказательства собственного
спасения.
   Мы
должны задумываться о том, какое масло горит в наших светильниках,
какую благодать мы можем обрести, чтобы выстоять в день искушений.
Безрассуден тот солдат, который не успел перед сражением заточить свой
меч. А тот, кто предвосхищает страдания, будет иметь щит веры и меч
Духа в готовности, чтобы не быть захваченным врасплох.
3)
Давайте трудиться, чтобы вести себя мудро, как и подобает христианам,
во времена, когда приходят испытания, чтобы эти страдания
украшали нас. Или другими словами, давайте терпеливо переносить их. «В
пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои,
пророков...» (Иак. 5:10). Сатана старается использовать наши
страдания, чтобы заставить нас роптать или отпасть, он раздувает угли
страстей и недовольства, а потом сам греется у этого огня.
Терпение украшает страдания. Христианин должен говорить как Иисус
Христос: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Когда сердце становится
покорным, то это признак освящения после страданий. Тогда Бог уберет
скорби и выведет нас из печи железной.
   Мы можем рассматривать эти слова - «...Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», - во-первых, буквально, а во-вторых, духовно
или мистически. Дословно они означают: «Я избавил тебя от бедствий и
рабства, от которого ты страдал в Египте, где был в печи железной». А
духовно, или мистически, эти слова являются прообразом нашего
избавления от греха и ада, что было совершено Христом.
А.Буквально
слова «Я вывел тебя из дома рабства» означают, что Бог избавил их от
страданий и рабства в печи железной. Я думаю, что здесь нужно обратить
внимание на тот факт, что хотя Бог иногда и посылает Своему народу
страдания, тем не менее, Он же и избавляет его от них. Израиль
находился в доме рабства, но, в конце концов, был выведен оттуда. Мы
должны прилагать усилия, чтобы показать: 1) что Бог
действительно избавляет от страданий; 2) каким образом; 3) в какое
время; 4) почему Он это делает; 5) чем отличается избавление от
бедствий благочестивых от избавления нечестивцев.
 
Бог на самом деле освобождает Своих детей от бедствий. «На
Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их» (Пс. 21:5). «И я
избавился из львиных челюстей», а именно от Нерона (2 Тим. 4:17).
«Ты... положил оковы на чресла наши... и Ты вывел нас на свободу» (Пс.
65:11,12). «...Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6).
Бог избавил Даниила из львиного рва, а Сион - из Вавилона. В должное
время Он избавляет от страданий (Пс. 67:21). Дерево, казавшееся мертвым
зимой, весной оживает. «После бури выходит солнце».
Скорби могут прыгнуть на нас, как змея - на Павла, но потом их
можно будет стряхнуть. Это называется чашей ярости Божьей (Ис.
51:17). Нечестивцы пьют море гнева, в то время как благочестивые - лишь
чашу страданий. Но вскоре Бог скажет им: «Да минует тебя чаша
сия».
Каким образом Бог избавляет Своп народ от страданий?
Он делает это мудро, как Бог. Во-первых, иногда
Он делает это внезапно. Как ангел быстро прилетел к Даниилу,
так и Бог иногда посылает избавление неожиданно, и тогда тень смерти
превращается в рассвет. Он не только дает нам милости больше, чем мы
помышляем (Еф. 3:20), но и прежде, чем мы подумаем о них.
«Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне»
(Пс. 125:1), т.е. освобождение пришло к ним внезапно, как сон. Иосиф и
не помышлял о такой быстрой перемене: когда в один и тот же день его
освободили из тюрьмы и сделали правителем всей страны. Иногда
милость Божья не мучительно рождается, а появляется внезапно. Во-вторых, иногда
Бог освобождает Свой народ необычным образом. Например, кит,
проглотивший Иону, был тем средством, которое доставило
пророка в безопасности на сушу. Иногда освобождение народа
Божьего больше напоминает его уничтожение. Выводя Израиль из
Египта, Бог возбудил ненависть в сердцах египтян (Пс. 104:25), что
также было средством их избавления. Он доставил Павла к берегу на
обломках корабля с помощью неукротимого ветра (Деян. 27:44).
Когда наступает время и Бог освобождает Свой народ из уз страданий?
Когда
народ находится в крайне бедственном положении. Хотя Иона и был во
чреве ада, он сказал: «Но Ты, Господи, Боже мой, изведешь душу
мою из ада» (Иона 2:7). Когда благочестивый находится на
волосок от смерти, Бог посылает избавление. Когда волны почти
накрыли лодку, Христос проснулся и успокоил бурю. Когда Исаак лежал на
алтаре, а над ним был занесен нож, готовый перерезать горло мальчика,
сошел ангел и сказал: «Не поднимай руки твоей на отрока». Когда Петр
начал тонуть, Христос вытащил его за руку. «Когда
число кирпичей было удвоено, пришел избавитель, Моисей». Когда народ
Божий оказывается в большой опасности, восходит утренняя
звезда освобождения. Когда пациент падает от бессилия, дается
целебное средство.
2)  Бог также посылает избавление, когда страдания совершили ту работу, для чего они были посланы. Когда, во-первых, они
смирили человека. «Помысли о моем страдании и бедствии моем, о
полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя и падает во мне» (Плач.
3:19,20). Тогда Божья коррозия разъедает гордую плоть. Во-вторых, когда
они укротили нетерпение. Раньше люди были гордыми и
нетерпимыми, подобно детям, борющимся с родителями. Но
когда их проклятые сердца укрощены, они говорят: «Гнев
Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним» (Мих. 7:9), или
как Илий: «Он — Господь; что Ему угодно, то да сотворит» - «Пусть Он
окружит меня терниями, чтобы вырастить во мне благодать».
3)
Бог посылает избавление, когда люди становятся более святыми и
начинают больше размышлять о небесах. Когда крепкие морозы страданий
порождают весенние цветы благодати, тогда страдание освящается
и Бог выводит Своих детей из дома рабства. «Скорбь обернется радостью,
а зола -гирляндой». Когда металл очищен, его вынимают из печи. Когда
страдания исцелили нас, Бог снимает целебный пекущий пластырь.
 Для чего Бог выводит Свой народ из дома рабства?
 
Таким образом Он прокладывает путь для Своей славы. Слава для Бога
дороже всего, это драгоценный камень в венце. Поднимая на ноги Свой
народ, Он возносит трофеи Своих почестей, прославляет Свои характерные
черты, Свою силу, истину, милость и триумф.
1)
Свою силу. Если бы Бог иногда не посылал бедствия Своему народу, то как
тогда можно было бы увидеть Его могущество, проявленное при избавлении
от них? Выводя Израиль из Египта, Господь совершал чудо за чудом, Он
спас народ Своей протянутой рукой. «Что с тобою, море, что ты
побежало?..» (Пс. 113:5). Когда Израиль выходил из Египта, то говорили,
что море побежало и воды разделились. В этом проявилась сила
Божья. «Есть ли что невозможное для Меня?» (Иер. 32:27). Богу
нравится помогать, когда ситуация кажется безнадежной. Он творит
избавление (Пс. 123:8). Он вывел Исаака из мертвой, а Мессию -
из девственной утробы. О, как сияет Его сила, когда Он
преодолевает кажущиеся невозможности и исцеляет в
отчаянных случаях!
2)
Свою истину. Господь обещал Своему народу освобождение, когда
он находился под сильным давлением, и истина Божья  испытывалась
данным  обетованием.  «...И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя»
(Пс. 49:15). «В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя
зло» (Иов. 5:19). Как чудесны обетования, которыми усыпано
Писание, подобно тому как небо - звездами! Бог избавит их либо
от смерти, либо через смерть, но Он приготовит путь для побега
(1 Кор. 10:13). Когда исполняются обетования, тогда
прославляется истина Божья.
3)  Его милость. Бог исполнен сострадания к людям, находящимся в бедственной ситуации. Древнееврейское сло­во Racham, означающее
«милость», также означает сострадание. Бог имеет
«благоутробие» сострадания и милости (Ис. 63:15). И это сочувствие
побуждает Бога к избавлению. «По любви Своей и благосердию
Своему Он искупилих» (Ис. 63:9). Это прокладывает
путь для триумфа Его милости. Господь имеет нежное сердце и не
будет причинять чрезмерную боль, Он разобьет в куски железные преграды
и разрушит ярмо поработителя. Именно так все Его атрибуты
победоносно несутся, избавляя Его народ от страданий.
Чем отличается избавление от страданий благочестивых и нечестивцев?
1)
Освобождение благочестивых - это предохранение от зла, а нечестивых -
сохранение для зла. «...Знает Господь, как избавлять
благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для
наказания» (2 Пет. 2:9). Бог может избавить грешника от опасной болезни
и тюрьмы, но вес это лишь для того, чтобы сохранить его для больших
страданий.
2)
Бог освобождает нечестивых или, скорее, щадит их от Своего гнева. Но
это освобождение дается им не как залог Его любви, а является
симптомом Его недовольства. Подобным образом, во гневе, Израиль получил
перепелов. А благочестивых Бог избавляет, потому что любит их. «И вывел
меня на пространное место, избавил меня, ибо Он благоволит ко мне» (2
Цар. 22:20). «Но из любви к душе моей, Ты избавил ее от рва погибели»
(Ис. 38:17). Ты возлюбил мою душу, когда она была во рву
погибели. Нечестивец может сказать: «Господь, Ты избавил меня от рва
погибели». Но лишь благочестивый может сказать: «Господь, Ты
возлюбил душу мою, когда она была во рву погибели». Одно
дело, когда избавляет сила Божья, а совсем другое - когда
избавляет Его любовь. «О, - говорит Езекия, - из любви к
душе моей, Ты избавил ее от рва погибели».Откуда мы можем знать, что избавление совершается из любви?
1)
Если в результате этого наше сердце кипит любовью к Богу. «Я люблю
Господа, потому что Он услышал голос мой...» (Пс. 114:1). Одно дело -
любить благословения, посылаемые Господом, а другое - любить Господа.
Освобождение совершается из любви, если оно воспроизводит
любовь.
2) Избавление
совершается из любви, если наши сердца становятся лучше для славы
Божьей. Нечестивцы, вместо того чтобы стать лучше и использовать
освобождение для славы Божьей, возрастают в своей порочности: они
становятся хуже, как металл, вынутый из огня, - тверже. Но
наше избавление совершается из любви, если мы используем его для славы
Божьей. Господь ставит нас на ноги, когда мы находимся в бедственном
положении, а мы возносим Его в своей хвале и почитаем Его всем, что у
нас есть (Прит. 3:9). Он исцеляет нас от болезней, а мы посвящаем себя
служению Ему. Милость воздействует на нас не так. как солнце -
на огонь: угашая и истощая его, а как масло на колеса, помогая
им двигаться быстрее.
3)
Избавление совершается из любви, если оно делает нас примером для
подражания в святости, а нашу жизнь - ходячей Библией. Тысяча
славословий и молитв не воздают Богу в той же степени, как умерщвление
одной похоти. «А на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею»
(Авд. 17). Если спасение и святость идут рука об руку, тогда, воздвигая
монумент милости, мы являемся примером благочестия, тогда
избавление совершается из любви, и мы можем сказать как Езекия: «Из
любви к душе моей, Ты избавил ее от рва погибели».
Урок первый. Если
Бог выводит Свой народ из дома рабства, тогда никто из нас не должен
падать духом в бедственном положении. Не говорите: «Я не
вынесу этой тяжести» или, как Давид: «Когда-нибудь попаду я в
руки Саула». Бог сделает так, что все закончится хорошо и лично для вас, и в общем, Он
выведет Свой народ из дома рабства. Увидев, что подошло время,
Он протянет руку и спасет его с легкостью. «Господи! не в Твоей ли силе
помочь?» (2 Пар. 14:11). Тот, Кто может обратить течение воды, может
возвратить и время; Тот, Кто воскресил мертвого Лазаря, может исцелить
тебя, когда ты болен. «Я смотрел, и не было помощника... но
помогла Мне мышца Моя» (Ис. 63:5). Не падайте духом, верьте в силу
Бога: вера побуждает Бога избавить нас.
Урок второй. Находясь в трудностях, старайтесь быть достойным избавления. Бог мог бы избавить многих, но они недостойны этого.
Когда мы становимся достойными избавления?
 
Когда, благодаря страданиям, мы становимся подобны Христу, когда мы
научились послушанию. «...Хотя Он и Сын, однако страданиями навык
послушанию» (Евр. 5:8), то есть научился с радостью подчиняться воле
Отца. «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук. 22:42).
Когда, благодаря страданиям, мы становимся послушными, когда
мы желаем поступать и быть такими, как угодно Богу, - тогда мы
становимся похожи на Христа и достойны избавления.
Урок третий. Если
Бог когда-либо выводил вас из дома рабства, избавлял от
страшных и значительных страданий, то вознесите Ему славу.
Освобождение требует хвалы. «И Ты обратил сетование мое в ликование,
снял с меня вретище и препоясал меня веселием, да славит Тебя душа моя
и да не умолкает» (Пс. 29: 12,13). Мой язык является инструментом,
чтобы славить Тебя. Святые - это храмы Духа Святого (1 Кор. 3:16). «За
милостью должно следовать благодарение». Самую чистую воду
дает самый глубокий источник, а сердце, глубоко чувствующее
Божье избавление, возносит самую громкую хвалу. Собираясь выходить из
Египта, Моисей сказал фараону: «Пойдем с... овцами нашими и с
волами нашими» (Исх. 10:9). Для чего? Чтобы быть готовыми принести
жертвы благодарения Богу за свое избавление. Иметь благодарное
сердце за избавление является большим благословением, чем само
избавление. Один из прокаженных, «видя, что исцелен,
возвратился, громким голосом прославляя Бога» (Лук. 17:15). Благодарное
сердце прокаженного было большим благословением, чем исцеление от
проказы. Был ли кто-либо из вас выведен из дома рабства: избавлен от
тюрьмы, болезни или смертельной опасности? Не забывайте
благодарить за это. Будьте не могилами, а храмами. Чтобы быть
более благодарным, обратите внимание на каждую деталь и обстоятельство
вашего освобождения: на то, что вас избавили от беды, когда вы былина
грани смерти, на волоске от нее; что вас избавили от
страданий, не заставив согрешить, и вы приобрели спасение не
посредством компромисса с совестью, а на крыльях молитвы; на
тех, кто помог вам и был инструментом, с помощью которого вы были
избавлены. Если хорошо взвесить все эти обстоятельства, то они делают
более ярким наше избавление, а, следовательно, должны усилить
нашу благодарность. Огранка камня может быть дороже самого камня, а
обстоятельства избавления могут быть важнее самого избавления.
Каким образом мы должны правильно славить Бога за наше избавление?
1)
Будьте святы. Когда приносилась мирная благодарная жертва, то
каждый, кто ел ее, имея на себе нечистоту, был отрезан от своего народа
(Лев. 7:20). Это служило прообразом того, что хвала и жертвы живущих во
грехе неугодны Богу.
2)
Славьте Бога смиренным сердцем, осознавая, что вы были недостойны
избавления. Божьи милости - это не обязанности, а наследство,
и то, что вы получаете их в качестве наследства, должно
сделать вас смиренными. «И двадцать четыре старца... пали на
лица свои (выражая смирение) и поклонились Богу» (Отк. 11:16).
3)
Славьте Бога за избавление от всего сердца. «Славлю Тебя, Господи, всем
сердцем моим...» (Пс. 110:1). В религии вся музыка звучит в
виде концерта, когда сердце и уста объединяются.
4)
Прославляйте Бога за избавление постоянно. «Буду восхвалять Господа,
доколе жив...» (Пс. 145:2). Некоторые благодарят, пока избавление свежо
в памяти, а затем оставляют его. Вначале карфагеняне посылали
Геркулесу десятую часть своей годовой выручки, но по мере
возрастания недовольства перестали делать это. Но мы должны быть
постоянны в своей благодарственной жертве. Побуждение славить Бога
должно напоминать биение пульса, который бьется до тех пор, пока мы
живем. «...Буду петь Богу моему, доколе есмь» (Пс. 145:2).
Б.Эти
слова можно понимать духовно, или мистически. Избавление
Израиля из дома рабства является прообразом их освобождения от
греха, сатаны и ада.
1)
От греха. Освобождение из дома рабства было прообразом
избавления Израиля от греха. Грех - это настоящие узы, которые
держат душу в рабстве. Цицерон сказал: «Из всех условий существования
рабство - наихудшее». «До своего обращения, - говорит Августин, - меня
удерживала не железная цепь, а упорство моей собственной воли». Грех -
поработитель, он назван законом (Рим. 7:23), потому что обладает
сковывающей властью над человеком. Он царствует в теле, проявляя власть
тирана (Рим. 6:12), а люди названы рабами греха, так как порабощены им
(Рим. 6:17). Поэтому грех является домом рабства. Израиль не был в
такой степени порабощен в печи железной, как грешник - грехом. Лучше
находиться под властью земных тиранов, чем быть рабами и вассалами
греха.
   Обычно
тиран имеет власть лишь над телами рабов, грех же владычествует над
душой грешника. Благородная душа, которая направляет скипетр разума и
увенчана совершенным знанием и святостью, брошена под ноги,
она порабощается и становится лакеем всякой грязной похоти.
 
Обычно к рабам проявляют хоть немного жалости: тираны дают им
еду и время для отдыха. Но грех - жестокий тиран, он не дает людям
покоя. Иуда не имел покоя, пока не предал Христа, но и после этого у
него стало его еще меньше. Как истощает себя человек, служа греху:
изнуряет свое тело, лишает себя сна и разрушает разум! Нечестивец
каждый день неустанно трудится для греха.
 
Обычно рабы выполняют повеления своих хозяев, и это вполне законно.
Законно работать на галере и передвигать веслами корабль, но все законы
и повеления греха противозаконны. Одному человеку грех велит
обманывать, другому - быть порочным, третьему - мстить, четвертому -
лжесвидетельствовать. Поэтому все повеления греха
противозаконны, и мы не может повиноваться закону греха, не
нарушив закон Божий.
 
Обычно рабов заставляют трудиться против их собственной воли.
Израиль стенал от рабства (Исх. 2:23), но грешники добровольно
исполняют повеления греха, они согласны быть его рабами, им нравятся их
цепи, они не стремятся к свободе, «слава их — в сраме» (Фил. 3:19). Они
несут свои грехи не как кандалы, а как украшение и, делая зло, радуются
(Иер. 11:15).
 
Чаще всего рабов наказывают, чтобы исправить их, но рабы греха,
оставшиеся без покаяния, накапливают себе осуждение. Обычные рабы
находятся в печи железной, а рабы греха - в печи огненной. Какую
свободу воли может иметь грешник к своему собственному смятению, если
он может делать лишь то, что грех велит ему? Он в рабстве. Именно так
грешник пребывает в доме рабства. Но Бог выводит Своих
избранных из этого места, разбивает узы и оковы греха, спасает их от
рабства, освобождает и приводит «в свободу славы детей Божиих»
(Рим. 8:21). Теперь всем повелевает закон любви, а не закон греха. Хотя
грех продолжает жить, но он не владычествует. Таким же образом
жизнь зверей в пророчестве Даниила была продлена на какое-то время, но
власть у них была отнята (Дан. 7:12). Святые становятся духовными
правителями, которые владычествуют и побеждают свою
порочность, которые «заковывают этих царей в цепи». Мы должны
возносить громкую хвалу и благодарение за то, что были
выведены из дома рабства, освободились от порабощающих похотей
и поставлены царями, чтобы вечно царствовать в славе.
2)
Вывод Израиля из дома рабства был прообразом освобождения от
сатаны. По своей природе люди находятся в доме рабства, они порабощены
сатаной. Писание называет сатану князем мира сего (Иоан. 14:30) и богом
века сего (2 Кор. 4:4), так как он имеет власть повелевать и порабощать
людей. Хотя настанет день, когда он будет закован в узы, но сейчас он
поражает и тиранит человеческие души. Грешники находятся в его власти,
и дьявол проявляет над ними свою силу, как Цезарь - над сенатом. Он
наполняет их разум заблуждением, а сердца - злобой. «Для чего ты
допустил сатане вложить в сердце твое мысль?..» (Деян. 5:3). Сердце
грешника - это резиденция дьявола. «...Возвращусь в дом мой...» (Мат.
12:44). И, безусловно, что дом рабства также является резиденцией
дьявола. Сатана - совершенный тиран. Он управляет человеческим
разумом, ослепляя людей невежеством. «Для неверующих... бог века сего ослепил умы» (2 Кор. 4:4). Он управляет памятью людей.
Они помнят лишь зло, забывая о добре. Их память подобна ситу,
пропускающему чистый ликер и задерживающему осадок. Сатана
управляет их волей. Хотя он и не может заставить волю, но он
притягивает ее. «...Вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Иоан.
8:44). Он владеет вашими сердцами, и вы будете повиноваться ему. Его
сильные искушения привлекают людей ко злу больше, чем Божьи обетования
- к добру. Таково естественное состояние каждого человека от
рождения: он находится в доме рабства, и дьявол имеет власть над ним.
Грешник перемалывается в мельнице дьявола, он исполняет
приказы сатаны, как осел - повеления хозяина. Неудивительно
видеть людей угнетенными и гонимыми: будучи рабами, они
вынуждены делать то, что велит бог мира сего. Что остается
этим свиньям делать, как не бежать, если в них вошел дьявол
(Мат. 8:32)? Когда дьявол повелел Ананию солгать то, что тому
оставалось делать, как не сказать то, что сатана вложил в его сердце
(Деян. 5:3)? Когда дьявол вошел в Иуду и повелел ему предать
Христа, тот сделал это, хотя после этого и повесился. Страшно
и тяжело находиться в доме рабства и быть во власти сатаны.
Как Давид молился, проклиная врагов Бога? Чтобы дьявол был одесную их
(Пс. 108:6). Давид знал, что тогда они попадут в его сеть. Если по
правую руку от грешника находится сатана, то пусть
остерегается оказаться по левую руку от Господа. Разве не
стоит оплакивать людей, попавших в плен сатаны и исполняющих
его волю (2 Тим. 2:26)? Он с триумфом ведет перед собой грешников как
рабов, полностью владея ими. Люди сильно переживают, видя, что их
животные становятся безумными и ими овладевает дьявол. Но, в
то же время, если их душами овладевает дьявол, они остаются
безучастными. Что может быть хуже для человека, чем попасть в
дом рабства, где дьявол торопит их, находящихся во власти
похоти, к собственной погибели? Грешники добровольно отдаются
в рабство сатаны, они любят своего тюремщика и безропотно
живут под его властью, они избирают терновник, чтобы он правил
ими, хотя вскоре из него выйдет огонь и поглотит их (Суд. 9:15). Какую
безграничную милость проявляет Бог, выводя несчастные души из
дома рабства, избавляя их от тюремщика и князя тьмы! ИИСУС ХРИСТОС
выкупил пленников, заплатив за грешников, и спас их Своей
силой. Как Давид вырвал ягненка из пасти льва (1 Цар. 17:35), так и
Христос спасает души из пасти рычащего льва. О, какая милость - быть
выведенным из дома рабства, из плена князя, господствующего в
воздухе, и принадлежать Князю Мира! Это все совершается
через проповедь Слова. «...Чтобы они обратились от тьмы к
свету и от власти сатаны к Богу» (Деян. 26:18).
3)
Вывод Израиля из дома рабства был прообразом избавления его из
ада. Ад - это дом рабства, строение, возведенное для грешников.
 
Есть дом рабства, где находятся осужденные. «Да обратятся
нечестивые в ад» (Пс. 9:18). «...Как убежите вы от осуждения в геенну?»
(Мат. 23:33). Если кто-нибудь спросит, где находится дом
рабства и ад, то я бы пожелал этому человеку не знать об этом на личном
опыте. «Давайте будем прилагать усилия, не к тому, чтобы
знать, где находится ад, - говорит Иоанн Златоуст, - а как
избежать его». Но чтобы удовлетворить любопытство, можно отметить, что
ад - это некое место внизу. «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться
от преисподней внизу» (Прит. 15:24). Гесиод сказал: «Ад
находится так же глубоко под землей, как небеса - высоко над ней». Бесы
«просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» (Лук.
8:31). Ад находится в бездне.
 
Зачем тогда нужен дом рабства и ад? Потому что необходимо было
место для наказания Божественной справедливостью. Если земные
монархи имели тюрьмы для преступников, то почему Бог не может
иметь их? Грешники -преступники, они оскорбили Бога, и было
несовместимо с Его святостью и справедливостью оставить без наказания
нарушение Его законов.
 
Это место ужасно. Если бы вы могли в течение одного часа послушать
стоны и вопли проклятых, то вы бы утвердились в истине, что ад
- это дом рабства. Ад - это кульминация страданий. Кроме того, что это
«наказание преступникам», в результате чего их души
лишаются права созерцать прославленного Бога, что богословы
считают самой страшной составляющей ада, это еще и«наказание
разума». Если ужасны последствия, когда гнев Божий лишь
немного загорается и его искорка поражает совесть человека в
этой жизни (как это было со Спирой), то каков же тогда сам ад?
 
В аду будет множество мучений: узы адского мрака (2 Пет. 2:4), червь
совести (Map. 9:48) и озеро огненное (Отк. 20:15). Другой огонь - лишь
фальшивка в сравнении с этим.
 
Этот дом ада - место обитания бесов (Мат. 25:41). Ансельм сказал: «Я бы
лучше вынес все мучения, чем увидел дьявола телесными глазами». Идущие
в ад не только будут вынуждены созерцать дьявола, но и будут заперты с
этим львом во рву. Им придется составить компанию дьяволу, который
полон злобы к людям. Это красный дракон, плюющий огнем в лицо людям.
 
Мучения ада будут продолжаться вечно. «И дым мучения их будет
восходить во веки веков» (Отк. 14:11). Их время никогда не закончится,
и слезы не смогут загасить этот огонь (Map. 9:44). Нечестивцы - это
саламандры, которые живут в пламени ада, и огонь не пожирает
их. Даже спустя миллионы лет их наказания так же далеки от конца, как
начало. Если бы вся земля и моря были песком, и раз в тысячу лет
прилетала птичка, чтобы взять одну песчинку, то понадобилось бы много
времени, чтобы убрать эту массу. Но даже если бы спустя это
долгое время проклятые могли выйти из ада, то у них была бы хоть
какая-то надежда. Но слова ВОВЕКИ ВЕКОВ разбивают сердце.
Как согласуется с Божьей справедливостью то, что грех, совершенный за мгновение, наказывается вечными мучениями?
   Потому
что грех заложен в человеческой природе. Потому что грех
совершается против бесконечного величия, и поэтому он сам по
себе безграничен, и, соответственно, наказание за него должно
быть безгранично. Потому что смертное творение не может вынести
беспредельного гнева, и оно должно вечно удовлетворять то, что
никогда не сможет удовлетворить. Если ад является таким страшным домом
рабства, то какой вечный повод благословлять Бога есть у тех, кто
избавлен от него! Иисус Христос избавил нас от грядущего гнева (1 Фес.
1:10). Он выстрадал все мучения ада в Своей душе, чтобы мы не страдали
от них. Если мы благодарны за то, что выкуплены из тюрьмы или
избавлены от огня, то как мы должны благословлять Бога за то, что Он
избавил нас от грядущего гнева! Мы должны быть более благодарными,
видя, что большая часть человечества идет в дом рабства и в ад.
Принадлежность к небольшому числу тех, кто избавлен от этого,
должна стать поводом для безграничной благодарности.
Большинство после смерти отправляется в дом рабства, в ад. «...Широки
врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут
ими» (Мат. 7:13). Большая часть мира лежит во зле (1 Иоан. 5:19).
Бреревуд сказал, что если весь мир разделить на тридцать одну часть, то
девятнадцать из них займут иудеи и турки, семь - язычники,
следовательно, христианам остается лишь пять частей, но и среди них так
много соблазненных католиками с одной стороны, а формальными
протестантами - с другой, что из этого следует, что большая часть мира
идет в ад. Писание сравнивает нечестивцев с тернами и волчцами (Ис.
10:17). Лишь несколько лилий растут на ваших полях среди
изгородей терний, которые сравниваются с грязью на улицах (Ис.
10:6). Единичные драгоценные камни вы можете найти на улице, но вы не
сможете сделать и шага, не ступив в грязь. Нечестивцев так много, как
грязи на улице. Посмотрите на большую часть людей. Сколько
пьяниц на одного трезвенника! Сколько прелюбодеев на одного целомудрен-
ного! Сколько лицемеров на одного искреннего! Дьявол пожинает богатый
урожай, а Богу достаются лишь крупицы. О, тогда какой повод
восхищаться и благословлять Бога есть у тех, кто избавлен от дома
рабства и ада! Как должны быть переполнены благодарностью эти сосуды
милости! Когда большинство людей являются узниками, идущими в ад, они
избавлены от грядущего гнева.
Как я могу знать, что избавлен от ада?
1)
Тот, кого Христос спасает от ада, Он спасает и от греха- «...Он спасет
людей Своих от грехов их» (Мат. 1:21). Избавил ли Бог вас от власти
тления, гордости, зависти и похоти? Если Он избавил вас от ада греха,
то избавил и от ада мучений.
2)
Если вы стремитесь ко Христу, славите, доверяете и любите Его, то вы
освобождены от ада и проклятия. «Итак нет ныне никакого осуждения тем,
которые во Христе Иисусе...» (Рим. 8:1). Если вы во Христе, то
Он одел вас в одежды праведности, и пламя ада никогда не сможет
опалить их. Плиний обратил внимание, что ничто так хорошо не
тушит пламя, как соль и кровь. Соль слез покаяния и Кровь Христа погасит пламя ада, и поэтому оно никогда не коснется вас.