Томас Ватсон Предисловие к 10 заповедям

Евгений Егоров 3
3. Предисловие к заповедям

«И изрек Бог все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20:1,2). КАКОВО же предисловие к Десяти Заповедям?
   Предисловие к Десяти Заповедям следующее: «Я Господь, Бог твой».
   Предисловие к предисловию - «Изрек Бог все слова сии, говоря...». Эти слова подобны звуку трубы перед торжественным заявлением. Другие части Библии возвещены нам устами святых пророков (Лук. 1:70), но здесь Бог лично обращается к нам.
Как мы должны понимать слова «изрек Бог», если у Него нет частей тела или органов речи?
   Бог сотворил вразумительный звук или сформировал в воздухе голос, который у евреев ассоциировался с обраще­нием к ним Бога. Обратите внимание:
1)  Законодатель - «изрек Бог». Законодатель должен обладать двумя качествами. Во-первых, мудростью. Законы должны основываться на здравом смысле, поэтому издающий законы должен быть мудр. В этом смысле Бог лучше всего подходит, чтобы быть законодателем, ибо Он «премудр сердцем» (Иов. 9:4). Он владеет всей мудростью и яв­ляется «единым премудрым Богом» (1 Тим. 1:17). Следовательно, Он больше всего подходит для учреждения законов. Во-вторых, законодатель должен обладать властью. Как бы мудр не был издающий законы, он должны нести на себе печать власти. В руке Божьей находится наивысшая власть: Он дал жизнь всему сущему, а Тот, Кто дал людям жизнь, больше всех других имеет право дать им законы.
2)  Закон сам по себе - «все слова сии», - то есть все слова нравственного закона, которые названы декалогом, или Десятью Заповедями. Они названы нравственным законом, так как являются правилом для жизни и поведения. «Писание, - как сказал Иоанн Златоуст, - это сад, а нравственный закон - основной цветок в нем; это пиршество, на котором нравственный закон является основным блюдом».
   Нравственный закон совершенен. «Закон Господа совершен» (Пс. 18:8). Это правильная модель и платформа религии, это стандарт истины, судья противоречий, Полярная звезда, направляющая нас к небесам. «Ибо заповедь есть светильник» (Прит. 6:23). Хотя нравственный закон - не Христос, оправдывающий нас, но он является правилом, наставляющим нас. Нравственный закон неизменен, он все еще остается в силе. Хотя церемониальные и юридические законы отменены, но нравственный закон, переданный нам устами Бога, неизменно применяется в Церкви. Он написан на каменных скрижалях, чтобы показать его вечность.
   Нравственный закон полон славы. Бог вложил в него славу, чтобы распространить его.
а)  Чтобы принять нравственный закон, люди прежде должны были омыть свои одежды. Используя это в качестве прообраза, Бог повелел им освятить свои уши и сердца, чтобы принять закон (Исх. 19:10).
б) Чтобы вызвать у народа благоговение перед законом, людям было запрещено прикасаться к горе (Исх. 19:12).
в) Бог написал закон Своим собственным перстом, оказав ему особую честь, как никаким другим написанным словам (Исх. 31:18). Посредством некоторых чрезвычайных действий Бог доступным образом изложил закон буквами, словно он был написан Его перстом.
г)  Бог повелел, чтобы закон хранился в ковчеге, что было еще одним признаком чести, оказанной ему. Ковчег был ларцом, в который Господь положил Десять Заповедей, как десять драгоценных камней.
д)  При передаче нравственного закона присутствовало много ангелов (Втор. 33:2). Были созваны легионы ангелов, а Сам Бог был оратором.
Урок первый. Здесь мы можем обратить внимание на милость Бога, Который не оставил нас без закона. Он часто приводит передачу Своих заповедей как проявление Своей любви. «Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» (Пс. 147:9). «Ты... дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые» (Неем. 9:13). Каким бы несчастным творением был человек, если бы у него не было закона, направляющего его! На земле не осталось бы жизни, рождались бы одни Измаилы, так как человеческая рука была бы направлена против своего соседа. Человек стал бы диким, если бы не страдания, укрощающие его, и нравственный закон, направляющий его. Закон Божий - это ограда, удерживающая нас в пределах воздержания и благочестия.
Урок второй. Если Бог произнес эти слова нравственного закона, то это служит осуждением, во-первых, марсионитам и манихеям, которые пренебрежительно, более того, богохульно говорят о нравственном законе, утверждая, что христианин выше этого плотского закона, и которых апостол опровергает словами: «...Закон духовен, а я плотян...» (Рим. 7:14). Во-вторых, антиномистам, которые считают, что нравственный закон не является правилом для верующего. Мы не говорим, что верующий находится под проклятием закона, а - что он должен повиноваться заповедям. Мы не говорим, что нравственный закон - это Христос, а - что он является звездой, ведущей ко Христу. Мы не говорим, что он спасает, но - что освящает. Молитвы игнорирующего закон Божий, Бог тоже проигнорирует. Того, для кого закон не является правилом жизни, закон будет судить. В-третьих, эти слова, произнесенные Богом, служат осуждением католикам, которые, как будто Божий закон несовершенен и, провозглашая эти слова, Бог сказал недостаточно, добавили к нему свои каноны и традиции. Такие действия подвергают сомнению мудрость Бога, словно Он не знал, каким издать Свой собственный закон. Это, безусловно, является в высшей степени провокацией. «Если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей» (Отк. 22:18). Если большим преступлением считается добавление чего-либо к завещанию че­ловека, то несравненно большее зло совершают те, кто добавляет что-либо к закону, который произнес Сам Бог и на­писал Своим собственным перстом.
Урок третий. Если Бог произнес нравственный закон, то на нас возлагаются некоторые обязанности.
1)  Если Бог произнес все эти слова, то мы должны слушать их. Слова Господа слишком драгоценны, чтобы их терять. Как нам хотелось бы, чтобы Бог слышал все наши слова, когда мы молимся, так и мы должны слушать все Его слова, когда Он говорит. Мы не должны быть похожи на гадюку, которая закрывает свои уши. Тот, кто закрывает свои уши, когда Бог взывает, сам будет взывать к Господу, но не будет услышан.
2)  Если Сам Бог произнес все эти слова, то мы должны с почтением выслушать их. Каждое слово нравственного закона - это пророчество с небес, а Бог - проповедник, которому нужно оказать уважение. Когда судья предъявляет обвинение в зале суда, то все с почтением слушают. В нравственном законе Бог предъявляет обвинение - «изрек Бог все слова сии». Тогда с каким же благоговением мы должны выслушать его! Когда Бог должен был обратиться к Моисею, то пророк снял обувь с ног в доказательство своего благоговения (Исх. 3:5,6).
3)  Если Сам Бог произнес все эти слова нравственного закона, то мы должны помнить их. Безусловно, все, что го­ворит Бог, стоит запомнить. Особенно важны слова, касающиеся спасения. «Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша» (Втор. 32:47). Наша память должна быть подобна вместилищу ковчега, где хранился закон. Божьи про­рочества     это украшения, и разве можно забыть их? «Забывает ли девица украшение свое?» (Иер. 2:32).
4)  Если Бог изрек все эти слова, тогда верьте им. Над каждой   заповедью  увидьте  имя  Бога.   Язычники,  чтобы придать значимости своим законам, заявляли, что они были инспирированы римскими богами. Нравственный же закон ведет свое происхождение с небес.Бог изрек все эти слова. Разве не должны мы верить Богу небес? Чтобы убедить женщин в воскресении Христа, ангел сказал: «Вот, я сказал вам» (Мат. 28:7). Здесь говорится о слове ангела. Тогда тем более мы должны верить нравственному закону, который приходит к нам в слове Бога. «Изрек Бог все слова сии». Неверие ослабляет воздействие слова Божьего и делает его бесплодным. «Но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр. 4:2). Ева больше поверила словам дьявола, чем Богу.
5) Если Бог изрек все эти слова, тогда любите заповеди. «Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс.   118:97). «Зри, как я люблю повеления Твои» (Пс. 118:159). Нравственный закон - это экземпляр воли Божьей, наш духовный указатель, показывающий, каких грехов нужно избегать и какие обязанности выполнять. Десять Заповедей - это ожерелье жемчугов, украшающее нас, это богатство, обогащающее нас. Они драгоценнее долин пряностей и гор бриллиантов. «Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118:72). Закон Божий несет в себе истину и доброту (Нсем. 9:13): истину, так как он был дан Богом, а доброту, так как все, что предписывают заповеди, содействует нашему благу. Тогда давайте любить его.
6)  Если Бог изрек все эти слова, тогда давайте наставлять своих детей в законе Божьем. «Да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим...» (Втор. 6:6,7). Живущий благочестиво является и бриллиантом, и магнитом: бриллиантом - из-за сияния своей благодати, а магнитом - из-за привлекательной добродетели, побуждающей других любить Божьи постановления. «Хороший человек приносит больше пользы другим, чем себе». Если у вас есть дети, то выполняйте свой долг. Хотя вы не можете дать своим детям благодать, но вы можете вложить в них знания.  Пусть ваши дети знают заповеди Божьи. «Учите им сыновей своих» (Втор. 11:19). Оставьте детям их удел: пусть пророчества небес пребудут с ними. Наставляйте их в законе Божьем. Если Бог изрек все слова эти, то вы также вновь и вновь можете говорить их своим детям.
7)  Если Бог «изрек все слова сии», то нравственному закону нужно повиноваться. Если говорит царь, то его слово требует послушания. Тем более мы должны повиноваться словам Бога. Некоторые повинуются частично: они ис­полняют одни заповеди, но не другие, подобно плугу, который, дойдя до трудно проходимого участка земли, оставля­ет его невспаханным. Но Богу, Который произнес все слова нравственного закона, нужно повиноваться во всем. Бог не закроет глаза ни на одно нарушение закона. Иногда правители в особых случаях отменяют карательные законы и не усиливают их строгость. Но Бог, изрекший все эти слова, связывает людей, чтобы добиться послушания каждому закону.
   Это осуждает римскую церковь, которая, вместо того чтобы повиноваться всему нравственному закону, вычер­кивает одну заповедь и прекрасно обходится без других. Они удалили вторую заповедь из своего катехизиса, так как она направлена против изображений, а для того, чтобы довести их число до десяти, разделили десятую заповедь на две, таким образом они навлекли на себя страшное проклятие: «...если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни» (Отк. 22:19). А раз они удалили одну заповедь и разрубили узел, который не могли развязать, то таким же образом обошлись и с другими. Католики извратили шестую заповедь, делая убийство достойным поощрения в случае пропаганды своего вероисповедания. Они отказались от седьмой заповеди, в которой Бог запрещает прелюбодеяние, ибо католики мирятся с грехом нечистоты, более того, грехом кровосмеше­ния, внося денежные штрафы в церковную казну. Неудивительно, что таким образом Папа Римский отучает своих подданных от преданности царям и правителям, уча их неповиновению Богу. Некоторые католики в своих трудах четко заявляют о том, что Папа имеет право отменять законы Бога и давать людям разрешение нарушать заповеди Ветхого и Нового Заветов. Если Бог изрек все Десять Заповедей, то мы должны повиноваться всем им, а выходящего за ограду заповедей укусит змей.
Кто может повиноваться всем Божьим заповедям?
Повиноваться закону в юридическом смысле - исполнять все, что требует закон, - не может ни один человек. Грех отрезал локон первородной праведности, в котором была заключена наша сила. Но в истинном евангельском смысле мы можем повиноваться нравственному закону, дабы обрести одобрение в глазах Бога. Евангельское послушание заключается в реальном стремлении человека соблюдать весь нравственный закон. Я «заповеди Твои исполняю» (Пс. 118:166). Эти слова не означают, что я исполнил все, что требовалось, а то, что я делаю все, что в моих силах. И хотя мое послушание несовершенно, но я взираю на совершенную праведность и послушание Христа и надеюсь иметь прощение через Его Кровь. Это и есть евангельское послушание нравственному закону, которое хотя и не удовлетворяет Бога, но делает нас приемлемыми.
Теперь мы переходим к самому предисловию, которое состоит из трех частей:
I.          «Я Господь, Бог твой...»;
II.         «...Который вывел тебя из земли Египетской»;
III.        «...из дома рабства».
I.«Я Господь, Бог твой...» В этих словах раскрываются следующие характеристики Бога: во-первых, Его величие — «Я Господь»; во-вторых, Его милость к этому народу - «Твой Бог».
1) Его величие - «Я Господь», или, на древнееврейском, ИЕГОВА. Этим именем Господь подчеркивает Свое величие, - сказал Буксторф. Имя Иегова более всех друг имен Бога почиталось евреями. Оно подчеркивает самодостаточность, вечность, независимость и неизменность Бога (Мал. 3:6).Урок первый. Если Бог - Иегова, источник жизни, Который может делать все, что Ему угодно, давайте благоговеть пред Ним. «Если... не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа Бога твоего, то Господь поразит тебя...» (Втор. 28:58,59).
Урок второй. Если Бог - Иегова, всевышний Господь, то это осуждает католиков-хулителей, которые заявляют; «Наш Господь Бог - это Папа». Разве не удивительно, что Папа возносит свою тройную корону превыше голов царей и императоров, незаконно присваивая себе титул Бога и «выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:4). Он стремится сделать себя Господом небес, чтобы канонизировать там святых, и Господом земли, чтобы своими ключами заключать в узы и освобождать кого ему угодно, Господом ада, чтобы освобождать людей из чистилища. Но Бог сокрушит эти плоды гордости и убьет этого человека «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2:8).
2) В этих словах раскрывается милость Бога к еврейскому народу - «Бог твой». Если бы Он назвал Себя лишь Иеговой, то это могло бы напугать нас и побудить бежать от Него. Но когда Он сказал «твой Бог», - это привлекло нас к Нему. Эти слова, являясь предисловием к закону, представляют чистое Евангелие. Слово Элах, «твой Бог», настолько сладко, что мы никогда не сможем напитаться его медом. «Я твой Бог» не только благодаря сотворению, но и из-за избрания. Хотя слова «твой Бог» и были сказаны Израилю, они в такой же степени являются привилегией всех святых. Для дальнейших пояснений необходимо ответить на три вопроса.
Как получилось, что Бог стал нашим Богом?
   Через Иисуса Христа. Христос - посредническая Личность Троицы. Он - Эммануил - «Бог с нами». Он соединил вместе две различные сущности, дал возможность нашей природе любить Бога, а Богу - любить нас. Благодаря Его смерти возникла дружба, более того - союз. Он подвел нас к краю завета и таким образом Бог стал нашим Богом.
Что подразумевается под словами «наш Бог»?
   Это сосредоточие всех благ. Бог - наша крепкая башня, наш источник живой воды, наше спасение. Или более точно, то, что Он - наш Бог, подразумевает самые добрые взаимоотношения.
1)  Отношение отца. «И буду вам Отцом» (2 Кор. 6:18). Отец исполнен нежной заботы о своем ребенке. Кому, как не своему ребенку, он готовит наследство? Бог, будучи нашим Богом, является для нас Отцом, Он - «Отец милосердия» (2 Кор. 1:3) и «Отец вечности» (Ис. 9:6). Если Бог является нашим Богом, то это значит, что на небесах мы имеем Отца, Который никогда не умрет.
2)   Отношение мужа. «Ибо твой Творец есть супруг твой» (Ис. 54:5). Если Бог - наш Муж, то, следовательно, Он высоко ценит нас, как зеницу ока (Зах. 2:8). Он делится с нами Своими секретами (Пс. 24:14) и передает нам во владение царство (Лук. 12:32).
Откуда мы можем знать, что благодаря заветному союзу Бог является нашим Богом?
1) Если к нам привита Его благодать. Дети царей узнаются по их драгоценностям. Но не обычные подарки де­монстрируют нашу принадлежность Богу: многие, не имея Бога, получают подарки от Него. Но именно благодать свидетельствует об истинной и реальной принадлежности к Богу. Именно вера является - объединяющей благодатью, благодаря которой мы можем раскрыть свое стремление к Богу. Вера бросает свой якорь не вниз, подобно моряку, а вверх; она верит в милость и Кровь Бога и, доверяясь Ему, приглашает Его быть нашим Богом. Другие благодати делают нас подобными Богу, а вера объединяет нас с Ним.
2) Мы можем знать, что Бог является нашим Богом, если имеем залог Его Духа в своих сердцах (2 Кор. 1:22). Бог часто дает деньги нечестивцам, но Дух Он дает лишь тем, кого хочет сделать Своими наследниками. Освящает ли нас Его Дух? Если мы не имеем запечатляющей работы Духа, то Он и не исцелял нас. «Вы имеете помазание от Святого» (1 Иоан. 2:20). Там, где живет Дух, Он оставляет отпечаток Своей святости на сердце, что украшает и осыпает блестками душу, делая ее славной внутри. Притягивает ли нас Дух Божий? «Влеки меня, мы побежим за тобою» (Песн.П. 1:3). Влечет ли Дух посредством Своей притягивающей добродетели наши сердца к Богу? Можем ли мы сказать: «Ты, которого любит душа моя» (Песн.П. 1:6)? Является ли Бог нашим раем наслаждений, нашим  — главным богатством? Привязаны ли наши сердца к Богу настолько, что никакие другие объекты не могут очаровать или увести нас от Него? Испытывали ли мы вознесение Духа? Вознес ли Он наши сердца выше этого мира? «И дух поднял меня...» (Иез. 3:14). Побудил ли нас Дух  - стремиться к горнему: туда, где обитает Хри­стос? Находятся ли наши сердца на небесах, несмотря на то что плоть пребывает на земле? Хотя мы живем здесь, но трудимся ли мы для небес? Вознес ли Дух нас туда? По всем этим признакам мы можем судить о том, является ли Бог нашим Богом. Если Господь дал вам Свой Дух как залог, то Он дал вам и Себя как удел.
3) Мы можем знать, является ли Господь нашим Богом, если Он дал нам детские сердца. Повинуются ли наши сердца (Пс. 26:8)? Исполняем ли мы Божьи заповеди, когда они не соответствуют нашей воле? Истинный святой подобен подсолнуху, который раскрывается и закрывается вместе с солнцем: он открыт для Бога и закрыт для греха. Если мы имеем детские сердца, тогда Бог является нашим Отцом.
4)  Мы можем знать, что Господь является нашим Богом, если стремимся к Нему и отстаиваем Его интересы. Мы защищаем и отстаиваем Его истину, в которой заключена слава Божья. Афанасий был оплотом истины, он от­стаивал ее даже в то время, когда большинство людей были ариане. В прежние времена благородные поляки во время чтения Евангелия клали одну руку на меч, подчеркивая тем самым свою готовность защищать веру и рисковать своей жизнью ради Евангелия. Нет лучшего признака нашего стремления к Богу, чем отстаивание Его интересов.
5) Мы можем знать, что Бог является нашим Богом и мы стремимся к Нему, если Господь принимает участие в нас. «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему» (Песн. П. 2:16). Когда Бог говорит душе: «Ты принадлежишь Мне», то она отвечает: «Господь, я твоя. Все, что я имею, в Твоем распоряжении: мой разум принадлежит Тебе и будет изучать Тебя, мой язык принадлежит Тебе и будет славить Тебя». Если Бог является нашим Богом посредством жертвы, то мы принадлежим Ему посредством посвящения: мы живем для Него и больше принадлежим Ему, чем себе. Именно так мы можем знать, что Господь является нашим Богом.
Урок первый. Прежде всего, давайте получим право на эту великую привилегию называть Бога нашим Богом. Все­вышний не будет удовлетворен, если не будет соблюдена правомерность. Давайте трудиться, чтобы иметь очевидные доказательства того, что Бог является нашим Богом. Мы не можем назвать здоровье, свободу, имущество своим, так давайте же трудиться, чтобы иметь право назвать Бога своим и сказать вместе с Церковью: «Да благословит нас Бог, Бог наш» (Пс. 66:7). Пусть каждая душа трудиться, чтобы иметь право сказать этот шибболет: «Мой Бог». Чтобы мы стремились принадлежать Богу, задумайтесь о несчастном положении тех, кто не имеет Его. В каком отчаянном положении они оказываются, когда приходит несчастье! В таком состоянии был Саул, когда он сказал: «Тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня...» (1 Цар. 28:15). Нечестивец во времена бедствий похож на судно без якоря, гонимое волнами по морю, бьющееся о скалы и пески. Грешник, для которого Бог не является его Богом, может перебиваться кое-как пока его здоровье и богатство в порядке. Но когда эти костыли, на которые он опирался, крушатся, его сердце замирает. С ним происходит то же, что и с ветхим миром, когда пришел потоп. Вначале вода заполнила долины, и люди начали взбираться на холмы и горы. Но потом, когда вода подступила к горам, они начали карабкаться на деревья, которые росли на вершинах гор. Но когда вода поднялась выше деревьев, тогда их сердца ослабели и все надежды на спасение покинули их. Так происходит с человеком, который не принадлежит Богу. Если одна радость покидает его, он имеет другую: если он теряет ребенка, то остается богатство. Но когда вода поднимается все выше, когда смерть приходит, отнимает все и он ничем не может помочь себе, когда у него нет Бога, к Которому он мог бы пойти, - он умирает от отчаяния. Какая великая привилегия - иметь Бога своим Богом! «Блажен народ, у которого Господь есть Бог» (Пс. 143:15). «Счастье человека - Сам Бог» (Августин). Чтобы вы полностью оценили эту привилегию, задумайтесь о следующем.
1)  Если Господь является нашим Богом, то хотя мы и можем ощущать удары зла но - не его жало. Поэтому на­ходящийся в такой ситуации должен быть счастлив, так как ничто не может причинить ему вред. Если он потерял свое имя, оно записано в Книге Жизни; если он теряет свободу, его совесть свободна; если он теряет имущество, ему остается во владение драгоценная жемчужина; если его настигают бури, он знает, где его гавань. Бог является его Богом, а небеса - его небесами.
2) Если Господь является нашим Богом, то наша душа в безопасности. Душа - это драгоценный камень, цветение вечности. «Вострепетал дух мой во мне, в теле моем», или, надревневавилонском, «в сосуде моем» (Дан. 7:15). Тело - лишь сосуд, а душа - самая драгоценная часть человека, которая управляет скипетром разума. Душа, по словам Дамаскина, - божественная искра. Если Бог является нашим Богом, то наша душа в безопасности, как за гарнизоном. Благочестивой, рожденной свыше душе смерть может сделать не больше, чем Давид - Саулу, когда он отрезал край царской одежды. Будучи сокрытой в обетованиях, в ранах Христа, в Божьем постановлении, душа находится в безопасности. Душа - это жемчужина, а небеса - ларец, в котором Бог для безопасности запрет ее.
3)  Если Господь - наш Бог, тогда все, что в Нем, принадлежит нам. Святому, находящемуся в завете с Богом, Господь говорит те же слова, что и царь Израиля - царю Сирийскому: «Я и все мое - твое» (3 Цар. 20:4). Так и Бог говорит: «Я твой». Как же счастлив тот, кто не только наследует дар Бога, но и Самого Бога! Все, что Я имею, будет твое: Моя мудрость станет твоею и будет наставлять тебя; Моя сила станет твоею и будет поддерживать тебя; Моя милость станет твоею и спасет тебя. Бог - это бесконечный океан блаженства, в котором достаточно всего, чтобы наполнить нас. Если тысячу сосудов бросить в это море, то в нем достаточно, чтобы наполнить их.
4) Если Господь - наш Бог, то Он будет всецело любить нас. Собственность - основа любви. Бог может давать лю­дям царства и не любить их, но Он не может быть нашим Богом и не любить нас. Господь называет Своих святых, состоящих в завете с Ним,«самое любезное для души Моей» (Иер. 12:7). Бог милостив к ним по любви Своей и веселится о них (Соф. 3:17). Они являются Его очищенным серебром (Зах.  13:9), Его драгоценными камнями (Мал. 3:17), Его царскою диадемою (Ис. 62:3). Он отдает им сливки и цветок Своей любви. Он не только протягивает Свою руку и кормит их, но раскрывает сердца и наполняет их (Пс. 144:16).
5)  Если Господь является нашим Богом, то Он сделает для нас больше, чем весь остальной мир. Что же именно? Во-первых, в страданиях Он даст нам мир. Когда снаружи бушует буря, Он создает музыку, звучащую внутри нас. Этот мир может превратить покой в бедствие, а Бог - бедствие в покой. Он пошлет Утешителя, Который, подобно голубю, принесет в своем клюве оливковую ветвь мира (Иоан. 14:16). Во-вторых, Бог даст нам венец бессмертия. Этот мир может дать нам венец из золота, но он имеет шипы и несет в себе смерть. А Бог даст вам неувядающий венец славы (1 Пет. 5:4). Венец, свитый из райских цветов, не увядает.
6)  Если Господь является нашим Богом, то Он будет терпеливо относиться к нашим слабостям. Грешнику Он может дать отсрочку на какое-то время, но это долготерпение не значит, что человек освобожден от ответственности: Бог отправит его в ад за грехи. Но если Бог является нашим Богом, то Он не будет за каждый проступок лишать нас жизни, а будет терпеливо относиться к Своей супруге, как к немощному сосуду. Господь может наказать (Пс. 88:33). Он может использовать жезл и отсекающий нож, но не кровавый топор.«Не видно бедствия в Иакове» (Числ. 23:21). Видя грехи Своего народа, Бог сострадает, а не уничтожает его. Он смотрит на Свой народ, как доктор - на болезнь пациента: чтобы исцелить его (Ис. 57:18). Отдельный проступок не разбивает брачные узы. У учеников были великие падения: они оставили Христа и разбежались. Но это не сломило их стремление к Богу, поэтому при вознесении Христос сказал: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему».
7)  Если однажды Бог стал нашим Отцом, то Он будет им вечно. «Сей Бог есть Бог наш на веки и веки» (Пс. 47:15). Все мирские наслаждения, которые мы имеем, кратковременны, и мы должны отказаться от них (Евр. 11:25).Друзья Павла проводили его до корабля и оставили (Деян. 20:38). Так же и мирские удовольствия будут сопутствовать нам лишь до могилы, а затем покинут нас. Вы не можете утверждать, что, обладая здоровьем в настоящее время, вы будете иметь его всегда. Вы не можете сказать, что ваш ребенок будет принадлежать вам вечно. Но если Господь является вашим Богом, то вы будете иметь Его всегда. «Сей Бог есть Бог наш на веки и веки». Если Он является нашим Богом, то так будет до тех пор, пока Он будет Богом. «Вы взяли богов моих», - сказал Миха (Суд. 18:24). Но верующему нельзя сказать, что Его Бога забрали: он может потерять все остальное, но не своего Бога. Господь принадлежит нам от вечности в избрании и до вечности в славе.
8) Если Бог является нашим Богом, то на небесах мы насладимся праведным общением со своими близкими в Господе. Великое счастье — наслаждаться общением с родственниками на земле: отец видит свой собственный образ в ребенке, а жена видит себя в муже. Мы взращиваем цветок любви среди своих близких, и когда теряем их, то, кажется, расстаемся с частичкой самих себя. Но если Бог принадлежит нам, то мы с радостью будем наслаждаться в Боге общением со всеми нашими благочестивыми родственниками в славе. Благословенное дитя увидит своего благочестивого отца, добродетельная жена увидит своего набожного мужа в объятиях Христа. И тогда между родственниками восстановится более нежная, хотя и во многом отличающаяся, любовь, чем была до того; тогда родственники встретятся и будут вместе навечно. «И так всегда с Господом будем».
Урок второй. Некоторые наставления тем, кто может осознать сущность этого заветного союза.
1) Если Бог является нашим Богом, то давайте совершенствовать свое стремление к Нему, давайте возложим на Него все свои бремена: все свои страхи, нужды и грехи. «Возложи на Господа заботы твои» (Пс. 54:23). Нечестивцы, являющиеся грузом для Господа, не имеют права возлагать свои тяготы на Него. Но Писание предлагает тем, кто принадлежит Богу, возлагать на Него свои бремена. Где еще чадо может освободиться от своих тревог, как не у груди своего отца? «Будь спокоен: весь недостаток твой на мне» (Суд. 19:20). Христианин, что беспокоит тебя? Бог простил твои грехи и восполняет твои нужды. Поэтому возложи свои нужды на Него. «Все заботы ваши возложите на Него» (1 Пет. 5:7). Почему христиане так суетятся? Они беспокоятся о многом, вместо того, чтобы отдать все в руки Бога.
2) Если Господь является нашим Богом, то давайте научимся быть довольными, даже испытывая недостаток.Удовлетворенность - редкий драгоценный камень и средство исцеления от тревог. Если Бог является нашим Богом, то мы можем быть удовлетворенными. «Ибо я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1:12) - такова была уверенность Павла. «Мы ничего не имеем, но всем обладаем»(2 Кор. 6:10) - такой была его удовлетворенность. Чтобы имеющие заветный союз с Богом исполнились духом удовлетворенности, задумайтесь о щедрых Божьих благословениях для души.
Он являетсядостаточным благом. Имеющий Бога имеет достаточно. Если человек жаждет, то приведите его к источнику, и он удовлетворится. В Боге человек имеет достаточно, чтобы наполнить душу, рожденную свыше. Господь дает «благодать и славу» (Пс. 83:12). В Боге присутствует не только достаточность, но и избыток; Он полон не только как сосуд, а как источник. Все остальное может наполнить душу не больше, чем дыхание моряка - парус корабля. Но в Боге присутствует беспредельная полнота, Он имеет достаточно, чтобы наполнить ангелов, а следовательно, и нас. Сердце имеет форму треугольника, и только Божественная Троица может наполнить его.
Бог - этоосвящающее благо. Он освящает все наши утешения и превращает их в благословения. Он благословляет здоровьем и богатством, давая нам самое лучшее. «Пищу его благословляя благословлю» (Пс. 131:15). Бог дает нам жизнь, как залог большего. Он дает нам немного еды в кадке как залог царского пира в раю. Он освящает все наши испытания, чтобы они были не губительным наказанием, а целительным средством, разрушающим яд греха, восстанавливающим и совершенствующим нашу благодать. Чем большей огранке подвергся бриллиант, тем ярче он сверкает. Чем больше Бог натягивает струны Своей виолы, тем лучше она звучит.
Бог является- избирающим благом. Как сказал Августин: «Все благословения являются лишь скамеечкой для ног». Но если Бог принадлежит нам, то это благословение троном. Авраам одарил сыновей своих наложниц, но наследство отдал Исааку. «И отдал Авраам все, что было у него, Исааку» (Быт. 25:5). Бог может отослать с подарками мирских людей, дав им немного золота и серебра, но отдавая нам Себя, Он дает самое главное: Свою благодать, Свою любовь и Свое Царство. Это царские благословения.
Бог является — основным благом. В основном благе должно присутствовать очарование, оно должно быть приятным и сладким. А откуда мы можем напитаться чистыми, необходимыми утешениями, доставляющими нам удовольствие, как не от Бога? «В характере Бога присутствует очарование, которое приводит в восторг, или, скорее, восхищает душу». «...Блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11). В основном благе должно присутствовать превосходство, оно должно обладать исключительным преимуществом. Это означает, что Бог безгранично лучше всего остального. Неразумно связывать Божество с чем-то другим. Кто бы сравнивал перышко с горой золота? Бог является - источником всего сущего, а причина важнее следствия. Именно Бог усыпает блестками творение, дает свет солнцу и наполняет жилы земли серебром. Творения лишь поддерживают жизнь, а Бог дает ее. Он бесконечно превосходит в Своем сиянии земную славу. Он лучше, чем душа, чем ангелы и небеса. В основном благе должна присутствовать не только полнота, но и многообразие. Однообразие вызывает тошноту. Если питаться одним медом, то скоро он вызовет отвращение. Но в Боге пребывает вся полнота (Кол. 1:19). Он является универсальным благом, соизмеримым со всеми нашими желаниями. Бог - этоблаго, в котором сосредоточено все благо. Он - «Бог всякого утешения» (2 Кор. 1:3). В Нем сочетаются все прелести и насла­ждения. Здоровье не имеет ни покоя красоты, ни красоты богатства, ни богатства мудрости. Но Бог есть Бог всякого утешения. Основное благо должно быть вечным. Бог - это богатство, которое не может ни уменьшиться, ни иссякнуть. Хотя ангелы постоянно пополняются за счет Всевышнего, но Он никогда не иссякнет, а будет пребывать вечно. Вечность - это цветок на Его венце. И поэтому если Бог является нашим Богом, то Он достаточен, чтобы дать полное удовлетворение нашим душам. Разве нужен факел, если есть солнце? Что, если Бог откажет нам в цветке, давая драгоценный камень? Как чудно, что сердце христианина может доверять этой скале! Если мы утверждаем, что Бог является нашим Богом, и неудовлетворены, то у нас есть повод засомневаться в своем стремлении к Нему.
3) Если мы удостоверились в своем заветном союзе с Богом и знаем, что Он является нашим Богом, то пусть это возрадует и возродит нас, в каких бы обстоятельствах мы ни находились. Недостаточно быть удовлетворенным Богом, мы должны радоваться. Что может быть лучшим стимулирующим средством, чем союз с Богом? Перед Своим вознесением Иисус Христос не мог оставить более щедрого утешения Своим ученикам, чем эти слова: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Иоан. 20:17). Кому же еще радоваться, как не тем, кто имеет безграничного, вседостаточного, вечного Бога, кто имеет небесные богатства? Ну и что, если у меня слабое здоровье? Господь - Спаситель мой и Бог мой (Пс. 41:12). Ну и что, если я занимаю низкое положение в мире? Если мне не принадлежат богатства земные, то принадлежит Бог, сотворивший их. Один философ утешал себя такими словами: «Хотя у меня нет музыки и виноградников, но со мной боги-хранители домашнего очага». Так и мы, не имея виноградников и смоковных рощ, имеем Бога. «Я не могу быть бедным, - сказал Бернард, - пока Бог богат, ибо Его богатства принадлежат мне». Тогда пусть святые возрадуются этому заветному союзу! Слова «мой Бог» означают больше, чем слова «небеса наши», ибо небеса не были бы небесами без Господа. Все звезды не смогут сделать без солнца день, как и все ангелы - эти утренние звезды - не смогут сделать небеса без Христа, Солнца Правды. Сознание того, что Бог является нашим Богом, дает повод нам радоваться в этой жизни и особенно в тот день, когда придет смерть. Пусть христианин помнит, что отправляется к своему Богу. Ребенок радуется, когда идет домой к своему отцу. Это было утешением и для Христа, когда Он покидал этот мир. Я «восхожу к Отцу Моему» (Иоан. 20:17). Это является утешением и для верующего на смертном одре: «Я иду к моему Богу, я меняю место своего пребывания, но не своих близких, я иду к моему Богу и моему Отцу».
4) Если Бог является нашим Богом, давайте возносить Ему хвалу. «Ты Бог мой: буду славить Тебя» (Пс. 117:28). Как безгранична и поразительна милость Бога, связавшего Себя узами любви с прахом и пеплом и ставшего нашим Богом! Как сказал Миха: «Чего еще более?» (Суд. 18:24). Что еще Бог может сделать? Что дороже Себя Он может дать нам? Что может быть больше этого? Он оставил большую часть человечества с богатством и почестями, лично пришел к нам с подарком, чтобы быть нашим Богом, и на основании этого одарил нас Царством! Так давайте же прославлять Его наилучшим инструментом - сердцем, и пусть этот инструмент будет настроен на наивысший тон. Давайте славить Его всем сердцем. Посмотрите, как Давид постепенно возносится в своих чувствах: «Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте...» (Пс. 31:11). Веселитесь - будьте благодарны; радуйтесь - будьте жизнерадостны; торжествуйте - триумф. Прославление названо фимиамом, так как это приятная жертва. Пусть же святые будут хористами, возносящими славу Господу. Чем глубже источник, тем лучше вода в нем; чем глубже мы чувствуем заветную любовь Бога к нам, тем более приятную хвалу мы Ему возносим. Уже здесь, на земле, мы должны делать вечным имя Бога и совершать тот труд, который всегда будем делать на небесах. «Буду восхвалять Господа, доколе жив» (Пс. 145:2).
5) Давайте жить достойно, как и положено тем, кому принадлежит Бог, то есть жить так, чтобы другие могли ви­деть в нас частичку Бога. Живите свято. Как мы должны поступать с грехом, который, если его не уничтожить, ос­лабит наше стремление к Господу? «Что мне еще за дело до идолов?» (Ос. 14:9). Поэтому христианин должен сказать: «Бог является моим Богом. Что мне еще за дело до греха, похоти, гордости, злобы? Запрети мне грешить, как запрещаешь пить отраву. Разве я могу расплачиваться своим стремлением к Богу? Пусть я лучше умру, чем добровольно огорчу Того, Кто является венцом моей радости и Богом моего спасения!».