Томас Ватсон Любовь

Евгений Егоров 3
2.Любовь

«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:5).
Наш долг - любить, более того, любить всей силой, «всем сердцем твоим». Бог сохранит всю нашу любовь. Любовь - это душа религии, то, из чего состоит настоящий христианин. Любовь - царица благодатен, она сияет и переливается в глазах Бога, как драгоценный камень на наперснике Аарона.
Что такое любовь?
   Это святой огонь в чувствах, посредством которого христианин твердо следует за Богом как за высочайшим благом.
Что предшествует любви к Богу?
   Любви к Богу предшествует знание. Дух освещает разум и раскрывает красоту мудрости, святости и милости в Боге, которые являются магнитом, притягивающим нашу любовь к Нему. «Не знающий Бога не может любить Его». Если бы в разуме главенствовало солнце, то не было бы ночи в чувствах.
В чем заключается формальная природа любви?
   Природа любви заключается в восхищении объектом. «Любящий наслаждается возлюбленным объектом» (Аквинат). Любить Бога - значит наслаждаться Им. «Наслаждайся Господом» (Пс. 36:4), как восхищается собой невеста, одев дорогие украшения. Благодать меняет цели и объекты восхищения христианина.
По каким критериям оценивается наша любовь к Богу?
1)Если наша любовь искренняя, то тогда мы любим Бога всем своим сердцем. «Люби Господа, Бога твоего,всем сердцем твоим». Господь хочет иметь все сердце целиком. Мы не должны делить свою любовь между Ним и грехом. Настоящая мать не позволила бы, чтобы ее ребенка делили. Так и Бог не хочет, чтобы сердце было поделено, Он хочет владеть им безраздельно.
2)Мы должны любить Бога, за то, какой Он есть, за присущие Ему Одному превосходства. Мы должны любить Господа за Его привлекательность. «Любовь блудницы заключается в том, что она больше любит деньги, чем человека». Лицемеры любят Бога за то, что Он дает им зерно и вино, - мы же любим Бога за то, какой Он есть, за те великолепные совершенства, которые заключены  в Нем. Бога любят за то, какой Он есть.
3)Мы должны любить Бога всей своей силой, или, как в древнееврейском тексте, со всей страстностью. Мы должны любить Бога,насколько это в наших силах. Христиане должны быть подобны серафимам, сгорающим в святой любви. Мы никогда не сможем любить Бога настолько, насколько Он этого заслуживает. Ангелы в небе не могут любить Бога настолько, насколько Он достоин этого.
4)Любовь к Господу должна быть активна в своих действиях. Любовь - это чувство, производящее работу. Она побуждает разум изучать Бога, руки - трудиться, а ноги - шагать путями Его заповедей. Это называется «труд люб­ви» (1 Фес. 1:3). Мария Магдалина любила Христа и помазала Его драгоценным миром. Нам кажется, что мы никогда не делаем достаточно для того, кого любим.
5)Мы должны любить Бога превыше всего. Бог - это квинтэссенция красоты, рай наслаждения, и мы должны отдавать Ему приоритет в своей любви. Наша любовь к Господу должна быть превыше всего, подобно маслу, пла­вающему на поверхности воды. Мы должны любить Его больше богатства и своих близких. Любовь к близким об­ладает огромной силой. Во французской Академии рассказывали об одном случае, когда дочь спасла своего отца, обреченного на голодную смерть, накормив его молоком из своей груди. Но мы должны любить Бога больше, чем отца или мать (Мат. 10:37). Мы можем отдать творению молоко своей любви, но сливки должны принадлежать Богу. Супруга хранит сок своих гранатовых яблок для Христа (Песнь. П. 8:2).
6) Наша любовь к Богу должна быть постоянной, подобно огню, который римские весталки поддерживали не­угасаемым. Она должна быть похожа на биение пульса, который продолжается до тех пор, пока в человеке теплится жизнь. «Большие воды не могут потушить любви» (Песнь. П. 8:7). Вы должны быть «укорененные в любви» (Еф. 3:18). Как высыхает ветвь, не привитая к корню, так может умереть и любовь, не имеющая крепкого корня.
Каковы видимые признаки нашей любви к Богу?
   Если мы любим Бога, то стремимся к Нему. «К имени Твоему... стремилась душа наша» (Ис. 26:8). Любящий Бога жаждет общения с Ним. «...Желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Любящие друг друга желают почаще быть вместе. Любящий Бога стремится все время быть в Его присутствии. Он любит постановления, в которых, как в зеркале, отражается великолепие славы Божьей, и таинства: когда мы встречаемся с тем, кого любит наша душа. То­гда мы видим улыбку Бога и слышим Его ласковый голос. Это и есть предвкушение небес. Тот, кто не стремится уча­ствовать в таинствах, не любит Бога.
   Вторым видимым признаком любви является то, что любящий Бога без Него не может найти удовлетворенности ни в чем. Дайте лицемеру, который притворяется, что любит Бога, хлеб и вино - и он будет счастлив без Всевышне­го. Влюбленные по-настоящему слабеют и чахнут, если не видят возлюбленного объекта. Благодатная душа может существовать, не обладая здоровьем, но не может обходиться без Бога, Который является се Спасителем (Пс. 42:5). Если бы Бог сказал любящей Его душе: «Покойся, купайся в удовольствиях, утешайся радостями этого мира, но тогда ты не будешь наслаждаться Моим присутствием» - это не удовлетворило бы ее. Более того, если бы Бог сказал: «Я разрешу тебе быть на небесах, но Сам удалюсь в другую комнату, и ты не сможешь видеть Моего лица» - то и тогда она не согласилась бы. Быть без Бога - это ад. Один философ сказал, что без воздействия солнца не было бы золота. Так и без приятного присутствия и воздействия Господа в душе не может быть золотой радости.
   Третьим видимым признаком является тот факт, что любящий Бога ненавидит то, что разделяет его с Господом, а именно - грех. Видя грех, Бог прячет Свое лицо. Грех подобен подстрекателю, который разделяет верных друзей, поэтому вся ненависть христианина направлена против него. «Всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128). Несовмес­тимости никогда не могут примириться. Если человек любит здоровье, то должен ненавидеть отраву. Если мы лю­бим Бога, то должны ненавидеть грех, который разрушает наше общение с Господом.
   Четвертым видимым признаком любви к Богу является сострадание. Любящий друг огорчается из-за бедствий, об­рушившихся на его друга. Гомер, при описании горя Агамемнона, когда тому пришлось принести в жертву собст­венную дочь, упоминает, что тот привел всех своих друзей, которые плакали вместе с ним и в скорби сопровождали его к месту жертвоприношения. Любящие скорбят вместе. Если в нашем сердце присутствует искренняя любовь к Богу, то мы будем огорчаться из-за того же, что огорчает Его. Мы должны придавать значение всему, что бесчестит Бога: роскоши, пьянству, презрению к Богу и религии. «Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего» (Пс. 118:136). Некоторые говорят о грехах других и смеются над ними. Но смеющийся над тем, что огорчает Дух Божий, на самом деле не любит Его! Разве любит своего отца тот, кто смеется, слыша, как другие позорят его?
   Пятый признак. Тот, кто любит Бога, старается представить Его другим в привлекательном свете. Он не только восхищается Господом, но и возносит Ему хвалу, чтобы привлечь и возбудить к Нему любовь других. Та, что любит, будет хвалить своего возлюбленного. Томящаяся от любви супруга превозносит Христа и восхваляет Его дос­тоинства, чтобы убедить других полюбить Его. «Голова его — чистое золото...» (Песнь. П. 5:11). Истинная любовь к Богу не может быть безмолвной, она красноречиво возносит Ему славу. Нет более яркого признака любви к Богу, чем представление Его привлекательным для привлечения к Нему последователей.
   Шестой признак. Тот, кто любит Бога, горько рыдает в Его отсутствие. Мария пришла со слезами, говоря: «Унесли Господа моего» (Иоан. 20:13). Один рыдает: «Я лишился здоровья!», другой - «Я лишился богатства!», но любящий Бога восклицает: «Бог оставил меня! Я не могу наслаждаться Тем, Кого люблю». Чем могут помочь все мирские утешения, если Бог оставил нас? Тогда жизнь становится похожей на поминальный ужин, где много еды, но нет ра­дости. «Я хожу печальный без солнца» (Иов. 30:28). Если Рахиль сильно скорбела из-за отсутствия детей, то какой карандаш сможет описать горе христианина, лишившегося приятного Божьего присутствия? Такая душа источает по­токи слез, словно в своих рыданиях хочет сказать: «Господь, Ты на небесах слушаешь приятное пение и хвалу ан­гелов, а я сижу здесь, в долине плача, рыдая из-за того, что Ты оставил меня. О, если бы Ты пришел и явил мне свет Своего лица! О, Господь, если Ты не приходишь ко мне, то позволь мне прийти к Тебе, чтобы я смог увидеть на небе­сах Твою неизменную улыбку и больше никогда не жаловаться: «Возлюбленный мой повернулся и ушел».
   Седьмой видимый признак. Любящий Бога добровольно трудится и страдает ради Него. Он соблюдает Божьи за­поведи и подчиняется Его воле. Он соблюдает Божьи заповеди: если Бог велит ему умерщвлять грех, любить своих врагов и быть распятым для этого мира, то он повинуется. Напрасно говорит о своей любви к Богу тот, кто пренебрегает Его заповедями. Верующий подчиняется воле Господа: если Бог желает, чтобы человек страдал ради Него, то любящий Бога беспрекословно повинуется. Любовь «все покрывает» (1 Кор. 13:7). Любовь побудила Христа страдать ради нас, и эта же любовь побудит нас добровольно страдать ради Него. Христианин не является мучеником, а несет в себе дух мученичества: его разум готов страдать, если Бог призовет его к этому. «Ибо я уже становлюсь жертвою...» (2 Тим. 4:6). Не только страдания были уготовлены для Павла, но и он сам был готов к страданиям. Ориген предпочел жить в безвестности в Александрии и не отрекся от веры, как Плотин, чтобы стать известным и добиться расположения правителя (Отк.12:11). Многие говорят о своей любви к Богу, но не согласны даже немного пострадать ради Него. Если бы Христос сказал нам: «Я очень люблю вас, вы очень дороги Мне, но Я не хочу страдать и отдавать Свою жизнь ради вас», то мы засомневались бы в Его большой любви к нам. А разве Господь не может сомневаться в нас, когда мы лишь притворяемся, что любим Его, но не желаем ради Него сносить страдания?
Урок первый. Что мы можем сказать тем, в чьих сердцах нет и драхмы любви к Богу? Господь дал им жизнь, но они не любят Его. Каждый день Вседержитель дает им пищу, но они не любят Его. Грешники боятся Бога как Судью, но не любят Его как Отца. Ни ангельские силы, ни суды Божьи не заставят сердце любить Бога. Только всемогущая благодать может расплавить каменное сердце в любви. Как страшно не иметь любви к Богу. Когда тело холодно и не имеет тепла, то это признак смерти. Так и человек, не имеющий в своём сердце любви к Богу, духовно мёртв. Разве будет жить с Богом тот, кто не имеет любви к Нему? Разве впустит Бог в Свои недра недруга? Те, кого не привлекают к Нему узы любви, будут закованы в узы тьмы.
Урок второй. Давайте стараться любить Бога всем своим сердцем и всеми силами. Давайте откажемся любить все остальное и сконцентрируем свою любовь на Боге. Любовь
-  это сердце религии и тук жертвы. Именно такой любви Христос добивается больше всего. «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?..» (Иоан. 21:15). Любовь делает все наши служения угодными в глазах Бога, это аромат, придающий им благоухание. Богу  доставляют удовольствие   не   столько наши обязанности, сколько наша любовь к ним, поэтому служение и любовь к Богу идут рядом (Ис. 56:6). Важнее любить Господа, чем служить Ему. Послушание без любви -  что вино без крепости. Тогда постарайтесь любить Бога всем сердцем и всеми силами.
1) Богу ничего не нужно, кроме вашей любви. Господь мог бы потребовать, чтобы вы принесли в жертву своих детей, уничтожили себя или побывали в аду, но Он желает лишь вашей любви. Ему нужен лишь этот цветок. Разве это суровое требование - любить Бога? Разве любой другой долг легче платить, чем этот? Разве трудно жене любить мужа? Любовь восхитительна. «По определению любовь должна быть прият­ной» (Бернард). Что же в нашей любви есть такого, что Бог желает иметь ее? Почему царь может желать любви женщины, находящейся в долгах и болезнях? Бог не нуждается в нашей любви. У Него на небесах достаточно ангелов, которые восхищаются Им и любят Его. Зачем же Богу нужна наша любовь? Она не добавит и дюйма к Его внутренне присущему блаженству. Бог не нуждается в нашей любви, но ищет ее. Почему Господь хочет, чтобы мы отдали Ему свое сердце (Прит. 23:26)? Не потому, что оно нужно Ему, а для того, чтобы сделать его лучше.
2)Если мы любим Бога, то велики наши преимущества. Он ищет нашей любви не для того, чтобы лишить нас чего-либо. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Если вы любите Господа, то получите награду, превосходящую вашу веру. С нежной любовью Он обручит вас Себе. «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии...» (Ос. 2:19). «Господь Бог твой... будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Соф. 3:17). Если вы любите Бога, то будете сопричастником всех Его богатств и достоинств, Он даст вам в приданое небеса и землю и возложит венец на вашу голову. Император Веспасиан щедро наградил женщину, которая подошла к Нему и призналась в своей любви. Бог даст венец жизни тем, кто любит Его (Иак. 1:12).
3)Любовь - единственная благодать, которая будет пребывать с нами на небесах, где нам не нужно будет каяться, так как мы не будем грешить; нам не нужна будет вера, так как мы будем видеть Бога лицом к лицу, но любовь к Богу будет пребывать вечно. «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:8). Как же мы должны лелеять эту благодать, которая переживет все остальные благодати и будет течь параллельно вечности!
4)  Наша любовь к Богу - признак Его любви к нам. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоан. 4:19). По своей природе мы не любили Бога, так как имели каменные сердца (Иез. 36:26). Какая же любовь может быть в каменных сердцах? Наша любовь возникла из Его любви к нам. Увеличительное стекло может зажечь огонь в том случае, если на него светит солнце. Так и наши сердца горят любовью, если на них светит Солнце Правды.
Что мы должны делать, чтобы правильно любить Бога?
1) Ожидать проповеди Слова. Как вера, так и любовь приходит от слышания. Слово представляет Бога в Его не­сравненных превосходствах, оно раскрывает и описывает Его во всей славе, а вид Его красоты зажигает любовь.
2) Просите Господа, чтобы Он дал вам любящее сердце. Когда царь Соломон попросил у Бога мудрости, то это по­нравилось Господу (3 Цар. 3:10). Поэтому когда вы воскликнете Богу: «Господь, дай мне сердце, которое любило бы Тебя, ибо я огорчен, что не могу любить Тебя больше», то эта молитва будет приятна Богу, и Он изольет на вас Свой Дух. Его золотое масло заставит ярко гореть светильник вашей любви.
3)  Если у вас есть любовь к Богу, то поддерживайте ее пламя на алтаре вашего сердца. Любовь, подобно огню, склонна угасать.  «...Ты оставил  первую любовь твою» (Отк. 2:4). Из-за пренебрежения долгом или сильной любви к этому миру наша любовь к Богу может охладеть. О, оберегайте свою любовь к Нему. Храните жар любви к Богу в своей душе так же, как заботливо ухаживаете вы за природным сердцем в своем теле. Любовь подобна маслу для колес: она воодушевляет нас в служении Богу. Если огонь угасает, то вы подбрасываете топливо. Поэтому, если огонь любви угасает, используйте таинства как священное топливо, чтобы поддержать огонь своей любви.