Томас Ватсон Послушание

Евгений Егоров 3
1.Послушание

«Внимай и слушай, Израиль: в день сей ты сделался народом Господа, Бога твоего. Итак, слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй заповеди Его...» (Втор. 27: 9, 10).
ЧЕГО Бог требует от человека? Послушания Своей явленной воле. Недостаточно слышать голос Бога, мы должны еще и повиноваться ему. Послушание - это часть почестей, которые мы должны оказывать Богу. «Если Я - отец, то где почтение ко Мне?» (Мал. 1:6). В послушании заключены жизненные силы религии. «Слушай гласа Господа, Бога твоего, и исполняй заповеди Его». Послушание без знания слепо, а знание без послушания увечно. Рахиль, которая была красива, но бездетна, сказала: «Дай мне детей; а если не так, я умираю». Так и знание умрет, если не родит дитя послушания. «Послушание лучше жертвы» (1 Цар. 15:22). Саул не повиновался повелению Бога и считал, что ему достаточно принести жертвы. Но «послушание лучше жертвы». Бог отказывается принять жертву, если нет по­слушания. «...Отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди... о всесожжении и жертве; но такую заповедь дал им: слушайтесь гласа Моего...» (Иер. 7:22). Бог предписал религиозные обряды поклонения, чтобы увидеть наше по­слушание, без которого жертвоприношение было бы религиозной безрассудностью. Целью, для которой Бог дал нам Свой закон, было послушание. «Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте...» (Лев. 18:4). Разве не для того царь издает указ, чтобы его соблюдали? Что является нормой послушания? Написанное Слово. Истинным является то послушание, которого требует Слово, и наше послушание должно соответствовать ему, как копия - оригиналу. Если кажущееся усердие не соответствует Слову, то это не послушание, а самовольное служение. Католические традиции, которые не основаны на Слове, отвратительны, и Бог спросит: « Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?» (Ис. 1:12). Апостол осуждает поклонение ангелам, которое лишь имеет вид смирения (Кол. 2:18). Иудеи говорили, что не осмеливаются лично предстать перед Богом, что нужно быть более смиренными и преклоняться перед ангелами. Они хотели, чтобы те представляли их прошения Богу. Но Бог ненавидел это показное смирение, потому что не было сказано ни одного слова, подтверждающего это мнение. Какие характеристики нашего послушания делают его приемлемым в глазах Бога? 1) Оно должно быть, свободным и радостным. В противном случае - это наказание, а не жертва. «Если захотите и послушаетесь...» (Ис. 1:19). Хотя в нашем служении присутствуют недостатки, но оно должно совершаться с желанием. Ведь вам нравиться, когда ваши слуги с радостью делают свою работу. По закону мы должны приносить Богу добровольные пожертвования (Втор. 16:10). Лицемеры повинуются Богу неохотно, против своей воли. Они делают добро, но без желания. Каин принес свое жертвоприношение, но не свое сердце. Воистину, то, что совершается без сердца, не совершается вообще. Желание - это душа послушания. Иногда Бог принимает желание без дела, но никогда - дело, совершенное без желания. Жизнерадостность показывает, что долг совершается с любовью, а любовь для нашего служения является тем же, что и солнце - для плода: оно делает его мягким, сочным и улучшает его вкус. 2) Послушание должно быть искренним и пламенным. «...Духом пламенейте...» (Рим. 12:11). В служении Богу наши сердца должны бурлить от избытка чувств подобно кипящей воде. Славные ангелы, которые за свой пыл в искренности и усердии названы серафимами, избраны Богом для служения Ему на небесах. По закону улитка считалась нечистой из-за своей медлительности и неуклюжести. Так и послушание без рвения похоже на жертвоприношение без огня. Почему наше послушание не может быть энергичным и пылким? Бог заслуживает и цвета и силы наших чувств. Домициан захотел, чтобы его статуя была сделана из золота, а не вырезана из дерева или отлита из железа. Энергичные чувства делают служение золотым, а пылкость - послушание приемлемым. Илия пламенел духом, его молитва открывала и затворяла небеса, а огонь сходил на его врагов (4 Цар. 1:10). Молитва Илии высекала огонь с небес, так как, будучи пламенной, она возносила огонь до небес (Августин). 3) Послушание должно быть всесторонним и касаться всех Божьих заповедей. «Тогда я не постыдился бы (или, как это звучит на иврите, lо Ehosh, «не покраснел бы»), взирая на все заповеди Твои» (Пс. 118:6). «Все Божьи повеления требуют равных усилий». На всех Божьих заповедях стоит печать Божественной власти, и если я исполняю одну на том основании, что так повелел Бог, то должен исполнять и все остальные. Истинное послушание касается всех обязанностей в религии подобно тому, как кровь совершает свое движение по всем кровеносным сосудам, а солнце освещает все знаки зодиака. В хорошем христианине сочетаются евангельское благочестие и моральная справедливость. Здесь некоторые раскрывают свое лицемерие: они повинуются Богу в том, что является наиболее легким, и даже могут приобрести хорошую репутацию, в то время как многое оставлено без внимания. «...Одного тебе недостает...», (Mар. 10:21). Ирод выслушал Иоанна Крестителя, но не оставил свой грех. Одни молятся, но не дают подаяния, другие - дают подаяния, но не молятся. «(Вы) даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мат. 23:23). У барсука одна нога короче другой, так и лицемеры: в одних обязанностях они слабее, чем в других. Но Богу не нравятся такие частичные слуги, которые делают только часть работы, определенной для них, а остальное оставляют невыполненным. 4) Послушание должно быть искренним. В нем мы должны стремиться прославить Бога. Мы стараемся быть послушными не для того, чтобы заставить совесть молчать или заработать похвалу и предпочтение, а чтобы стать более подобными Богу и принести Ему больше славы. «...Все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31). Если же многие хорошие поступки оказываются напрасными и не приносят награды, то это значит, что человек имел неправильную цель. Фарисеи давали милостыню, но в то же время трубили перед собой, «чтобы прославляли их люди» (Мат. 6:2). Милость должна сиять, а не блестеть. Ииуй хорошо поступал, уничтожая язычников, поклоняющихся Ваалу, ибо так повелел ему Бог. Но так как его цель была неверной (ибо он, прежде всего, стремился царствовать), Бог относился к нему не лучше, чем к убийце. «Я взыщу кровь Израиля с дома Ииуева» (Ос. 1:4). Поэтому давайте посмотрим, какие цели мы преследуем в своем послушании, так как возможно, что поступок, совершаемый человеком, правильный, но не его сердце. Амасия делал «угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2 Пар. 25:2). В послушании особо важны две вещи: принцип и цель. Хотя дитя Божье не всегда достигает желаемого в своем послушании, но у него правильная цель. 5) Послушание должно быть во Христе и через Христа. «...Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:6). Не наше послушание, а заслуги Христа сделали нас приемлемыми в глазах Бога. В каждом виде поклонения мы должны на руках своей веры представлять Христа Богу. До тех пор, пока мы не служим Богу таким образом - имея надежду и уверенность в заслугах Христа, - мы, скорее, провоцируем, а не угождаем Ему. Когда Озия принес всесожжения без священника, Бог разгневался на него и поразил проказой (2 Пар. 26:20). Поэтому если мы приходим к Богу не через Христа и не будучи во Христе, то тем самым приносим Ему всесожжения без священника. И чего же в таком случае мы можем ожидать, как не сурового порицания? 6) Послушание должно быть постоянным. «Блаженны... творящие правду во всякое время» (Пс. 105:3). Истинное послушание не подобно яркому румянцу при припадке, а напоминает здоровый цвет лица. Оно похоже на огонь на алтаре, который всегда поддерживался горящим (Лев. 6:13). Послушание же лицемеров кратковременно и подобно штукатурке, которая быстро смывается. Истинное послушание постоянно. Хотя у нас бывают огорчения, но мы должны оставаться послушными. «Но праведник будет крепко держаться пути своего...» (Иов. 17:9). Мы должны дать обет быть постоянными, отказаться от роскоши и суеты этого мира и до самой смерти сражаться под знаменем Христа. Если слуга заключил договор со своим хозяином и на этом контракте стоит печать, то он не может расторгнуть соглашение и обязан отслужить свое время. Этот договор подтверждается крещением, а, принимая участие в Вечере Господней, мы обновляем его и запечатлеваем со своей стороны, подтверждая, что будем верными и постоянными в своем послушании. Поэтому мы должны подражать Христу, Который был «послушным даже до смерти» (Фил 2:8). Постоянство будет увенчано венцом. «Кто... соблюдает дела Мои до конца, тому... дам звезду утреннюю» (Отк. 2:26,28). Урок первый. Это осуждает тех, кто живет в противоречии с данным текстом и сбрасывает с себя ярмо послушания. «Слово, которое ты говорил нам именем Господа, мы не слушаем от тебя» (Иер. 44:16). Бог велит людям молиться в своих семьях, но они живут, пренебрегая этим повелением. Он велит им святить Субботу, а они ищут плотских удовольствий в этот день. Господь велит людям воздерживаться от греха, а они грешат, исполнены нечистоты и мстительности. Все это демонстрирует их глубокое неуважение к Богу и является непослушанием, а непослушание равносильно греху волшебства. Почему же люди не слушаются Бога? Они знают, как должны поступать, но не делают этого. Непослушание Богу происходит от недостатка веры. «Кто поверил слышанному от нас?» (Ис. 53:1). Разве люди продолжали бы грешить, зная, что за грехом стоит ад? Разве они упорствовали бы в нем, веруя, что праведные получат венец, а благочестие - награду? Но люди не повинуются, потому что не верят этому и являются атеистами. Сатана держит людей в состоянии неверия, создав искусное произведение - сеть, с помощью которой он затягивает миллионы людей в ад. Он знает, что если ему удастся удержать их от веры в истину, то он сможет удержать их от повиновения. Непослушание Богу происходит от недостатка самоотречения. Бог повелевает одно, а похоть человеческая - другое, и многие скорее умрут, чем откажутся от своих вожделений. Если человек не может отречься от похоти, то он не может и повиноваться Богу. Урок второй.Повинуйтесь голосу Бога. В этом заклю­чается красота христианина. Каковы аргументы или стимулы к послушанию? 1) Послушание делает нас драгоценными и любимыми в глазах Бога. «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов» (Исх. 19:5), вы будете Моим уделом, Моим богатством, зеницей ока Моего, «в выкуп за тебя отдал Египет, Эфиопию и Савею за тебя» (Ис. 43:3). 2) Оставаясь послушными, мы ничего не потеряем. Чтобы исполнились наши желания, мы должны исполнять желания Бога. а)         Мы хотим финансовых благословений? Давайте повиноваться Богу. «Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его... благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословенны житницы твои и кладовые твои» (Втор. 28:1,3,5). Послушание - наилучший путь, чтобы преуспевать в богатстве. б)         Мы хотим благословений для своей души? Давайте повиноваться Богу. «Слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом» (Иер. 7:23). Мой Дух будет вас водить, освящать и увещевать. Христос «сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9). Пока мы угождаем Богу, мы угождаем самим себе. Пока мы исполняем свои обязанности перед Господом, Он дает нам приданое. Мы склонны говорить слова Амасии: «Что же делать со ста талантами?» (2 Пар. 25:9). Мы ничего не теряем, оставаясь послушными. Послушный сын по праву получает наследство. Повинуйтесь, и вы будете иметь царство. «...Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук.12:32). 3) Как страшен грех непокорства! Во-первых, это безрассудный грех. Мы не можем проявлять открытое неповиновение Богу. «Разве мы сильнее Его?» (1 Кор. 10:22). Неужели грешник решится померяться силами с Богом? Он - Всемогущий Отец, повелевающий легионами. А раз у нас нет сил противостоять Ему, то глупо не повиноваться Ему. Это безрассудно, так как противоречит закону и справедливости. Каждый день Бог дает нам все необходимое для жизни, в Нем мы живем и движемся. Поэтому раз мы живем с Его помощью, то разве несправедливо, что и жить мы должны для Него? Раз Он обеспечивает наше содержание, разве не должны мы быть преданны Ему? Во-вторых, это разрушающий грех. Господь Иисус явится с неба с ангелами силы Его в пламенеющем огне, совершая отмщение тем, кто не покоряется Евангелию (2 Фес. 1:7, 8). Тем, кто отказывается повиноваться воле Божьей, явленной в заповедях, придется повиноваться Его воле в наказании. Надеясь избежать уз послушания, грешник затягивает петлю своего проклятия и безоговорочно погибает. «Раб же тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много» (Лук. 12:47). Бог скажет: «Почему ты не был послушен? Ты знал, как должно поступать, но не делал этого. Поэтому кровь твоя будет на твоей же голове». Какие средства мы можем использовать, чтобы быть послушными? 1) Серьезные размышления. Задумайтесь, Божьи заповеди не тяжки (1 Иоан. 5:3), Господь не велел ничего безрассудного. Легче повиноваться заповедям Божьим, чем греху. Повеления греха тягостны. Как обременяет себя человек, находясь под властью какой-либо похоти! Какому риску он себя подвергает, нанося вред здоровью и душе, чтобы удовлетворить свои вожделения! Какие утомительные походы совершал Антиох Епифан, преследуя евреев! «Они истощают себя, совершая беззаконие» Прим. ред. В отличие от английского перевода Библии (KJV), который приведен здесь, этот стих из Иер. 9:5 в Русском Синодальном переводе звучит так: «(Они) лукавствуют до усталости», тогда разве не легче повиноваться заповедям Божьим? Иоанн Златоуст сказал: «Творить добро легче, чем зло». Умеренность менее обременительна, чем пьянство. Некоторые попадут на небеса, страдая меньше тех, кто попадет в ад. Бог повелевает лишь то, что полезно. «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего... чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо» (Втор. 10:12,13). Слушаться Бога - это не столько наша обязанность, сколько наша привилегия; Его заповеди несут в себе глубокий смысл. Господь повелевает нам покаяться. Но для чего? Чтобы наши грехи были прощены (Деян. 3:19). Он повелевает нам веровать. Но для чего? Чтобы мы обрели спасение (Деян. 16:31). В каждой Его заповеди присутствует любовь: словно царь велит одному из своих подчиненных раскапывать золотую жилу, чтобы потом тот мог взять это золото себе. 2) Ревностная молитва. Просите помощи Святого Духа, чтобы Он помогал вам совершенствоваться в послушании. Дух Божий сделает эту обязанность легкой и приятной. Когда магнит притягивает железо, то оно легко передвигается. Когда Дух Божий побуждает и притягивает сердце, то ему не сложно повиноваться. Когда порыв Духа совершает действие, то мы на полных парусах продвигаемся в послушании. Превратите Его обетование в молитву: «Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих...» (Иез. 36:27). Обетование ободряет нас, а Дух дает возможность повиноваться.