Ломаным грошом по выеденному яйцу!

Владимир Примечаев
О национальном самосознании


Шеф сидел в кресле, вальяжно раскинувшись, положив ноги на стол и, прижимая плечом телефонную трубку, что-то бубнил в нее. Время от времени до меня долетали обрывки его фраз.
Вот он сказал: «Ну, это дело, брат, выеденного яйца не стоит». А я чего-то вдруг призадумался над этой поговоркой. Согласитесь, как-то не по-русски она звучит. Отчего бы не сказать, к примеру:  скорлупы не стоит? Нет, непременно надо произнести с некоторым прононсом: вы-е-ден-но-го яй-ца.
Я задался вопросом: что же это такое, выеденное яйцо? А это несуществующая вещь в принципе. Яйцо, которое выедено, не есть уже яйцо, а есть некое воспоминание о нем – наподобие дырки от бублика. Но это не совсем точно. Оболочка его – скорлупа – все же присутствует, и она формой своей напоминает о бывшем в ней содержании.
Но на что же годна скорлупа? Разве что на минеральную добавку к куриному рациону. А цена ей? – ломаный грош. Вот мы и подошли к истинно нашей мере бесполезности вещей. А потому уместно задаться вопросом: скажите, господа, зачем нам, русским, имеющим свой ломаный грош, какое-то американское выеденное яйцо?!