Бабушка Нюша

Лидия Вакина
 
(из серии « о земляках »)

Мой домашний иконостас украшает икона Царицы Небесной «Закланная». В простом деревянном киоте под стеклом. Мне  всегда неловко смотреть на лик Божией Матери, и я это делаю украдкой, отмечая всякий раз ее суровость или наоборот участливость. Это от  моего состояния души. Когда  чувствую свою вину или нерадение, или прошу сострадания. А икона эта от бабушки Нюши. Она жила на краю нашей деревни в домике под горкой. Когда совсем состарилась, и почти не осталось соседей, кто бы мог помогать, приехала за ней дочь из Ленинграда чтобы забрать к себе. Не имея возможности взять с собой все пожитки и святые образа, передала вот эту икону моей маме, заехав проститься.

Была бабушка Нюша большой труженицей. Ведет летом в стадо своих козочек, давая им наставления, укоризненно окликая Белку, увлекшуюся осиновым кустом. Или стучит в заснеженное окно бабушке:- «Григорьевна, я тропу в Рязаново до полдороги провершила». Тут надо дать пояснения. Тропку в соседнее село, где был магазин, так заметало снегом, что ее трудно было нащупать ногами. А чтоб не сбиться и не провалиться в снег по пояс, приходилось ставить по обеим сторонам вешки- сухие прутья полыни, ветки кустарника. Делали это сообща, принимая друг у друга эстафету. Один охапку отнес, теперь другому очередь настала потрудиться.

В нашем доме уютно потрескивает горящая печь, полыхая березовыми дровами, дающими тепло. И это было так естественно. И зачем это только  через поле из леса на лыжах бредет баба Нюша с вязанкой хвороста на хрупких плечах? Что она с ним собирается делать?

Был в моем детстве такой случай. Мама съездила в Ленинград и привезла на время пожить к нам мою двоюродную сестренку. Ее папа, мой крестный, учился в военно-морской академии. Семья снимала частную квартиру и конечно переживала определенные трудности. Сестричка еще не ходила в школу, скучала без родителей и когда, пару месяцев спустя, за ней должен был приехать отец, не могла себе найти места чтоб дождаться, когда папа появится. Я разделяла ее переживания, тем более, что было мне всего  четыре года или около этого. Мы сопели и дышали на замороженные оконные стекла, чтоб отогреть на них дырочки и смотреть на улицу в ожидании. Тайком, раздетые пробирались в холодный коридор, чтоб посмотреть в заднее окошко на дорогу. День на исходе, терпение закончилось все до самой последней капельки. Осталось одно, идти самим навстречу. Заблудиться невозможно. Вот она дорога, накатанная тракторными санями. По ней и пойдем. Дело за небольшим - попроситься у бабушки погулять, одеться потеплее и вперед по неведомой дороге, которая обязательно приведет навстречу папе. Повезло нам всем. Метрах в трехстах от деревни нас встретила бабушка Нюша, возвращаясь домой с сумками наперевес, и ахнула:-«Да вы куда это собрались»? Важно и обстоятельно мы объяснили наши неотложные намерения. С причитаниями и вздохами, бабуля повернула нас домой и успокоилась только тогда, когда сдала нас с рук на руки нашей бабушке.

Иногда меня посылали ее проведать. Что-то не видать ее у колодца?  Мама возвращалась с ночного дежурства из больницы, снег у бабушкиного крыльца не был отметен. Здорова ли?

Помню, в ее доме в затемненном углу мерцает лампада перед таинственными ликами. С икон смотрят на меня живые глаза Спасителя, Божией Матери «Закланной». Красной подковкой на прекрасной ланите запеклась рана с капельками крови.

Вспоминаю свой взрослый  сон: стою на берегу моря и пристально вглядываюсь в горизонт, ожидая чего-то важного. И вдруг в неясном видении плывет ко мне образ. Не успеваю увидеть Его, а только остро чувствую свое не достоинство и падаю на колени, утыкаясь лицом в песок, не смея поднять глаза. Спустя какое-то время, мы взяли к себе жить мою постаревшую маму и привезли в наш дом ее иконы. Среди них и образ, подаренный бабушкой Нюшей. А тропарь Божией Матери  «Закланной» читается тот же, что и «Иверской», ходящей по воде.

Молитвенно вспоминаю моих соседок, да не соседок даже, а родственниц. Их кротость и  выносливость, трудолюбие и умение переживать трудности без ропота. Умение жалеть, а по-русски значит любить. Я вас всех жалею. Я вас всех люблю.
   
               
 Ноябрь 2008г.