Немцы в Казахстане есть ли будущее?

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
Немцы в Казахстане: есть ли будущее?

Недавно в столице Казахстана Алматы прошел съезд трудармейцев. Впечатлениями о нем мы попросили поделиться гостя съезда Г.Г.Вормсбехера, председателя Международного Союза российских немцев.
   
Вопрос: Как проходил съезд? Какие цели и задачи он ставил перед собой? Чего он достиг?
 
Ответ: Съезд собрал около 185 делегатов, а также много гостей. Как известно, среди трудармейцев были не только российские немцы, но и немало казахов; они также входили в число делегатов. В выступлениях были очерчены различные аспекты проблемы трудармейцев.
  Особо хочу отметить тот факт, что власти Казахстана оказали существенную поддержку в подготовке и проведении съезда. Президент Казахстана Н.Назарбаев направил приветствие съезду. В президиуме находилось много официальных лиц. Вел конгресс министр социальной защиты населения Казахстана Б.Тутенов. Основной доклад, серьезный, глубокий, с привлечением большого числа новых фактов, сделал академик М.Козыбаев. Всё это восприни-малось как свидетельство того, что руководство Казахстана уделяет внимание если не вообще проблеме российских немцев в Казахстане, то, по крайней мере, проблеме своих трудармейцев. 
  Основной целью съезда, естественно, было выразить и поддержать требования трудармейцев республики об улучшении их жизни, социального обеспечения. В этом смысле съезд выполнил свою задачу, приняв обращение к Президенту, которое, надеюсь, не останется без ответа.
  Однако значение съезда этим не ограничивается. Впервые за послевоенную нашу историю трудармейцы смогли провести такой представительный форум. Впервые, живя в различных уголках Казахстана, они смогли собраться все вместе, рассказать с республиканской трибуны о том, что они пережили, поставить важные для них вопросы. В этом я также вижу несомненную заслугу руководства Казахстана.
   
Вопрос: Как через выступления на конгрессе выглядит положение немцев в Казахстане?
 
Ответ: Ряд выступающих выразили искреннюю благодарность Казахстану, казахскому народу за то, что депортированных немцев приняли там в сорок первом году, поддержали, чем могли, в самые трудные времена, спасли многим жизнь. Потом трудармейцы десятилетия своим трудом помогали развитию экономики и культуры Казахстана. Казахстан стал для них, для их детей и внуков родиной.
 Сегодня, однако, с этой родины многие немцы вынуждены уезжать. 120 тысяч человек выехало в прошлом году только в Германию. Это всё люди, пришедшие к горькому выводу, что будущего в Казахстане у них практически нет. К сожалению, среди немцев республики это мнение весьма распространено и имеет серьезные основания, так что выезд будет продолжаться.
    
 Вопрос: Чем же вызвано такое настроение?
 Ответ: Ну, если у нас, в России, мы начали хоть какое-то движение в виде создания национально-территориальных образований, возрождения культуры и языка, то в Казахстане к подобным вещам подходят очень осторожно. Национальных территорий там нет и не планируется. Можно понять руководство многонациональной республики, где коренное население в меньшинстве. Если дать национальные территории немцам, то надо их давать и другим народам, что может в сегодняшней ситуации создать определенные проблемы. Так что не приходится рассчитывать на получение территории: без неё же они обречены на ассимиляцию либо на выезд в Россию или Германию.
 
Вопрос: Было скупое сообщение о том, что Президент Казахстана побывал в Немецком доме Алматы. Как воспринимается там этот факт?
 
Ответ: Я просмотрел видеозапись этого посещения. Полагаю, что оно стало крупным событием в жизни немцев Казахстана. Можно удивляться тому, что Президент страны, у которого много серьёзных проблем, весьма неплохо информирован о проблемах одного из десятков народов своей республики. На память приводил вопросы, которые обсуждал раньше с представителями немцев Казахстана, принятые по ним постановления, показал свою информированность по всей проблематике немцев. Одновременно он предстал настоящим президентом многонациональной страны, закономерно вписывая проблематику немцев в общую проблематику народов Казахстана. Из его высказываний в Немецком доме напрашивается, к сожалению, и другой вывод: что решение проблем немцев он жестко связывает с дальнейшим отношением Германии к этому вопросу. В одной из реплик Президента это прозвучало примерно так: если Германия действительно заинтересована в закреплении немцев в Казахстане, то пусть она помогает... Может быть, я ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что такая позиция Президента - во многом следствие такой же позиции ряда руководителей самих немцев Казахстана, которые свое будущее напрямую связывают с помощью от Германии.
 Полагаю, подход должен быть несколько иным. Немцы Казахстана должны быть такими же равноправными и равнообязанными гражданами своей страны, как и другие ее народы. Исходя из этого, они вправе требовать от правительства Казахстана соблюдения своих национальных интересов. Но претендовать на поддержку ФРГ только потому, что они немцы, и только эту поддержку считать основой своего дальнейшего пребывания в Казахстане... Германия - это совсем другое государство, и оно в любой момент может прекратить оказание помощи. Что тогда? Немцы в республике будут тогда «ненужными»?
 Думаю, гораздо правильнее та политика, элементы которой и сегодня мы видим у руководства Казахстана: поддерживается, по мере возможностей, немецкая газета, три часа в неделю ведет передачи немецкое телевидение. Это катастрофически недостаточно, но это хотя бы не дистанцирует немцев как граждан страны от самой их страны.
    
Вопрос: Насколько активно немецкое движение в Казахстане?
 
Ответ: Немцы в Казахстане объединены в основном под эгидой Совета немцев Казахстана, председателем которого является Александр Дедерер. В это объединение входят и областные структуры общества «Возрождение», которые основным источником своего существования сделали бизнес на оформлении документов выезжающих в Германию немцев. Полагаю, можно вполне допустить, что не только общая ситуация в Казахстане, но и эта материальная заинтересованность структур определили то, что около 120 тысяч человек выехало в ФРГ в прошлом году.
Сейчас Совет немцев Казахстана пытается координировать эту работу. Главную свою задачу Совет видит сегодня, по словам его председателя, в необходимости обеспечить выживание немцев в Казахстане. Каким образом? - Развитием среди них предпринимательства.
 По-моему, это чисто «классовый подход» к решению проблемы народа: в нем выражены интересы сегодняшних и будущих предпринимателей, и меньше всего тех, кому еще дорога своя национальная культура, родной язык, национальная идентичность. Буду рад ошибиться...
     Создан также в Казахстане фонд трудармейцев: его возглавляет давний активист движения российских немцев Виктор Егер. Одним из результатов его работы вместе с Советом и явился съезд трудармейцев.
   
 Вопрос: Немцы уезжают... Что это значит для Казахстана?
 
 Ответ: В свое время А.Микоян отказал нам в восстановлении республики немцев в Поволжье, мотивируя это тем, что пятьсот тысяч немцев уедут тогда из Целинного края (в Казахстане), а без них вести там сельское хозяйство невозможно. За эти годы около четырехсот тысяч немцев покинули Казахстан. Целые деревни стоят пустые, не обрабатываются огромные угодья, шахты, заводы и фабрики лишились многих квалифицированных рабочих. Этот процесс будет продолжаться, серьезно усиливая и без того часто катастрофическое положение в экономике республики.
 
 Вопрос: Как Вы оценили бы сегодняшнее отношение Казахстана к России?   

 Ответ: Я бы назвал его несколько настороженным, может быть, даже излишне настороженным. Думаю, что это связано не только с сегодняшней ситуацией в России, но и с историческими событиями нашего века, в частности, с событиями тридцатых годов и военного времени. Сейчас в Казахстане постепенно становятся известны и причины страшного голода тридцатых годов, и количество казахов, погибших в трудармии. Люди в своей резкой боли часто не в силах преодолеть свои эмоции и, что характерно в такой ситуации, ищут виновного: связывают все ужасы того времени с Россией, с русскими. Однако ведь общеизвестно, что в то время точно так же пострадали и сами русские, и украинцы, и многие другие народы СССР. Просто мы, например, российские немцы, начали узнавать правду раньше и как бы уже «переболели» этим, а среди казахского народа этот психологический шок сохраняется. К тому же речь идет о молодом суверенном государстве.
 Независимость - это груз, который не каждому по плечу. Еще нет достаточного числа специалистов, способных управлять страной, еще не создана собственная экономическая база. То есть существует множество и объективных причин трудностей в Казахстане. Однако разруха в России опять же сказалась на Казахстане, ибо экономика республики всегда в значительной степени была ориентирована на экономику России как поставщика сырья. Сейчас Россия не востребует того, что Казахстан давал, из-за чего наблюдается спад производства, целые города фактически остаются безработными. Всё это тоже в обыденном сознании связывается с Россией.
  Существуют, конечно же, как и в других государствах СНГ, определенные национальные силы, которые, может быть, из самых лучших побуждений, из желания сохранить свой народ, его культуру, обычаи и язык, пытаются утвердить национальный суверенитет за счет усиления моноэтничности и этнократии. Ясно, что путь этот ошибочен, тем более в многонациональной стране, и это также создает комплекс проблем. В том числе и для немцев Казахстана. И надо, по-моему, сказать спасибо сегодняшнему руководству Казахстана, что всё это пока не вылилось в серьезные конфликты, гибельные для всех.
  На мой взгляд, будущее стран СНГ неотделимо от России, и чем быстрее мы и в России, и в других странах СНГ начнем восстанавливать культурные, экономические, политические связи между нашими народами, тем больше шансов на успешный совместный выход из современного кризиса. И для решения проблем немцев на всей территории бывшего СССР.

1994