Наука выживания Биография глава 7

Рома Мининзон
                НАУКА ВЫЖИВАНИЯ (1991 – 1995 г.г.) 
                (Написано в 2006 г.)
     27 мая 1991 г. Мне исполнилось 60 лет. Несколько лет я ждал этой даты, чтобы уйти на пенсию. Слишком я засиделся в Центральной Заводской Лаборатории (ЦЗЛ)  металлургического завода в г. Запорожье –  всё уже было не интересно и знакомо. Не хотелось, а главное не давало никакого морального удовлетворения, только пользуясь своим опытом, не создавая ничего нового, получать как рантье свою зарплату. 30 лет работать на одном месте – это чрезвычайно и недопустимо много! Могу даже похвастаться, что руководство ЦЗЛ и некоторые сотрудники сожалели о моём уходе. И вот с конца мая 1991 г. я пенсионер по возрасту. Положили мне максимальную пенсию для рядового работника  120 руб. плюс 10%, как ветерану труда, жена получала 120 руб. в месяц. Так что на двоих – 252  руб.
   
Выйдя на пенсию, мы хорошо сознавали, что могли вполне безбедно прожить, учитывая наши традиционно скромные потребности. Даже можно было позволить себе довольно часто поездить по стране.
     Но, как часто повторяла моя мама, человек предполагает, а Бог располагает – через три месяца после выхода на пенсию грянул закат социализма, и наступила эра раннего капитализма с присущим ей периодом раннего накопления. Кризис сопровождался безумной инфляцией, и медленный рост пенсии не успевал за ростом цен. Были периоды, когда за месячную пенсию можно было купить только килограмм колбасы. Памятуя о том, что спасение утопающих дело самих утопающих, мы приобрели несколько земельных участков под огороды общей площадью 0.15 га, (участки отводили бесплатно для всех желающих,
занимая колхозные земли). Землю под огороды представляли через собес не более 6 соток на семью. Поскольку я был неофициальным помощником старшей по огородам Милы Ниловны при нарезании участков я себе взял второй участок якобы для соседки Литвиновой. Ещё 3 сотки мне подарил Гена Буряковский в другом огородничестве, где от своей работы получила участок его жена. Здесь мне пригодился немалый опыт в возделывании огородных культур, приобретённый во время ежегодных поездок в колхозы в период работы в ЦЗЛ. Поскольку наши огороды были без полива, я применил особый метод выращивания влаголюбивых культур (огурцы, помидоры, капуста) в нашем засушливом климате – высеивал семена и высаживал рассаду не в грядки, а в довольно глубокие траншеи.  Первые два – три года мы снимали довольно хорошие урожаи с этих участков. В первый же год мы вырастили такое количество гороха, что я законсервировал более 50 баночек зелёного горошка, и под новый год с успехом их продал. Для рекламы я открыл крышечку одной банки и давал пробовать покупателям. Когда я продал последнюю банку буквально за несколько часов до наступления нового года прибежала запыхавшаяся молодая женщина, чтобы купить зелёный горошек. У меня осталась только одна вскрытая баночка. Она с благодарностью её купила. Выращивали также огурцы, помидоры, кабачки, тыкву, разные салаты, свеклу, морковь, картофель, капусту брокколи. К этому следует добавить, что у нас ещё была дача, которая нас с избытком обеспечивала   фруктами и ягодами. А ещё подрабатывал, нанимаясь на однодневную уборку урожая в близлежащие сельские хозяйства. Здесь платили натурой, определённый процент от выработки. Несколько раз ездили на уборку лука к корейцам, которые арендовали земли во многих сельхоз. хозяйствах нашей и соседней областей. Моя работа так понравилась корейцам, что они разрешили мне приехать специально и собрать для себя мелкий не товарный лук. Так я набрал порядка 30 кг. мелкого лука, который продал весной как посевочный материал. Один раз брал внука с его другом  на сбор груш в саде-гиганте в селе Беленькое. Они сидели на разных  деревьях и пуляли друг в друга грушками-гнилушками.
     Постепенно пришлось отказаться от огородов по следующим причинам: во-первых, из года в год падала урожайность из-за неправильной эксплуатации земли; во-вторых, развелось дикое количество кротов, пожирающих значительную часть урожая корнеплодов и картошки; а главное из-за беспредельного воровства, несмотря на круглосуточное дежурство (что могли противопоставить пьяным или озверевшим от голода бомжам пара дряхлых пенсионеров!).

           К этому времени я уже успешно торговал семенами. Началось это так. Как - то я поехал в один из ближайших колхозов на уборку моркови. Обратил внимание на то, что часть растений пошла в семена, хотя морковь двухлетнее растение. Корень такой моркови одервенелый и для пищи непригоден. Я спросил бригадира можно ли использовать семена моркови, созревшие в первый год. Он объяснил, что от таких семян почти весь посев пойдёт в семена. Заинтересовавшись этим вопросом, из специальной литературы я узнал, что чем теплее климат, тем большая часть семян таких двухлетних культур как морковь и свекла при посеве уже в первый год дают семена. Тут у меня родилась идея, а что если такие семена использовать в местах с более холодны и коротким летом, чем Запорожская область, например, в подмосковье. И вот, я снова еду в этот колхоз, набираю полный рюкзак зонтиков с семенами моркови. Высушил всё это, обмолотил, провеял и получил пару килограмм семян моркови. Расфасовал семена в пакетики по 5 грамм. Где-то к весне при очередном заезде к родственникам в подмосковный Новый Быт (Чеховский район) подъехал в Москву и около магазина семян на улице Кирова (ныне снова Мясницкая) продал значительную часть пакетиков. Кстати, моя идея подтвердилась: я попросил моих московских кузенов  у себя на даче высеять мои семена. В результате выросла нормальная морковь. Постепенно мой морковный бизнес расширялся. На пакетики с семенами я наклеивал этикетки, которые мне печатал зять на принторе. Это была большая редкость, т.к. компьютеры ещё не получили широкого распространения. Поэтому такие этикетки вызывали доверие покупателей. Тогда появились новые для нас культуры, в частности кабачки цукини. зять напечатал на этикетке: «Кабачки Цукина».
      Семена я приобретал, как правило, в оптовых магазинах, снабжавших крупные хозяйства. Для этого приходилось ездить в ближайшие райцентры. Однажды я закупил крупную партию семян в солидной специализированной базе в Славянске–на–Кубани, снабжавшей семенами все сельхозхозяйства юга Росси. Здесь еще по старым  советским законам в свете борьбы со спекуляцией не имели права продавать по оптовым ценам семена отдельным лицам. Работники базы уже несколько месяцев не получали зарплаты и они уговорили директора базы и бухгалтера отпустить мне товар, т.к. я расплачивался наличкой. Продажу оформили на общество садоводов–огородников завода, где работала моя дочь. Следует сказать, что семена были превосходны, сопровождались сертификатом, где отмечалось срок годности, всхожесть, производитель. Я показывал этот сертификат недоверчивым покупателям; людей часто обманывали, подсовывая старые семена или даже вместо семян овощей семена сорняков. Однажды на рынке в Новороссийске я выпросил у продавцов значительное количество перезревшего и подпорченного сладкого перца очень хорошего сорта. Семена этого перца очень хвалили мои постоянные клиенты. Могу с уверенностью сказать, что я приобщил своих клиентов к выращиванию различных видов салатов, о которых население Запорожья до этого даже не слышало.
       Семена я продавал на рынках и около семенных магазинов. Чтобы занять удобное наиболее посещаемое место на рыке рано утром выезжал из дома, погрузив  на тележку кровать – раскладушку и коробки с семенами. Выручка во многом зависела от того места, где ты расположился. К примеру, на рынке был продуктовый магазин, втиснутый где-то на периферии между складом и помещением администрации рынка. В этот магазин редко заходили покупатели. Как-то я купил там десяток плавленых сырков, ещё дефицитных в то время, положил их на раскладушку рядом с семенами и тут же продал. На рынке меня навещала жена. Я её направил в этот магазин – она мне подносила  сырки, а я продавал. Впоследствии я уже скупал сырки целыми коробками.
     У  меня был напечатан каталог имеющихся семян. Я его предлагал на заводе бывшим сослуживцам. Получал от многих заказы. Впоследствии, уже работая в институте «УкрНИИспецстали», я ещё пару лет продолжал заниматься этим бизнесом. Там, а также в «Гипромезе», располагавшемся в том же здании я тоже продавал семена.
     Понятно, что торговля семенами носила сезонный характер и длилась около 5 месяцев с января по май включительно, что открывало возможность помимо огородничества заниматься другими видами бизнеса, например  по принципу: купи на этом углу, продай – на соседнем. Поначалу магазины представляли государственную собственность; поэтому, не смотря на галопирующую инфляцию цены на промышленные товары оставались относительно низкими, при этом ещё ощущался традиционный дефицит. Население всё это быстро усекло и кинулось в соседние районы и города скупать этот дефицит и перепродавать у себя. Например, в Днепропетровске давали куклы Барби, а в Запорожье их не завезли – народ торгует этими куклами. Торговали чем попало – пряжей, застёжками – молниями, игральными картами. Мой внук, как-то приехав из Нового Быта в Запорожье, в магазине увидел настольную игру «Бизнес», что-то наподобие иностранной игры «Монополия». Ему купили один экземпляр этой игры, которую он принёс в школу. Один мальчик из класса предложил за игру 50 руб., что в несколько раз превышает первоначальную цену.  После этого мы  скупали эту игру целыми упаковками по 12 штук и с проводниками поездов отправляли в Новый Быт, где сдавали в комиссионный магазин. Кроме того, посылали в Новый Быт игральные карты и запасные части  к автомашинам, которыми нас снабжала подруга  школьная соученица дочери. Она к этому времени уже была хозяйкой соответствующего магазина. Однажды в Быту была цыганская свадьба. Они скупили все карты, посланные нами, т.к. каждую игру нужно начинать с новой колоды.
    Определённый заработок приносили операции с книгами. Самая простая – скупали книги в различных сельских магазинах и сдавали на комиссию  торговцам книгами. Через них же продавали часть книг из своей библиотеки. К этому времени не было ещё налажено  частное книгопечатание и продолжал ощущаться  книжный дефицит; ещё действовала, введённая при советской власти реализация бестселлеров за сданную макулатуру. Собирал макулатуру, где только мог, а полученные за неё книги также сдавал на комиссию. В виде макулатуры сдавал различные книги, купленные в магазинах, на которые ещё не успели поднять цены. Это были произведения классиков марксизма – ленинизма, а так же некоторые учебники и стоили они на уровне стоимости макулатуры.
     Я обратил внимание, что подсолнечное масло в конце весны – начале лета резко дорожало в цене. Как-то осенью я скупил несколько десятков литров этого масла. Чтобы оно не испортилось, разлил его в 3-х литровые банки, присыпал солью и поставил в погреб. На следующее лето мы его с внуком выгодно продали это масло на рынке в Запорожье.
     Всех видов заработков и не припомнить. Вот ещё один. В продажу поступали так называемые суповые наборы. Это говяжьи кости с некоторым количеством мяса на них. Покупал насколько таких наборов, срезал с них мясо, пропускал мясо через мясорубку и продавал этот фарш. В продажу шли также и кости без мяса. Последние покупали для собак.
     Однажды, побывав в Новороссийске, между рынками на аллее продал две пары женских ботинок, которые дочь привезла из Москвы. Получил за эту операцию 5% от вырученного.
     Так мы довольно удачно, и я бы сказал интересно, прожили до 1995 года. С мая этого года я уже в качестве ведущего научного сотрудника работал в институте «УкрНИИспецсталь». Но это уже другая история.