О Пресвятой Троице и молитве

Николай Павлович Кормаков
       Дорогой друг!
       Ты спрашиваешь меня о тайне Святой Троицы, Единого Бога в трех Лицах пребывающего: Отце и Сыне и Святом Духе.
Дорогой мой, это открывается человеку глубоко лично, даже если он будет читать богословские трактаты на эту тему. Приведу тебе исторический пример.
      
       Святой Августин долго размышлял на эту тему. Однажды, гулял он вдоль берега моря и, глядя на его беспредельность, размышлял о тайне Пресвятой Троицы. В очередной раз идя по песку вдоль тихих плесков волн, он увидел маленького мальчика, который, выкопав морской раковиной небольшую ямку, наливал туда воду, черпая ее из моря. Не обратив на него внимания, блаж.Августин продолжал ходить взад-вперед вдоль берега, размышляя о мучившей его проблеме. Наконец, уж в который раз идя вдоль воды и видя одну и ту же картину, он, удивляясь постоянству и терпению мальчика, спросил его:
- Мальчик, что ты делаешь?
- Переливаю воду из моря в эту ямку, - ответил тот.
- Но ты делаешь это уже столько времени, - продолжал удивленный Августин.
- Да, хочу перелить сюда все море, - без тени сомнения заявляет ему мальчик.
- Дорогой мой, ведь это невозможно! - воскликнул изумленный Августин.
- Да? А как же ты, вот, без устали размышляешь, думая своим умом познать тайну Святой Троицы, тайну, по сравнению с которой море это показалось бы лишь малой каплей?
Пораженный Августин остановился и зажмурил глаза от неожиданности. Открыв их, он никого уже не видел, поняв, что Иисус явился ему в таком виде, чтобы открыть ему глаза на необъятность этой проблемы для ума человеческого.

       Мы верою принимаем то, что открыто Богом Святой Церкви в Символе веры: Бог един в трех Лицах:  Отце и Сыне и Святом Духе, Троице Святой Единосущной и нераздельной. Три Лица, но один Бог: один Бог-Отец, один Бог-Сын, один Бог-Дух Святой. Не три Бога, а один Бог - одно Существо и одно Божество.

       Приведу примеры.
       Аналогия 1. Любой разумный волевой акт человека можно умственно разделить на волю, разум (осмысленность его человеком) и непосредственное действие. Однако в действительности акт этот неразделен, хотя и можно сказать, что воля предшествует его остальным характеристикам, а осмысление предшествует действию. Но это лишь кажущееся разделение во времени, ибо исполняется акт оказывается в духе, как и открыл нам то Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, ибо "взглянувший с вожделением на женщину, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем".
       Аналогия 2. Каждый человек, имеющий своего ребенка, располагает тремя качествами: любящей волей отца, стремящейся принести ему счастье; жертвенной любовью родного человека (например, старшего брата), всегда готовой даже ценой самого себя прийти ему на помощь; нежной и заботливой любовью матери, пекущейся о самых даже незначительных его нуждах. Однако все эти три качества слиты в человеке  воедино и разделить их невозможно, как невозможно и заявлять, что они одинаковы. Носителем же этих качеств является одно существо - человек.
       Аналогия 3. Человек имеет два уха. Если ему что-то будут говорить в правое ухо, то слышать это будет человек правым ухом. Если ему что-то будут говорить в левое ухо, то слышать это будет тот же человек, но левым ухом. Человек один, но уха имеет два: какое бы ухо ни услышало что-либо, слышит это человек.
       Аналогия 4. Каждый человек, разглядывая три свои фотографии, отстоящие друг от друга на достаточное время, разглядывает три разных лица: три разных лица, а человек - один. В этой аналогии существенен фактор времени, поэтому и воспринимать ее следует абстрагируясь от времени. Заметим также, что Бог, будучи Творцом времени и пространства, не ограничен ими: все пространственно-временное многообразие Он видит в один момент.
       Аналогия 5. Человеческое лицо полностью выражают лишь три его проекции: анфас (прямо), профиль правый и профиль левый. Лицо одно, а необходимых проекций, однозначно его выражающих, - три. Наличие одной проекции необходимо предполагает существование двух остальных. Каждая из них определяет лишь одно лицо и носит имя именно этого лица. Проекции эти невозможно отделить друг от друга, но невозможно и слить в одно изображение. Итак, лицо одно, а существует в трех разных своих проекциях.   
       Аналогия 6. Когда человек смотрит на солнце, он, во-первых, видя его сияющий диск, ощущает его реальным объектом; во-вторых, видит, что диск этот состоит из ослепительно яркого света; в-третьих, видит диск, источающий ослепительный свет. "Трисиятельным Божеством" называет ап.Павел Бога, говоря, что "Бог есть Свет и живет в Свете". Таким Бог показывал Себя некоторым свидетелям Своим: три Солнца, находящиеся в одном.
      
       Господь Иисус Христос в Евангелии часто называет Себя Сыном Человеческим, думаю, по трем поводам. Во-первых, указывает этим на то, что Он есть Бог: Тот, Который являлся пророкам и описывался ими как "Сын Человеческий". Во-вторых, чтобы подчеркнуть, что Он в Своем человеческом существе подобен каждому из человеков. В-третьих, чтобы не приписывать Ему национальности, ибо Он принадлежит всему человечеству.

       Каждое Лицо Святой Троицы есть Личность, т.е. обладает Своей вполне самостоятельной волей, однако, воля эта едина с волей двух других Лиц.
В слабую аналогию можно привести пример двух любящих человеческих личностей, когда желание одного опосредствуется желанием другого, т.к. каждый в своем желании пытается упредить желание любимого.
В Боге, однако, это абсолютизировано: единая воля каждого Лица Святой Троицы есть лишь одна воля.
Так, например, если у трех сросшихся братьев-близнецов при наличии одного тела имеется три воли, которые не всегда могут быть полностью согласны, то у Трех Лиц Единого Бога имеется лишь одна воля, которая у каждого из Них вполне самостоятельна:
«Я делаю лишь то, что делает Отец», - говорит Иисус, и в то же время: «Как Отец животворит и воскрешает кого хочет, так и Сын животворит и воскрешает, кого хочет», «Дух Святой говорит то же, потому что от Моего берет», потому что «Я и Отец – одно», а "Дух Святой от Отца исходит".
В то же время каждое Лицо Божества представляет в Себе и два другие, хотя и является  в Своей Ипостаси, потому что Лица эти нераздельны:  Бог это одно Существо.

       "Бог есть любовь" (1Иоан.4,16), любовь же реализуется лишь между двумя особами, следовательно, в Боге должно быть, как минимум, две Особы. Любовь между двумя Особами Божества есть, таким образом, суть Божества. Однако Бог также есть и Абсолют, а значит существенным в Боге не может быть ничто кроме Самого Бога, следовательно, Любовь между двумя особами Божества есть также Бог, и каждая из любящих Особ есть также Бог. Если первое Лицо (Особа) есть Отец (так Его можно называть, как Первопричину всего, что ни есть), то второе Лицо, как рождающееся из первого (в нашем рассуждении: "второе, как необходимое следствие, первого" и значит: "рождение" второго первым), есть Сын Отца, Сын Божий, Который единосущен Отцу, т.к. является тем же Богом. Любовь же, исходящая от Отца к Сыну и пребывающая в Них, является сущностью Их, Их Духом Святым, ибо "Бог свят", т.о. есть третье Лицо Бога, любящее двух первых, и, как Бог, единосущное Им. Иными словами, отношение между тремя Лицами Бога есть любовь: отношение между Отцом и Сыном есть любовь, отношение между Отцом и Духом Святым есть любовь, отношение между Сыном и Духом Святым есть любовь.
       О чем это говорит? Говорит это о том, что никакие реальные отношения в мире, выраженные понятием любви, не могли бы существовать, если бы не были отражением света Бога, как Святой Троицы. А т.к. любовь, как согласие и гармония, лежит в основе тварного мира,  то, следовательно, свет Единосущной Троицы разлит всюду и нет места, где его нет. А значит в каждом человеке, как существе вольном, живет Святая Троица в той мере, в какой позволяет Ей жить в нем сам человек.

       Есть мнение, что современное представление Бога в Христианстве, как Пресвятой Троицы, ничего по сути не дает верующему, что, мол, верующим по существу нет дела до того, что Бог един в трех Лицах, т.к. во всех отношениях своих с Богом и в молитве, и в богослужениях, и в жизни верующий человек, как и Церковь в целом,  хоть иной раз и обращает свои молитвы к разным Божественным Лицам, ведет себя так, как бы Бог есть одной особой,  а значит в принципе не отличается от такового в иудаизме и мусульманстве.
       Нет! Мнение это ложно. Это полная профанация христианства. Христианство это не просто вера в некоторое множество представлений, это не религия, подобно иудаизму, мусульманству, буддизму, зороастризму и т.д., это  также не мертвая вера лишь только в догматы христианства.  Нет - Христианство это живая связь с Богом, лучше сказать: ХРИСТИАНСТВО ЭТО ЖИВАЯ ЖИЗНЬ С ЖИВЫМ БОГОМ. Поэтому каждый христианин, т.е. человек, верующий Иисусу Христу, Сыну Божьему, поклоняющийся Ему, уповающий на Него и любящий Его, верит,  что Бог един в трех лицах: Отце и Сыне и Святом Духе. Верит, что Бог-Отец есть единый истинный Бог; верит, что Бог-Сын есть единый истинный Бог; верит, что Дух Святой-Бог есть единый истинный Бог.  Единый это значит только один единственный. Однако у Существа этого Три Лица: Отец, Сын, Дух Святой.  Т.е. говоря о конкретном Божественном Лице, мы имеем в виду существование, в то же время, и еще двух других Лиц; а говоря о Боге, даже если употребляем одно из Его Божественных Лиц, мы верим в единство Бога. Единство, превышающее всякое разумение. Единство, в своей бесконечной близости ставшее одним!      
       Например, говоря об Иисусе Христе, как об одном из Лиц Божества, мы называем Его Вторым Лицом Единого Бога, Сыном Божьим; а говоря об Иисусе Христе, как о Боге, мы называем Его Единым истинным Богом.  Ибо Лиц у Бога три, а Сам Бог один. Одно Существо. Одна Сила. Одно Божество. Троица Святая, Единосущная и Нераздельная.
       Иногда можно услышать вопрос: "Кому молился Господь Иисус?", - как человек и как  Сын Божий, второе Лицо Бога, Он молился Отцу Небесному, как к Богу: "Отче! не вмени им во грех, не ведают бо, что делают"; а, как Бог, - молился Самому Себе.

       Что дает вера в Троичность Божества обычному верующему, который, возможно, не смог бы объяснить  догмата Церкви о Святой Троице, если его попросить об этом? Разве не Тому же Единому Богу молятся мусульмане или иудеи?  Разве изменится реальность Божества, если к Нему обращается человек так, как его научили? Нет. Реальность Божества не изменится, а вот образ этой реальности в сознании этого человека уже не будет адекватным ей. Ну, а если человек видит реальность не такой, какова она есть, то к чему это приведет его? – ясно: к нарушению Богом установленных законов, к «беззаконию», т.е. ко греху. Иными словами действия его уже не будут в полной мере отвечать реальности, а значит будут ее разрушать. Итак, ответом на вопрос, что дает человеку вера в Троичность Бога, будет: СОГЛАСИЕ  И ГАРМОНИЯ С БОГОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, а главным следствием этого будет РЕАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ К РЕАЛЬНОМУ БОГУ, позволяющая верующему ЖИТЬ В ЕДИНЕНИИ С ТВОРЦОМ, т.е. ЖИТЬ УЖЕ БЕЗ РАБСТВА ГРЕХУ, ибо  «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Иоан.4,16), а «ВСЯКИЙ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ В НЕМ, НЕ СОГРЕШАЕТ» (1Иоан.3,6).
       Каждый человек знает, что такое любовь и как ее можно проявить, если захочет этого. А это и значит, что таковое возможно лишь, когда человек предоставляет хоть какое-то место в своем сердце для Святой Троицы, Бога.
 
       Следует заметить также, что привычное выражение:  «а что это мне дает?», фигурирующее в поставленном выше вопросе,  по сути своей вообще нельзя назвать правильным. Правильно то, что происходит от правды, а правда есть в первую очередь выражение милости, любви; любовь же никогда не задается в первую очередь вопросом: «а что это мне дает?», а характеризуется вопросом противоположным: «а что могу я дать?».


        Часто в Евангельское выражение: «Бог послал Своего единородного Сына в мир» вкладывается инородный смысл. Вот, мол, одна особа посылает куда-то другую особу. Такой смысл возможен лишь в тварном мире, например, среди людских индивидов. Бог же не делим. Если Единый Бог послал в мир Сына Божия, Который и является  Единым Богом, то значит Сам Бог сошел на землю в лице Своего единственного Сына. Это значит, что Троичный Бог, воплотившись в Своем втором Лице, Сыне, сошел на землю и действовал на ней в полной Своей троичности. (Т.е. Отец, как Бог, взял от тела Пресвятой Девы Марии, а Сын, как Бог, воплотился в него действием Духа Своего Святого, Бога. Дух же Святой, исходя от Отца, непрестанно пребывает в Сыне, потому, что «Отец и Сын – одно»).   А потому лишены смысла вопросы: «а страдали ли Отец и Дух Святой, когда страдал на земле БогоЧеловек, воплощенный  Сын Божий?».   «Я и Отец – одно», - говорит Иисус, а «Дух Святой от Отца исходит», следовательно, Отец, пребывающий в Сыне и составляющий с Ним одно, как мог не ощущать всех болей Сына? И как эти боли не ощущал Дух Его, непрестанно  исходящий от Отца и пребывающий в Сыне?
Рассмотрим слабую аналогию. Троичное создание Божье, человек: единство духа, души и тела, - при болезни одной из составляющих, разве остаются в полной беспечности две другие? Нет, они также ощущают боль: от болезни тела, больно и душе; от болезни души, больно и духу;  верно также и обратное.  Итак, если это верно для единства человека, то не тем ли более это верно для несравнимо высшего единства, Бога?               

       Поэтому и отношения каждого христианина с Богом есть отношения со Святой Троицей: отношения самой глубины сердца человека, самой сокровенной части его духа, не всегда внешне видимые, не всегда даже для него самого внешне выражаемые, но всегда искренне реальные.
      
       Некоторые говорят, что Бог, как Абсолют, находится в каком-то недосягаемом комфорте, т.е. не подлежит никаким ощущениям болей, страданий и т.д. Однако, как можно думать, например, что душа человека не ощущает страдания, когда тело его ощущает боль? Таким образом, и Господь наш Иисус Христос, имея нас членами Своего Тела, все наши боли ощущает на Себе, ибо они - Его Собственные боли. Ведь именно в этом смысле Он и сказал Савлу (будущему апостолу Павлу): "Савл, Савл, для чего ты гонишь Меня?". А ведь Савл гнал лишь христиан, связывая и отдавая их иудейской власти.

       Ты говоришь: "Иисус - такой близкий, родной, человек и в то же время - Бог". Именно так и есть, таким Он и хочет, чтобы мы Его воспринимали. Поэтому Он через Своих святых постоянно учит нас, чтобы мы всегда помнили, что Он рядом с нами и в нас в любое мгновение нашей жизни и хочет, чтобы мы вели себя с Ним, как со своим родным постоянным попутчиком, готовым в любую минуту помочь нам и сопереживающему нам во всех даже самых малых мелочах. Терпит же вместе с нами, страдает вместе с нами, все переживает совокупно с нами. Ближе, теснее к нам, нет никого ни на земле, ни на небе, нигде. Он к нам ближе, нежели мы сами к самим себе. И в этом также Его любовь и всемогущество.

       Отсюда и вытекает определение молитвы, как живой связи с Богом. Чтение молитвослова никогда не заменит этой живой связи. Если ее нет, то и самые прекрасные молитвы молитвослова будут лишь исполнением некоторого обязательства. Если же твоя душа настроена на такую живую связь с Богом, то таковые молитвы могут помочь выразить свое чувство  Ему в максимальной степени. Особенно тому способствует чтение Псалтыри. Пример: пророк Давид любил Бога и любовь эта к Нему изливалась такими чудными псалмами. Поэтому для Бога так ценен наш детский молитвенный лепет, пусть неопытный, несовершенный, может косноязычный, но - искренний, от всего сердца. Потому Господь Иисус и говорит, чтобы мы обращались к Нему с простыми словами, пусть это будут короткие обрывки фраз, но они будут - твои! Это для Него и ценно. Потому, что тогда ты сам чувствуешь себя в диалоге, а значит чувствуешь себя в реальном общении с реальным Лицом.

       Одному человеку Бог открыл, что его молитва Ему приятна. А человек этот в это время, ничего не делал, кроме того, что стоя на коленях пред иконой Пресвятой Богородицы и не зная, как выразить Ей множество своих чаяний, со слезами на глазах лишь произносил только: "О, Святейшая моя Мамочка Пресвятая Богородица! О, Святейшая моя Мамочка Пресвятая Богородица!". Вот так, ибо "сила Его в немощи (нашей) совершается", как и сказал то Господь ап.Павлу.

       Чтобы научиться ощущать три Лица Святой Троицы, Иисус Христос советовал Габриеле Босси, чтобы она отдавала себя Богу-Отцу, общаясь с Ним, в первую половину дня (до 12.00), потом отдавала себя Богу-Сыну, Иисусом Христом, общаясь с Ним (до вечера), затем отдавала себя в руки Бога-Духа Святого, также общаясь с Ним, и засыпала с Ним. Таким образом упражняясь, она будет пребывать с Каждым и со Всеми вместе.

       Что требуется от человека, чтобы возлюбить Святую Троицу? Господь прямо говорит ей об этом: "Чтобы возлюбить Отца и Духа, займи себе у Меня (Иисуса Христа) Сердце, а чтобы любить Христа, жертвуй Ему Его Страдания.
Переживай же (Мое реальное присутствие в тебе) с уверенностью и радостью: найдешь в нем столько счастья! И Мне сделаешь столько радости …
Часто приветствуй Меня в себе таким образом, как сама знаешь, всеми способами. Буду любить тебя в каждом из них, ибо они твои. Иди за Мной в себе. Не уставай. Ищи Моей позиции Отца, Возлюбленного, Спасителя.
Старайся возносить свою мысль ко Святой Троице. Это твоя семья. Это твоя цель и твое жилище. Нужно, чтобы ты там поселилась. О, прекрасное жилище Святой Троицы! Кто тебя опишет? Благодари за то, что туда призвана.
Почему не мыслишь об этом постоянно, с сильнейшим желанием? Проси Небесную свою Матерь, чтобы помогла тебе в этом: чтобы ввела туда твое сердце.
Отдай Богу прежде всего твое безумное доверие; безграничное,- понимаешь? Он может дать тебе все, ибо всем обладает. Ждет только твоего воззвания, будь уверена.
Будь жаждущей Его, ненасытно желай Его (Книга Габриелы Босси "Он и я", запись 17.11.1949).

       Так, дорогой мой, хочется нам по-человечески близко общаться с Лицом, к которому мы молитвенно обращаемся. Хочется видеть Его. Думаю, это для нас нормально. И Господь часто нисходит до немощи нашей. Однако мы должны помнить и то, что Он сказал ап.Фоме: "Ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны невидящие и уверовавшие" (Иоан.20,29). Т.е. видение нами верой Господь ценит более непосредственного видения. А у людей это почему-то наоборот, вот удивительно! В некоторых  "духовных" книжках можно иногда встретить такого вида оценки, что, мол, такому-то святому столько раз являлась Пресвятая Богородица, а такой-то сподобился даже явления Самой Пресвятой Троицы. А Господь оказывается прямо говорит, что "блаженнее невидящие и уверовавшие".
Истинен Бог! Аминь.