Как бороться с обидчивостью?

Николай Павлович Кормаков
       Св.отцы Церкви говорят, что лучший способ защиты от обиды, это искренняя молитва за обидящего, например: "Господи, не вмени ему этого во грех!".
Психологи утверждают, что обидчивость, как феномен - оборотная сторона самолюбия и низкой оценки самого себя. Однако что это дает человеку для исцеления от этого?

       Думаю, все же лучше следовать опыту св.отцов:
1)основная причина обиды, как дьявольского воздействия, есть собственные грехи непрощения, поэтому следует встать на колени и, вспомнив каждый случай твоего непрощения, от всего сердца простить обидевшего тебя и попросить Господа прощения в каждом случае твоей обиды на кого бы то ни было; перечислив то, что помним, попросим именем Иисуса Христа о прощении нам всех грехов непрощения, которые не помним;
2)встать на ноги, поднять руки в молитве к Богу и приказать нечистым духам:  « Именем Иисуса Христа я приказываю всякой обиде удалиться от меня и никогда более не возвращаться. Аминь. Спасибо Тебе, Иисус!»;
3) искренне помолиться за обидящего;
4) подумать о себе, что по грехам твоим ты достоин и худшего;
5) прокручивать мысленно, что все-таки человек этот (твой обидчик) имеет доброе сердце и в остальном ты ему более обязан, чем огорчен;
6) вспомнить какой-то подобный случай, когда ты обидел тоже кого-то, а если ребенка - то тем более, и думать, что готов перенести это мучительное состояние обиды, как некоторое "удовлетворение" (жертву) за тот проступок;
7) вспомнить о том, что при твоей невинности за эту посланную Отцом скорбь при терпеливом ее перенесении Господь одарит тебя Своими ни с чем не сравнимыми благами;
8) вспомнить о том, что Господь Иисус Христос, не совершив ни единого греха, горше претерпел за твои грехи, когда ты еще и не просил Его об этом; а теперь ты из любви к Нему претерпишь это малое испытание, прося Его не вменить то во грех обидевшему;
9) решить про себя, что в другой раз обращаясь с чем-нибудь к этому человеку постараешься внутри себя вызвать искренний импульс доброго любовного чувства к нему;
10) замечательными молитвами в борьбе против искушений являются (Пс.50) и "Господи! оружие на дьявола Крест Твой дал еси нам". Произносить их внутри себя следует с особой тщательностью и чувством, глубоко осознавая свою немощь и нищету, припоминая себе как сильно мы могли ранить Господа своими грехами и оплошностями, порой не отдавая в этом себе никакого отчета.
(Пс.50) всегда можно найти в любом молитвослове или в Библии; очень хорошо его помнить наизусть также, как и следующую молитву:
"Господи! оружие на дьявола Крест Твой дал еси нам: трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его, яко мертвые восставляет и смерть упраздни - сего ради поклоняемся погребению Твоему и восстанию".

       Часто чувство обиды сопровождается внутренним жжением. Внутренним жжением обнаруживают себя злые духи. Почувствовав это, будь спокоен, ибо это - не твое. Насильно постарайся улыбнуться, засмеяться чему-нибудь, от чего тебе всегда смешно, спой какой-то смешной или веселый куплетик. В общем, постарайся пробыть в деланном юморном веселии лишь пару минут, все мигом пройдет (Совет св.Иоанна Кронштадского). Бесы не терпят юмора, особенно, когда человек держит себя так после таких их нападений.
Подступают же они к человеку по причине, которую он дает им сам, например, невнимательным обращением с другим лицом, чаще всего не делая усилия внутри себя. Это они подсовывают внутреннее чувство невнимательности к другому лицу. Этого внешне не видно, и ты думаешь, что все в порядке, А на деле, даешь возможность им уже на внешнее действие по отношению к тебе через того человека. И вот, вдруг ни с того ни с сего ты получаешь целый поток оскорблений, обид и неприятностей от этого человека, казалось бы без всякой на то причины. Однако причина то была, только вот ты ее или не заметил, или посчитал, что внешне все выглядит благополучно и нет причины для беспокойства. Чаще всего таковое бывает с близкими людьми: муж-жена, брат-сестра, товарищи по работе и т.д. Ты был невнимателен и внутренне равнодушен к настоящей ситуации твоего ближнего, хотя внешне этого не показывал. А это как раз есть ложь в ее действии, хоть и внешне укрытая. Т.о. ты и подаешь бесу сам канал воздействия на себя, ибо ложь эту подсовывает тебе он именно для этого. Приняв эту ложь от него, ты должен будешь заплатить за нее по мере той стоимости, которую он выставит. А что можно ждать от злого духа кроме неприятности, которую он теперь выльет на тебя через твоего ближнего?

       В эмоциональных разговорах святые советуют заставить себя вдруг выйти (хоть в туалет) на несколько минут, чтобы остыть и заставить себя замолчать, обратившись ко Господу с молитвою о помощи.

       Обида есть свойство нашей натуры ощущать неприятность при укоре нашей особы. Неприятное чувство пройдет в конце концов, а вот сказанное слово уже не воротишь.
       Истоки обиды находятся не в том человеке, который обидел тебя, а в тебе самом и, если ты будешь молиться о том, чтобы Господь не вменил ему того во грех, думая при этом, что причина обиды в нем, то тем самым как бы сам себя утверждаешь в этом и тогда молитва твоя уже не послужит тебе на пользу.
       Молитва твоя об обидящем должна исходить из жалости к нему, от того, что оскорбив тебя, он может нанести себе страшный вред, а ты не хочешь быть причиной несчастья кого бы то ни было. Именно такой смысл святые вкладывали в свой совет молиться об обидевшем тебя, побуждая нас к исполнению заповеди Самого Господа:
"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИХ, БЛАГОСЛОВЛЯЙТЕ ПРОКЛИНАЮЩИХ ВАС, БЛАГОТВОРИТЕ НЕНАВИДЯЩИМ ВАС И МОЛИТЕСЬ ЗА ОБИЖАЮЩИХ ВАС И ГОНЯЩИХ ВАС" ().
Если сможешь найти время, прочитай 5,6,7 главы Евангелия от Матфея.
       То, что трудно молиться за обидящего, это естественно для момента эмоционального состояния. В такие моменты можно только и просить: "Господи, помилуй!", а когда успокоишься и придешь в разум, тогда можешь молиться от всего сердца о чем хочешь, только, чтобы это было искренне.

       Иными словами, если мы научимся быть искренним и доброжелательным с каждым, кого нам через обстоятельства посылает Отец, то не только не будем ни на кого обижаться, но и не будем иметь поводов к таковому, все принимая, как из руки Самого Бога.