Первый соболь. Виктор Келюев

Литклуб Листок
                Из блокнота путешественника

Как же мне подобраться к царскому зверю? Охотнику-профи это как говориться раз плюнуть. А мне – уравнение с одними только неизвестными. Мой друг-охотник Толя говорил, что необходимо ставить капканы точно также как ставишь петли на белку, но жердинку побольше и покрепче да капканы вместо петель. Наживка нужна хорошая – лучше рябчика, конечно. Пока жил в тайге, заметил, что если соболь здесь сегодня пробегал, жди его здесь примерно через неделю. Возле Его следа к кедру прислонил жердину. Поставив два капкана, посередке привязал белку (рябчика не было)…

Здесь охотились мои предки – прадед, дед, отец. Буду охотиться и я, хотя считается это тайга территорией соседнего субъекта. Однажды наш Глава Республики сказал, что нас алтайцев никто не звал в Россию. И правильно сделал. Мы - потомки тех, кто когда-то ради своего живота переступили свою честь, совесть, продали свою Землю, народ. И когда мы умоемся от этого позора предков? Мне не хочется обожествлять и причислять в лик святых тех 12 зайсанов. Лучше бы всех нас тогда вырезали бы китайцы. И они были бы правы, ибо им от наших предков тоже в свое время хорошо досталось. Они трижды теряли свою столицу Пекин. Но всегда создавали вокруг своих завоевателей роскошь, где они, утопая в ней, теряли боевой дух. А дети воспитывались женами-китаянками. И, в итоге, сын уничтожал отца – снова Китай обретал свободу.

Лучше умереть в бою и оставаться непобежденными и непокоренными, а светлые души все равно оставались бы на Алтае. А мне тяжело носить в душе бремя предков, отрабатывать их карму. На каждом углу нас «пинают», и будут «пинать». И правильно делают. А нам, потомкам тех 12 зайсанов, нужно всегда помнить о них и «ылезать из шкуры», чтобы снова вернуть былую славу, авторитет своих предков, но другими методами.

Обучением, образованием детей и молодежи. Удержаться на плаву наравне с другими народами, постараться не исчезнуть с лица Земли. Сохранить свое неповторимое лицо – язык, культуру и быт. Хотя, по большому счету, наше существование ничего не значит в битве цивилизаций. Когда-то советский госчиновник в середине 70-х прошлого столетия  чуть не закрыл областную национальную школу, ныне республиканскую гимназию, мотивировав, что на ее содержание уходит много средств –областной бюджет затрудняется. Мне кажется, причина была иной. Тогда ее выпускники легко поступали в ВУЗы страны, школа была кузницей кадров, а учительский состав самый передовой. Видимо, им нужны были не специалисты в разных отраслях народного хозяйства, а простые производители сельхозпродукции.

Под давлением общественности школу отстояли. Но классы уже не комплектовались, как раньше, из одаренных детей. Качество знаний резко упало.  Борьба цивилизаций не прекращается ни на минуту. Человек как дрался за место под Солнцем, так и продолжает драться. Только формы и методы изменились, стали еще изощреннее и подлее, а содержание осталось. Мировые финансовые «акулы» давно мечтают прибрать к своим рукам богатства России. Их взоры направлены и на наши земли. Сейчас, мы живущие в республике, владеем примерно восьмью процентами земель. А вся остальная территория имеет статус Федерального значения. Это чуть лучше, чем у индейцев США. Они, в основном, живут в резервациях, занимающих около двух процентов когда-то принадлежащей им целой страны. В свое время «бледнолицый брат» им объявил настоящую охоту, точно так же как я сейчас охочусь на пушнину. За скальп мужчины в возрасте от 12 лет и выше платили 120, а за женский 80 долларов.

Пока есть интересы мировой финансовой олигархии на наши земли, нам - всем жителям республики - спокойной жизни не видать…

Каждый день обхожу капканы,  наблюдая издалека через бинокль. Всё-таки Он побывал здесь! Крутился возле белки. Оставил экскременты, но не тронул наживки. Хорошо. Нашим объектом заинтересовались. Еще прошло несколько дней. И вот однажды вижу странный сон. Потом, после каждого подобного сна стал обязательно добывать царского зверя. Наутро обхожу свою лыжню – проверяю петли. Приближаюсь к заветному кедру, смотрю в бинокль. Ба! А где наживка-белка? А где один капкан? Быстро прибегаю на место происшествия и обнаруживаю, что на месте остался один «язычок» от капкана.
Второй капкан тоже сработал, но остался на месте. Следы зверя прервались возле толстого валежника. Хантре показываю на след. И вдруг она прорычав, начала копать под валежником. А оттуда мне послышалось что-то вроде слабого рыка. Я быстро снял лыжи и с обратной стороны тоже начал рыть. Но Хантра до зверя добралась первой и вступила в схватку. И конечно Хантра победила Его, сидящего в капкане, беспомощного. Но все равно, молодец! Не струсила, не заскулила. Мы сегодня оба выросли немного. Но нам очень далеко до нашего прапрадеда Келюя.

Светлые Духи, пою я вам сегодня песни. Дали вы мне самое дорогое из всех пушных. Открылась наша тропа по Его добыче. Пусть горы также стоят, как и раньше стояли, пусть текут реки также, как и раньше текли, пусть как и раньше вырастает трава, а по ней резвятся молодые косули, пусть как и раньше поют и птицы в радость нашим сердцам, да живут в мире и согласии наши народы. Пусть будет так!..