Пацифик в СССР

Евгений Садков
 Думаю, стоит коснуться ещё одной стороны полувековой истории знака. Отношению к нему в некогда могущественной империи. Символами которой были, как оказалось, масонские звезда и скрещенный с серпом молот. В такой среде изображение инородного порицалось. Страна ещё живо помнила вторжение ненавистной для всего советского народа свастики. На детских рисунках того времени наши лихие краснозвёздные самолеты всегда побеждали фашистских захватчиков. И горели их юнкерсы с крестами на крыльях. Вот так один режим может изгадить неплохой в общем-то знак. Означающий у многих народов пожелание удачи. Сейчас мы и не задумываемся и не приглядываемся к нему, примеривая Columbia.

 Но вернемся к пацифику. Как ни странно, советские граждане увидели его одновременно с мировой общественностью. Наступала оттепель. Два параллельных внешне события, почти совпавшие по времени-движение за ядерное разоружение и очередной Всемирный фестиваль молодежи и студентов, слились незримо.

 Это был прорыв. После сталинского идеологического пресса широко раскрылись двери. И народ вдохнул ветер свободы. Неслучайно потом появились бесшабашные шестидесятники. Впрочем, как и фестивальные дети. Гулять, так гулять. Трепетно парил над ликующей толпой Голубь мира, воплощенный Пабло Пикассо. В лапке держал он не оливковую ветку, а ромашку. На цветке лозунг фестиваля "За мир и дружбу". Символично, что чуть позже Дети Цветов понесут пацифик в массы.

 Фестиваль мгновенно наполнил страну новыми, необычными явлениями. Джинса и кеды, музыка и КВН. Стиляги стали выделывать неприличные ещё па под Rock Around the Clock. Make Love, Not War, докатывались фестивальные волны до самых отдаленных уголков.

                "Песню дружбы запевает молодёжь..."

                "Если бы парни всей Земли..."

 И вот в это время на страничках очень популярного в то время журнала "Вокруг света" появляется небольшая заметка о движении за ядерное разоружение Соединённого Королевства. Надо заметить, за одностороннее разоружение. Журнал тогда ещё был не таким гламурным и очень познавательным. Где ещё можно было прочитать Брэдбери и Шекли, Азимова и Кларка.

 Материал о пацифистах сопровождался несколькими фотографиями с мест событий. На стекле солнцезащитных очков одной миссис (или мисс) нарисован пацифик. В СССР тогда ещё почти никто не знал, что он означает. Но взаимосвязь  антимилитаристского движения и знака уже обозначилась. И это на фоне недавно прошедшего фестиваля. Питательная почва для зарождения Детей Цветов даже в такой парадоксальной стране была заложена. И власти, проморгав возникновение нового взгляда на жизнь, не разобравшись, стали применять отработанные методы. Тем более, что на смену оттепели быстро пришёл период внешнего благополучия и развитого социализма. И железный занавес, как и берлинская стена, укреплялся и рос.

 Но знак сохранился в памяти заидеологизированного в пень молодого поколения. На фоне забронзовевших официальных символов и лиц он был лучиком света в тёмном царстве. И стал появляться несмело на стенах и студенческих куртках. Высшим пилотажем того времени было появление соответствующей наколочки на плече. С таким чуваком можно было и пообщаться.

 Это сейчас стало модно двигать тему. Направление в моде, фильмы. Один из которых, кстати уже крутят  по ТВ. Но разве можно передать киноподелкой за четыре миллиона $ всю глубину переживаний тех странных волосатиков, чьи судьбы перепахал пацифик? Или принять нынешний конформизм Макаревича, выступавшего одно время под ним. Когда уже стало можно официально.

 И если уж говорить об официальной жизни пацифика в СССР, то она мелькнула на самом закате империи. И опять странно слились разные вроде события тех лет. Удивительно, но рок-опера Уэббера и Райса Jesus Christ Superstar зазвучала почти одновременно с Бродвеем и с отечественных, ещё катушечных магнитофонов. Лихо тогда распевала студенческая молодежь, едучи на сельхозпрактику, знаменитый сингл «Superstar». Почти как и Мюррей:

                "Наш колхоз, наш колхоз
                Выполнил план по надою коз!

                Наш Ильич, наш Ильич,
                Наш дорогой Леонид Ильич..."

 А потом уж наиболее продвинутые дополняли:

                "Jesus Christ
                Jesus Christ
                Who are you? What have you sacrificed?"

 И наполнялись для нашего Генсека простые слова глубоким смыслом. Кто ты? Чем пожертвовал? Ты думаешь, ты таков, каким они тебя считают? А может и для нынешних высоких друзей Макаревича они имеют смысл? Who are you, мистер...? А вдруг у него тоже пацифик на плече? Каждый сам решает за кого он, за голубей или за ястребов.

 Но вернёмся к знаменитому синглу из той оперы. Его кусочек звучит в советском (!) мультфильме. На закате империи Гарри Бардин снимает "Серый Волк  энд Красная Шапочка". И вот в финале лесного разбойника под эту мелодию раздувает так, что он лопается. И на свободу выходят все миролюбивые жители той сказочной страны. Он и весело маршируют, держа плакатики с пацификом. Впереди светлое будущее новой страны. Страны, добывающей сейчас всех больше нефти. Who are you, нынешние?

 Незаконнорожденное дитя, появившееся во враждебной  среде, выжило, хоть и тихо, незаметно, но сохранилось. И увы, стало сейчас в другом государстве просто брендом. В стране, где главная забота-сколько выкачано из недр нефти. И ностальгирование под кадры "Города Солнца" -преглупейшее занятие. Делайте, господа, деньги. Вы не пацифисты. У вас в глазах другие знаки. Do you think you're what they say you are?