Здесь венчался Владимир Иванович Даль

Анна Ганюшкина


Село родное – малая наша родина. Здесь мы родились, выросли, здесь живём, идём по жизненной тропе, изменяемся, обретая опыт. Вместе с нами и село растёт, меняя облик свой. Перемены, проносящиеся по всей великой России, задевают и наше село Никольское.. Время летит неостановимо, и взоры наши устремлены в будущее, в загадочное Завтра. А часто ли мы задумываемся о нашем прошлом? Знаем ли мы: каким он был – день вчерашний, день, ушедший в историю? Что из себя представляло наше село в прошлом? Какие события, великие и незначительные, пронеслись над ним, оставив свой отпечаток на его облике? Какие люди жили здесь в давние времена? Какие проблемы и заботы волновали их? Нынешнее поколение мало что знает  об истории своей малой родины, а быстротечное время уносит всё дальше нас  от истоков наших Всё больше живых свидетелей прошлого уходят от нас в страну вечности. Стирается память лет, истончается и постепенно обрывается связь поколений. Сейчас редко кто знает своих прямых предков – прабабушек и прадедушек.  А ведь они были на этой земле, жили тут, где живём мы, радовались и страдали, трудились и размышляли. Давайте хоть чуточку приблизимся к ним, чтобы память о прошлом не угасала, а передавалась дальше, по цепочке: от уходящих к приходящим в этот прекрасный мир.  Из рассказов старожилов нашего села (с которыми беседовал неутомимый, старейший наш сельский краевед В.Д.Докашенко), а также благодаря  архивным изысканиям Е.Н.Харченко (заведующей Сакмарским архивом), стало известно нам о значительном событии в исторической жизни села Никольского: о том, что в нашей Никольской церкви в июле 1840 года венчался вторым браком знаменитый русский лексикограф, писатель, лингвист, составитель «Толкового словаря  Живаго великорусскаго языка» Владимир Иванович Даль. Чем же приглянулась великому собирателю Слова наша скромная церковь? В ту пору, когда В.И.Даль её осматривал для  предстоящего торжества, ей было уже не мало – 75 лет со дня основания. Построена наша церковь была в ознаменование победы России над Пруссией в войне 1756 – 1763 гг. В честь святителя Николая Угодника по всей стране высочайшим царским указом повелевалось возвести несколько крупных соборов, как благодарение Небу за великую помощь в ратном деле. А село наше ещё раньше получило своё название – Никольское – от престольного храмового праздника – Николы Зимнего – так называют сельчане день памяти Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, празднующийся 19 декабря. В архивных источниках краевед В.Д.Докашенко нашёл такую запись : «В 1765 году было освящение места закладки Божьего храма на берегу реки Сакмара в селе Никольском». Место для закладки церкви выбрали удачное : на возвышенности, с красивым видом на лес и речку. Известно, что церковь проектировали и строили мастера, выписанные из Петербурга. В проекте намечалось пятиглавое сооружение (четыре купола по бокам и купол в центре ). Значительная часть средств на постройку была выделена госказной, а также проводились подушные сборы. Рабочая сила состояла из местных крепостных крестьян. Бралась во внимание каждая живая душа, независимо от возраста – все должны были отработать определённое количество дней.  . А кто имел скот, работал со своими лошадьми на подводах: возили груз. Строительные материалы готовили на месте, часть их привозили из Оренбурга. Кирпич, необходимый для кладки стен, доставляли из соседнего села – Украинки (там были построены на огородах Василия Голуба и Степана Козупицы кустарные гончарни – печи для обжига кирпича). Изготовляли его из местной глины , обжигали соломой. Необыкновенной прочностью отличался этот кирпич: обладал способностью не бояться ни воды, ни солнца. В Украинке церковь строилась позже, из этого кирпича. Его обломки с вензелями «В», «К», «С» до сих пор находят повсеместно. В.Д.Докашенко дополняет, что цемента в то время не было, раствор готовили так: добавляли в извёстку сырые яйца.  Такой раствор схватывался  крепче цемента. Три года строилась церковь – пятиглавая белокаменная красавица. Последний, завершающий этап работ – доставка колокола из Оренбурга. И полетел над селом звон колокольный – торжественный и величавый, неся свои позывные далёкому Небу, приближая его к заботе людской…Звон слышался далеко, на всю округу. Он помогал выйти на дорогу заблудившимся в лесу людям (лес тогда был очень густым – дебри непроходимые, немудрено было в нём заблудиться). А в ненастную погоду – во время ураганов, метелей, или в половодье – колокол звонил  круглые сутки, служа отличным ориентиром в окружающей местности. Наша Никольская церковь считалась церковью повышенного прихода, а в такие храмы направляли работать священников с высшим образованием. Обо всём этом было записано в рукописной книге, хранящейся  в церковном архиве. В.Д.Докашенко удалось прочесть эту книгу в 30-х годах, когда закрывали церковь, готовясь её уничтожить. К сожалению, архив церковный не уцелел в чёрном вихре грозных лет, и странички прошлого, драгоценные странички ушедших событий приходится восстанавливать теперь по крупицам – из воспоминаний, бесед  со старожилами, преданий старины, передающихся от дедов к внукам…Старожилы утверждают, что в ограде церкви были похоронены три человека из династии местных помещиков Тимашевых, а также вся семья одного из местных священников. Представляет интерес одна конкретная находка – надгробный камень, найденный случайно местной жительницей В.С.Королёвой лет 10 – 15 назад на месте старой разрушенной  ветлечебницы. Этот камень оттуда – с разрушенной церкви. На лицевой стороне камня и на торцах его были высечены буквы. В.С.Королёвой удалось разобрать слова и прочесть надпись, запечатленную на камне: «Здесь покоится прах священнической жены Анны Ивановны Архангельской, 29 лет от роду, прожившей в супружестве 15 лет». А далее шло посвящение – прощальный плач любящего супруга по любимой жене, так рано покинувшей его: «Я склоняю голову перед светлым образом твоим, но твои милые уста не  шлют мне привета. Я буду вечно слёзы лить над твоей незабвенной могилой…». И стояла подпись: М.Мцыри. Датировано первой половиной  19  века (точный год не сохранился в памяти В.С., а камень вскоре кто-то «прибрал к рукам»). Теперь остаётся только гадать: кто он был – этот загадочный Мцыри? Возможно, имя известного лермонтовского героя  служило псевдонимом или в качестве церковного имени некоему священнику с поэтической душой? Как знать, а может быть, именно «М.Мцыри» венчал Владимира Ивановича Даля, ведь венчание его состоялось в 1840 году.      Мне кажется, нельзя исключить эту вероятность… Давайте теперь попробуем вплотную приблизиться к этому событию. Но прежде надо напомнить читателю о том, что В.И.Даль служил в 1833- 1841 годах  чиновником по особым поручениям в канцелярии Оренбургского военного губернатора В.А.Перовского. Исполняя многочисленные поручения губернатора, Владимиру Ивановичу пришлось изъездить наш Оренбургский край из конца в конец, хорошо изучить природу нашей местности, быт, язык и традиции народностей, населяющих край. В результате этих поездок талантливый писатель собрал богатый материал для своих сочинений. Это были не только служебные отчёты, но и научные труды, разнообразные очерки и литературные произведения. В.Порудоминский в книге о В.И.Дале  писал о том, что этот разносторонне талантливый человек такие многочисленные сведения собрал о нашем крае, что «получился весьма обширный Оренбургский справочник». Как не гордиться нам тем, что этот замечательный человек посетил когда-то и наш уголок, проезжал по нашим дорогам, венчался в нашей церкви, а наши предки видели его своими глазами! Краевед В.Д.Докашенко, собирая сведения о далёком прошлом села Никольского, беседовал со старожилами. Так, из многих рассказов, преданий сложилась версия о том, что В.И.Даль посетил наше село три раза. Первый раз – когда ехал в Гнездовку на помолвку. (Гнездовка – соседнее с нами село, территория Каменского сельсовета, в настоящий момент её не существует, в 70-х годах 20 века это небольшое село было расформировано). Из архивных источников известно, что В.И.Даль овдовел, имея на руках двух малолетних детей. Взвесив все обстоятельства, он принимает решение жениться вторично В отдалённом от Оренбурга поместье в селе Гнездовка находилось небольшое имение отставного майора Л.В.Соколова  (он получил имение за заслуги перед Отечеством). У Льва Васильевича и его жены Анны Александровны (урожденной княжны Путятиной) была дочь Катерина. Вот её- то в качестве невесты рекомендовал Далю один из местных помещиков Деевых, ибо Деев и тётя Катерины (Дарья) состояли в родстве. В Оренбургском областном госархиве имеется дело о вторичной женитьбе  В.И.Даля, где собраны документы, свидетельствующие об обстоятельствах этого события. Особую ценность представляет записка В.И.Даля, написанная собственноручно аккуратным почерком «июня 21  1840 года  Коллежский советник Даль просит покорнейше о выдаче ему свидетельства в позволении сочетаться браком с девицей Катериной Львовной Соколовой, родившейся 2 марта 1819 года. Согласие матери её на союз этот получено.». (К этому времени отставной майор Л.В.Соколов уже умер). Через несколько дней , 29 июня  из С- Петербурга пришло свидетельство, в котором сообщалось, что «Коллежскому советнику В.И.Далю дозволено вступить во второй брак с девицей Катериной Львовной Соколовой, если со стороны Думного начальства не будет препятствий к совершению брака…».Краевед В.Д.Докашенко из бесед со стариками Напольновыми, что жили на Бутырках (улица на окраине села) , многое узнал и отразил в своих записках. Разговор их происходил в 30-х годах, в то время один из стариков был постарше, другой помоложе (но обоим далеко за 70). В памяти их отлично сохранились события тех далёких лет. Помнят они, как в те годы любое событие в селе собирало всё население – от мала до велика – будь то какие- либо природные явления или приезд в село необычного человека. Эти важные события запечатлевались в памяти ярко, особенно в детской, цепкой. Старики Напольновы (Дмитрий и Павел) были тогда ребятишками. Что видели сами, то запомнили, а ещё отцы рассказывали им, как приезжал в село Даль. В тот первый раз, когда ехал он на помолвку в Гнездовку, в Никольскую церковь заехал специально, чтобы осмотреть её. Подъезжая к церкви, увидел Владимир Иванович такую картину: недалеко в лужице купались гуси, в другой луже рылись свиньи, а рядом  копошились куры – типичная картина деревенской жизни. Мужики, встретившие его у церкви, были принаряжены: в новых лаптях с высокими цветными обмотками, в чистых зипунах.  Они    сняли шапки, поклонились, приветствуя важного гостя. Спросили его, к кому, мол, пожаловал. Даль попросил о встрече с дьяконом, чтобы тот помог ему осмотреть церковь. Очень понравился Владимиру Ивановичу храм Никольский, и он принимает решение  устроить здесь своё венчание.  О предстоящем его втором приезде староста оповещает всё население Никольского. Проносится новость по селу из уст в уста  о намечающемся  венчании в здешнем храме  «важного барина», «губернаторского уполномоченного», «господина». Все в селе тщательно готовятся к приезду высокого гостя: подметаются улицы, белятся избы. Народ принаряжается к встрече с ним, и даже собирает нехитрые гостинцы для поздравления барина с обручением. Тут же и ребятишки снуют, волнение взрослых передаётся и им. Разве обходится без них какое дело? Это же новость, радость, похожая на праздник! Любопытно ведь посмотреть: из- за кого это суета такая? Разговоры, волнение… Каково же было разочарование ребятни, когда предстал их взору господин «худенький такой, одетый в пиджачок, на голове – шляпа высокая…» А вот коляска его понравилась – красивая , лёгкая, с такими тоненькими колёсами, что даже страшно: и как это господин не боится – а вдруг колёса в дороге сломаются? Как жаль, что в церковь не пустили ребятню: уж так хочется взглянуть , как венчают жениха с невестой… Придётся подождать, пока обряд закончится, и будут выходить   Любопытно взглянуть ещё разок на молодых. Вот уже и выходят они, собираются ехать, а невеста сама-то не садится , господин берёт её на руки и сажает в коляску. А народу собралось! Почти всё село. Все поздравляют молодоженов, приветствуют их, кто как может, норовят сунуть им свои гостинцы. Кто-то берёт лошадей под уздцы и торжественно ведёт их, провожая. Впереди коляски знаменосец – верховой с шелковым розовым флагом. Свадебный кортеж в сопровождении доброжелательных сельчан  выезжает на главную сельскую дорогу, держит путь на Гнездовку.   Провожающие ещё долго машут вслед, простодушно радуясь чужому счастью, бурно выражая свой восторг. .. Свадьбу справляли на Троицу. Говорят, что на этом торжестве присутствовало много гостей – не только родственники и друзья Владимира Ивановича и Катерины Львовны, но и   помещики близлежащих деревень.                И в третий раз В.И.Даль посещал .наше село Никольское, якобы проездом.    И ехал уже со своим потомством, но достоверных сведений об этой поездке  не имеется.               
                *  *  *    
.