О Департаменте по проблемам российских немцев

Гуго Вормсбехер
Гуго Вормсбехер
О Департаменте по проблемам российских немцев

      Проблема российских немцев (7-8 млн. чел.) - одна из самых крупных национальных проблем в России. Одновременно это одна из самых серьезных ее экономических проблем, ибо ее нерешенность и связанный с этим выезд российских немцев в Германию (200 тыс. чел в год) наносит ежегодно ущерб государству в размере 5 млрд. долларов (подсчеты российских и германских специалистов).
      В свете этого необходимость в системе государственной власти структуры, способной обеспечить эффективное решение проблемы в сложных, постоянно меняющихся условиях, не подлежит сомнению. Создание Департамента в свое время и было выражением понимания руководством России этой необходимости.  И за время своего существования Департамент принес определенную пользу.
      Однако с самого начала в Департамент было заложено два недостатка, которые  определили неизбежное возрастание его несоответствия серьезности стоящих перед ним задач. Это, во-первых, малочисленность штата (намечалось 30 чел., было набрано 15); во-вторых, малокомпетентность руководства. Сегодня это несоответствие достигло крайней степени. Следствием его стали: отсутствие ясной цели и стратегии в работе; отсутствие программы или хотя бы концепции решения проблемы; подмена такой программы набором локальных разрозненных проектов; финансирование проектов зачастую по соображениям узко конъюнктурного характера; малоэффективное, из-за отсутствия жесткой отчетности, расходование бюджетных средств.
      Одновременно не обеспечивается необходимый уровень подготовки заседаний Межправительственной комиссии с российской стороны; документы готовятся в последний момент, сумбурно и поверхностно; низок уровень исполнения принимаемых решений.
      Отсутствует и конструктивное сотрудничество Департамента с общественными организациями российских немцев; их значительный интеллектуальный, научный и политический потенциал фактически игнорируется; нет гласности в работе; инициатива в стратегических вопросах (национальные районы, культура) передана Германии.
      Всё это неизбежно дискредитирует Департамент, руководство Миннаца в глазах российских немцев и Германии; дискредитируется и сама проблема: у людей отнимается надежда на ее решение вообще.
      Многократные попытки прежних руководителей Миннаца решить вопрос с Департаментом, прежде всего с его руководством, не были осуществлены, т.к. возникновение понимания необходимости этого совпадало обычно со временем смены руководства Министерства. Так проблема, всё усугубляясь, переходила по наследству к очередному министру.
      Необходимость радикально изменить ситуацию диктует принятие радикальных и комплексных мер. Они видятся следующими.
      1. Должна быть приведена в соответствие с задачами, стоящими перед Департаментом, содержательная часть его работы.
      а) Учитывая, что сохранение российских немцев как народа отвечает серьезным стратегическим (экономическим и политическим) интересам России, и что удержать российских немцев от выезда можно только, обеспечив их будущее как народа, главным содержанием рабо¬ты Департамента должна быть поэтапная реализация принятых законов и указов применительно к сегодняшней России, в т.ч. создание инфраструктуры национально-культурной автономии, что может быть начато уже сегодня, не потребует значительных средств и даст быструю отдачу в удовлетворении национальных запросов.
      б) Главная задача Департамента сегодня - обеспечить разработку Комплексной программы решения проблемы российских немцев, которая должна стать научно, политически и экономически обоснованной российско-германской программой работы на ближайшие 10-15 лет и давать четкое представление о том, где, что, когда, за счет каких средств должно быть создано. (Программа самоорганизации российских немцев, которую требует подготовить общество "Видергебурт", может стать частью Комплексной программы). Это исключит сумбур и дилетантство в практической работе и позволит максимально эффективно, с просчитанным  конечным результатом, использовать выделяемые средства.
       в) Приоритетными практическими задачами Департамента должны быть сегодня поддержка двух имеющихся национальных районов, компактных немецких поселений в Сибири и строящихся поселков на Волге, а также вопросы культуры и образования российских немцев, независимо от места их проживания.
      2. Необходимо, наконец, задействовать государственно-общественный Фонд "Российские немцы", определив состав его учредителей и штат, наполнив Фонд необходимыми средствами. Фонд позволит иметь государственного хозяина того, что будет построено на бюджетные деньги; через него выделяемые средства могут быть запущены в работу с целью рефинансирования; часть средств Фонда может  быть использована как гарантийный фонд для привлечения кредитов, в т.ч. из-за рубежа.
     Фонд, однако, должен быть (по крайней мере на первых порах) при Миннаце  (Департаменте) и подотчетен ему до тех пор, пока не будет создана следующая, более высокая ступень исполнительных структур по решению проблемы российских немцев.
      3. Чтобы грамотно, эффективно решались вышеперечисленные задачи, должен быть радикально обновлен кадровый состав Департамента, и в первую очередь его руководство. Требуются и политически, и профессионально зрелые люди, с четкими нравственными установками и ясным пониманием того, что будущее российских немцев как народа возможно только в России процветающей, экономически сильной и демократической. Нужны люди, которые разбираются досконально в проблемах российских немцев, имеют авторитет у немецкого населения и, по возможности, в Германии, и связывают свое будущее не с выездом, а с Россией.
      Надо восстановить первоначальный статус начальника Департамента - заместитель министра,  и увеличить штат Департамента (для начала 20-22 чел.).
      Для создания механизма, автоматически корректирующего в нужном направлении действия Департамента, целесообразно создать Общест¬венный Совет (Коллегию) при начальнике Департамента, куда могли бы войти руководители общественных организаций российских немцев, на¬циональных районов, Академии российских немцев, депутаты Государственной Думы.
      Для усиления связи с регионами, приближения к местам осуществления конкретных проектов, желательно расширить число представи¬тельств Департамента в регионах, которые могли бы со временем осуществлять и функции структур национально-культурной автономии.
      Чтобы сделать работу Департамента более открытой, гласной, регулярными должны стать информации, публикации, пресс-конференции по этой работе с тем,  чтобы российские немцы, общественность России и Германии постоянно имели представление о том, что Миннац РФ делает по решению проблемы.
      4. Работа над решением проблемы российских немцев может дать ценный и необходимый опыт по бесконфликтному решению проблемы одного из репрессированных народов, опыт, который может пригодиться в решении всех остальных национальных проблем в России. Этот ее аспект также диктует необходимость серьезнейшего подхода к ней.
      (Более подробно и глубоко предложения Международного Союза российских немцев по национальной политике РФ и решению в ее контекс¬те проблемы российских немцев содержатся в прилагаемой Резолюции IV Сессии Совета Союза).

      Понимая серьезность задач, стоящих перед Департаментом, ответственность момента и недопустимость дальнейшей потери времени; исходя из принципиальной готовности Международного Союза российских немцев оказывать Правительству Российской Федерации всяческую помощь в решении проблемы российских немцев; учитывая отсутствие у российских немцев другой структуры, заинтересованной в решении их проблем не путем выезда, а в составе России; располагая необходимым политическим, научным и практическим потенциалом и опытом, - Союз российских немцев считает единственно эффективным вариант решения, готовившийся руководством Миннаца еще в мае 1994 года: предложить сформировать Департамент и взять на себя ответственность за дальнейшее решение проблемы Международному Союзу российских немцев.
      Если изложенное в данной записке будет сочтено принципиально приемлемым, мы готовы взять эту ответственность на себя. В этом случае предлагаем для начала также ряд кандидатур на должности в Департаменте.

         Председатель
Международного Союза
     российских немцев                Г.Вормсбехер               
6 января 1995 г.

Приложения: 1. Резолюция IV Сессии Совета Международного Союза
     российских немцев от 19.11.94 г. - на 5 стр.
            2. Предложения по кандидатурам в Департамент - на 1 стр.