Скитающийся гений

Олег Демченко 2
«Первый профессор химии от сотворения мира» - так назвал А.Герцен этого легендарного врача и величайшего реформатора эпохи Возрождения.
«Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!» - эти слова определили кредо Парацельса в годы, когда многие увлекались алхимией с целью своего обогащения.
При жизни Теофраст среди титулованных медиков, придерживающихся средневековых догм, прослыл шарлатаном. И это неудивительно: он стал самым ярым противником и конкурентом, лишающим их заработка - практические успехи его врачевания были ошеломляющи. Поэтому есть версия о том, что именно оппоненты гениального ученого позаботились о его смерти.




 Занятия у постели больного



Будущий знаменитый медик Парацельс родился 10 ноября 1493 г. в Швейцарии в небольшой деревушке между Сен-Готардским туннелем и Цюрихом.
Отец его был высококлассным врачом, выдающимся алхимиком. Теофраст пошел по его стопам: с 16 лет начал изучение врачебного дела, сначала в Германии, затем во Франции и, наконец, в Италии. За эти годы он был посвящен в оккультные науки аббатом Тритгеймом, а в лаборатории богатого алхимика Фуг-гера постиг все тайны алхимии. Парацельс долгие годы изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений, ввел в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка; выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Он указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Парацельс сблизил химию и врачебную науку, поэтому учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией.
 В 1515 г. во Флоренции Теофраст получил степень доктора медицины. Однако приобретенные знания не утоляли его жажды к познаниям - они были все же бессильны перед многими недугами.
О последующих 12 годах его жизни точных данных нет. По словам современников и разным легендам, за это время он посетил многие страны и города Европы, Азии и Африки и, говорят, будто бы несколько лет провел в татарском плену. В путешествиях он буквально впитывал в себя каждую каплю сведений о медицине от врачей и алхимиков - в университетах, и знахарей, цирюльников, евреев, цыган, банщиков, кузнецов - на улицах.
И все эти годы Теофраст с жадностью практиковал: лекарем в армии датского короля, фельдшером в Нидерландском войске - всюду, где ему приходилось бывать. По преданию, Парацельсу за время скитаний удалось вылечить 18 князей, от которых отступились все врачи.
В 1524 г. Парацельс, вернувшись в Германию, наконец, попытался начать оседлую жизнь. В Страсбурге ему удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города. Результаты не заставили себя ждать - в 1526 г. он был назначен городским врачом в Базеле и профессором университета. В своих лекциях, которые он читал вместо традиционной латыни на разговорном немецком языке - неслыханная дерзость по тем временам! - профессор резко выступал против схоластической медицины Средневековья, тесно связанной с теологией, и слепого почитания авторитетов. Он даже публично сжег писания старых авторов как ни к чему не пригодные и сразу же объявил аудитории, что не собирается комментировать древних, а будет готовить врачей, умеющих лечить. Причем занятия проводил обычно у койки больного. «Не титул, не ораторское искусство, не чтение книг создают врача, - уверял он,  но единственно знание вещей и сил природы».
Парацельс не признавал учение древних о четырех соках человеческого тела и первым высказал мнение, что все процессы, происходящие в организме, - химические. Он различает четыре главные группы причин болезней, которые называет entia: 1) ens astrale - космические и атмосферные влияния; 2) ens naturale - причины, лежащие в анатомо-физиологических свойствах организма, они распадаются на две главные группы: ens veneni - ядовитые вещества в пище и питье и ens seminis -наследственные аномалии; 3) ens spirituale - психические влияния; 4) ens Deale - Божье попущение.

Его особая терапия

Свою терапию Парацельс основывал на алхимическом учении о трех принципах. Он учил, что в составе живого тела участвуют три вещественных начала, которые входят в состав всех тел природы («tria prima»): ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти начала находятся в равновесии; если же одно из них преобладает над другими или находится не в достаточном количестве, то возникают различные заболевания. Взгляды Парацельса на медицину - следствие его общего мировоззрения: мир - единое целое, состоящее из одних и тех же основных начал, и он управляется во всех своих частях одними и теми же законами. Сущность его реформы состоит в том, что он ставит во главу угла химию и вместо лекарств растительного происхождения начинает применять химические препараты, в том числе и сильнодействующие.
Революционные методы лечения Парацельса заставляют ополчиться против него буквально всех современных ему врачей. Разгорается непримиримая борьба, жаркая полемика. «Вы хотите стереть меня в порошок, - обращается Парацельс к своим оппонентам, - приговариваете меня к сожжению. Я снова зазеленею, а вы станете засохшими кустами. Врачами делают нас излечения, а не императоры, привилегии, академии... За то, что я излечивал самую упорную болезнь, венерическую болезнь, не щадящую ни народов, ни государей, вы топчете меня в грязь! Обманщики! Вы змеиной породы, и от вас мне нечего ждать, кроме яда. Если бы я мог защитить столь же легко мою лысую голову от мух, как мое царство от вас! Вы не знаете даже простых лекарств; вы спрашиваете у аптекаря: что это? что это такое? И собаки лечить я не доверю вам. Неужели я стал хуже потому, что не посещаю королевских дворцов? Неужели вы становитесь искуснее, приняв присягу? Ах немецкий Карл! Что ты сделал с твоими научными сокровищами? Где твои медики? Где твои ученые? Где эти бандиты, которые прочищают безнаказанно желудки и угощают микстурами?»
Парацельсу не было прохода от преследователей. Реформатор вынужден был обратиться в совет города Базеля: в письме, сохранившемся до сих пор, он просит «приказать его врагам прекратить нападки против университетского профессора и не препятствовать ему в чтении курса оскорбительными выражениями и низкими обвинениями, которыми они осыпают его».
Дело дошло до того, что в 1528 г. Парацельсу пришлось тайком покинуть Базель, где ему угрожал суд за вольнодумство. Он вынужден был вновь скитаться. Но врачебного дела при этом не оставлял ни на один день. Ему регулярно удавалось поднимать на ноги безнадежных больных. Популярность его росла. Однако он усердно изучал и труды восточных магов и мистиков и находил им практическое применение в медицине. Магическая сторона его врачебных теорий основана на подчинении низшего высшему и на симпатиях и антипатиях вещей. Из этих законов Парацельсом выведено два главных метода лечения, которые не представляют интереса для официальной медицины: «арканы» и «симпатические средства». В нескольких словах их суть сводится к следующему. На каждый член нашего тела воздействует какая-нибудь планета или знак зодиака, поэтому вещества («арканумы»), принадлежащие небесным светилам, соответственно будут обладать целительным свойством для той или иной части тела. Например, золото избавит от боли в сердце - оба подчинены Солнцу.
Принцип симпатических средств основан на том, что часть материи переносится на другие тела - растения, животные. Скажем, зубная боль пересаживается на вербу: содрав немного кору, вырезают из дерева щепку, вкалывают в десну, потом, не стирая крови, вставляют на место, закрывают корой и залепливают грязью. Такие методы применяли в основном деревенские знахари. Но Парацельс, человек увлекающийся, пытливый, проявлял интерес ко всему, нередко попадал в плен суеверных представлений, терпел неудачи и снова продолжал поиски.
Все это давало пищу католикам для разных домыслов о том, что Парацельс вступил в сношения с самим дьяволом. Они в любую минуту могли предъявить врачу обвинение в ереси и учинить над ним расправу. Но Теофраст был неудержим в исследованиях. Он был необычайно ра-ботоспособен и порой проводил за письменным столом по несколько дней кряду, почти без сна. В результате ему удалось издать подряд четыре книги. Следом, как гром среди ясного неба, грянуло решение городского магистрата о запрещении его произведений - профессора медицинского факультета Лейпцигского университета, находившиеся во власти сложившихся представлений, возмутились этими сочинениями. Так уже стареющий ученый вынужден был продолжить свои скитания. И всюду местные медики, власти, католики, протестанты считали Парацельса нежелательным лицом.

 Со славой и успехом

И вдруг на закате жизни ему улыбнулось счастье. В Ульме, а затем в Аугсбурге напечатали его труд «Большая хирургия», который заставил говорить о нем как о выдающемся медике.
После выхода книги Парацельса стали принимать в лучших домах, он лечит маршала королевства Богемии Иоганна фон Лейпника, в Вене его удостаивает вниманием сам король Фердинанд.
Слава и успех теперь ему сопутствовали везде. Но все врачебные гонорары, полученные от высокопоставленных вельмож, он безжалостно спускал в трактирах и кабаках в обществе бродяг и других людей низкого звания.
В 1541 г. Теофраст Парацельс был приглашен в Зальцбург тамошним епископом. Но долго пользоваться этим покровительством ему не пришлось - в том же году он был изменнически убит по проискам враждебно настроенных врачей
На могиле Парацельса в Зальцбурге поставили большой камень с незамысловатой надписью: «Здесь погребен Филипп-Теофраст, превосходный доктор медицины, который тяжелые раны, проказу, подагру, водянку и другие неизлечимые болезни тела идеальным искусством излечивал и завещал свое имущество разделить и пожертвовать беднякам. В 1541 г. на 24-й день сентября сменил он жизнь на смерть».
Однако борьба, начатая Парацельсом при жизни, продолжилась и после его смерти. Новое направление в медицине и фармации быстро распространилось в протестантских государствах, католическая церковь, напротив, запретила сочинения Парацельса, а парижский парламент в1566 г. запретил даже пользоваться лечебными средствами Парацельса да еще и высказал порицание всяким нововведениям в медицине. Но никакие плотины догматиков уже не смогли сдержать процесс, начатый Парацельсом: благодаря произведенному им объединению химии с медициной и фармацией наступил период  медицинской химии.