Американская школа. Клятва верности флагу

Михаил Абрамов
У знаменитого американского фолк-певца Пита Сигера (Pete Seeger) есть песня “Что в школе ты узнал с утра?” (What Did You Learn in School Today). Песня слегка иронична по отношению к привычным американским штампам. Вот первый куплет (в моем переводе)

Что в школе ты узнал с утра,
Что ты узнал, сынок?

Узнал, что Вашингтон не лгал,
И что солдат наш смерть попрал,
И что свободен стар и мал,
Вот, что учитель мне сказал.
Вот, что сегодня я узнал,
Что в школе я узнал.

 В отличие от героя этой песни, я не расcпрашивал детей, что они сегодня узнали в школе. Это мое неведение о деталях школьной жизни объясняет, почему я удивился, когда однажды услышал по радио, что Федеральный суд в Калифорнии признал текст Клятвы верности флагу неконституционным. Удивило меня не решение суда, а то, что, как оказалось, дети во всех школах и даже детских садах повсеместно клянутся в верности государству. Все еще не веря услышанному, я спросил своего сына Фиму: «Что, разве в школе вы клялись верности флагу?». Он посмотрел на меня, как на свалившегося с Луны. «Каждый день», - ответил он. И тут же, как "Отче наш", отбарабанил:

I pledge allegiance to the flag of the United States of America, and to the republic for which it stands, one nation under God, indivisible, with liberty and justice for all.
 
(Я клянусь в верности флагу Соединенных Штатов Америки и республике, которую он символизирует, одной нации под Богом, неделимой, со свободой и справедливостью для всех.)

Вот это неожиданно! Дети в Америке ежедневно клянутся в верности государству, как в какой-нибудь Северной Корее. Даже в Советском Союзе такое не практиковалось. Правда, вспоминается:

ПІСНЕЮ ПРО СТАЛІНА ПОЧИНАЄМ ДЕНЬ,
КРАЩИХ-БО НЕ ЗНАЄМО НА ЗЕМЛІ ПІСЕНЬ

пели когда-то с утра пораньше на Украине, но это все же не публичная клятва.

Как это могло случиться, что в стране, прославляющей личную свободу и личную ответственность, практикуется ритуал, скорее приемлемый в оруэлловской Океании на каких-нибудь пятиминутках преданности в Министерстве Правды, чем в государстве, называющем себя лидером свободного мира.

История «Клятвы верности флагу» (Pledge of allegiance) интересна тем, что изобрел ее как раз социалист, поддержали коммерсанты, желавшие заработать на патриотизме, и в конце концов Клятва превратилась в один из инструментов создания американского менталитета.

Откуда же взялась Клятва верности флагу?

Клятва верности флагу была написана Френсисом Беллами в 1892 г. (Francis Bellamy (1855–1931) в дни празднования 400 летия открытия Америки. Френсис  Беллами, священник-баптист, христианский социалист, рассматривал Клятву, как вакцину, которая защитит иммигрантов и коренных американцев, от вируса радикализма и ниспровержения основ. Будучи социалистом, он вначале включил в текст слова «равенство» и «братстство», но, понимая, что школьное начальство из комитета по празднованию дней Колумба не одобрит равенство женщин и чернокожих, решил не дразнить гусей и убрал «равенство» и «братстство» из текста. Однако, от социализма там осталась «справедливость». Еще более странно, что «справедливость» удержалась в тексте до сих пор. Как когда-то папские ученые-от-инквизиции, обнаружив в тексте плохое слово «коитус» заменяли его на «копула», так власть имущие блюстители американизма всегда встретив «справедливость» заменяют это плохое слово на «равные возможности». Видимо, социалистическая фразеология была слищком обычна в конце 19 века и «справедливость» не привлекла пристального внимания, а потом уже было слишком поздно, привыкли.

Дело патриотизма, возможно, и не приобрело бы должный размах, если бы не подключилась коммерция. Правда, внук Френсиса Беллами, разбирая документы тех лет, пришел к выводу, что не коммерция сопровождала патриотизм, а патриотизм оказался побочным продуктом коммерции. Директору маркетинга детского журнала «Компаньон юношества» Джеймсу Апхаму (James B. Upham) пришла замечательная идея увеличить циркуляцию журнала, подключив, в честь Дня Колумба, продажу американских флагов школам. В это же время открывалась Всемирная выставка в Чикаго. Статью в журнале, которая весьма красноречиво описывала церемонию открытия, написал Беллами, и там же была напечатана Клятва. Дело пошло. Циркуляция журнала выросла с 400 тыс до 600 тыс. экз. и флагов напродавали тоже немало.

Итак, впервые клятва была произнесена школьниками в государственных школах на юбилейных торжествах в День Колумба в октябре 1892 г. во время церемонии поднятия государственного флага.

Первый текст выглаядел так:

"Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: одной неделимой нации со свободой и справедливостью для всех."

Бога в этом тексте еще нет, он еще не понадобился.

Конечно, никакая коммерция, никакой удачный маркетинг и одноразовый успех не могли бы вынудить граждан клясться в верности своему государству. Нужна была общественная потребность в такого рода клятве, более того, государство нуждалось в такой лояльности.

Почему возникла такая потребность? Ответ не так уж сложен. США в конце 19 века уже превратились из союза независимых штатов, каковым этот Союз был образован в 18 веке, в Америку - единое государство. После Гражданской Войны, которую правильней назвать войной между штатами, потому что Южные Штаты пытались выйти из «добровольного» союза, а Северные Штаты развязали войну под флагом неделимого государства, после этой войны стало ясно, что никакой штат выйти из состава США не может. Присоединиться к Союзу можно, но выйти из США нельзя. Однако, это положение нигде и никогда не высказывалось открытым текстом. Даже сейчас, если спросить рядового американца, может ли какой-либо штат выйти из США, ответ, пожалуй, будет такой: «Да, может, но зачем». Хотя в действительности механизма мирного выхода из США нет. А в 19 веке американцы по-прежнему мыслили себя как граждане своих штатов: как вирджинцы, техасцы, пенсильванцы. И вот Клятва верности флагу, в которой ключевым словом является indivisible (неделимый), служила средством  закрепления новой реальности - граждане США, а не, скажем, Вирджинии. Надо было вбить в головы детей и последующих поколений, что они не граждане отдельных провинций, а граждане Америки. Кроме того, еще раз закреплялось, что государство неделимо.

Клятва менялась с годами. Интересно, что аж до 1942 года ее произносили с вытянутой рукой на манер салюта германских нацистов. От этого салюта пришлось отказаться во время войны с гитлеровской Германией, когда Конгресс принял нынешнюю процедуру произнесения клятвы: правая рука просто кладется на сердце.

А современный текст Клятва флагу приобрела в 1954 году, когда Конгресс добавил слова «под Богом» по настоянию американских "ястребов", желавших подчеркнуть религиозность страны в противовес "безбожникам" из стран Восточного блока.

Это последнее изменение как раз и оспаривается в судах. Проблема в том, что формально в США религия отделена от государства. Поэтому упоминания Бога в школе вроде как не должно быть. С другой стороны государство всячески стремится протянуть Бога через черный ход. Империи нужен Бог. Недаром в это же время, в 1957 году, на долларах появился девиз «In God We Trust” (Богу доверяем).

Совместить конституционный запрет на религию в школах и «под Богом» в Клятве не так уж легко. Поэтому затейливые адвокаты начинают играть словами и утверждать, что по сути там не религиозный Бог с большой буквы, а вполне цивильный с маленькой, не Бог, а символ. Это, конечно, раздражает религиозников, которые именно и включили Бога в клятву, чтобы противостоять атеизму, дарвинизму и социализму в школе. Все три «изма» в Америке слова ругательные. Вот так и ходят по проволоке пока «после серых придут черные», как предрекали Стругацкие. «Черные» не кожей, конечно, а под кожей. Как это случилось с партийцами (не могу назвать их коммунистами) и попами в России.

Удивительно в этой истории то, что Клятва выжила, хотя ее создал социалист. Надо знать, что "социализм" в Америке очень бранное слово. Достаточно поставить клеймо социализма на любое начинание и можно считать, что оно похоронено. Скажем, если бы тот же Беллами предложил субсидировать из казны публичные библиотеки, то в Америке скорее всего библиотек бы не осталось. Птому что "социализм": не платил, а читаешь. Но библиотекам повезло: миллионер Карнеги субсидировал их стрительство, при условии, правда, что жители тоже будут платить. Стоит заметить, что как только у правительства любого уровня возникают трудности с бюджетом, немедленно срезают деньги на содержание библиотек. Это как само собой разумеется. Все-таки, как ни крути, а душок социализма в библиотеках есть. Но мы отвлеклись. Я просто хотел проиллюстрировать, что когда речь идет не о том, чтоб давать гражданам, а о том, что граждане должны государству, в этом случае социализм вполне терпим даже в Америке. Наиболее полно это требование жить ради государства, почти как пизыв ЦК КПСС, высказал Президент Кеннеди в свой инагурационной речи: "Поэтому, дорогие американцы, не спрашивайте, что страна может сде­лать для вас, - спросите, что вы можете сделать для своей страны."

Да, а как же дела с Клятвой сегодня? Я начал с того, что в Калифорнии Федеральный региональный суд признал Клятву неконституционной. Причина - упоминание Бога в последней редакции Клятвы. Но читатель может не волноваться: и Клятва, и Бог в ней живы и здравствуют. 99 сенаторов выскочили в тот день на улицу и перебивая друг друга поносили решение суда и клялись в верности флагу. В конце концов, сравнительно недавно, 12 ноября 2010 г., другой Федеральный суд, в Бостоне, подтвердил, что Бог Клятве не мешает.

Дети, как и прежде, каждое утро по всей Америке клянутся, клянутся, клянутся… Бог с ними.

P.S.

***

"Утро начинается с клятвы верности флагу Соединенных Штатов. По зову диктора школьного радио ученики встают. Одни прикладывают правую ладонь к сердцу и повторяют за диктором
другие в продолжение клятвы стоят молча, смотрят спросонок куда-то вбок. Учителя обычно служат живым примером: и ладонь прикладывают, и, как молитву, проговаривают слова клятвы."

Григорий Стариковский, "Записки американского учителя"

***

"Централизованный контроль, под который после Гражданской войны все больше попадало наше общество, влияет сейчас на все – на одежду, которую мы носим, на еду, которую мы едим, на жизнь, которую мы ведем."

"Американское национальное единство всегда было центральной проблемой американской жизни. Это лежало в основе всех наших начинаний и покорения целого континента. Это было актуально в 1790 году, это остается актуальным, даже, может быть, и в большей степени, по прошествии двухсот лет. Где-то примерно в период Гражданской войны мы стали искать более быстрые пути достижения желаемого единства искусственными методами. "

Джон Тэйлор Гатто
"Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

***

"Для чего наши школы, как не для идеологической обработки против коммунизма?"

(Из речи Никсона перед собранием учителей в Сан Диего в 1962 году).

***

«Формирование убеждений никогда не было целью всеобщего государственного образования. Целью было уничтожение возможности сформировать их самостоятельно». Ханна Арендт.

****



Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2011/02/15/372