Как избавиться от депрессии

Золототрубов Дмитрий
или "Десять раундов с этой сукой"

Я долго искал информацию на тему, так как и меня постигла эта неприятная история. Все что я нашел — бестолковые статьи, критика в отношении людей, страдающих «проблемой из воздуха», море ссылок на онлайн консультации (никто мне не ответил), лекарств, и т.д. Ничего дельного, в общем. Ничего что бы мне помогло. И вот, я уже начал задумываться о крайних мерах, но решил повременить с этим шагом в неизведанное, и справиться с проблемой самостоятельно. Ниже история моих боев. Надеюсь, что помогу этой полустатьей – полурассказом таким же как я. Ведь человек — удивительное создание и способен испытывать и давать счастье. И пусть смысл жизни нам непонятен, пусть нас бьют проблемы, все же оно стоит того, что бы радоваться. Но для этого нужно осознать проблему, понять, что без депрессии лучше (как бы порой не хотелось пожалеть себя), и в итоге захотеть выйти из нее. В таком случае, придется приложить к этому некоторые усилия. Если захотите последовать моему примеру, то многое придется сделать через силу. И не раз. Так что приготовьтесь. Для начала - прочитайте статью. Полностью.

Жизнь сложная штука, и мы на своем пути сталкиваемся с множеством проблем, которые способны загнать нас в темный угол и забиться там без желания что-либо вообще делать. Неприятности у всех разные, но, как правило, есть набор некоторых трудностей, с которыми человек сталкивается постоянно:

проблемы с противоположным полом,

отсутствие перспектив на работе (или потеря работы),

неприятности (или даже смерть) близкого человека,

плохой контакт со сверстниками, семьей или коллегами,

разочарование в жизни (или в Боге),

отсутствие признания,

чувство ненужности обществу,

чувство бессмысленности всего,

не нахождение своей ниши в жизни,

и так далее и тому подобное.

У некоторых людей депрессия наступает по нескольким причинам одновременно. У некоторых она возникает, казалось бы, без причин. Но это не так. Причины есть всегда. Даже когда «все вроде хорошо, но почему-то так погано» - это следствие определенных причин.

Краткая пред история.
Я давно понял, что лично мне нужно для счастья. Дело в том, что я творческий человек, и исключительно счастлив в моменты работы над прозой/музыкой/фотографией/рисунком и дт. Однако порой, не идет и все тут. А старое творчество не получает ожидаемого резонанса в обществе. Моя депрессия достигла фанфарного апофеоза, когда я получил отказ от всех издательств, в которые обращался по поводу издания моего первого романа. Еще чуть раньше я рассорился со своей рок группой и покинул ее. А любовь, как хлопнула дверью перед носом год назад, так и не заглядывала ко мне даже “на чаек”. Перспектив на работе ноль, деньги тают как вода. В большинстве своем классический случай, как не крути.
Как-то я проснулся в чужом городе в незнакомой квартире с квадратной от похмелья головой. Яркое солнце слепило глаза, и я мечтал никогда не просыпаться. В тот день мне не нужно было идти на работу, но и задерживаться в гостях не было желания. Я быстро собрал вещи и покинул прокуренный притон. Добравшись до своего района, я накупил алкоголя, закусок, фильмов, и пошел домой. Шторы задернуты, стакан в одной руке, пульт в другой, зомби-ящик перед глазами. Кажется, в этой позе я просидел не один месяц. Временами я пытался писать новый роман или редактировать предыдущий, брал в руки гитару или фотоаппарат, но идеи и силы на тот момент полностью покинули меня. Я не мог выжать из себя ни строчки путевой прозы, ни одной хорошей песни. Конечно, мне приходилось ходить на работу, но будни пролетали словно истребитель. Не успевал оглянуться, как я опять за бутылкой в грязной квартире сижу на усыпанном крошками диване, и воняет от меня как от козла.

И вот в голову начали лезть мысли сначала об отъезде в деревню, потом о бродяжничестве где-нибудь в Индии, а далее и о смерти. А ведь мне недалеко за двадцать... «А что будет дальше- то?» - подумал я как-то и решил, что нужно от этого избавляться. Как говорил известный режиссер Дэвид Линч в своей книге “Поймать большую рыбу” - ...”Меланхолия, злость и депрессия хороши с точки зрения сюжета, но для художника они разрушительны”. Я считаю, что эти чувства так же разрушительны и для обычного человека. Ведь и домохозяйка и техник, по сути, тоже художники... только своей жизни.
Глупо отрицать, что все люди — механизмы. Мы состоим из набора деталей, которые взаимосвязано влияют на работу всего организма в целом. Душевное самочувствие — тоже часть этого механизма. И то, что оно зависит от физического состояния, образа мысли и окружения — это факт. Я сделал несколько вещей, исходя из этой теории, стараясь повлиять на душевное равновесие.
Для начала я пересилил себя и не стал вечером напиваться, как обычно делал.

Первый раунд. Бросайте пить, если это вошло в привычку.

Вместо этого я отправился в магазин и купил себе... дрель. Почему дрель? А потому что я давно хотел снять занавески с окон и повесить туда горизонтальные жалюзи (что б как в американских фильмах у детективов в кабинетах, да). Сами жалюзи были давно куплены и пылились на антресоли.
Покорячившись под потолком с дрелью, я позлил соседей в субботний вечер, но дело было сделано. Комната и кухня моей квартиры стали другими. Как будто стало больше пространства и света (несмотря на вечер за окном). И почему то захотелось передвинуть кровать из дальнего темного угла комнаты к окну. Что я и сделал. За этим последовала тотальная перестановка мебели и генеральная уборка.

Раунд второй. Меняйте окружение личного пространства. Сделайте перестановку в квартире. Выкидывайте хлам, старые ковры, ненужную мебель, посуду. Главное, это должно привести к ощутимым изменениям вашей обители в лучшую сторону. Глаз должен радоваться изменениям.

На следующий день я посетил парикмахерскую, купил новых рубашек и стильный плащ, на который давно заглядывался. Еще один немаловажный аспект для поддержания равновесия – стараться выглядеть хорошо. Сделайте маникюр. Даже если вы – парень. Так же я купил себе... гантели. Раньше я занимался спортом, но давно забросил, так что настало время вспомнить несколько упражнений. И взял за правило больше не забрасывать их. Вообще правила - очень хорошие вещи. Упорядочив свою жизнь, вы не только тренируете волю, но и расставляете мысли по полочкам. Они становятся упорядоченными. Эффект примерно такой же как от уборки в квартире. Тяжело придерживаться распорядка, но это того стоит. Только нужно делать все не на отъебись, а качественно. Если сидеть на диете, то по полной, если заниматься спортом, то так, что бы тело дрожало после тренировки. Иначе коту под хвост. Нужно делать это систематически и постоянно. Только так.

После того, как пол утра я провел в работе над телом, я пошел в душ. И там меня ждало еще одно открытие. Я первый раз в жизни принял контрастный душ. Это супер! Тело после тренировки разогрето, вы встаете под комфортный поток, а потом, собравшись с духом, врубаете холодную воду. Я, например, кричу, но терплю несколько секунд. Обмываюсь полностью, потом включаю теплую воду. Улыбка на лице сама натягивается и хочется петь. Так я делаю три подхода, между которыми пою (в основном Элвиса или Синатру).

Третий раунд. Займитесь спортом. Для многих (я не исключение) - это жутко лень делать. Смысла жизни не прибавится, но мышечная радость поднимает настроение. Даже врачи говорят, что физические нагрузки дают эффект, порой лучший, чем антидепрессанты. Запомните полученный эффект от тренировки и пересиливайте себя, что бы заняться ей вновь вскоре. Со временем, если делать постоянно, сами не заметите, как спорт войдет в привычку, и вы уже ждете следующей тренировки. А результат в виде измененной фигуры радует глаз. Ходить в спортзал или заниматься дома уже зависит от возможностей. Определите подходящую вам программу. Посоветуйтесь с людьми, специалистами. И не забывайте про контрастный душ.

Когда душ был принят, я пошел в продуктовый (так как холодильник был пуст), и купил совсем не той еды, к которой привык. Я не стал покупать то, что мне нравится, а то, что в теории полезно. Нет колбасе, пельменям, сосискам, кетчупам, котлетам. Да — салатам, кашам, дорогим сырам, рыбе, фруктам. Кстати, это так же вошло в привычку и с некоторых пор, я почти не ем мяса и мучного.

Четвертый раунд. Еда. Кушайте правильно и не переедайте. Организм ответит вам легкостью в теле. И ради всего святого, делайте это эстетично! Не набиваете желудок супами из кетчупа и макарон под просмотр сериалов. Накройте трапезу на чистом столе, зажгите свечи, уменьшите вдвое порции (сытость наступит через десять минут), получайте удовольствие от каждого кусочка пищи. После еды выпейте маленькую чашечку кофе с сигаретой, или побалуйте себя парой долек шоколадки.

Раунд пятый. Балуйте себя изредка, но держите потребление под жестким контролем. Это касается так же интернета и телевизора. Сведите пребывание перед стеклянными сосками до минимума. Знаете, как это бывает – расплывешься, словно амеба перед ящиком и давишь бездумно на пульт мозолистым пальцем. Одно хорошее кино вечером, вычитка почты, пол часа посидеть в соцсети. Мне хватает этого. Вам тоже должно хватить. Не обязательно полностью отказываться от благ цивилизации. Без них в современном мире порой и работать то невозможно. Если последуете этому совету, то сразу появится уйма свободного времени. И что же делать с ним?

Раунд шестой. А что хотите. Займитесь роликами, сноубордом, напишите рассказ, погуляйте, фотографируйте, проведите время с родными, девушкой/парнем, порисуйте, почитайте, сходите в ресторан или на концерт, хоть крестиком вышивайте. Не сидите без дела и что – то делайте. Я, кстати, и крестиком научился. Но делайте только то, что приносит удовольствие.

Весь день был проведен, изучая основы рисунка гуашью, а ближе к вечеру мне позвонил старый приятель и предложил вечером встретиться в баре. Для меня это означало две вещи – попойка и выслушивание его проблем. Так как мне хватало своих, а с выпивкой я завязал, то пришлось отказаться. Отсюда:

Раунд седьмой. Избавляйте себя от нежелательного окружения. Скажите правду, наврите, что угодно, даже если неловко. Главное не быть рядом с тем, с кем вам быть не хочется. Разберитесь в своих проблемах прежде, чем позволять грузить себя другим. А лучше вообще отрезать связь с вещами и людьми, которые излучают негатив. Есть такие люди. Их вроде называют энергетическими вампирами. Чаще это просто нытики. Не позволяйте никому себя “накручивать”.
Влюбленным людям проще. Для влюбленного человека – вторая половинка уже смысл жизни. Всем нам хочется любить и быть любимым. Но это не всегда получается. Я искренне сочувствую одиноким людям, тем, кто задыхается от отсутствия любви. Мне это знакомо, но для меня сейчас это не такая проблема, как раньше. Может дело и в том, что ведя бой с депрессией, я стал самодостаточней.

Раунд восьмой. Плюньте на это, если у вас так. Не получается закрыть глаза, то хотя бы посмотрите в сторону. Из воздуха вы любовь себе все равно не материализируете, но сможете постараться посвятить свободное время себе, любимому. А там кто знает, может, вы встретите свое счастье именно в спортзале/галерее/кафе/магазине здорового питания/в ЛеруаМерлен (куда вы придете покупать дрель, чтобы повесить жалюзи)... В общем, вы меня поняли. Тут вы бессильны. Как говориться – ****ец подкрался незаметно.

Если до сих пор я описывал более-менее банальные способы, которые уже мелькали на страницах журналов или интернета, то теперь время тяжелой артиллерии. Я коснусь самой сложной проблемы наступления депрессии. Эта проблема загнала в тупик очень-очень многих людей. Весь ужас ее в том, что у нее нет решения. Но я попробую поддержать тех, кто с ней столкнулся, также как и я.
Смысл жизни. Есть ли великий замысел, ради которого мы существуем, или же Дарвин был прав? За три тысячи лет, что философы бьются над этим вопросом, они не пришли к выводу. Физики, биологи стали умнее и тоже опасаются давать однозначный ответ. Религии, я думаю, скоро за ними последуют. Не могу ответить на этот вопрос и я. Конечно, хотелось бы верить в высшие силы и жизнь после смерти, но есть шанс конкретно облажаться, избрав себе в покровители одно из мифических созданий, что нам предоставляют конфессии. Есть так же шанс уснуть в больничной палате, в своей кровати, под мостом, или в теплой ванной с перерезанными венами, и не проснуться ни в раю, ни в валгалле, ни где-то там еще. Есть вероятность просто раствориться в небытие. Мне кажется, такой исход куда страшнее, чем жить. Тут, на земле, мы по крайней мере можем сходить в кабак, слопать в одиночку целую пиццу, поиграть с щенком или посмотреть порнушку. Пока мы тут, можно начать с малого — разобраться с бытовыми вещами. А там уже никто не знает, что нас ждет. Мы же не перелистываем книгу сразу на последнюю главу, так ведь? Так могут делать только нетерпеливые дети. Однако решать вам... Я решил подождать с получением ответа.

И следующим за что я взялся, был мой мозг. Ведь он тоже орган. И его можно тренировать, что бы он чувствовал себя хорошо. Кроме того, что я много читаю, я попробовал некоторое подобие медитации. Не обязательно для этого читать тонну литературы, искать преподавателей. Достаточно ограничиться минимумом. В нашей голове постоянно роятся отрывки мыслей. Порой бессвязные и назойливые, они не несут особой ценности и только расшатывают нервную систему. Вот от таких мыслей нужно избавляться. Никаких мантр, никакой лабуды с костоломными позами и священными знаниями. Все очень просто.

Девятый раунд. Чистите мысли от ненужного мусора. Останьтесь одни, удостоверьтесь, что вас не будут отвлекать. Должна быть тишина. Сядьте на стул в ровной позе, положите руки на колени. Смотрите в одну точку перед собой, стараясь не о чем не думать. Выкидывайте мысли из головы, как бы назойливо они туда не лезли. Заполняйте сознание пустотой. Поможет в этом монотонная нота, созданная в голове. У приверженцев буддизма это звук “Оум”. Мне достаточно просто мычать про себя. Вот так: Ммм... Что по сути то же самое. Лучше вслух, только негромко и по возможности ровно.
Дело в том, что именно мычание, затянутая буква “М”, это тот звук, который максимально резонирует в черепной коробке. Говорю это как музыкант. Не знаю, есть ли какая-то связь, но я обратил внимание, что это действует словно массаж для мозгов.

И так, вы сидите прямо на стуле, мыслей в голове нет, вы смотрите на любой предмет перед вами. Не думайте о нем. Сконцентрируйтесь на дыхании. Дышите ровно. Чувствуйте, как воздух входит потоком, и выходит из легких мычанием. Постепенно расфокусируйте глаза и смотрите в никуда, прикройте наполовину веки. Просто расслабьте зрение, позвольте предметам в комнате потерять очертания. Продолжайте концентрироваться на дыхании. Закройте глаза. Почувствуйте свое тело: руки, что лежат на коленях; задницу, что давит на стул; ноги, которым холодно. А потом позвольте темноте перед глазами полностью поглотить вас. Падайте в калейдоскоп, что видите перед собой. Но не думайте! И так минут пятнадцать. Если все делаете правильно, то очень скоро поймете, что такое «Ни о чем не думать». И вы проваливаетесь в состояние, как мне кажется, наиболее близкое к тому, что ребенок испытывает в чреве матери. Это похоже на дрему. Только не усните, и со стула не свалитесь, ок? Если все сделали правильно, то поймете, как это прочищает мозги. Если нет, то скажу, что эта техника – упрощенный вариант Трансцендентальной медитации, знание о которой нес Махариши Махеш Йоги. Информация о ней есть в интернете. Но помните – все знания в нас самих. Человеку при должном желании не нужны курсы за пятьсот баксов и очищения грехов с обязательной покупкой свечей.
Даже когда не медитируете, старайтесь меньше пускать в голову мусор. Осознавайте все, что вы делаете. Ловите себя на мысли, когда чувствуете, что живете словно на автопилоте. Останавливайтесь в таком случае, осмотритесь, сделайте что ни будь из ряда вон. Старайтесь запомнить это состояние. Со временем оно заменит сон на яву.

Без предисловия иду дальше. Этот совет мне кажется одним из сильнейших, но он не стоит особняком. Мне помогло все в купе с предыдущими.

Раунд десятый. Наслаждайтесь природой и искусством. Они великолепны, стоит только остановиться и рассмотреть их. Подставьте голову ветру по дороге на работу, восхититесь каплям дождя за окном офиса, любуйтесь закату после работы, слушая шелест деревьев и звуки города. Будьте ближе к воде. Плачьте под мелодрамы и душевную музыку. Смейтесь под комедии. Умиляйтесь детям и питомцам.

Если вы провели правильно эти десять раундов, сделали их частью своей жизни изо дня в день, то депрессию ждет нокаут. В награду вам вручат холодный и чистый ум. Мне такое состояние нравится больше. Но это случиться, только если вы захотите.

Ну вот, я и постарался выделить некоторые аспекты жизни, изменив которые, я помог выбраться себе из депрессии. Мой роман так и не опубликован, на работе все такой же непросвет, творчество особо не идет, но мое душевное состояние стало значительно лучше. И я надеюсь на скорое изменение реальности под стать изменениям в себе. Прибрав мусор в голове я стал физически сильнее, потерял несколько килограммов, с радостью нахожусь в прибранной квартире, чувствую взгляды девушек на себе, и главное стал выше в собственных глазах.

Смысла жизни нам, похоже, не дано познать, даже если он и есть. Это крайне печальный факт, задумываясь над которым, мне всегда становится тяжко. Однако если принять мои десять раундов как пример по борьбе с депрессией, то и вам станет значительно легче. Главное перебороть себя и хотеть вылечиться, делать все систематически и радикально.

Я дописываю эти строки, закуриваю, смотрю в окно. Там грязная Ярославка, за ней фабрика. Но над всем этим повисла луна и мириады звезд. Во дворе лает псина и орет пьяный гопник. Но ветер колышет мои волосы, а Том Йорк поет негромко из колонок. И я улыбаюсь.

Золототрубов Дмитрий. Февраль 2011. ©
Размещение на сторонних ресурсах только с ссылкой на автора.