Лодка. Часть 1

Лариса Баграмова
Вспоминая Лайфспринг

        Лайфспринг – это система тренингов личностного роста, предоставляющая участникам набор инструментов для самореализации. Состоит из четырёх ступеней, вторая из которых – продвинутый курс.
        На продвинутом курсе участникам предоставляется возможность с помощью игровых методик выйти за рамки своего привычного поведения, сформировать новый социально-поведенческий имидж.

        «Лодка» – игра, которая проводится на продвинутом курсе.
        Участники находятся на «корабле», который тонет. Есть только одна «спасательная лодка», и в ней определённое количество мест (в данном случае – два). Участники должны определить, кто окажется в «лодке» и таким образом «будет жить», а кто «умрёт».
        Участникам выдаются по шесть палочек. Каждый участник по очереди подходит к каждому и решает, отдать или нет тому одну палочку. Если он отдаёт палочку, он называет имя участника и говорит ему: «ты будешь жить». Если не отдает, то называет его имя и говорит: «ты умрёшь».
        Место в «лодке» занимают те, у кого оказывается максимальное количество палочек (в данном случае – два человека).

        ********

        У меня в руках шесть палочек. Я перехожу от участника к участнику и произношу слова, отдавая или оставляя себе палочки. И слушаю слова, принимая палочки, или просто так.
        Вокруг все делают то же самое.
        – Оля, ты будешь жить.
        – Саша, ты умрёшь.
        – Лариса, ты будешь жить.
        – Лариса, ты умрёшь.
        В итоге нас остается трое: Андрей, у него самое большое количество палочек – и он идёт в «лодку»; и мы с Катей, у нас палочек поровну.
        Остальные один за другим опускаются на пол:
        – Я Иван, я умер.
        – Я Юля, я умерла.
        Катя и я стоим друг напротив друга.
        Кате семнадцать, и это против правил: это тренинг для совершеннолетних. Но для Кати было сделано исключение. Катя смотрит мне прямо в глаза и протягивает ко мне открытую руку.
        Ей семнадцать. Я не знаю, что получится из этой девочки со светлыми волосами и серо-голубыми глазами. Ей всего семнадцать.
        Мне тридцать три. У меня двое детей и моя работа. Я – тренер Лайфспринга.  Каждый день я помогаю осознавать и создавать свои жизни таким вот Катям, Машам, Светам…
        Да, это игра. Но почему я должна «умереть» ради неё? И я протягиваю раскрытую ладонь к Кате.
        Тишина. Мы смотрим друг другу в глаза, и я вижу, как Катино лицо меняется.
        «Дай мне жизнь» – просит, умоляет, требует она. 
        «Почему я? Почему не ты? Отдай мне свою!» – протестует мой разум.
        Одна-единственная палочка решит всё.
        Дома у меня двое детей, здесь у меня я сама, мои планы, мечты и намерения... Я ещё очень многое могу сделать и успеть – в работе и в чем-то ещё, о чём я ещё даже не знаю. Мне отдавали свои жизни люди, которые верили в меня больше, чем в себя. Или просто любили. Почему я должна отдать всё этой девочке?
        Но Катю выбрали из всех – больше сорока человек – наравне со мной.  Она вдвое моложе меня, и теоретически у неё больше времени для жизни. Кто знает, на что способна эта девочка, для которой было сделано единственное исключение из правил? Её тоже, возможно, кто-то любит. Как я могу дать себе право лишить её шанса иметь то, что у меня уже есть?
        И почему я не задумывалась об этом, отдавая или принимая палочки от других участников?
        Тренер начинает обратный отсчёт:
        60, 59, 58…
        Если мы не примем решение до слова «ноль», то «погибнем» обе.
        50, 49, 48…
        С борта «лодки» слышится стон.
        40, 39, 38…
        – Любая! – восклицает Андрей и протягивает к нам руки, – Любая!
        Это тоже против правил, но тренер молчит.
        30, 29, 28…
        – Любая!! – исступлённо кричит Андрей, – Я не могу быть здесь один!! Примите решение!!
        20, 19, 18…
        – Отдай мне палочку! – шепчет Катя, и на её лице уже почти ненависть.
        10, 9, 8…
        Боже, у меня слишком мало времени!
        5, 4, 3…
        – Я хочу жить! – этот вопль вырывается из меня словно помимо моей собственной воли.
        И Катя высыпает все свои палочки в мою протянутую ладонь.
        – Я Катя, я умерла, – ложится она на пол.
        – Спасибо! – облегчённо выдыхает Андрей.
        Место в «лодке» – моё. Но я стою неподвижно, и палочки сыплются на пол из моих разжатых рук…
        Как мне теперь жить? Что скажу я своим детям, забрав жизнь у семнадцатилетней девочки, почти ребёнка? Как понесу груз ответственности за всех тех, кто лежит сейчас «мёртвый» передо мной? И я совсем не хочу в «лодку» к Андрею.
        – Я Лариса, я умерла, – опускаюсь я на пол.
        И это тоже против правил.   
        В зале гаснет свет, звучит только музыка, разрываемая рыданиями Андрея.
        ________
       
        – Почему? Почему? – тряс он меня потом в коридоре, – Почему ты оставила меня одного?

        Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2012/01/04/126