Как думать по-еврейски

Владимир Гольдин
               
     Самыми здоровыми и успешными в науках, в спорте  оказались  евреи (27% всех нобелевских лауреатов и 20% всех олимпийских чемпионов). Пару лет назад в Израиль прибыла делегация педагогов из Южной Кореи, чтобы выяснить, каким же образом евреи пекут своих гениев. Уехали довольные. Им всё показали.  Привожу
 объявление на сайте  «Курсор» от 18.04.07: «Израиль научит всех желающих думать по-еврейски. Расширяется спектр отраслей, которые считаются сильной стороной израильского экспорта. К продукции хай-тека и различным оборонным технологиям добавляется знание того, "как думать по-еврейски". 
     В отделе МИДа Израиля, который занимается культурными и научными связями, скопилось множество просьб от различных учреждений, особенно из стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, связанных с распространенным в этих странах мнением об особом устройстве "еврейских мозгов".   Чтобы ответить на эти запросы,  МИД обратился к Эрану Кацу, автору книги "Секрет еврейских мозгов", переведенной на 7 языков. В этой книге даются рекомендации, как улучшить интеллектуальные показатели и память, используя методики, созданные в рамках еврейской религиозной традиции и обучению Талмуду.  МИД направил писателя читать лекции в Японии, Корее и Сингапуре. Намечено лекционное турне по Китаю, на очереди Таиланд, Голландия  и Италия.
     Среди секретов "еврейских мозгов" есть и психофизиологические:  например, покачивание вперед-назад верхней частью тела, как это принято при молитве у верующих евреев, способствует, по мнению Эрана Каца, лучшему снабжению мозга кислородом».
  По непроверенным  слухам, корейцы ввели в школах курс  талмуда. Поскольку я тоже немного учился этому, то поделюсь  с  читателями некоторыми известными мне секретами.  Я, правда, слышал это не от Каца, а от  раввина Ноя  Вайнберга.  Его труд называется «48 путей мудрости» и изложен на лекциях по-английски. Даю свой пересказ  небольшого фрагмента.
     Ознакомиться с мыслью (идеей) - лишь начало. Полный процесс в себя включает: 
1.  Подготовку почвы (вспашку) - то есть осознание состояния вопроса. Ответ без вопроса не воспринимается. 
2.  Имплантацию (посев) идеи, чтоб она проросла, то есть дала отростки - следствия и плоды - практические выводы. Понятая идея - не та, которую я могу повторить, а та, которую я могу развить. 
3. Жатву, то есть выбор и сортировку  выводов. Что приемлемо, «съедобно»,  а что вызывает отрицательные эмоции,  и почему.
4.  Следующая ступень  - "еда", усвоение идеи, включение в себя, в свои действия, привычки, мотивы поведения. Вплоть до эмоциональных реакций,  уже не только не требующих усилий, но и, наоборот, препятствующих ошибочным случайным действиям. «Усвоивший»  и значит - "обретший свойства". 
     Откуда брать «зерна»? То есть  каковы источники идей, источники знаний? 
1)Общение с книгой (компьютером, фильмом, концертом  и прочими видами не возбуждаемой вашим личным обаянием информации); 
2) Общение с человеком - устная традиция, информация, возбуждаемая и вашим личным обаянием, умением общаться и что-то давать взамен;
3) Общение с собой - психология сознания и подсознания, аутотренинг, самонаблюдение;
4) Общение с Создателем. Для кого-то это озарение, пророческое видение, а для кого-то, как заметил математик Томас Харди, это основной процесс сотворения абсолютно новых идей в любой отрасли науки. 
     Харди оценил вероятность случайного появления принципиально новых идей. Она так мала, что наблюдаемый поток идей требует наличия Источника. 
     Общению с книгой, компьютером и т.п. посвящена огромная литература и нет смысла её здесь цитировать. А вот вопрос общения с человеком с целью научиться ещё чему-нибудь  скромно обойден массовым вниманием.  Однако на фольклорном уровне, на уровне устной традиции научных учреждений изречения из "Поучения отцов" вполне работают. 
1) Служи мудрецам. 
2) Дели тяготы с другом. 
3) Увеличивай мудрость учителя. 
4) Не приписывай себе чужих заслуг. 
5) Ссылайся на источник. 
      Вот другие детали той же системы коллективного выживания вообще и коллективного саморазвития в частности.  Старайся: 
-быть любимым, 
-быть скромным, 
-обладать долготерпением, 
-знать свое место. 
      Эти элементы, как можно догадаться, отвечают за решение социально-психологических проблем. Детализирую лишь последнее, ибо в русской традиции оно звучит уничижительно, а в еврейской значит именно то, что сказано. Знай то место, которое твоё (ты там нужен, полноправен и счастлив). 
      Так выглядит фундамент крупным планом. Очертим некоторые детали. Рассмотрим некоторые правила. 
1) Внимательно слушай, то есть извлекай суть из того, что сказано. 
2) Выдели основные элементы. 
3) Уточни смысл слов. 
4) Скажи своими словами. 
5) Создай яркую краткую формулировку - кирпичик твоей мудрости. 
6) Найди место этому  кирпичику в строении твоих знаний. 
     Люди, даже очень способные,  далеко не всегда  действуют логично, последовательно  и целеустремлённо.  Поэтому разберитесь со своей целью. Так называемый кризис середины жизни – это вроде ужаса человека, который вдруг обнаруживает, что едет не в том поезде не в ту сторону.  Чтобы ваши поступки вели «в ту степь», а не в другую, задумайтесь над собственными желаниями и свойствами. Постарайтесь себя не обманывать. Даже очень сильные люди (и я это видел сам) могут впасть в страшную депрессию просто потому, что не пожелали разобраться сами в себе. Понимать свои эмоции и научится управлять ими не просто. Надо культивировать привычку ежедневно перед сном проверять свои деяния за день.
     Научиться мыслить вслух. Проговаривание  несёт в себе элемент самовнушения или, если хотите,  -  аутотренинга.  Работают  сразу три  органа – глаза, уши и губы, это заметно  упрочняет запоминание.   Но дело не только в этом. 
     Основой еврейского способа  учёбы за пределами начальных классов является не классно-урочная система, а хеврута.  Ученики парами читают учебник и громко обсуждают прочитанное.  Тишины в классе нет и в помине. К учителю  обращаются только  когда созревает вопрос. Чаще обращаются к другой паре,  известной своим уровнем знаний. В результате таких обращений и выявляется молчаливая оценка успехов в учёбе. В результате такой учёбы вырабатывается способность ясно мыслить и в боевой обстановке реальной жизни,  а не только лишь в кабинетной тиши. Пары подбираются примерно из равных по скорости мышления, что исключает известный всем бывшим ученикам европейской школы сон мысли, когда ждут слабых мямлящих у доски, или учителя, жующего  кашу для слабых.  Необходимость сидеть смирно, когда неинтересно, и не делать ничего  - одна из всеобщих причин ненависти к школе,  выражаемой выдающимися людьми.  Да, средняя школа - слишком уж средняя для великих людей.  А школа, изображённая Диккенсом в одном из романов, вообще ужас.
     Правда, непонятно, почему и как из таких школ вышло то поколение, которое обеспечило Британии высшую степень могущества и славы. Но уже следующее поколение заявило, что "Школы часто разрушают человеческий дух" (Дж. Леонардо);  "Они разрушают ум и сердца наших детей" (Дж. Козол);  "Школы не способствуют развитию ученика как человека" (Ч.Паттерсон).  А традиционная еврейская школа как раз  этим и занимается – развитием ученика как человека.
      Кризис европейской школы зашёл так глубоко, что  Иван Иллич  заявил, что школу надо ликвидировать. Его книга на эту тему так и называется "Общество без школ".  Только такое общество, по мнению Ивана  Иллича,  остановит происходящую сейчас деградацию человека, общества и планеты. Иллич предлагает  жить, непосредственно заботясь друг о друге, то есть руководствуясь идеей совместного выживания. Евреи веками именно так и живут - на грани выживания,   поневоле руководствуясь идеей совместного выживания.
      Иллич учителем никогда не был и, может,  поэтому не уловил, что начальное образование должно даваться в классе  и в ситуации почти конфуцианского почитания учителя. Ученики должны получить общую для всех базу общения.  В России, кто помнит, нормальные дети  радостно рвались в первый класс,  и авторитет первой учительницы на время затмевал даже авторитет родителей.  Но как только база интеллектуального общения создана, наступает очередь хевруты.
     Хеврута - нечто весьма похожее на идеи Иллича, поскольку Иллич так и ставит вопрос – учись с товарищем, а хеврута  - это от слова хавер – товарищ. Объяснение изучаемого другому (или другим)  прибавит тебе самому не только ясности в мыслях, но и мудрости в понимании своих затруднений. Чтобы стать мудрым, человек должен ясно сформулировать  изучаемое  вслух.  Даже себе. Разговор с самим собой - это власть над мыслью,  и этим надо уметь пользоваться. Проговаривай свою мысль, проговаривай изучаемое, проговаривай всё, что знаешь о жизни. Особенно если трудно сконцентрироваться – читай вслух.
     Определяй свою мудрость и пользуйся ею. Говори о главных событиях своей жизни (свадьбы, рождения,  похороны, попадание в опасные ситуации и выход  из них), тогда опыт, данный тебе в этих событиях, войдёт в систему твоего мышления, обратится в мудрость. Знания - это сырьё, а мудрость -  инструмент жизни.  Выделяй мудрость из знания. Мудрость целостна  - это ваша картина реальности, используемая для принятия решений. Знание же фрагментарно – из него надо  выделить то, что улучшает  картину реальности,  и вложить в эту картину, используемую для принятия решений.
      Если вы хотите достичь вершин в жизни, то  всякое знание и понимание должно служить делу выбора решения. Мудрый человек знает,  для чего он живет. Соответственно копит в голове не мусор, а средства достижения поставленной цели. Всегда помните о  главном и  существенном.
     Все мы хотим быть счастливыми, успешными и достигать вершины нашего потенциала. Говорите вслух: " Я хочу быть великим",  " Я хочу быть хорошим".  Повторяйте это себе и друзьям. Такого рода самовнушение хорошо  работает. Часто говорят - мальчишки  хвастливы, а ведь это есть способ подхлестнуть себя перед прыжком к победе. Ещё  писатель Куприн заметил в своём рассказе о борце, что борцы всегда считают поражение  случайным, а победу закономерной. А жизнь  - всегда борьба  и чаще всего - со своей трусостью  и ленью.
     Еврейская традиция прямо говорит: «Сознавай себя участником Творения». Всевышний сотворил мир десятью речениями, и ты можешь творить или разрушать себя речениями. Вот и не говорите никогда ни себе, ни друзьям: " Я не имею смысла", " Я глуп", " Я не пойму".  Вскоре вы начнете верить этому.  Конечно, с друзьями надо осторожно выражаться. Хвастунов не любят. Но будьте начеку, чтобы никогда не говорить  уничижительно  о себе близким, супругу (супруге) или детям. Это может убить жизнь и не раз убивало её.  Никогда не говорите "я не могу". Поскольку тогда вы  действительно не сможете,  даже если захотите.
     Говорить вслух  - это компонент  мудрости. Это помогает Вам концентрироваться так, чтобы Вы не заснули.  Это помогает самому себе  разъяснить нечеткие идеи.  Это есть система обратной связи. Язык - мост между телом и душой. То, что Вы говорите, - выражение того, кто Вы есть. Чем больше чувств вы вовлекаете в речь, тем более  сильное  впечатление  производит на вас новая мысль, тем надежнее она включается в вашу  картину мира.
     Записывать свои мысли  - это неплохой вариант мыслить  вслух. Именно собственные вдохновенные строчки  лучше всего возвращают вдохновение. Техника позволяет записать прямо живую речь. Попробуйте, если технических проблем у вас нет и речь хоть немного артистична. Эффект  может быть  даже сильнее, чем от письменной речи.  И вообще очень полезно сопоставлять то, что вы сказали, с тем, что вы имели в виду.  Очень помогает совершенствовать и мышление и способ донесения мысли до мозгов слушающих. Иногда только так и удаётся ухватить суть смутной идеи, бредущей в полусумраке  вашего сознания. А когда вы в волнении  воюете с проблемой, рвущей к тому же ясный поток мыслей всякими эмоциональными всхлипами, то очень полезно  фиксировать на бумаге все проблески конструктивной мысли, все «за» и «против» альтернативных решений.  И говорить при этом вслух, разгоняя эмоциональный туман.
     Увы,  в наш пропитанный бизнесом и медициной век  очень часто люди платят большие деньги, чтобы некая внешняя сила – психолог,  психоаналитик или даже психиатр привел в порядок их мысли. Человек, натренированный вести ясную беседу сам с собой, куда реже нуждается в этом.
     Когда вы боретесь с вопросом, который вы должны решить, рассматривая все  "за" и "против",  рассуждения вслух помогут вам  конкретнее определить трудности. Смутная проблема обретает чёткие границы,  если вы говорите это вслух и  сами себя слышите. Всё, за что психоаналитики берут очень приличные деньги, -  это заставить клиента вслух обозвать  свою  проблему.  Пока вам не станет привычно высказывание вслух, держите журнал. Запишите то, что Вы узнали. Это останется с Вами дольше  и будет со временем ещё яснее. Это - ключ к самосознанию.
     Оберните ваши цели в лозунги.  Членораздельные лозунги - это движущая сила, постоянно сидящий в мозгу побудитель к действию. Они  направляют вашу жизнь по  пути, которым вы хотите идти.  "48 Путей",  например,  являются  именно лозунгами, которые Мудрецы разработали для себя и для нас. Вот и объявите себе и друзьям  вслух: «Хочу быть великим!», «Хочу быть  наилучшим!»  Кстати, система знаменитого академика  Норбекова  целиком  стоит на таких лозунгах,  и он честно признаётся , что извлёк её из древнейших источников, разве что одел в современные словесные одежды  и подтвердил опытом.
     Мало найдётся людей, чьи нервы не реагировали  бы на бодрую песню приливом бодрости. Тривиальный медицинский факт.  Ну, так и пользуйтесь этим. Для верующего человека пение молитвы  по силе воздействия превосходит, конечно же, любое иное пение.  Перед входом в угрожающую окружающую среду  повторите много раз ваш основной набор ценностей. Это поможет прийти в равновесие.
     На этом  я остановлюсь.  И как скептик задам вопрос: «А при чём здесь иудаизм и талмуд? Разве Эйнштейн или Ландау,  Марк Спиц  (7 золотых медалей по плаванию на олимпиаде 1972 г) или   Марк Мидлер
(многократный олимпийский чемпион в фехтовании)  учили талмуд, или хотя бы были религиозны?
     Ответ простой. Ментальность сохраняется несколько поколений. Дети,  внуки, а порой и правнуки продолжают вести себя по традиции семьи.  Про себя точно могу сказать. Отец мягко, а мать жестко критиковали меня всякий раз, когда я отклонялся от принятых ими норм поведения и мышления.  Когда я, уже пожилым человеком,  услышал  раввина  Ноя Вайнберга,  то обнаружил на очень больших глубинах сознания именно эти принципы.   Может быть, я их прочёл ещё в «Пионерской правде»?  Я довольно много читал о самовоспитании. Но частью меня они стали просто потому, что так рассуждали и  действовали мои родители. И даже их  комсомольский  атеизм  этому не помешал. Идея Достоевского, что если Бога нет, то всё дозволено,  им точно не приходила в  голову.
     Несколько слов ещё и о молитве.  Лет с двенадцати я, подражая отцу, каждое утро делал зарядку и руководствовался принципом: «Проснулся  – вставай, иначе лень заест».  Я чуть со стула не свалился, когда прочёл в Галахе (правила поведения религиозного еврея) под номером один именно этот принцип.  От природы евреи вовсе не здоровее всех  прочих, скорее наоборот. Откуда же столько именитых спортсменов?  Вовсе не от генов.  От упорства и самодисциплины.   Негритянка  Вилма  Рудольф была в детстве парализована, а стала чемпионкой мира в беге.    Джон Вейсмюллер был хилым мальчиком,  ему врач посоветовал больше плавать. Он  стал многократным чемпионом по плаванию и сыграл роль Тарзана  благодаря своей мощной фигуре.
     Так вот для меня молитва - это своеобразный аутотренинг, то есть  зарядка. И вот что интересно. Бывало, что лень побеждала, и я валялся и не делал зарядку тела.  А молитву я за десять лет пропустил единственный раз. И вот тут мы подходим к вопросу об экономической пользе веры. 
     Знаете, почему  языческий Рим, жестоко преследующий первых христиан, сам вдруг сделался христианским?  Император заметил, что в любом деле на христиан можно положиться, а вот на  язычников,  увы, чаще нет. Поэтому сегодняшние игрища неоязычников – это не более чем карнавалы на природе.  Исторический опыт уже показал неэффективность язычества. Глупо повторять ошибки. Куда как полезнее собирать урожай выводов на самом современном поле опыта. Грядет экономика знаний, и она сконцентрирует в себе все умения и навыки к мышлению, выработанные разными народами.