Трое в рюкзаке. Виктор Келюев

Литклуб Листок
                Из блокнота путешественника

Всю ночь шел снег, от ветра гудела печная труба. Рано утром молодежь рванула вниз. А чуть погодя замело и следы Коляна с Художником. И остались мы вдвоем. Хантру срочно пустил в юрту. Провизии и дров полно. А погода не хочет улучшаться. Дня на три, минимум, не видать мне солнца. Пусть мой блокнот терпит меня –дадим волю моим каракулям. Чернил хватит – взял запасные стержни…

Точно, на третью ночь, проснувшись, замечаю странную тишину, печная труба больше не гудит, и не слышен вой ветра. Выхожу на улицу: – ба-а, сколько звезд на небе -то! И очень яркие такие. Завтра быть хорошей охоте. Радость-то, какая.

Утро. Вот это да-а! Не передать словами – это нужно только видеть. Как я рад, что вижу такую красоту. Как я благодарен Создателю за такую картину. Так пожалел, что рядом со мной нет Художника. Он-то сейчас был бы от восторга на седьмом небе! Хочется написать стихи. Взять в руки фотоаппарат. Очень пожалел, что не взял с собой его! Однажды попробовал сочетать фотографировать и охотиться и понял - эти два занятия несовместимы. Или фотографируй всерьез, или стреляй.

Идем проверять петли. От нашей старой лыжни абсолютно ничего не осталось. Это в духе зимней тайги. Надо полагаться теперь только на свою память – где поставлены петли. Сбиваю лыжной палкой снег на суках, собираю добычу. Зрелище это не из приятных. Особенно, где попадаются по две, иногда даже по три белки на одном суку. Сразу вспоминается картины фашистских акций в годы второй мировой против партизан. Ну, что поделаешь, работа такая сегодня – добыча пушнины. И раз петли стоят не пустые, значит так угодно Создателю? Дает он мою охотничью долю - не получаю от этой работы радости. Приходится отнимать жизни у меньших наших братьев.

Однажды был такой случай. Хантра повадилася проверять петли, а добычу оставляла на лыжне. Вижу только что попавшуюся на петлю белку. Бедняжка барахтается – пытается освободиться. А напарница моя уже возле белки и пробует ее на зуб. И вдруг,  взвизгнув, отпускает – белка с шуршаньем промелькнула вверх по вековому листвяку. Хантра скулит и лает, бегая вокруг дерева. Вот, говорю, будешь знать, что и у белки есть зубки, отчего тоже может быть неприятно и больно. А белки уже не видать даже в бинокль. Хантра, ладно - успокойся,  не нарочно же так получилось. Значит такая судьба сегодняшнего зверька. А Вы, белка, молодец! Сегодня Ваш день. Вы ушли от всех. От петли, от собаки и от охотника. Пусть Ваша зимовка будет удачной и пусть будет у Вас много-много бельчат, и они тоже пойдут по Вашим стопам.

Хантра не может долго идти по свежему рыхлому снегу и устроилась позади меня, изредка выбегая в сторону, заливаясь звонким лаем, находя очередную добычу. Ух, ты!! А это уже абсолютно горячий соболиный след. Утром он был здесь точно. Тропить? Да, тропить. Собака не понимает, чем я занимаюсь, недоуменно смотрит на меня, но все же идет за мной. Вот уже кедрач позади, обливаясь горячим потом любуюсь красотами открывшегося пейзажа. И снова пожалел, что не взял фотоаппарат. Следы повели к курумнику, обрываясь отверстием в снегу. Хантру носом тычу в это отверстие, а она  не понимает, что от неё требует хозяин. Пора возвращаться, не взять нам, Хантра, царского зверя. Как-нибудь в другой раз. Теперь мы знаем, где он отдыхает днем.

Однажды возвращаемся с охоты, и тут Хантра залаяла, направив свой взор на юрту. Достаю бинокль – ба, а это лошадь моего шурина. Как он тут оказался? Сейчас не время на лошадях разъезжать. Разные мысли промелькнули в голове. Плохие - старался гнать прочь. В юрте тепло, чай горячий. Шурин говорит, что с каждым днем цена на орех растет. И он решил поработать, узнав, что я давно тут. В сердце отлегло – дома все в порядке. Говорит – тщательно выбирал дорогу, лошадь добрая, вынесла через сугробы. Замечает, что Хантре остается не так уж и много времени – скоро ей выводить щенков. А я думал, что в запасе имею еще месяц.

Снова погода начинает хмуриться. Завтра спускаюсь домой. Светает. Идет снег. А Хантры нет. Прав был Шурин – природа взяла свое. Он говорит мне – ей сейчас не до Вас, заботы у нее. Давайте, я присмотрю за ней, а Вы идите домой…

Через некоторое время спустился с тайги мой Шурин и рассказывает:

- Кое-как подстелил под щенков овечью шкуру. Дал «мамаше» покусать мой рукав. Рядом оставил бельчатины, они там под валежником...

Чуть свет, я рванул наверх, навстречу четвероногому напарнику, несмотря на непогоду. Нельзя ждать улучшения погоды. Там меня ждет мой друг с маленькими щенятами. На перевале попал под буран – буквально падал и зарубался лыжными палками. Оказывается, и здесь бывают такие ветра! Захотелось врыться в снежную пещеру и переждать пургу. Поймал себя на мысли, как будто я сейчас снова там в горах. Ярко-ярко вспомнились восхождения, друзья, спасработы, как с Сашей 1996-ом чуть не ушли под лавину. Была бы тогда, лавина покрупней, наверное, не было бы нашей связки, и сейчас эти строки не писались.
Горы и непогода. И если в это время там люди… 1982-ом под ударом молнией погиб Алексей Воронин в Тянь-Шани, 1997-ом во время спуска на склоне Эвереста остался Николай Шевченко. Каждый альпинист в душе готов к такому уходу как Николай Алексеевич. Мои друзья и учителя!

Нельзя возвращаться назад. Меня ждут. Неважно, в каком обличии ждут - в человеческом, или в ином. Сейчас именно тот случай – момент истины. Или возвращаюсь и остаюсь без друга с маленькими детенышами, или через пургу все-таки дойду. И если что-то случится – значит, судьба. Будет мне уютно посреди тайги…

Все-таки я дошел, хотя видимость была нулевой. Мне Боги, видать, помогли - не умирать же маленьким детенышам Хантры, правда? Вспомнил лопату художника, сгребая сугроб с двери юрты. Как мне было бы удобно сейчас, имей я его лопату. Кстати, когда я его спрашивал, зачем ему лопата, он так и ответил, что в случае непогоды вроется в снег и переждет. Вдруг вижу - через пургу бежит ко мне мой верный друг! Давно не было у меня такой радости! Ну, здравствуй! Давай, показывай молодежь! Трое щенят, упитанные какие! Все впятером перебрались в юрту.

Раз поднялся, поохочусь, пока продукты есть. Хантре сейчас не до меня, не отходит она от детенышей. Аппетит неуемный. Ест все подряд. Конечно, щенятам нужен корм, тем более зима. Борьба за выживание  с холодом и голодом. Хорошо, что тайга щедра, мяса много. Погода как следует не проясняется – каждый день то снег, то ветер. Но каждый день мой рюкзак с охоты возвращается не пустым.

Встала погода: на небе ни облачка, даже легкого ветерка нет. Штиль абсолютный. Но продукты кончились. Опять придется возвращаться вниз. Щенки удобно устроились в моем рюкзаке. Молодая мамаша легкая и быстрая уже облаивает белок. Стою на перевале. Здесь недавно мне было совсем нелегко. Закрываю глаза и дышу, пока…