Условная свобода

Кудряшов Николай
  Время - главный и беспристрастный экзаменатор жизни. Оно постоянно проверяет всё  происходящее в истории, как всего человеческого общества, так и отдельных его индивидов. Вся жизнедеятельность человеческого общества состоит из постоянного выбора того или иного направления в своём развитии и если выбор неудачен то наступает стагнация общества, которая замораживает устаревшие не эффективные формы политического, экономического и всего общественного развития. Таким образом, в историческом движении происходит виток приводящий общество к моменту ответственности выбора направления из современной, данному времени, точки выбора к точно такому же выбору стоящему от исходного времени десять, сто или двести лет назад. Несмотря на то что в обществе уже развиты радикально новые отношения, выбор сделанный когда-то может продолжать тормозить общественное развитие.

  В 1861 году император Александр 2, ясно осознавал что стране просто необходимы коренные реформы в сельском хозяйстве. Неэффективная система крепостничества сдерживала
развитие преимущественно аграрной страны. Земли помещиков продолжали оставаться в их  собственности. Император не рискнул изъять из пользования помещиков огромные земельные владения. Ставшие лично свободными крестьяне вынуждены были брать у своих бывших помещиков наделы, за что приходилось отбывать рабочую повинность на работах у барина или платить тягловые деньги освобождавшие их от повинности за арендованную землю. Такое правило, должно было оставаться до тех пор пока государство полностью не расплачивалось с помещиками за их земли. Затем крестьяне в течении сорока девяти лет должны были выкупить эти земли у государства. Однако, и в этом случае земельные наделы выделенные государством, так и не становились собственностью крестьян, они передавались во владение крестьянским общинам. Каждый крестьянин был приписан к своей общине и без согласия "мира" не мог из него выйти. Крепостное право, таким образом, трансформировалась в право крестьянского "мира". Личная свобода для крестьян оказалась фиговой, крестьянин без согласия сельского "мира" не мог сделать своего выбора. Если, для кого отмена крепостного права и явилась прорывом, то это в первую очередь крестьяне уже бывшие к моменту отмены крепостного права лично свободными, сумевшими ранее выкупить себя и свои семьи из крепостной зависимости, и успевших обзавестись своим собственным хозяйством. Правда, справедливости ради, необходимо отметить что таких крестьян было очень и очень мало.

  В народной памяти, виде устных сказаний и легенд ещё сохранились  отдельные воспоминания об этом времени. Устное народное творчество наложило на них свой отпечаток и зачастую правда переплелась с вымыслом, одно историческое событие наложено на другое. Но в них, в этих сказаниях продолжают по прежнему жить хорошие и плохие барины, отображены чаяния и надежды людей, и самое пожалуй главное история отображена не сухими черствыми строками цифр, а живой и реальной жизнью.